На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Социально-психологический тренинг межличностного общения
Социально-психологический тренинг межличностного общения
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги
Индекс материала
Социально-психологический тренинг межличностного общения
Занятие №3-№7
Все страницы

А. С. ПРУТЧЕНКОВ
кандидат психологических наук
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в связи с резким обострением политических, социальных, экономических и других противоречий все больше внимания уделяется проблемам человека. изучению его индивидуальных особенностей и возможностей, исследованию потенциалов межличностного и межгруппового общения и т.п. Особая значимость личностного фактора как важнейшего резерва для решения стоящих перед нашим обществом проблем требует принципиального изменения и содержания, методов образования и воспитания человека на всех уровнях.

Наиболее полно задачам обновления существующей воспитательнообразовательной системы соответствует активное социальнопсихологическое обучение, или социальнопсихологический тренинг, который обеспечивает высокую познавательную активность обучаемых в овладении необходимыми практическими социальнопсихологическими знаниями и коммуникационными умениями. Значительная интенсификация педагогического процесса в социальнопсихологическом тренинге обеспечивается, с одной стороны, за счет интеграции теоретических положений педагогики, социальной и педагогической психологии, а с другой за счет новой организационно дидактической формы обучения учебнотренировочной группы, которая открывает широкие возможности для использования групподинамических закономерностей в организации учебновоспитательного процесса.
Активное социальнопсихологическое обучение уже сейчас можно рассматривать как новое направление в педагогике, обеспечивающее интеграцию различных прикладных аспектов психологии, элементов психотерапии, организации умственного труда, культуры эмоций и мышления, творческого потенциала педагогического общения в процессе формирования гармоничной личности. Эффективность этого процесса обеспечивается за счет целого ряда групповых феноменов. Прежде всего это возможность получения обратной связи и поддержка от людей, которые имеют общие проблемы и переживания, возникающие во время занятий учебнотренировочной группы. Кроме того, в такой группе человек чувствует себя принятым и активно принимающим других, он пользуется полным доверием группы и не боится доверять другим. Во время занятий он окружен заботой и сам искренне заботится об окружающих, помогает и рассчитывает на помощь. Еще одна принципиально важная возможность, которая появляется в процессе активного социальнопсихологического обучения, в рамках группы человек может экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые для него умения и навыки взаимодействия, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность. Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими, группа в значительной мере облегчает самоанализ и самораскрытие каждого члена этого временного социального объединения. И пожалуй, самое главное это интенсивная подготовка к активной и полноценной жизни среди людей.
Трудности и противоречия, которые объективно отталкивают сегодня людей друзей друг от друга, создают атмосферу страха, вызывают ощущение "одиночества среди толпы", зачастую рождают чувство неуверенности, замешательства, бессилия. Но опыт, приобретенный в учебнотренировочных группах, создает определенный социальнопсихолгический "иммунитет", помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном и деловом общении практически у каждого человека. Умения и навыки, которые формируются в искусственно созданной социальнопсихологической среде, помогают эффективно осваивать сложности реального мира межличностных отношений.
Анализ научных публикаций по данной проблеме позволяет выделить несколько основных направлений развития социальнопсихологического тренинга: а) поведенческий, ориентированный на развитие специальных умений (коммуникативных, умения разрешать межличностные конфликты и т. д.); б) личностноразвивающийся, направленный на изменение личности обучаемого с помощью преобразующего воздействия тренинговой группы и личности руководителя; в) ситуационноаналитический, ориентированный на углубление опыта анализа ситуаций общения (имеется ввиду повышение адекватности самоанализа, изучение партнера по общению, групповой ситуации в целом).
Ученые активно разрабатывают теоретические и практические проблемы перцептивноориентированного тренинга.
Не углубляясь в теоретические проблемы социальнопсихологического тренинга, в данной работе мы остановимся на практических целях и задачах, основных принципах работы тренировочных групп. Кратко рассмотрим требования к личности специалиста, организующего и проводящего занятия группы тренинга. Наиболее подробно излагаются методы и содержание социальнопсихологического тренинга, которое может быть использовано как составная часть практических занятий таких курсов, как "Основы педагогического мастерства", "Методика воспитательной работы", а также нового интегративного курса для старшеклассников "Психологопедагогические основы деятельности учителя".

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Для эффективного функционирования группы социальнопсихологического тренинга руководителю, организующему занятия, необходимо предварительно продумать ответы на ряд вопросов. И первый из них какие цели и задачи преследует социальнопсихологический тренинг?
Цель группы, по мнению большинства психологов, занимающихся теоретическими и практическими вопросами тренинга, развитие социальнопсихологической компетентности личности, т.е. способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми. Но это не единственная цель, которую нужно ставить перед практикой социальнопсихологического тренинга. Есть еще две сопутствующие цели: развитие активной социальнопсихологической позиции участника тренинга, т.е. способности человека производить общественно значимые преобразования в сфере межличностных отношений; повышение психологической культуры как существенного аспекта всестороннего развития личности.
Общие цели социальнопсихологического обучения конкретизируются в следующих психологопедагогических задачах, к которым мы относим: а) овладение определенными психологопедагогическими знаниями; б) коррекцию и формирование социальнопсихологических умений и навыков участников; в) осознание целостности своего социальнопсихологического бытия среди людей; г) развитие способности адекватного и полного познания себя и других; д) овладение приемами декодирования психологических сообщений, идущих от окружающих людей и групп; е) обучение индивидуализированным приемам межличностного общения; ж) чувственное познание групподинамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям.
Следующий важный вопрос принципы организаций социальнопсихологического тренинга. Ведущим является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха.
Сегодня совершенно необходимо заменить существующий в школе административноавторитарный стиль отношений творческим сотрудничеством. Такой тип отношений выступает прежде всего как установка, как принятие педагогом личностноравноправной позиции по отношению к любому участнику учебновоспитательного процесса, будь то ребенок, коллега, родители и т. д. Именно такое отношение позволяет взаимодействовать с человеком на самых глубинных слоях внутреннего мира личности. Как демократизировать отношения в системе "учитель ученик"? На это психологи отвечают одним словом "диалог". Межличностный диалог это не любой диалог, разговор людей, а разговор с уважением... Это значит терпимость и заинтересованность, но не конформизм и равнодушие. В состоянии доверительного диалога с другим (другими) личность сама произвольно отказывается от психологической защиты и неизбежно самораскрывается. Нам еще предстоит освоить многомерный потенциал диалога, но сделать это необходимо, так как только на его основе возможно подлинное развитие и личности ребенка, и личности учителя.
Следующим принципом организации работы группы является принцип психологического события. В жизни мало полагаться только на эволюционные пути развития личности, в частности его коммуникативных качеств. Для реализации личностных перемен, перестройки отношений нужны "острые моменты, взрывы, потрясения", которые, по мнению А.С.Макаренко, должны быть не только конфликтными, но и созидательными. По этому в учебнотренировочной группе должны использоваться такие приемы, как откровенное обсуждение поведения участников, элементы психодрамы, и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.
Один из ведущих принцип самодиагностики, провоцируемой группой для каждого из участников и руководителя. Руководитель включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы каждый из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предлагаемых путях их решения. После формирования самодиагноза важна психологическая поддержка группы.
Необходимо отметить и принцип натурной материализации изучаемых социальнопсихологических феноменов. Благодаря материализации многие проявления человеческой психики предстают перед членами группы не только в виде абстрактных, теоретических понятий, а будучи лично глубоко пережиты, становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предлагаемых межличностных феноменов каждым участником тренинга.
Одним из новых принципов является, несомненно, принцип личностного подхода к организации учебновоспитательного процесса. Этот принцип, по мнению В.А.Сухомлинского, предполагает более широкий подход, нежели его толкование в современной традиционной педагогике и даже в педагогике сотрудничества. Вся педагогическая система В.А.Сухомлинского основана на идее замены традиционного субъектобъектного подхода педагога к ребенку на качественно иной субъектсубъектный подход, т.е. выход на уровень межличностного общения.

Чрезвычайно важным является вопрос о комплектовании группы. Необходимо проводить предварительные индивидуальные собеседования и общий разговор с группой. При формировании группы лучше не включать в нее людей с сильно стереотипизированной психологической защитой. Такого рода занятия могут усилить тревожность субъекта. Кроме того, он может оказать непродуктивное воздействие на групповой процесс. Нежелательным также является участи людей, которые не намерены продуктивно работать в плане личностного развития и идут в группу только с целью познания метода как новой педагогической формы воспитательной работы или же просто с целью приятного времяпрепровождения и отдыха.
Принято считать, что наиболее оптимальный возрастной период для такого обучения с 16 до 40 лет. В более раннем возрасте, с 14 до 16 лет, такое обучение можно рекомендовать только в случае социальной дезадаптации, различных форм "отклоняющегося" поведения. После 40 лет структура личности, как правило, стабилизируется, и ее изменение будет требовать от субъекта значительных усилий, на что человек не всегда согласен и способен.
Отправным пунктом для обеспечения успешной работы группы тренинга является принцип добровольности. Члены группы должны иметь естественную заинтересованность в собственных изменениях. Принудительно можно заставить посещать группу, но не обучаться в ней, добиваясь личностных изменений. Сплоченность в группе возникает быстрее, если группа закрыта. Продолжительность занятий в целом должна быть определена с самого начала. Опыт занятий говорит о том, что лучше работать крупными блоками, так как много времени теряется на "размораживание" участников группы тренинга, их эмоциональное вхождение в групповые процессы.
Располагать участников тренинга лучше по кругу, в мягких креслах (можно на ковре). Важно, чтобы участники обучения были уверены, что их не подслушивают.
На начальной стадии обучения наиболее важной задачей, которую решает руководитель, является становление групповых норм и усвоение участниками основных принципов тренинга. Руководитель должен ознакомить группу с основными принципами нормами общения.
1. Общение по принципу "здесь и теперь". Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, давно случившихся событий и т. д. В этом случае непроизвольно срабатывает механизм психологической защиты. Но основная идея тренинга в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемное зеркало или даже систему таких зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих проявлений. Это достигается, в частности, тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, основанная на доверительном межличностном общении.
2. Принцип персонификации высказываний. Суть его заключается в добровольном отказе от безличных речевых форм, помогающих в повседневном общении скрывать собственную позицию говорящего или же избегать прямого высказывания в нежелательных случаях. Конкретно вместо суждений типа: "обычно считается...", "некоторые полагают, что..." в группе необходимо говорить личными формами: "я считаю, что...", "я полагаю..." и т. д.
3. Принцип акцентирования языка чувств. В соответствии с этим принципом участники группы должны акцентировать внимание на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и своих партнеров по группе) и при обратной связи по возможности использовать язык, фиксирующий указанные состояния. Пример такой формы языка представляет констатация типа: "Твоя манера разговаривать на повышенных тонах вызывает у меня раздражение". Для повседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентированной манере не является типичным. Соответственно перед каждым участником стоит задача определенной перестройки своего общения и, в частности, выработка умений "поймать", четко идентифицировать и по возможности адекватнее выразить свое чувство.
4. Принцип активности. Активность является основной нормой поведения в тренинге, она подразумевает постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие. С целью активного всматривания, вслушивания, вчувствования в самого себя, партнера, группы в целом. В жизни человек часто как бы замыкается на себе, центрируется лишь на собственных проблемах. Необходимо научиться сочетать эту погруженность в себя с активной включенностью в другого, в анализ групповых процессов. На занятиях поощряется конструктивная полемика между участниками, включая руководителя.
5. Принцип доверительного общения. Один из фундаментальных элементов тренинга климат доверительного общения, который в решающей степени ускоряет групповую динамику, обусловливает результативность занятия. Как самый простой и первый шаг к практическому созданию климата доверия руководитель предлагает принять единую форму обращения на "ты", психологически уравнивающую всех членов группы и привносящую некоторый элемент интимности и доверительности. Доверительность поддерживается также правилом: "Говорить только правду или по крайней мере не лгать".
6. Принцип конфиденциальности. Суть этого принципа сводится к рекомендации на выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы. Это способствует становлению доверительности, так как участники уверены, что содержание общения останется в рамках данной группы, они легче включаются в открытый, искренний контакт. Участники не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным. Наконец, конфиденциальность позволяет группе сохранить дискуссионный потенциал, так как обсуждение участниками вопросов группы за ее пределами приводит к тому, что готовность и потребность в обсуждении этих вопросов в рамках самой группы уменьшаются, поскольку тема в какойто степени исчерпывает себя.
Для участников группы эти нормы общения в процессе тренинга излагаются в более конструктивной форме, и нельзя рассчитывать, что содержание этих принципов окажется немедленно усвоенным. Для этого требуется определенное время.
В качестве одной из закономерностей начального периода можно отметить некоторое противодействие со стороны отдельных участников, которое возникает изза боязливых ожиданий и чрезвычайно развитой психологической защиты. Для того, чтобы "сломать лед" скованности, можно использовать подгруппы (24 человека), в которых участники могли бы обсуждать волнующие их проблемы. Важно с самого начала работы группы установить между ее членами доверие. Задача каждого участника социальнопсихологического тренинга найти в себе мужество для преодоления собственного противодействия обучению и для постепенного превращения себя в объект исследования.
Важная для обучения атмосфера в группе создается по мере осознания ее участниками положительных аспектов своей личности, и поэтому именно этой стороне должно уделяться особое внимание. Именно открытие в себе новых положительных качеств придает силы для дальнейшего конструктивного изменения себя. Руководителю группы также необходимо обеспечить, чтобы никто из ее членов не был подвержен групповому давлению, нарушению конфиденциальности, чтобы не было "козлов отпущения", чтобы каждому участнику в случае переживания им кризисного состояния были оказаны необходимая помощь и поддержка.
При руководстве группой следует помнить, что обучение ее участников имеет ценность не только (и даже не столько) при интенсивном и сильном переживании чувств, а главным образом при их понимании, внутреннем переосмыслении, раскрытии причин их возникновения, т.е. при выявлении назревших вопросов и проблем, не поддающихся контролю и волевой регуляции со стороны самого субъекта.
В методическом обеспечении руководителя должен находится широкий спектр упражнений, позволяющих интенсифицировать тот или иной момент группового процесса или определение чувств членов группы. Но в тоже время нужно четко помнить, что этого мало, необходимо ясно себе представлять, что сделать группе потом с этим полученным материалом. Иными словами, искусство руководителя и эффективность обучения во много зависят от того, как он умеет использовать полученный материал, "вытягивать" из него учебный эффект, иначе даже самые эффективные и броские игры и ситуации могут оказаться непродуктивными.
Нужно предупреждать поспешные решения того или иного члена группы измениться, если они являются результатом просто наполнения эмоциональной энергии благодаря работе в группе, а не следствием глубокого самоанализа. Руководитель не должен выступать посредником в принятии членом группы решений относительно личных изменений, но его обязанность предупреждать необдуманные решения с учетом того временного энергетического подъема, к которому привели групповые занятия.
Особенно уместна активная поддержка руководителя, когда член группы проявляет готовность начать наполненное смыслом самоисследование; руководитель должен обдумывать и находить способы вовлечения членов группы в работу друг с другом, а также исследовать пути оказания помощи в понимании причин того или иного поведения в группе. Желательно периодически проводить рефлексию того, что происходит на занятиях, подводить промежуточные итоги направления развития группы.
Учитывая сложность групповых процессов, а также чрезвычайную важную роль руководителя в организации социальнопсихологического тренинга и те высокие требования, которые предъявляются его личности, ему желательно самому пройти обучение в такого рода группе в качестве ее члена. Благодаря этому он сможет узнать, насколько его черты характера соответствуют эффективной работе социальнопсихологического тренинга. Так, участвуя в группе, руководитель может узнать особенности своей реакции на критику, о своей потребности получать одобрение, о своих тревогах и факторах, повышающих чувство ревности, о своих тенденциях к лидерству, о том, на сколько реальны его представления о собственном "я", и многое другое. Например, потребность в одобрении будет мешать руководителю идти в случае необходимости на столкновение, конфронтацию с другими. Стремление к лидерству и управлению может порождать тенденцию механического использования методического инструментария социальнопсихологического тренинга с тем, чтобы поразить членов группы своим профессиональным мастерством. Несомненно, что при этих условиях забота об изменении участников, их личностном росте будет отодвинута на второй план. Таким образом, профессиональная компетентность руководителя является совершенно необходимым условием успешной работы группы социальнопсихологического тренинга.
На заключительных занятиях необходимо предупредить членов группы, чтобы они не переносили на прямую отношения в группе социальнопсихологического тренинга в жизнь, в другие коллективы.
Участники должны видеть реальный уровень развития другого коллектива и подходить к организации своих отношений с людьми творчески, не отвергая, а используя опыт, который они получили в процессе обучения.
Важно также проводить дополнительные встречи (через несколько месяцев, полгода и т. д.) для консультаций, поддержки нового поведения участников тренинга.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЯ ГРУППЫ.
СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

В этом разделе детально описываются семь занятий группы социальнопсихологического тренинга. Разумеется, все изложенное является лишь ориентиром, в практической деятельности необходимо творчески подходить к организации работы группы. В соответствии со спецификой состава группы, опытом руководителя, особенностями групповой динамики, социальнопсихологической компетентности участников можно использовать приведенные упражнения, добавлять свои и т. д. Одним словом, то, что излагается ниже, одни из вариантов проведения социальнопсихологического тренинга, окончательное слово за руководителем, организующим занятия такой группы.

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ*

Предварительные замечания
Целью первого занятия является создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников, ознакомление с принципами работы группы и выработка групповых ритуалов, освоение игрового стиля общения, запуск процесса самораскрытия, определение личностных особенностей каждого участника, над которыми ему предстоит работать вместе с группой.
Никто не может гарантировать, что все участники в равной степени многое извлекут из ситуаций и предлагаемых упражнений. Можно и нужно помогать друг другу, надо учиться это делать. Но каждый сам отвечает перед собой за то, что будет делать, за то, что увидит и почувствует, а также за то, чему научится. Может быть, некоторым будет трудно следовать инструкциям для упражнений, нелегко будет сконцентрироваться в определенное время на .конкретных ситуациях, порой будет возникать ощущение скуки или раздражения. Все это естественно и вполне уместно, но главное, чтобы такие переживания членов группы не заставляли отказываться от участия в упражнениях или ситуациях, не склоняли к поступкам, которые могут помешать другим.

• Каждое занятие рассчитано на 12.5 часа с группой не более 1012 человек.

Напоминание ведущему

Вашей основной задачей является оказание помощи группе в совместных поисках, в обучении на этой первой встрече и на всех последующих. Вы не учитель, не судья, не надзиратель. Вам нельзя подчеркивать свое превосходство над другими, своим поведением вы не должны вызывать восхищение или страх. Ваша помощь группе должна заключаться в:
подготовке помещения, в котором будет работать группа, включая музыкальное оформление, и необходимого материала: бумаги для записей, альбома для рисования. ручек, карандашей, английских булавок, текстов упражнений и заданий и т. д.;
разъяснении инструкции очередного задания и контроле за длительностью каждого задания;
организации совместного анализа того, что происходит во время упражнений, в форме обсуждения чувств и переживаний участников;
обязательном контроле эмоционального состояния участников группы;
проведении заключительного анкетирования на каждом занятии и зачитывании домашнего задания;
соблюдении ритуалов группы.
В наших интересах позаботиться, чтобы в конце работы члены группы рассказали о том, как они воспринимали вас в роли ведущего.

Примерное содержание занятия.

3накомство. Все участники садятся а круг. Руководитель раздает бумагу и ручки. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя, затем делит лист на две части вертикальной чертой. Левую отмечает знаком «+» а правую знаком «». Под знаком «+» перечисляется то, что особенно нравится (в природе, в людях, в себе и т. д.), а под знаком «» пишется то, что особенно неприятно для каждого в окружающем его мире («ненавижу трусость», «не люблю осень» и т. д.). Затем все зачитывают свои записи вслух (можно приколоть эти листочки к груди .и медленно ходить по комнате останавливаясь и читая, друг у друга записи).
Вариант, на листе бумаги каждый участник пишет свое имя, а затем 10 раз отвечает на одни вопрос «кто я?».
В практике групп существует еще несколько способов знакомства, например, каждый участник выбирает себя новое имя и, объявляя его, объясняет, почему именно он это имя выбрал, и т. д.
Выработка правил работы в группе. После того, как знакомство состоялось, руководитесь кратко повторяет основные принципы нормы работы в группе социальнопсихологического тренинга. Затем идет коллективное обсуждение этих норм, чтото можно добавить, чуть исправить и в дальнейшем пользоваться в работе группы только этими принятыми нормами общения. Кроме того, часто группа вырабатывает своеобразные ритуалы, которые действуют только во время занятий. Например, ритуал начала занятий сесть плотно в круг, прижаться локтями друг к другу, закрыть глаза и молча посидеть 1 минуту, думая о всей группе. Или ритуал вхождения в групповую работу опоздавшего участника он обязательно должен прикоснуться к каждому, сказав чтото очень хорошее именно этому человеку от всей души и т. д.

Упражнение «Девиз».
Все участники по очереди (по кругу) говорят о том, какую футболку и с какой надписьюдевизом они купили бы себе, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовал его характеру.

Упражнение «Игрушка».
Каждый член группы думает о том, какой игрушкой он хотел бы стать (мог бы стать, если группа вдруг попросит его реанимировать эту игрушку). Затем группа пытается угадать «игрушку» каждого, идет обмен впечатлениями, своими ощущениями.

Упражнение «Свободный рисунок».
Всем членам группы выдаются листы бумаги и карандаши для рисования. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет. Главное, чтобы, было выражение собственных чувств, переживаний...
После того как задание выполнено, организуется импровизированная выставка рисунков, качество которых, безусловно, не оценивается, а идет обмен своими ощущениями от процесса творчества.
Упражнение «Угадай кто это? ».
Каждый из участников составляет подробную психологическую самохарактеристику, не указывая на такие признаки по которым можно сразу же узнать человека. Например, «меня очень беспокоит мой маленький рост...», если вы в группе самый низкий по росту, так писать, разумеется, нельзя. В этой самохарактеристике должно быть не менее 1012 предложений, признаков человека.
Затем все написанное сдается руководителю (или комуто другому из группы), он все перемешивает и зачитывает вслух одну за другой эти самохарактеристики. Группа пытается узнать чья же эта самохарактеристика, чей «психологический автопортрет»?
Список качеств, важных для межличностного общения.
На первом этапе этого задания проводится дискуссия с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, важных для общения. Любой член группы может высказаться, аргументируя свое мнение. Составляется сводный список качеств, важных для межличностного общения.
На втором этапе каждый участник заполняет свой листок, указывая качества, которые, по мнению группы, наиболее важны для межличностного общения. В этот индивидуальный список можно включать и дополнительные качества, важные, по мнению участника, но по какимлибо причинам не поддержанные группой. Затем все оценивают проявление этих качеств у себя, используя шкалу от «0» до «6» баллов, у каждой группы может быть своя шкала.
После того как асе оценили себя, этот оценочный лист сдается руководителю, так как он будет нужен для следующего занятия.

Упражнение «Телефон доверия» .
Инструкция: «Представьте себе, что набираете номер «телефона доверяя». О чем вы хотели бы спросить дежурного специалиста?. Задайте по очереди свой вопрос».
Ответом может быть коллективное обсуждение или чьето персональное высказывание, но обязательно в рамках роли специалиста, отвечающего на вопрос клиента по «телефону доверия». Для, первого занятия этого вполне достаточно. Каждый раз работа группы заканчивается небольшой анкетой, чтобы руководитель мог следить за развитием групподинамических процессов. Текст анкеты может быть таким:
Имя _____________________________________________________
Дата занятия __________________________
1. Сегодняшнее общение произвело на меня:
большое впечатление 5 4 З 2 1 никакого впечатления
2. Я чувствовал(а) себя:
свободно 5 4 3 2 1 скованно
3. Самое большое влияние на ход занятий, на мой взгляд, оказали (называются какиелибо упражнения, другие моменты работы):
а)_________________________________________________________
б)_________________________________________________________
в)_________________________________________________________
4. Лично мне мешало поведение:
а)_______________ б)_______________ в)_______________
5. На следующем занятии я хотел(а) бы участвовать в ролевой игре с:
а)_______________ б)_______________ в)_______________
Заполненные анкеты сдаются руководителю группы.
В конце занятия вся группа получает домашнее задание:
"Вспомните как можно больше и запишите ласковые имена, клички, прозвища, которыми вы в моменты наибольшей духовной близости называете своих близких, родных, детей, родителей, друзей и т. д.
На первом же занятии группа может выработать и ритуал прощания.

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

Предварительные замечания.
Цель настоящего занятия закрепление сильных сторон т.е. таких качеств, навыков, стремлений, которые человек принимает, ценит в себе, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе; изучение возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими людьми.
Люди привыкли считать, что работа над собой и самосовершенствование предполагают только анализ ошибок и борьбу со своими слабостями. Однако есть и еще одна, более важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе не только противника и виновника ошибок, но и сподвижника, друга и помощника. У каждого есть свои сильные стороны, но обнаружить их в себе порой оказывается очень нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней точкой опоры. Как это ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе.
Хочется обратить внимание на то, что «сильные стороны» это не то же самое, что «положительные черты характера» или «достоинства личности». Бывает и так. что какоето качество или умение оказывается очень сильной стороной данной личности, но окружающие люди не одобряют его. Поэтому при анализе «сильных сторон» очень важно принимать во внимание, для чего использует человек свои сильные стороны. Проведя «инвентаризацию» своих сильных сторон, необходимо подумать о том, как лучше воспользоваться ими.

Примерное содержание занятия
Если в группе, уже выработаны ритуалы общения, встречи, то работа начинается именно с этого. Например, все встают рядом в круг, поближе друг к другу. Руководитель обращается к группе со следующими словами:
«Закройте глаза». Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа... подержит его руку в своей. Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит внимание только на том, что слышит, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)... А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседа справа и слева, на ладонях, которых вы касаетесь... Постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая холоднее, к запомните, была ли это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)... Теперь попрежнему с закрытыми глазами разнимите руки и сосредоточьтесь каждый на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная клетка при каждом вдохе и выдохе (1 минута)... Попробуйте посчитать каждый выдох... и на пятом откройте глаза...»

Рефлексия прошлого занятия.
Группа садится в круг, и все желающие по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем занятии. Что особенно понравилось? Что не принято?. Что хотелось бы сегодня сделать подругому? Какие претензии есть к группе, конкретно комулибо, руководителю? Не надо ни кого заставлять, высказываются только желающие.

Психологическая разминка: упражнение «Здравствуй...».
Начинает один из участников и, обращаясь к соседу слева, с чувством радости от встречи с ним содержательно заканчивает «фразу: «Здравствуй...», выражая свое чувство и голосом, и жестом, и улыбкой.

Упражнение «Ласковое имя» .
Это проверка домашнего задания. Каждый участник проговаривает то, что он смог вспомнить, но обязательно искренне. Не надо просто зачитывать, необходимо проговорить с теми же интонациями, мимикой и т. д., как будто участник обращается именно к самому близкому человеку. При этом можно смотреть на когото из группы, кто наиболее приятен в этот момент. Так более активно идет вентиляция чувств.
Упражнение «Зоопарк».
Каждый из участников выбирает животное, птицу, рыбу и т. д. Затем в течение 23 минут все должны побыть этим существом, переняв что манеру движения, повадки, звуки и т. д. Но о своем выборе нельзя говорить вслух, нужно постараться изобразить это существо...
Затем группа обменивается впечатлениями, угадывая, кто же какое существо изображал.
Упражнение «Интервью».
Один на участников садится а центр круга. Группа может задать ему 5 вопросов, но строго соблюдая рамки какойто социальной роли сидящего а центре, например, вопросы как педагогу, как родителю, как студенту и т. д.
Затем следующий желающий садится в центр круга. Ему также задается 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли.

Упражнение «Захват инициативы в диалоге».
Двое участников садятся в центр круга. Один из них начинает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Делать это надо ясно вежливо, но настойчиво.
Группа следит за диалогом. Затем двое других участников садятся в центр, задание для них то же.

Упражнение. «Видение других».
Один из участников садится спиной к группе, он должен детально описать (по предложению группы) внешний вид когото из членов группы.
Вариант один из участников садится в центр, а другой должен детально восстановить последовательность его поведения, например, за последние полчаса, или в самом начале занятий и т. д.
Эти упражнения необходимо проводить регулярно для того, чтобы участники привыкали более внимательно относится друг к другу.

Упражнение «Разговор через стекло».
Двое из участников лишь с помощью жестов пытаются о чемто договориться. Тему можно сообщить одному из них, а он должен передать эту информацию своему товарищу, стоя перед звуконепроницаемым стеклом. Сказать то, что он знает, нужно, очень нужно, н... мешает стекло. Тем не менее передать придется

Сильные стороны.
Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является, может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий не брал в кавычки свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, безо всяких «но», «если» и т. д. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать любых выскаэываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Руководитель и все остальные члены группы должны внимательно следить за этим и пресекать каждую попытку самокритики и самоосуждения.
Итак, вызывается первый желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 34 минуты и даже если закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это эначит, что другие члены группы остаются только слушателями, они не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснения или доказательств. Может быть, значительная часть времени пройдет в молчании. Человек, говорящий о себе, не обязан обосновывать или объяснять, почему он считает те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что он сам в этом уверен.
По истечении 34 минут начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего выступавшего, и так, пока не выскажутся все по очереди. Руководитель следит за временем и дает сигнал, когда наступает очередь следующего члена группы.
После того как все высказались, руководитель раздает листы бумаги и карандаши, предлагая всем попытаться провести инвентаризацию своих сильных сторон и переписать их на листочке. Руководитель предлагает перечислить не только то, о чем уже говорилось о себе, но и «другие сильные стороны, который каждый осознает в себе в настоящее время.
Когда «инвентаризация» сильных сторон закончена, руководитель раздает всем листочки с перечнем качеств, важных для межличностного общения, которые были составлены каждым на первом занятии. Напротив каждого качества написана цифра, с помощью которой каждый участник оценил себя. Руководитель просит .всех заново оценить те же самые качества, т. е. проставить новую оценку.
После этого участники образуют группы по 23 человека. Каждая из них находит себе место, где можно разговаривать, не мешая остальным. Участники должны обсудить, как могли бы они, опираясь на свои сильные стороны, сделать чтото понастоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. Этому отводится около 30 минут. Затем участники возвращаются а общий круг и рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать своя сильные стороны.
Проводится анкетирование по той же схеме, что и на первом занятии.
Руководитель выдает новое домашнее эадание: «В продолжение первого домашнего эадания вспомните и запишите, какими ласковыми именами, прозвищами, кличками вас называют ваши близкие, родные, дети, родители, друзья и т. д.».
Если в группе уже есть какойлибо ритуал прощания, не забудьте про него.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.