На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Социально-психологический тренинг межличностного общения - Занятие №3-№7
Социально-психологический тренинг межличностного общения - Занятие №3-№7
Коррекционная работа психолога в школе - Тренинги
Индекс материала
Социально-психологический тренинг межличностного общения
Занятие №3-№7
Все страницы



ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ

Целью этого занятия является освоение невербальных средств общения, разрушение шаблонов повседневного общения, активное самораскрытие, преодоление психологических барьеров, дальнейшее освоение диалогового общения.

Примерное содержание занятия.
Перед началом занятия ритуал индивидуального приветствия, а затем уже в кругу ритуал приветствия группы.

Рефлексия прошлого занятия.
В принципе схема та же, но можно добавить еще одну позицию «Если бы я был руководителем группы, я бы...».
Наверное, следовать жесткой схеме при проведении рефлексии не надо, пусть высказываются все желающие по тем вопросам, которые у них есть, главное, чтобы не было равнодушных к тем процессам, которые идут в группе.

Психологическая разминка «Здравствуй, ты представляешь...».
Члены группы по кругу здороваются этой фразой, описывая какойнибудь интересный, смешной случай (эпизод), который произошел при общении с живым человеком в период между прошлым и этим занятием.

Упражнение «Ласковое имя».
Так же, как и на втором занятии, проверка домашнего задания. Участники должны проговорить искренне, интонируя ласковые имена, а группа следит за откровенностью и доверительностью высказывания.

Упражнение «Подарки».
Все участники по кругу высказываются: «Что бы я хотел подарить сидящему рядом?» Называется то, что, по мнению говорящего, могло бы понастоящему (порадовать человека, которому сделали такой подарок.
Затем тот, кому «подарили», благодарит и объясняет, действительно ли он был бы рад этому подарку. И почему?

Упражнение «Групповой рисунок».
Все члены группы начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя (или символ), рисунок, чтото важное для себя. Затем по сигналу руководителя все участники одновременно передают свои рисунки влево и, получив, разумеется, начатый соседом справа рисунок, продолжают уже его.
Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернет¬ся его листок. Узнать его, наверное, можно только по имени (символу). Затем необходимо осознать те чувства, которые испытывают участники во время самого процесса творчества и при виде собственного рисунка.
Вариант члены группы по очереди рисуют на общем листе бумаги, добавляя к композиции свои детали, молча выражая свои чувства, настроение в рисунке.

Упражнение «Да диалог».
Двое из участников садятся в центр и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу о погоде, о любимой книге и т. д. другой должен немедленно откликнуться, высказав свое согласие с тем, что сказал первый. Главное во всем соглашаться, обязательно отражая мысли партнера.
Группа следит за тем, чтобы участники диалога не выходили за рамки заданного режима работы т. е. не стали возражать друг другу. Затем следующие двое садятся в центр и работают также в режиме «да-диалога».

Упражнение «Эмпатия».
Одни из членов группы выходит из Комнаты. Остальные участники характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, какието проявления, т. е. высказывают свое мнение о вышедшем, причем только в положительном ключе. Ктото из группы ведет «протокол», записывая содержание высказывания и автора.
Затем приглашается уходивший, и ему зачитывается перечень мнений, но без указания авторов. Главная задача вошедшего определить, кто мог о нем такое сказать. Выслушав высказывание, он пытается понять чье это мнение, и называет когото из группы. И так отрабатываются все высказывания (но не более 10).
В заключение упражнения «секретарь», который вел протокол, зачитывает снова весь перечень, но уже с указанием авторов.
Выходи следующий Желающий, и процедура повторяется.

Упражнение «Брачное объявление».
Всем членам группы дается 35 минут на то, чтобы написать брачное объявление. Каждый пишет о себе, составляя психологический автопортрет, выделяя свои достоинства, которыми он мог бы заинтересовать другого человека. В инструкции необходимо оговорить, что важно выделять именно психологические характеристики, а не увлекаться описанием внешнего вида, тем более наличием (или отсутствием) квартиры, дачи, гаража и т. д.
Затем все по очереди зачитывают свои объявления, а группа помогает, добавляя то, что участник пропустил, т. е. идет редактирование объявлений, дополнение психологических портретов членов группы.

Упражнение «Внимание».
Все члены группы встают в различные позы. Один из участников, находясь в центре, старается запомнить всех в этих живописных позах. На это ему дается до 1 минуты. Затем он закрывает глаза, а 5 человек меняют чтото в своей позе, причем делается это таким образом. чтобы стоящий в центре не смог этого услышать.
Находящийся в центре, открыв глаза, должен определить, кто же изменился и в чем?
Затем в центр встает другой член группы, и упражнение повторяется.

Упражнение «Созвучно».
Двое членов группы, встав спиной друг к другу, по сигналу руководителя начинают удаляться друг от друга в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какого-то сигнала со стороны группы или друг друга, т. е. они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться, и сделать это. Затем они обмениваются своими ощущениями.

Упражнение «Без маски».
Все участники по очереди берут карточки, которые лежат стопкой а центре круга, и сразу без подготовки продолжают высказывание, которое начато в карточке. Высказывание должно быть искренним на пределе откровенности, «открытости» общения. Группа прислушивается к интонации, голосу говорящего и т. д., оценивая степень искренности. Если признается, что высказывание было неискренним, то свою карточку берет сидящий слева и также без подготовки продолжает начатое предложение. Если же группа признала, что высказывание было «зажатым», "шаблонным», то у участника есть еще одна попытка, но уже после всех.
Примерное содержание незаконченных предложений для этого упражнения:
«Чего мне иногда понастоящему хочется, так это...»
«Особенно мне не нравится, когда...»
«Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню...»
«Мне очень хочется забыть, что...»
«Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда...»
«Однажды меня очень напугало то, что...»
«В незнакомом обществе я, как правило, чувствую>>
«У меня немало недостатков. Например...»
«Даже близкие люди иногда не понимают меня. 0днажды...»
«В обществе лиц противоположного пола я обычно чувствую себя...»
«Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно, я ...
«Мне случалось проявить трусость. Однажды, помню...»
«Особенно меня раздражает то, что...»

Упражнение «Последняя встреча».
Инструкция. «Сядьте в круг, закройте глаза и пред¬ставьте себе, что занятия в группе уже закончены. Во идете домой. Подумайте о том, что вы еще не сказали группе, комуто из участников, .но очень хотели бы ска¬зать.'
Через 23 минуты откройте глаза и... скажите это!>

Руководитель проводит уже ставшее традиционным анкетирование.
Затем домашнее задание: «Опишите свои «добрые проявления» к комулибо из близких, родных вам людей. Что вы конкретно сделали по отношению к нему, в чем помогли?» Не забудьте ритуал. Работа группы начинается традиционно с выполнения ритуалов приветствия, рефлексии прошлого эанятия и психологической разминки: «Здравствуй. я рад тебя видеть...»
Участники группы обращаются друг к другу по очереди, заканчивают эту фразу: «Здравствуй, я рад тебя видеть...». Нужно сказать, чтото хорошее, приятное, но обязательно от всей души, искренне.
Проверка домашнего гадания.
Все участники рассказывают об одном из своих «добрых проявлений по отношению к комулибо из окружающих людей, говорят, в чем конкретно состояло это доброе дело, и обязательно ритуал прощания с группой.

ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель этого занятия закрепление навыков самораскрытия, игрового стиля общения, дальнейшее освоение средств невербального общения, изучение различных стилей общения, переход к анализу негативных сторон личности, ретроспективное самонаблюдение, усиление психологического проникновения в мир значимого другого, а также рефлексии (после выполнения каждого задания.

Примерное содержание занятия.
Работа группы начинается традиционно с выполнения ритуалов приветствия, рефлексии прошлого эанятия и психологической разминки:
«Здравствуй. я рад тебя видеть...»
Участники группы обращаются друг к другу по очереди, заканчивают эту фразу: «Здравствуй, я рад тебя видеть...». Нужно сказать, чтото хорошее, приятное, но обязательно от всей души, искренне.

Проверка домашнего эадания.
Все участники рассказывают об одном из своих «добрых проявлений по отношению к комулибо из окружающих людей, говорят, в чем конкретно состояло это доброе дело, и обязательно акцентируют внимание на своих ощущениях от этого доброго дела.

Упражнение «Рисуем музыку».
Слушая какоелибо музыкальное произведение, участники группы рисуют те образы, ощущения, символы, которые особенно четко ассоциируются у них с этой музыкальной темой. Каждый стремится выразить себя как можно полнее.
Организуется импровизированная выставка получившихся работ; группа делится своими впечатлениями.

Упражнение «Карусель» .
Группа делится на две части, одна из них образует внутренний круг, а другая внешний. По сигналу ведущего круги начинают двигаться: один по часовой стрелке, другой против. Затем снова по сигналу остановка и работа в парах.
Стоящий во внутреннем круге играет роль, которую определяет руководитель, например, продавца, который должен чтото продать покупателю, т. е. партнеру, стоящему во внешнем круге. В течение 23 минут идет ролевая игра, затем по сигналу руководителя происходит ролевой обмен.
Можно, если позволяет время, снова запустить круги, опять остановить их и дать уже другие роли.
Приложение. Примерный перечень ролей:
родственник, который долго не виделся с вами;
ребенок, получивший новую игрушку;
мужчина (женщина) рассказывает о смерти супруги (супруга) и т. д.

Упражнение «Стул».
Все участники сидят на стульях. Без всякой команды нужно всем одновременно встать, обойти стул, взять его за спинку. поднять до пояса, опустить, обойти с другой стороны и сесть на свое место. Все это должно быть сделано синхронно. И так 3 раза.

Упражнение «Замороженный».
Один из участников группы застывает неподвижно в любой позе с окаменевшим лицом. Задача «реаниматора» (им может быть любой из членов группы) «оживить», разморозить этого человека. Для этого можно использовать любые средства, но не задевая «замороженного жесты, взгляды, слова и т. д.
Признаки успешной работы непроизвольная улыбка «замороженного», его реплика, смех, какието другие проявления и т. д.
Затем другой встает в центр и застывает, выходит новый «реаниматор» и действие повторяется.

Упражнение «Волшебное слово».
Вся группа встает тесным кольцом, крепко взявшись за руки. Один из участников по жребию (или по желанию) становится в круг. Он должен найти такие слова, доводы, интонацию, жесты при обращении к кому-либо из группы, чтобы тот поверил в его искренность н захотел выпустить «узника» из круга. Если первая попытка неудачная, то можно попробовать еще раз.
Затем другой выходит в крут и пробует, используя «волшебное слово», выйти за пределы кольца. У него тоже две попытки.

Упражнение «Жесты».
В разговор вступают два человека, свободно общаясь друг с другом, они должны обязательно использовать самые разнообразные жесты. Причем как можно более активно! Группа следит, чтобы жестов было больше, но чтобы они были естественными в разговоре.

Упражнение «Нет-диалог».
Обычное начало диалога, но задача участников ни за что не соглашаться с партнером, во всем перечить, возражать вежливо, но настойчиво.
Группа оценивает, как удалось выдержать режим «нет-диалога».

Упражнение «Стиль общения».
Во время общей дискуссии на заданную тему, например. «Есть ли различия между психикой мужчины и женщины?» или «Зачем личности нужен коллектив?», каждый участник должен выполнить индивидуальное задание. Оно указано на карточке, которую участники берут по сигналу ведущего со стола перед началом упражнения. Каждый про себя читает это задание и переворачивает карточку так, чтобы окружающие не видели и не знали, какую роль он будет играть.
В ходе дискуссии каждый старается как можно точнее выполнить инструкцию, т. е. сыграть доставшуюся роль, а все вместе должны внимательно вчитываться в роли участников дискуссии с тем, чтобы определить, какую же роль получил тот или иной член группы.
Через 1015 минут руководитель дает знак закончить дискуссию, и все начинают говорить, как они поняли роли друг друга. Затем каждый вслух зачитывает то задание, которое он старался выполнить. Группа оценивает, как это получилось.
Набор заданий для участников дискуссии:
«Ты должен внимательно слушать других. Выступить не менее 3 раз, каждую свою реплику начиная с того, что говорил предыдущий оратор. При этом спрашивать «Правильно ли я тебя понял?» и вносить необходимые поправки в свои слова».
«Ты должен как минимум два раза высказаться во время дискуссии. Будешь слушать других только затем, чтобы найти предлог для смены направления разговора и подмены его обсуждением твоего вопроса».
«Ты будешь активно участвовать в разговоре, выступишь не менее 3 раз, чтобы у других создавалось впечатление, что ты очень много знаешь по этому вопросу и очень много пережил».
«Ты ярый спорщик. Ни в чем, ни с кем и никогда не соглашаешься! Упорно отстаиваешь свою позицию во время дискуссии».
«Тебе не дается никакого задания. Веди себя во время дискуссии так, как то обычно ведешь себя во время групповых обсуждений».
«Ты должен во всем со всеми соглашаться, очень просто и быстро меняя свое мнение».
«Ты должен как минимум три раза высказаться, всякий раз ты будешь говорить чтото, но твои слова должны быть абсолютно не связаны с тем, что говорили другие. Будешь вести себя так, словно совершенно не слышал того, что говорили до тебя...»
«Твое участие в разговоре должно быть направлено на то, чтобы помогать другим как можно полнее выразить свои мысли, после выступления каждого участника делать небольшое резюме».
«Твое участие в разговоре должно быть направлено на то. чтобы сплотить группу, способствовать взаимопониманию между членами группы».
«Как минимум 5 раз постараешься вступить в разговор. Будешь слушать других для того, чтобы вынести какието оценки и суждения конкретным участникам дискуссии, т. е. всех должен оценить».
«Ты очень деловой человек. Весь разговор тебе кажется бесполезным, поэтому ты периодически предлагаешь «подвести черту» и «сделать выводы».
«Тебе очень скучно при этом разговоре, так как тема тебя совершенно не волнует».
У одного участника совершенно пустая карточка, он должен вести себя так, как ему хочется.

Упражнение «Пойми другого».
Каждый член группы должен в течение 23 минут описать настроение коголибо в группе. Представить себе, прочувствовать человека, его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются вслух, а тот, чье настроение описывали, соотносит со своим действительным состоянием и подтверждает достоверность проникновений или опровергает это. Комментарии в этом случае не нужны.

Упражнение «Психологический портрет».
Каждый член группы составляет список черт характера, свойств и качеств коголибо из группы, нельзя, как и в случае с автопортретом, прямо указывать на признаки, особенно внешние, по которым' очень легко идентифицировать личность описываемого. В такой психологической характеристике должно быть не менее 10 12 черт.
Затем написавший зачитывает свое произведение вслух. а группа решает. кто же это?
После упражнения проанализировать, у кого лучше получился психологический портрет и в чем именно состояли глубина и точность проникновения в личность?
До сих пор группа работала только в режиме «+», т.е. главными задачами были актуализация и акцентирование внимания на положительных характеристиках личности, все помогали найти друг в друге чтото хорошее, на что можно было опереться, помогали развивать это в себе и т. д. Группа и дальше будет работать в таком режиме, но со следующего упражнения начинается актуализация и того отрицательного, что есть в каждом из участников. Нужно хорошо понять, что никто, кроме членов группы, не желает, пожалуй, так искренне добра и успехов друг другу в межличностном общении, что нужно быть готовым принять и эту отрицательную информацию о себе.

Упражнение «Список претензий».
Все участники на стандартных листах бумаги без подписи записывают свои уже накопившиеся претензии к остальным членам группы, в том числе и к руководителю, к группе в целом. Этот список анонимных претензий сдается руководителю, только ему. Он их смешивает, а затем читает вслух всей группе.
Если комуто не ясен смысл высказанной ему претензии, руководитель читает еще раз. Каждый должен высказать свое отношение к полученной претензии, которая адресована ему лично, дать обоснование, почему намерен (или нет) изменяться, согласен или нет и т. д. Традиционное анкетированне и домашнее задание.
«Опишите свое «доброе проявление» по отношению к человеку, который вам крайне не симпатичен. Сделайте чтото хорошее, доброе для этого человека».
Затем осуществляется ритуал прощания.

ПЯТОЕ ЗАНЯТИЕ

Цель занятия дальнейшее развитие умения воспринимать и понимать себя и окружающих людей в процессе общения с ними, активное самораскрытие, определение слабых сторон участников группы, отработка невербальных средств общения, овладение навыками высказывания и принятия обратной связи, общение на пределе откровенности, активное сопереживание и выражение симпатий.

Примерное содержание занятия.
Традиционные ритуалы встречи, начала занятий, рефлексия прошлого занятия, психологическая разминка:

Упражнение «Счет».
Один из участников называет любую цифру от 1 до того числа, сколько членов в группе присутствует на данном занятии, включая руководителя. В группе каждый раз должно быстро встать без всякой предварительной договоренности ровно столько человек, какое число было названо. Так повторяется несколько раз, пока наконец названная цифра и число встающих не совпадут.

Проверка домашнего задания.
Все участники рассказывают о том, что «доброго» им удалось сделать для субъективно не очень приятного человека. Как удалось это сделать? И главное какие чувства испытывали при этом?

Упражнение «Мой портрет» (Я глазами группы).
Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои представления о том, каким его представляет (воспринимает) группа, т. е. какими являются ощущения у каждого члена группы о нем, каким в целом является групповое чувство по отношению к нему.
Группа выступает в роли коллективного эксперта, но поправляет участника, который высказывает свои представления только в случае очень значительного расхождения с действительным восприятием группой этого человека.

Упражнение «Враги».
Один из участников садится в центр, а группа пытается представить врагов этого человека, людей, которые были, являются или могли бы быть врагами. Их возраст, социальное положение, психологические характеристики, в каких случаях и по какому поводу они стали бы врагами для сидящего в центре.
Находящийся в центре круга анализирует высказывания, предположения группы, если у него есть желание, то реагирует, подтверждая или отклоняя предположения других участников.
Затем в центр садятся другой человек, по желанию или по жребию.

Упражнение «Отверженный».
Одни из группы выходит из комнаты, оставшиеся называют 57 причин, по которым вышедшего участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, замкнут и т. д.
В группе выбирается «секретарь», который фиксирует высказывания, на этот раз без указания источника, так как мнение должно быть групповым. Затем приглашается выходивший, сначала он должен сам попробовать назвать 34 причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. После этого. зачитывается «протокол». У участника есть право на 1 вопрос, если чтото не ясно для него в этом перечне.

Упражнение «Прокурор и адвокат».
Участники делятся на две группы (произвольно). Одна играет роль «прокурора», другая «адвоката». Кто то из группы садится в круг по жребию или по мере психологической готовности. Группа начинает высказываться, «адвокаты» акцентируют внимание на положительных сторонах сидящего в центре, усиливают их, при водят подтверждающие примеры, а «прокуроры» аргументированно доказывают обратное.
Главное психологическое о6основание позиции.
Когда садится в центр следующий участник, обязателен ролевой обмен между подгруппами.

Упражнение «Мои слабые стороны».
Процедура выполнения та же, что и для упражнения «Сильные стороны» (смотрите занятие № 2). По 34 минуты каждый член группы высказывается о своих слабых сторонах, акцентируя внимание на ошибках, недостатках в сфере межличностного общения.
После выступления всех участников руководитель раздает листы бумаги для проведения «инвентаризации этих слабых сторон, а затем собирает то, что написали члены группы для работы на последнем занятии.

Упражнение «Достойны и ответ».
Каждому участнику предлагается продемонстрировать различные стили ответа в конкретной ситуации. Например. «ваш друг забыл вернуть вам деньги, взятые в долг на 1 месяц, а прошло уже целых три». Потребуйте от него, обращаясь к комулибо из группы в различных стилях. а) агрессивный, б) неуверенный, в) уверенно достойный.
Все члены группы должны пройти через это упражнение, .причем обязателен ролевой обмен.

Примерные ситуации для упражнения.
Друг занимает вас разговором, а вам нужно уйти. Вы говорите....
Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредил вас. Вы заявляете ему...
Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...
Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему...

Упражнение «Общение в парах».
Вся группа разбивается на пары и выполняет несколько заданий.
«Встаньте (сядьте) спина к спине И постарайтесь вести оживленный диалог о чемто важном для вас в течение 23 минут, оборачиваться, разумеется, нельзя. Затем обменяйтесь впечатлениями».
«Один из вас садится на стул, другой продолжает стоять. Вновь начинается диалог, в течение 2З мин говорите о своих проблемах. Затем поменяйтесь позами и продолжайте диалог».
«Установите зрительный контакт, пообщайтесь без слов в течение 23 минут».
Затем вер6альный обмен впечатлениями, своими ощущениями.
В этом упражнении пары могут быть постоянными, а можно после каждого задания менять их произвольно или по желанию участников.

Упражнение «Горячее кресло».
В центре стоит пустое «горячее кресло». По мере психологической готовности один из участников садится в это кресло и называет первого члена группы значимого другого, от которого он хотел бы получить обратную связь в полном объеме. Тот, к кому обратился сидящий в «горячем кресле», должен с полной откровенностью ответить на один единственный вопрос: «Как я к тебе отношусь?». Сделать это нужно наиболее полно и искренне.
После ответа первого, к кому обратился сидящий в центре, такую же обратную связь дают все остальные члены группы по кругу. Человек, сидящий в центре круга, должен стараться слушать как можно внимательнее, не спорить, не перебивать, не затевать дискуссий, не пытаться уточнить, чтоему говорят, не требовать объективных доказательств субъективных переживаний людей, дающих ему обратную связь.
Вариант. Сидящий в «горячем кресле» сам спрашивает 34 человек, значимых для него, и затем его сменяет другой член группы.

Положение об Обратных связях.
Обратная связь это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.
Особое значение следует придавать тому, чтобы человек, дающий обратные связи, опирался на свои субъективные ощущения, а не говорил о том, что из себя представляет тот, к кому он обращается. Есть очень большая разница между словами "я чувствую раздражение, даже злость порой, когда вижу. как ты смотришь на меня и шепчешь чтото другому" и словами «Ты настроен против меня, ты раздражительный и злобный человек». Старайтесь, чтобы члены группы в основном использовали высказывания только такого типа и совсем не употребляли второй тип. Руководствуйтесь следующими правилами:
Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
Не давай оценок и советов.
Помни: обратная связь это же информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей мере сведения о тебе в связи с этим человеком.
Говори и о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.
В заключение руководитель проводит анкетирование и выдает домашнее задание:
«Вспомните свои отношения с самым неприятным для вас человеком, с которым вы уже, может быть, порвали все связи, давно расстались и т. д. А теперь, используя ретроспективный анализ межличностных отношений, попробуйте найти в его характере, поведении, его психологических проявлениях не менее 5б положительных качеств. И запишите их».

ШЕСТОЕ ЗАНЯТИЕ

На этом занятии продолжается закрепление тех навыков и умений, которые уже появились у членов группы во время предыдущих встреч.

Примерное содержание занятия.
Ритуалы и рефлексия прошлого занятия стали уже привычными, но нельзя забывать о них.
Психологическая разминка.

Упражнение «Лучшее качество»
Все участники по кругу высказывают сидящему справа то лучшее качество, которое в нем есть, по мнению говорящего.
В ходе проверки домашнего задания каждый участник рассказывает о том, что положительного он вспомнил о очень неприятном для него человеке.

Упражнение «Изофантазия».
Всем участникам дается задание в течение 23 минут нарисовать несуществующее доброжелательное и очень общительное животное.
Затем организуется очередной «вернисаж» и обмен впечатлениями.

Упражнение «Прессконференция».
Один на участников садится в круг, и группа задает ему в течение 5 минут любые вопросы на любую тему. .Затем другой член группы садится в центр.

Упражнение «Читая брачные объявления».
Все члены группы выполняют следующее задание:
«Вы читаете газету, где много брачных объявлений. Одно из них привлекло ваше внимание настолько, что сразу захотелось ответить этому человеку.
Итак, каким может быть это объявление, т. е. нужно составить психологический портрет вашего «идеала». Требования те же не менее 1012 характеристик, качеств личности и т. д.»
После завершения задания все члены группы зачитывают свои объявления вслух.
Если на прошлом занятии не закончено упражнение «Горячее кресло», то необходимо его завершить на этой встрече.

Упражнение «Одиночество».
Руководитель дает такое задание: «Вспомните о времени, когда вы были более всего одиноки в своей жизни. Постарайтесь на 12 минуты воскресить это чувство и пережать его снова».
Затем организуется обмен своими переживаниями, и в случае необходимости группа оказывает психологическую поддержку.

Упражнение «Слушание».
Группа делится на две части по 56 человек. В каждой из этих подгрупп один из участников садится в центр и в течение 56 минут высказывается по теме «Мужчина среди женщин и среди мужчин» или «Женщина среди мужчин и среди женщин». Члены групп должны слушать с полным вниманием, не спорить, не в перебивать, воспринимая говорящего целиком.
Находящийся в центре должен говорить все отведенное для него время, если же он высказал все до истечения времени, то он все равно находится в центре круга. Затем по сигналу руководителя другой участник садится в центр к начинает говорить на ту же тему, время для него то же 56 минут. После того как выступят все, идет обмен мнениями и своими ощущениями.
Вариант. «Конкурс ораторов». Один из участников произносит речь, в течение 56 минут на любую заданную тему. Группа играет роль аудитории, которая не воспринимает этого оратора. Задача последнего установить контакт во что бы то ни стало.
В конце занятия руководитель проводит анкетирование и дает домашнее задание: всем членам группы необходимо описать проблему, которая представляется для каждого наиболее серьезной в сфере межличностного общения.

СЕДЬМОЕ ЗАНЯТИЕ

Это заключительное занятие, и руководителю нужно быть особенно внимательным по отношению к участникам. Обязательно следить за их эмоциональным состоянием, ориентировать группу на оказание психологической поддержки, если она комулибо потребуется.

Примерное содержание занятия.
Ритуалы встречи, начала занятий, рефлексия прошлой встречи и психологическая разминка:

Упражнение «Решительный отказ».
По кругу участники высказываются о том, от каких слов и привычек в общении с людьми они хотели бы отказаться. Причем все это нужно актуализировать, т. е. проговорить и продемонстрировать группе, опять работая на предела откровенности.

Упражнение «На приеме у психолога».
Это проверка домашнего задания в виде упражнения. Все участники по мере психологической готовности выбирают из группы «психолога» значимого другого, и, представив, что пришли к нему на прием со своей проблемой, которая мешает нормальному общению или дома, или на работе и т. д., рассказывают ему о том, что их, собственно, мучает. В качестве психолога может выступать и вся группа, если тот, к кому обратился человек со своей проблемой, не смог дать квалифицированную консультацию».
Основное упражнение этого занятия, которое в работе группы последнее, называется «Чемодан».
Один из участников выходит из комнаты, а остальные начинают собирать ему в дальнюю дорогу "чемодан" (ведь действительно скоро расставание. И нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни среди людей). В этот «чемодан» набирается то, что, по мнению группы, помогает человеку в общении с людьми, да и все остальные положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем. Но обязательно указывается и то, что мешает этому человеку, в чем его отрицательные проявления, с чем ему необходимо активно поработать.
Как правило, эта отрицательная часть «чемодана» собирается с трудом, в этом случае могут помочь листы с описанием слабых сторон личности каждого участника, которые есть у руководителя, так как они были собраны на пятом занятии.
Практически это делается обычно таким образом: выбирается «секретарь», он берет лист бумаги, делит его вертикальной чертой пополам, на одной стороне вверху ставит знак «+», на второй знак «». Под знаком «+» группа собирает все положительное, а секретарь записывает, под знаком «», все отрицательное.
Мнение должно быть поддержано большинством группы, если есть возражения, сомнения, лучше воздержаться от записи спорного качества. Для хорошего «чемодана» нужно не менее 67 характеристик и с той и с другой стороны.
Затем участнику, который выходил и все время, пока группа собирала ему "чемодан", оставался в коридоре, зачитывается и передается этот список. У него есть право на один вопрос, если чтото уж очень непонятно.
Выходит следующий участник (по мере психологической готовности), и вся процедура повторяется. И так пока все члены группы не получат свой «чемодан». Работа трудная. но очень нужная для всех участников, и ее необходимо сделать.
После выполнения упражнения «Чемодан» нужна небольшая музыкальная пауза. Затем члены группы составляют соглашение (контракт) с самим собой, отвечая на следующие вопросы:
1. Что нового о себе я узнал во время занятий группы? ______________________________________
______________________________________________________________________________________
2. Что нового я узнал о других людях?_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________
3. Что я хотел бы изменить в себе по итогам работы? _______________________________________
______________________________________________________________________________________
4. Каким образом я собираюсь это сделать? _______________________________________________
______________________________________________________________________________________

Составленные соглашения складываются в заранее заготовленные конверты, на которых указывается точный почтовый адрес подписавшего этот «контракт» с самим собой. Все конверты сдаются руководителю. Ом через месяц вышлет их по указанным адресам. И у участников будет еще одна возможность «встретить» самого себя таким, каким каждый из них видит себя сейчас, в конце работы группы.
Руководитель проводит последнее анкетирование и обращается к группе: «У нас последняя возможность выяснить то, что особенно мучает и тревожит каждого... Это действительно последний круг в таком составе... Если вы хотите чтото сказать, говорите, группа вас слушает... Каждый может обратиться к любому в группе, руководителю, группе в целом...
Успехов и счастья вам в этой жизни среди людей! Если идея таких занятий покажется вам интересной, если проведенные занятия не охладили ваш пыл и ни удовлетворили ваших потребностей, вы можете сами продолжить разработку таких занятий.
У нас есть просьба к преподавателю ведущему эти занятия. Попробуйте описать, как проходили ваши встречи, а главное оцените эффективность занятий, что дали они для развития социальнопсихологической компетентности участников. Автор был бы рад получить от вас обратную связь. Напишите о своей работе, недостатках, которые вы заметили в наших рекомендациях во время занятий.
Будем вам весьма признательны.

Словарь терминов, используемых в практике активного социальнопсихологического обучения.
Барьеры психологические психическое состояние проявляющееся в неадекватном поведении субъекта, что препятствует выполнению им определенных действий, например, барьеры в общении, проявляющиеся в отсутствии эмпатии, гибкости межличностных социальных установок.
Вентиляция чувств процесс, освобождающий индивида или группу от эмоциональных зажимов, защитных установок в той или иной области жизненного опыта.
Взаимодействие процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную обусловленность и связь.
Влияние процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т. д. в ходе взанмодействия с ним.
Восприятие межличностное восприятие, понимание и оценка человека человеком. Важной особенностью является не столько восприятие качеств человека, сколько восориятне его во взаимодействии с другими людьми. Важнейшие механизмы межличностного восприятия.
Идентификация понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним.
Социальнопсихологическая рефлексия понимание другого путем размышления за него.
Эмпатия понимание другого человека путем эмоционального вчуствования в его переживания.
Стереотипизация восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какойлибо социальной группы.
Групповая динамика совокупность внутри групповых социальнопсихологических процессов и явлений; к ним относятся принятие групповых решений, выработка групповых правил и ценностей, сплочение, конфликты, групповое давление и другие способы регулирования индивидуального поведения и т.д.
Групповое чувство осознание членами группы того, что они составляют особую социальную единицу, в чемто отличающуюся от других.
Защита психологическая специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение и сведение до минимума чувства тревоги, сзязанного с осознанием конфликта.
3начимый другой лицо, которому непосредственно подражают и которое тем самым служит моделью для интерпритации норм.
Конформность податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок.
Контакт установление возможности доверительного общения, характеризующееся отказом от защитных, социальных масок: возможен только как обоюдный процесс.
Личность системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении.
Межличностные отношения субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общении.
Обратная связь искреннее предъявление информации о своем отношении к другому человеку.
Общение сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Презентами процесс и способы представления, "подачи себя" окружающим людям.
Проблема осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации средствами наличного знания и опыта.
Разминка процесс создания доброжелательной атмосферы для подготовки участников к ролевым играм и упражнениям, способствует снятию настороженности и установлению доверия.
Рефлексия процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний; выступает в форме осознания действующим субъектом лицом или общностью того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями.
Роль социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Ролевой обмен обмен участников при выполнении заданий и упражнений теми ролями, которые они разыгрывают.
Самоактуализация стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самораскрытие передача достоверной информации о собственной личности другим людях.
Сопереживание уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы).
Социально-психологическая компетентность способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

ЛИТЕРАТУРА.
Арутюнин М.Ю.,Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком //Психология межличностного сознания. М.,1981.
Атвагер И. Я вас слушаю. М.,1985.
Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг.,1922
Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Социальнопсихологический тренинг как форма обучения общению //Общение и деятельность. Прага,1981
Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А. Социальнопсихологический тренинг предпосылка развития общения учителя с учениками //Психологические и педагогические проблеммы взаимодействия учителя и учащихся.М.,1980
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.М.,1982
Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций).М.,1984
Гиппиус С.В. Гимнастика чувств.Тренинг творческой психотехники. М. Л.,1967
Групповая психотерапия. Под.ред.Б.Д.Карвасарского,С.Ледера. М.,1990
Емельянов Ю.Н. Активное социальнопсихологическое обучение.Л.,1985
Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн.,1976
Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев,1982
Ковалев Г.А. Механизмы и эффекты процесса активного социального обучения //Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар,1983
Лоос В.Г. Об активных методах в психологической подготовке руководителей и педагогов //Психологический журнал. 1982.Т.З. №5
Межличностное восприятие в группе //Под ред. Г.М.Андресвой,А.И.Донцова. М.,1981
Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшекласникам о них самих: Книга для учащихся. М.,1990
Основы педагогического мастерства //Под ред. И.Я.Зязюна. М.,1989
Петровская Л.А. Компетенция в общении: Социально-психологический тренинг. М.,1989
Петровская Л.А.,Спиваковская А.С. Воспитание как общение диалог //Вопросы психологии. 1982.№5
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. Пер. с англ. //Общ.ред. и вступ.ст.Л.А.Петровской. М.,1990
Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (Комплексная психологическая коррекция). М.,1988
Форверг М.,Альберг Т. Характеристика Социально-психологического тренинга поведения //Психологический журнал. 1984. №4
Цзен Н.В.,Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М.,1985
Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. Под.ред. А.А.Бодалева,Г.А.Ковалева. М.,1983
Пректный рисунок как вспомогательная методика при групповом обучении общению //Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар,1983



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.