На главную Документация школьного психолога Документация и программы психологического центра Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
Документация школьного психолога - Документация и программы психологического центра
Индекс материала
Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
Организация концертной деятельности в Лицее искусств для развития одаренных детей
План работы Лицея искусств с одаренными детьми
Все страницы

Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в МБУ ДО «Детская школа искусств № 2» («Лицей искусств») г. Глазова

Организация условий для реализации творческих способностей одаренных детей в Лицее искусств

Одной из приоритетных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. На государственном уровне разработана целевая программа «Дети России», одним из направлений которой является программа «Одаренные дети». Разработана концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Наша страна остро нуждается в молодых и креативных специалистах во всех сферах жизнедеятельности. А что такое креативность? Это творческий, нестандартный подход к решению различных задач. Так кому как не школам искусств развивать в детях эти качества?

Вероятно, уже во многих школах имеются свои планы работы с одаренными детьми. И один из первых пунктов в них – качественный набор учащихся в 1-й предпрофильный класс. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Обнаружить одаренность посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно. Как это делаем мы? В нашей школе имеется разветвленная сеть дополнительных платных образовательных услуг для детей от 3 до 6 лет, которая охватывает в общей сложности более 400 дошкольников. Основным методом на данном этапе является мониторинг развития учащихся. По завершении подготовительного этапа преподаватели курсов дают рекомендации для родителей по поступлению на то или иное отделение школы. Также для дошкольников города мы проводим конкурсы художественного, театрального, вокального творчества, цель которых – выявление способных детей и приглашение победителей обучаться в наше учреждение.
Преподаватели имеют тесные контакты с музыкальными руководителями детских дошкольных учреждений, по рекомендации которых мы приглашаем детей на творческие просмотры и прослушивания. На всех курсах проводятся открытые зачетные мероприятия с присутствием родителей, выходом заведующих и преподавателей отделений. Основными методами на данном этапе являются мониторинг, беседы с родителями, анкетирование родителей.
После поступления в 1-й класс наступает постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения, т. е. тех, кто помимо природных задатков имеет внутреннюю мотивацию, без наличия которой ученик не может добиваться определенных результатов. А наша с вами задача активно и тонко способствовать развитию мотивации. Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков может быть переформулирована в проблему создания условий для творческого, интеллектуального и личностного роста детей.
Итак, к основным условиям отнесем:
- содержание образования;
- формы организации образовательного процесса;
- подготовку преподавательского состава.
Содержание образования касается в первую очередь образовательных программ, которые для одаренных детей требуют корректировки. В обучении одаренных детей рекомендуются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ. Это ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Рассмотрим чуть подробнее.
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития ребенка применение других форм учебной деятельности невозможно. Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления или «перепрыгивания» через классы своим неизбежным результатом имеет более раннее окончание школы, что может «свести на нет» все преимущества продвижения одаренных учащихся в соответствии с их повышенными познавательными возможностями. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному или углубленному учебному содержанию.
Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают способности в той или иной конкретной области знания или дисциплине. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания. Углубленный подход можно осуществлять через создание индивидуальных образовательных маршрутов за счет предметов по выбору, музицирования, сценической практики. Мы предоставляем эту возможность в данный момент для 12 учащихся Лицея искусств.
Обогащение. Этот подход ориентирован на выход за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось время для любимой деятельности, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора. Такое обучение может осуществляться высококвалифицированными преподавателями, владеющими инновационными образовательными технологиями через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.
Проблематизация образовательных программ предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний. С уверенностью можно сказать, что в нашей школе ряд преподавателей владеют проблемным подходом, хотя, к сожалению, в целом данный подход достаточно слабо развит в школах искусств.
Перейдем к формам образования. Школы искусств имеют большие возможности для индивидуализации образования и обеспечения благоприятных условий для развития одаренности. Часто в школы искусств приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться, они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний.
В отличие от общего образования мы используем индивидуальное обучение и обучение в малых группах. Теперь мы получили узаконенную возможность формировать группы по способностям, а также использовать другие нетрадиционные формы образования.
Мы для своих учащихся организуем школьные конкурсы (это конкурсы по сольфеджио, гитаре, фортепиано, на лучшее портфолио среди учеников, конкурс презентаций, эссе), мастер-классы, творческие лаборатории для учащихся с приглашением преподавателей хореографии, известных музыкантов-исполнителей, преподавателей-вокалистов из высших и средних
профессиональных учебных заведений страны. Летом Лицей организует творческую смену для наших одаренных учащихся.
Подготовка преподавательского состава. Известно, что базовый компонент профессиональной квалификации педагогов в школах искусств составляют:
а) общая профессиональная педагогическая подготовка – предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;
б) основные профессионально-личностные качества педагога.
Для работы с одаренными детьми необходимо развивать специфический компонент профессиональной квалификации педагогов:
а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;
б) профессионально-личностная позицию педагогов, позволяющую нестолько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность; не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;
в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатию; высокую и адекватную самооценку; стремление к личностному росту. Эти качества срабатывают эффективно лишь в системе
и должны быть подчинены важнейшему качеству педагога – «желанию жить в ученике».


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.