Культура официально-деловой речи
Просвещение школьников - Курсы для школьников

Задание 1. Прочитайте фрагмент из книги А. Н. Гвоздева «Очерки по стилистике русского языка» (М., 1965. С. 29). Почему официальный стиль называют «холодным»? Приведите несколько клише, свойственных этому стилю, и употребите их в речевых ситуациях. Определите, какие формы лица употребляются в этом стиле.
Официальный (холодный) стиль характеризует подчеркнуто-деловые отношения, без обнаружения личных отношений с адресатом, личных оценок по отношению ко всему излагаемому. Он и находит применение в деловых видах переписки и составляет одну из разновидностей делового стиля.

Не следует, исходя из обозначения «официальный», понимать, что такой стиль практикуется только в правительственных документах, и тем более, что правительственным документам всегда свойствен этот стиль. Другое его название – «холодный» – точнее подчеркивает его положение среди стилевых разновидностей, характеризуемых экспрессивной окраской, с этой стороны ему свойственна намеренная сдержанность, холодная вежливость. И это его качество выступает особенно выпукло, когда он употребляется в таких жанрах, в которых обычно применяются стили иной экспрессивной окраски, например, в переписке. В таком случае его «холодность» может служить выражением замаскированного отчуждения, натянутости отношений.

Задание 2. Распределите перечисленные названия документов на две группы: а) документы, в которых отступление от формы делает их недействительными; форма установлена очень жестко; б) документы, в которых возможны варианты; форма устанавливается не столь жестко: паспорт, автобиография, свидетельство о рождении, справка, диплом, аттестат зрелости, заявление, характеристика, протокол.
Задание 3. Прочитайте, выбирая из скобок то слово или сочетание слов, которое больше соответствует стилю текста.
1. Молодые специалисты, (окончившие, которые окончили) высшие и средние специальные учебные заведения, обязаны (в течение трех лет, три года) после окончания учебного заведения отработать там, куда (они были направлены, были посланы) на работу соответствующим министерством или ведомством. 2. Обязанность молодых специалистов (приступить к работе, начать работать) в соответствии с обязанностью руководителей предприятий, учреждений и организаций использовать их (работу, труд) в соответствии с (полученной, приобретенной) специальностью и квалификацией.
Задание 4. Прочитайте юмористический рассказ и охарактеризуйте нарушения требований к официально-деловому стилю в первом письме и во втором. Определите лингвистическую основу комического эффекта.
НЕ ЧЕХОВ
Директор механического завода делал третью попытку прочесть официальное письмо, подготовленное его заместителем.
«На Ваш № 475/16 от 6.12.77 г. в настоящем сообщаем, что в силу того, что фактическое наличие запрашиваемых сведений в части частей к редуктору РМ-250 подтвердилось частично, обращаемся с просьбой разрешить пролонгировать с целью увеличения наличия существующего сог...» – директор сломал карандаш, швырнул обломки и поднял телефонную трубку.
– Антон Палыч, зайди, пожалуйста, ко мне...
Через минуту заместитель появился в кабинете.
– Ты, Антон Палыч, деловой человек, опытный работник, но послушай, когда я отучу тебя от этого бюрократического стиля? Пишешь письмо, причём в министерство, и что ты думаешь, там твои спирали читать будут?
– Так ведь я... не Чехов, — привычно буркнул Антон Палыч.
– Возможно, ты не Чехов и не Анатоль Франс, но простое письмо ты написать можешь?
Заместитель сокрушенно молчал. Директор посмотрел на него и смягчился.
– Вот что... Бери это письмо и переделывай. Пиши просто, никаких «увеличения наличия». Небось, в личных письмах изъясняешься нормальным языком? Посмотреть письмо я уже не смогу: вызывают в Москву на совещание.
Через пять дней, в разгар совещания, заместитель министра прочёл «для разрядки» официальное письмо, адресованное ему механическим заводом.
«На Ваш № 475/16 от 6.12.77 г.
Здравствуйте!
В первых строках моего письма спешу сообщить, что письмо Ваше мы получили, за что большое Вам спасибо. Все живы-здоровы, чего и Вам желаем. Погода у нас стоит хорошая, правда, вчера выпал снег, но он растаял.
Насчет дела, о котором Вы спрашивали, могу сообщить, что эти вахлаки с завода запчастей совсем перестали посылать шестерёночки, а когда если и пришлют, то у них зубёшки не сходятся. Так что их запасов, которые были, скоро останется шиш с маслом. Очень прошу, рявкните на них между делом, а то никакой нет управы и возможностей в смысле обуздания с нашей стороны.
До свидания. Ждём ответа, как соловей лета.
Заместитель директора механического завода А. П. Чечкин».
а) Определите основные стилистические отличия делового письма от письма личного. Используя факты, упомянутые в двух письмах, составьте текст делового письма в соответствии с требованиями стиля и структурных особенностей этого речевого жанра.
б) Составьте письмо-ответ:
– положительный: согласие пролонгировать (продлить срок действия договора) договор о поставке частей к редуктору РМ-250;
– отрицательный: пролонгация невозможна.
Задание 4. Напишите заявления с просьбой:
– разрешить Вам академический отпуск. – оказать Вам материальную помощь.
Задание 5. Напишите доверенность на получение
– денежного перевода. – посылки на почте.
Задание 6. Напишите расписку в получении
– денежной суммы на приобретение канцелярских товаров. – мультимедийного проектора для проведения конференции.
Задание 7. Напишите объяснительную записку, необходимую, если Вы:
– не явились на экзамен. – опоздали на работу.
Задание 8. Укажите, какие документы необходимо написать в следующих ситуациях.
Вы нарушили распоряжение декана факультета.
Вы получили во временное пользование дорогостоящую технику. Вам необходимо срочно сдать экзамены.
Вы хотите перевестись с одного отделения на другое.
Вам необходимо, чтобы вашу заработную плату получил ваш коллега. Вы не успели вовремя подготовить необходимую вашему руководству документацию.
Вы не можете получить премию, так как уезжаете на каникулы. На время летней практики вы берете на кафедре персональный компьютер.
Задание 9. Прочитайте образцы заявлений центра занятости. Составьте резюме, соответствующие данным вакансиям.
1. Торговый представитель (торговая компания, продажа продуктов питания, бакалейная группа); работа с розничной сетью по сбыту продуктов питания, поиск клиентов, заключение договоров, контроль за исполнением, до 30
лет, желательно опыт продаж любых продуктов питания, з/п от 15 000 руб.
2. Руководитель отдела (жилой сектор) в агентство недвижимости; участие
в формировании отдела (15-18 чел.), организация работы, повышение квалификации сотрудников, муж./жен., высшее образование (желательно экономическое или юридическое), опыт аналогичной работы от 2 лет; з/п на испытательный срок – 15 000 руб.
Задание 10. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки и исправьте их.
1. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака.
2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи.
3. Пишите ваши инициалы полностью.
4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.
5. На вверенной Вам территории необходимо ещё возвести баню для жителей села.
6. Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу.
Задание 11. Замените нейтральные выражения клише делового стиля.
В настоящее время, занятия по расписанию, решили на собрании, из-за болезни, участвовал, долг, в прошлом году, руководил, просьба, жить, сообщить, помогли.
Задание 12. Определите коммуникативные функции следующих языковых моделей. Закончите фразы деловых писем.
1. На Ваш запрос сообщаем, что…
2. Просим Вас сообщить …
3. С сожалением сообщаем, что…
4. Напоминаем Вам, что…
5. В ответ на Ваш запрос сообщаем, что…

Текстовые нормы делового стиля

Выбор жанра документа обусловливает необходимость знания формы (схемы) соответствующего документа. Наиболее распространенными в нашей жизненной практике являются заявление, доверенность, характеристика, автобиография, резюме. Кроме того, полезно знать, как оформляются титульные листы курсовых и дипломных работ, докладов и рефератов.

Деловое (служебное) письмо – это форма официального общения между учреждениями, организациями, предприятиями, переданное по почте. Форму служебных писем имеют запросы, напоминания, сообщения, ответы, просьбы и т. д. Разнообразие содержания делает этот тип документа наиболее свободным. Основная нагрузка ложится на содержание и определяет разновидности делового письма – деловое письмо, запрос или просьба, ответ: В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой Вами продукции просим…; В ответ на Ваше письмо от … – от директора торговой фирмы директору обувной фабрики, в левом верхнем углу помещается штамп фирмы (адрес, телефон, расчетный счет; дата).

Заявление личное – документ, с которым частное лицо обращается в какую-либо организацию для реализации или защиты своих интересов, например, в нотариальную контору. Ключевое слово – просить, устойчивые сочетания: довожу до вашего сведения, со дня вручения вам настоящего заявления, в случае неполучения ответа.

Заявление исковое, подается в суд. В нем указывается истец, ответчик и приложения, например, еще один экземпляр заявления, марка госпошлины и т. д. Ключевые слова: не соответствует действительности и порочит достоинство,
на основании изложенного, в соответствии со статьей.

Докладная записка – жанр внутренней документации организации, адресованный должностным лицом должностному лицу вышестоящей служебной инстанции, носящий информационный, отчетный или информативный характер.
Используются клишированные конструкции: В соответствии с …; в связи с …; возникла необходимость (чего, в чем); для качественного выполнения; согласовать вопрос.
Ключевое слово прошу.

Объяснительная записка – жанр внутренней документации организации, адресованный должностным лицом должностному лицу вышестоящей служебной инстанции, содержащий информацию относительно какого-либо факта или документа.

В тексте обращают на себя внимание канцелярские обороты вывести из строя, принять меры воздействия; наличие страдательных причастий (был прорван, перетерт, выведен).
Задание 1. Познакомьтесь с особенностями и образцами других деловых документов. Составьте по аналогии заявление на имя декана, автобиографию, резюме.
Задание 2. В языке художественной литературы употребление канцеляризмов, штампов и неологизмов служит определенным стилистическим целям. Прочитайте отрывок из произведений А. Платонова, найдите элементы официально-делового стиля и установите их стилистическое назначение.
1. Среди прочих трудящихся масс жили два члена государства: нормальный мужик Макар Ганушкин и более выдающийся – товарищ Лев Чумовой, который был наиболее умнейшим на селе и, благодаря ему, руководил движением народа вперед, по прямой линии к общему благу. ...удивлялся силе города, бегущей в автобусах, трамваях и на живых ногах толпы («Усомнившийся Макар»).
2. В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчет с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительный документ ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда («Котлован»).
Задание 3. Тест «Умеете ли вы вести переговоры».
Предлагаемый тест позволяет понять, хотя и приблизительно, обладаем ли мы способностями вести переговоры. Следует дать спонтанный, но все-таки наиболее верный ответ, выбирая между «Да» или «Нет» в зависимости от вашего обычного поведения или образа мыслей.
1. Удивляют ли вас реакции людей, с которыми вы видитесь впервые?
2. Есть ли у вас привычка заканчивать фразу за других, так как вы считаете, будто знаете, что они скажут?
3. Часто ли вы жалуетесь, что вам не предоставляют подходящих средств, чтобы довести до конца свою работу?
4. Возражаете ли вы или хотя бы имеете такое намерение, когда критикуют мнение, которое вы разделяете, или коллективу, которому вы принадлежите?
5. Способны ли вы представить себе, что будете делать в следующие шесть месяцев?
6. На совещании, на котором вы не знаете всех участников, высказываете ли вы свою точку зрения?
7. Считаете ли вы, что во всех переговорах всегда бывает победитель и
побежденный?
8. Поговаривают ли о вас, что вы упрямы и твердолобы?
9. Считаете ли вы, что на переговорах, где надо добиться 5, следует
начинать с запроса в 10?
10. Трудно ли удается вам скрывать плохое настроение, когда играете с друзьями (например, в шахматы) и проигрываете?
11. Считаете ли необходимым отвечать пункт за пунктом кому-то, кто высказывает на совещании мнение, противоположное вашему?
12. Неприятно ли вам часто сменять один вид занятий другим?
13. Занимаете ли вы такой пост и получаете ли такую зарплату, какие рассчитывали добиться еще годы назад?
14. Считаете ли вы дозволенным использовать слабости других, чтобы достичь своих целей?
15. Уверены ли вы, что легко найдете аргументы, чтобы убедить других в
вашем праве настаивать на своем?
16. Готовитесь ли тщательно к встречам и совещаниям, которые вам
предстоят?
ОТВЕТЫ
Запишите по одному очку за каждый ответ, который совпадает со следующими: 1 – нет; 2 – нет; 3 – нет; 4 – нет; 5 – да; 6 – нет; 7 – нет; 8 – да; 9 – нет; 10 – да; 11 – да; 12 – да; 13 – да; 14 – нет; 15 – нет; 16 – нет.
От 0 до 5 очков. Вы не рождены для переговоров. Лучше всего для вас было бы выполнять работу, при которой другая личность принимает решения и справляется с проблемами.
От 6 до 11 очков. Умеете вести переговоры хорошо. Но для вас существует опасность проявить властные черты характера в неподходящий момент. Известное совершенствование в искусстве ведения переговоров не помешает вам.
От 12 до 16 очков. Вы ловки в переговорах. Но будьте осторожны: люди, которые вас окружают, могут подумать, что за этой ловкостью скрывается нечто нечестное, что вы пользуетесь недозволенными средствами.
Задание 4. Напишите заявление о приеме на работу (резюме, автобиографию, докладную записку и др.) в рукописном варианте и в современном компьютерном редакторе.
Источник: Культура речи: Практикум / Авт.-сост. И. П. Кудреватых, Л. А. Бессонова, Е. В. Кожемяченко, Л. М. Надумович, А. Н. Федоринчик. Минск – БГПУ, 2011. 170 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.