Предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка.
Нарушения
|
Проявление
|
Причина
|
Воспитательные методы и приемы
|
Непослушание- отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других членов семьи)
|
Невыполнение принятого в семье распорядка, режима дня, отказ выполнять трудовые обязанности, поручения, уроки
|
• Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний). • Нарушение этики общения (неосторожно сказанное, слово) и норм поведения. Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку. • Непедагогичные методы воспитания. • Недостаток родительского внимания. • Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями. • Преобладание наказаний над поощрениями
|
• Не ругать, не читать нотаций часто. • Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением. • Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки. • Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса. • Проявлять любовь и внимание
|
Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим
|
гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи
|
• Авторитарный стиль воспитания. • Деформация системы ценностей членов семьи. • Упущения в нравственном воспитании детей. • Подражание героям кино- и видеофильмов. • Чувства голода и усталости. • Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку. • Стремление самоутвердиться
|
• Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения. • Вовлекать в межличностные отношения. • Учить понимать переживания других; отождествлять себя с Другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для преодоления эгоизма. • Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. • Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка. • Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей. • Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка, • Проявлять любовь
|
Упрямство - неуступчивость, стремление добиться своего вопреки здравому смыслу
|
Сердитость, злость, сопротивление, настаивание на том, что хочется только ребенку
|
• Нарушение взаимоотношений родителей с ребёнком. • Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации. • Игнорирование интересов и потребностей ребенка. • Утверждение родительского авторитета силой
|
• Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение. • Не унижать ребенка. • Не применять принуждения. • Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время, • Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка. • Контролировать себя и свои действия
|
Каприз-прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального поведения
|
Бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки усуситъ, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью
|
• Неосторожно сказанные слова членов семьи, • Отсутствие требовательности со стороны взрослых. • Отрицательная реакция родителей на капризы. • болезненное состояние. • Чрезмерная родительская любовь. • Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка. • Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка. • Перевозбуждение нервной системы ребенка
|
• Разумно организовать режим дня ребенка. • Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье. • Проявлять умеренную требовательность. • Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей. • Соблюдать режим сна, питания и т. д. Устранять источник впечатлений. • Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность). • Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза. • Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний. • Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя. • Проявлять любовь
|
Гиперактивность - (греч. hyper - сверху-непроизвольные движения при нарушении нервной системы
|
Чрезмерная подвижность; неспособность к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет)
|
• Употребление матерями алкоголя и наркотиков в период беременности. • Осложнение беременности и родов, • Соматические заболевания в ранней детстве. • Физические и психические травмы. • Нарушения центральной нервной системы • Стрессы и переутомление матери
|
• Разумно организовать распорядок дня. • Выделить для ребенка отдельную комнату или уголок. • Создавать спокойную обстановку при подготовке ребенком уроков. • Упреждать конфликтные ситуации. • Подбирать игры, которые способствуют концентрации внимания, выработке выдержки, координации движений. •поддерживать малейшие проявления позитивного поведения. • избегать частых наказаний
|
Замкнутость - скрытность, отдаленность, отчужденность, обособленность необщительность
|
Неразговорчивость, молчаливость, скрытность и обособленность
|
• Авторитарный стиль семейного воспитания. • Индивидуально-психологические и половозрастные особенности. • Недостатки воспитания в учреждениях (детский сон, школа-интернат). • Способ защиты от чрезмерной опеки взрослых
|
• Проявлять терпение и тактичность в игра и общении с детьми. • Установить дружеские отношения во время игры, совместного труда и досуга. • Включать ребенка в различные коллективное дела (игры, соревнования, конкурсы, спектакли). • Проявлять ласку и любовь
|
Продолжение
Нарушения
|
Проявление
|
Причина
|
Воспитательные методыиприемы
|
Гнев - чувство сильного возмущения, негодования
|
Проявление агрессивности, плач, крик, битье посуды, швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственые действия по отношеиию к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений
|
• Неудовлетворение потребностей ребенка.
• Оскорбление.
• Применение принуждений и наказаний.
• Нарушение этики взаимоотношений и общения.
• Несправедливое отношение к ребенку.
• Состояние болезни
|
•Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка.
• Не наказывать.
• Оставлять на время в покое.
•Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева
|
Драчливость - склонность ребенка к физическим столкновениям, драке
|
(Насильственные действия по отношению ко младшим братьям, сестрам, животным, драки с детьми на улице и в школе
|
• Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи.
•Соперничество между детьми.
• Притеснения в отношении младших братьев и сестер со стороны более сильного старшего ребенка.
• Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям.
•Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка
|
• Выяснить причины драки.
• Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться.
•Лишать на время телевизора, компьютера.
• Давать поручения по дому.
• Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка.
• Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно.
• Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего.
• Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей
|
Воровство - склонность воровать чужие вещи и деньги
|
В зависимости от возраста может проявляться как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания, спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов
|
• Мечта ребенка иметь заветную вещь.
• Желание сделать подарки друзьям.
•Стремление укрепить свое положение (ста-
тус) в коллективе ровесников.
•Месть родителям за невнимание, недостаток
любви к нему.
• Способ компенсации за свою безрадостную
жизнь в детском учреждении.
• Способ самоутверждения в жизни.
•Выполнение требований взрослых
|
• Разъяснять, как себя вести по отношению к чужим вещам.
• Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста при возвращении взятой у другого игрушки или вещи.
• Не вешать ребенку ярлык "вор", тем самым унижая его достоинство.
• Не вспоминать о воровстве в случае, если это вызывает гнев.
• Не предрекать будущее.
• Не применять физическое наказание
|
Ложь (лживость) - намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности
|
В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин
|
• Мечта добиться признания, похвалы своихдостоинств.
• Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.
•Желание доказать свое превосходство над кем-то.
• Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.
• Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.
•Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.
• Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе.
•Приспособление.
• Симуляция болезни
|
• Избегать запретов и наказаний.
• Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами.
• Исключать из методов семейного воспитания запугивание.
• Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку.
• Не лгать
|
Скорбь, глубокая печаль, страдания в результате разлуки, утраты
|
Шок, отчаяние,гнев, тревога, страх, чувство вины
•Проявление замкнутости, тревожности, раздражительности, беспокойства во сне
|
•Потеря любимой игрушки, вещи, животного.
• Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи.
• Смерть родителя (родителей), других членов семьи
|
• Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
• Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию о случившемся с учетом их возраста.
• В случае смерти родителей или близких людей дать возможность детям присутствовать на похоронах.
• Успокоить ребенка, приглушить у него чувство вины
|
Начало статьи Методы семейного воспитания
В.В.Чечет, доктор психологических наук |