Деловое общение (10-11 классы)
Просвещение школьников - Курсы для школьников

Курс "Как стать успешным"

Занятие Деловое общение.

Мы уже говорили, что общение – это процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.

Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.
В деловом общении предметом общения является дело.

 


ДЕЛО


С1                    С2
Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела. Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Методы и средства эффективного общения.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения (человек представляет себе, как правило, бессознательно, что именно он скажет).
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов. В результате общение окажется неэффективным. Кроме того, чтобы общение было эффективным, необходимо выбирать соответствующие его целям коммуникативные средства, которые условно разделяют на речевые (вербальные) и неречевые (невербальные).

В структуру речевого (вербального) общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз.
2. Речевые звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция.
3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи; разделительные звуки, например, кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и др.
Наиболее значимые невербальные средства общения – кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке. Так, например, при общении часто возникают следующие виды жестов:

  1. жесты оценки – почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки;
  2. жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле;
  3. жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть;
  4. жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую или поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник;
  5. и другие.

Сегодня мы остановимся на одном из них – умении слушать.

Умение слушать.

Это весьма специфическое умение, иногда считающееся наиболее важным аспектом коммуникации. Этим умением должен обладать человек, играющий во взаимодействии роль инициатора, например, менеджер, которому поручили проконсультировать одного из сотрудников. При взаимодействиях другого вида, например при переговорах, важно, чтобы обе стороны внимательно слушали друг друга.
Несмотря на всю важность этого качества, многие из нас не умеют внимательно слушать. Мы часто с такой горячностью рвемся высказаться сами, что с трудом можем дождаться, когда окончит свою речь наш собеседник. Следовательно, мы не воспринимаем с должной степенью достоверности содержания его речи, а осознаем только то факт, что он о чем-то говорит.
Что же нам мешает слушать?

  1. нетерпеливое желание прервать говорящего;
  2. поспешность выводов;
  3. сосредоточенность на выработке своего ответа;
  4. наличие предубеждения и предвзятого мнения;
  5. отвлечение на воспоминания;
  6. недостатки в речи оратора;
  7. собственные потребности.

Рассмотрим третий фактор – сосредоточенность на формулировке своего ответа. Беседа двух или более людей подразумевает, что каждый ее участник ждет своей очереди высказаться. В идеале, когда один говорит, остальные его внимательно слушают. Однако на практике, особенно если обсуждаемый предмет сложен или актуален, слушающий отвлекается на обдумывание услышанного и выработку того, что надо высказать, когда придет его очередь. Очевидно, что при этом человек не может уловить все 100% произносимого другим, а иногда не слушает его вовсе. В результате коммуникация не происходит. В некоторых ситуациях избежать подобной ловушки бывает очень сложно, но, к счастью, наш мозг способен выполнять две функции одновременно, хотя все-таки надо внимательно следить за тем, чтобы его внутренняя работа не становилась доминирующей.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Источник: Сверч Л.П. Элективный курс "Как стать успешным" (для учащихся 10-11-ых классов). – Иркутск, 2006.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.