Программа курса по психологии управления
Лекции и практикум по психологии - Психология управления

Программа будет полезной для руководящих работников системы образования. Она может стать методической основой самообразования, постоянно действующих семинаров руководителей школ, методических объединений, сотрудников районных (городских) методических служб.
Педагог-психолог может использовать эти материалы как путеводитель в поисках ответов на вопросы, связанные с психологическим сопровождением деятельности руководителя школы.

СОЦИАЛЬНАЯ  ПСИХОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ  КАК  НАУКА

Психология управления как отрасль социальной психологии. Предмет и задачи психологии управления. Проблема анализа психологических условий и особенностей управленческой деятельности. Деятельность руководителя как объект психологии управления. Диагностика и прогнозирование состояний и изменений управленческой подсистемы. Формирование программы деятельности организации; учёт психологического потенциала субъекта деятельности. Психологические детерминанты исполнения решений.
Источники изучения состояния управляемого объекта.

ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии: Учебное пособие. – М., 1995.
2. Бандурка А.М. и др. Психология управления. – Харьков, 1998.
3. Берулава М.Н. Менеджмент в образовании.- М., 1998.
4. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. – М., 2000.
5. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие.- М., 1999.
6. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для ВУЗов по специальности «Менеджмент». – М., 1999.
7. Коломинский Я.Л. Актуальные проблемы психологической подготовки руководителей в свете идей Л.С. Выготского// Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: Материалы междунар. науч. конфер., посвящ.105-летию со дня рождения Л.С.Выготского, 17-18 октября 2000г. – Гомель, 2001.
8. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом: Учебное пособие. – М., 1999.
9. Кремень М.А. Психология и управление. – Мн., 2001.
10. Макаревич Р.А. Психологическая подготовка управленческих кадров: необходимость, состояние, перспективы совершенствования//Социальная педагогика и практическая психология: Материалы III междунар. науч.-практич. конференц. «Подготовка специалистов в сфере социально-педагогической и психологической помощи: опыт, проблемы, перспективы», 10-11 апреля 2001г. – Мн., 2001.
11. Малышев К.Б. Психология управления: Научно-методическое пособие.-М., 2000.
12. Организационная психология: Хрестоматия/Сост.: Винокуров Л.В., Скрипюк  И.И.-СПБ., 2000.
13. Тутушкина М.К., Волков С.А., Годлиник О.В. и др. Практическая психология для менеджеров.- Запарожье, 1996.
14. Психология менеджмента: Практические тесты руководителя. – Запорожье, 1993.
15. Вишнякова Н.Ф. Психология менеджмента: комплексная программа и учебный план по переподготовке специалистов по специальности «Психология» со специализацией «Психология трудовой деятельности»..– Мн.: Республиканский институт высшей школы при Белгосуниверситете, 1997.
16. Власов П.К. Психология менеджмента: учебник для студентов и аспирантов ун-тов, специализирующихся в области психологии менеджмента. Под ред. Никифорова Г.С.- СПБ., 2000.
17. Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика: Энциклопедический словарь. Составитель: Б.А.Душков и др.- Екатеринбург, 2000.
18. Психология управления/Под ред.Ларина Л.П.- М., 1993.
19. Аверченко Л.К. Психология управления: курс лекций. – М., 2000.
20. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие для ВУЗов, лицеев. – Ростов-на-Дону, 1997.
21. Сильва Хозе. Искусство менеджмента по методу Сильва (теория и практика самого успешного менеджмента). – Мн., 2000.
22. Тамодлин В.В., Ремизевич О.Р. Основы управленческой деятельности: Учебное пособие. – Мн., 1996.
23. Творогова Н.Д. Психология управления: Лекции/Учебное пособие для медицинских ВУЗов. – М., 2001.
24. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. – М., 1999.
25. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учебник для средних специальных заведений. – М., 1996.
26. Шупейко И.Г. Психология управления: Учебное пособие для студентов всех специальностей. – Мн., 1998.

ПРОБЛЕМА  СУБЪЕКТА  УПРАВЛЕНИЯ КАК  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Руководитель как субъект управления организацией. Функции руководителя. Психологическое сопровождение функций руководителя. Социально-психологическая компетентность руководителя и проблема санкций.
Руководитель как субъект управления коллективом. Личность руководителя. Социальный заказ на тип личности руководителя. Содержание деятельности и технологическая структура организации как детерминанты личности руководителя. Мотивация деятельности руководителя. Мировоззрение, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, социально-нравственные установки и направленность личности руководителя как детерминанты продуктивности деятельности. Специфика педагогического коллектива и требования к личности руководителя.
Социально-психологическая компетентность руководителя. Проблема диагностики социально-психологической компетентности руководителя. Диагностика стиля руководства. Самодиагностика стиля руководства, авторитета и адекватности самооценки.
Проблема лидерства в организации. Формальный и неформальный лидеры. Стили лидерства. Лидер – «профессионал». Социально-эмоциональный лидер. Лидерство: черты и способности. Качество лидера. Понятие харизмы.
Интерактивная теория о проблеме лидерства. Ситуационная теория лидерства. Ориентация лидера: задачи и люди.
Лидерство и уровень группового развития. Ценностно-ориентационное единство группы как детерминанта типа лидерства в группе.

ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник.- М., 2001.
2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. – М., 2001.
3. Гросс Гюнтер Ф. Побеждать на работе и дома. – М., 1997.
4. Женщина-начальник: книга о том, как управлять предприятием: Сборник.- Ростов-на-Дону, 1996.
5. Кови Стивен. 7 навыков лидера.- Мн., 1996.
6. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство.- М., 1997.
7. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе: по материалам амер.исследований.- Дубна, 1997.
8. Лутаев В.В. Труд руководителя: Учебное пособие.- Киев, 1991.
9. Омаров А.М. Руководитель: Размышления о стиле управления.- М., 1987.
10. Омаров А.М. Управление и человек.- М., 1989.
11. Павлютенков Е.М., Крыжко В.В. Рабочая книга руководителя школы: психология управления.- Мозырь, 1999.
12. Поляков В.А. Моделирование системы общественного самоуправления как сферы психосистемных отношений.- Мн., 2000.
13. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия.- Самара, 1999.
14. Руководитель и трудовой коллектив: Сборник научно-методических материалов по психологии управления.- М., 1992.
15. Социальная психология в трудах отечественных психологов /Сост. Свентицкий А.Л.- СПб., 2000.
16. Успех Женщины в деловом мире.- Советск, 1993.
17. Успех Мужчины в деловом мире.- Советск, 1993.
18. Шихирев П.Н. Современная социальная психология: Учебное пособие.- М., 1999.
19. Как строить организацию: Научно-практическое пособие.- Киев, 1994.
20. Энкельманн Николаус Б. Преуспевать с радостью.- М., 1993.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФУНКЦИЙ  РУКОВОДИТЕЛЯ

Психологические аспекты научной организации труда. Задачи психологии научной организации труда. Способы формирования адекватных мотивов трудовой деятельности. Изучение субъективного отражения человеком трудового процесса. Методики изучения индивидуальных психологических переживаний трудового процесса. Рекомендации по регулированию и контролю психологических переживаний трудового процесса.
Феномен внутригруппового фаворитизма. Внутригрупповой фаворитизм как стремление благоприятствовать членам собственной группы. Проявления внутригруппового фаворитизма в ситуациях социального взаимодействия и социальной перцепции. Межгрупповая дискриминация как социально-психологический феномен. Деятельностные и социальные детерминанты внутригруппового фаворитизма.
Проблема принятия решения в социальной психологии управления. Принятие решения как субъектная детерминанта продуктивности технологии. Профессионализм руководителя в подготовке принятия решений. Сопоставление альтернатив. Проблема выбора. Построение и коррекция программы действий. Структура принятия решения. Цель, результат, способы достижения результата, критерии оценки и правила выбора. Руководитель как субъект построения концептуальных моделей.
Ответственность руководителя в процессе принятия решений как нравственная категория.
Руководитель как субъект условий удовлетворённости трудом в коллективе.
Удовлетворённость трудом как проблема социальной психологии управления. Эмоционально-оценочное отношение личности и группы к выполняемой работе. Удовлетворённость трудом и эффективность труда. Психологические условия удовлетворённости трудом. Формы организации труда. Гуманизация содержания труда. Двухфакторная теория Херцбергера. Мотивационные факторы. Содержание труда. Достижения в работе. Признание со стороны окружающих. Квалификационный рост. Гигиенические факторы. Условия труда. Заработная плата. Поведение администрации. Взаимоотношения между работниками.
Динамика удовлетворённости трудом. Удовлетворённость трудом как показатель социально-психологического климата и эффективности деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова С.Г. Психология в управлении и для управления (руководителям и подчинённым).- М., 1998.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие. М.- 2000.
  3. Борисюк Г.Г. Управленческая деятельность института повышения квалификации как фактор развития методической службы. Мн.- 1999.
  4. Бочкарёв В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть?//Педагогика.- 2001.- №2.
  5. Карпов А.В. Процессы принятия решений в структуре управленческой деятельности//Психологический журнал.- 2000.- №1., С.21..
  6. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений.- М., 1998.
  7. Кириленко Г.Л. О лидерстве и лидерах//Кіраванне ў адукацыі.- 2001.- №1.
  8. Красникова Е.А. Программа по этике деловых отношений.- СПб., 1992.
  9. Кремень М.А. Пути эффективного руководства.- Мн., 2000.
  10. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии.- М., 2001.
  11. Макаревич Р.А. Психологическая диагностика: Учебное пособие.- М., 1998.
  12. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации.- М., 1996.
  13. Носов В.Н., Смотров Н.А. Менеджмент общения: лекция.- Саратов, 1993.
  14. Ночевник М.Н. Психология общения и бизнес.- М., 1995.
  15. Омаров А.М. Предприимчивость руководителя.- М., 1990.
  16. Поляков В.А., Дереповко И.Л. Моделирование алгоритма управления и прогнозирования в многоуровневых системах (методология применения).- Мн., 2000.
  17. Психологические методы работы с людьми: сборник.- Мн., 1997.
  18. Ребус Б.М. Психологические основы управления школой.- Ставрополь, 1990.
  19. Социальная психология: Учебное пособие.- М., 2001.
  20. Степанова М.Е. Технология управления воспитательной работой//Классный руководитель.- 2001.- №2.
  21. Хрящева Н.Ю. Деловое общение руководителя.- Л., 1990.

ЛИЧНОСТЬ  РУКОВОДИТЕЛЯ  КАК  СУБЪЕКТА  УПРАВЛЕНИЯ

Личность руководителя. Управленческие потребности и способности.
Индивидуальная управленческая концепция. Структура управленческой концепции: сверхзадача, проблемное содержание, управленческие замыслы, принципы и правила управления.
Управляющая подсистема как иерархия взаимосвязанных руководителей. Система коллективной управленческой деятельности. Личностные взаимоотношения в системе управленческой деятельности. Обеспечение целостного функционирования аппарата управления – задача психологии управления.
Объект управленческой деятельности и его специфика.
Ценностные ориентации личности руководителя и успешность управленческой деятельности. Ценностно-ориентационное единство трудового коллектива и эффективность труда. Направленность ценностно-ориентационного единства и задачи организации. Направленность личности руководителя и задачи организации. Значимость задач трудовой деятельности и личностный смысл. Цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение руководителя как духовные основания его деятельности. Профессионально-технологическая компетентность руководителя и направленность личности.
Личность руководителя. Настойчивость как качество личности руководителя. Цели деятельности руководителя и саморегуляция. Настойчивость руководителя как средство психологического обеспечения выполнения управленческих решений. Долг и ответственность руководителя как нравственные основания настойчивости.
Ответственность руководителя как организационно-технологическая, нравственная и психологическая характеристика. Структура ответственности. Административная ответственность руководителя за выполнение возложенных на него задач. Ответственность как подотчётность и наказуемость. Нравственные формы саморегуляции деятельности руководителя. Чувство ответственности. Чувство долга. Ответственность личности как сознательное соблюдение моральных принципов и правовых норм. Руководитель как субъект формирования коллективной ответственности. Уровень развития группы как организационная и психологическая основа ответственности за успех или неудачу совместной деятельности. Групповая сплочённость, ценностно-ориентационное единство, эмоциональная идентификация как составляющие коллективной ответственности. Адекватность оценки степени личной ответственности.
Воля в структуре личности руководителя. Структура управленческой деятельности и волевой компонент в её психологическом обеспечении.
Самообладание как свойство личности руководителя. Эмоциональная сфера в дезорганизующих ситуациях. Самообладание как показатель эмоциональной и социальной зрелости личности.
Самооценка в структуре личности руководителя. Самооценка и групповая оценка личности руководителя. Проблема адекватности самооценки руководителя.
Самооценка руководителя как субъекта управления. Самооценка как регулятор деятельности руководителя. Самооценка и критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка и эффективность деятельности руководителя. Уровень притязаний руководителя в системе деятельности. Адекватная самооценка и успешность деятельности.
Руководитель как субъект оценки деятельности других людей. Влияние самооценки руководителя на оценку деятельности подчинённых. Профессионализм и социально-психологическая компетентность в оценке деятельности подчинённых. Самооценка в системе межличностных отношений. Коррекция самооценки сотрудников организации как управленческая проблема.

ЛИТЕРАТУРА
1. Адамс Скотт. Принцип Дилберта: взгляд из офисной кабинки на начальство, совещания, причуды дирекции и прочие бедствия.- М., 1999.
2. Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие для ВУЗов.- М., 1996.
3. Деркач А.А. и др. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих.- М., 1999.
4. Директор школы: руководитель или лидер?//Директор школы.- 2000.- №1.
5. Донченко Е.А., Титаренко Т.А. Личность: конфликт, гармония.- Киев, 1999.
6. Ерина С.И., Кузьмина Е.С. Изучение руководителя на производстве: опыт исследования ролевого конфликта в деятельности руководителя первичного производственного коллектива.- Ярославль, 1984.
7. Искусство речи руководителя: Методические рекомендации.- М., 1990.
8. Каппони В., Новак Т. Сам себе авторитет.- СПб., 1995.
9. Козубовский В.М., Сельвонюк В.М. Управленческий риск: ситуативные и личностные аспекты: Учебное пособие.- Мн., 1997.
10. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес.- М., 1995.
11. Кремень М.А. «Внутренние шумы» руководителя и пути их преодоления//Кіраванне ў адукацыі.- 1999.- №2.
12. Кремень М.А. Определение личностных и деловых качеств руководителей методом деловых игр.//Психология управления.- 2001.- №3.
13. Макаревич Р.А. Психологическая диагностика: Учебное пособие. Методики оценки уровня развития личностных качеств руководителя.- Мн., 1999. Ч.3.
14. Михайлов Г. Личность руководителя и условия успешного управления: Молодым директорам, завучам школ о психологических аспектах управления//Народное образование.- 2002.- №6, 8.
15. Москвичёв С.Г. О личности руководителя и мотивации его деятельности: Учебное пособие.- Киев, 1991.
16. Попова И.С. Психология самоуправления – основа эффективной деятельности менеджера: Учебное пособие.- Мн., 1996.
17. Аверкин Р.Г. и др. Психология: Учебник для технических
ВУЗов.- 2000.
18. Руданский Е.В. Социальная психология: Курс лекций.- М., 2000.
19. Секач М.Ф., Вегерчук И.Э. Формирование самооценки руководителя//Мир психологии.- 1999.- №2.
20. Чисхольм Пегги. Уверенность в себе: путь к деловому успеху.- М., 1994.

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ  РУКОВОДИТЕЛЯ

Социально-психологическая компетентность руководителя. Межличностные отношения в организации как объект психологии управления. Ориентация в социальных ситуациях. Социальная перцепция. Эффект ореола в психологии управления. Понятия рефлексии и эмпатии. Их методологическая роль в психологии управления. Понимание человека человеком. Руководитель как практический психолог. Экспресс-диагностика психических состояний. Её ограниченность и возможности.
Проблема стиля руководства в социальной психологии управления. Типология стилей. Авторитарный стиль управления как жёсткая регламентация исполнения управленческих решений и предписаний. Демократичный стиль управления как инициация коллегиальности в принятии решений. Анархичный стиль как самоустранение от руководства при формальном сохранении статуса руководителя. Директивный, коллегиальный, либеральный стили управления.
Стиль управления и уровень группового развития. Стиль управления и содержание деятельности.
Способность руководителя к децентрации как необходимое качество личности.
Индивидуальный стиль деятельности руководителя. Индивидуальный стиль деятельности как устойчивая система средств выполнения деятельности. Зона операциональной неопределённости как возможность выбора средств управленческой деятельности. Индивидуально-типологические особенности нервной системы, структура способностей, темперамент, характер как предпосылки формирования индивидуального стиля деятельности руководителя. Проблема оптимальности индивидуального стиля деятельности руководителя. Индивидуальный стиль деятельности и ценностные ориентации. Соотношение направленности личности и индивидуального стиля деятельности.
Авторитет руководителя как признание за ним права принятия ответственного решения в условиях совместной деятельности. Соотношение авторитарности и авторитета.
Социальный и служебный статус руководителя и авторитет. Вертикальность субъект-субъектных отношений.
Авторитет и референтность. Авторитет и уважение. Проблема завоевания авторитета. Профессиональная компетентность как основание авторитета. Ценностные ориентации руководителя и авторитет.
Руководитель как субъект авторитета.
Продуктивность деятельности организации и авторитет руководителя. Социально-психологические и социологические процедуры измерения авторитета руководителя.
Социально-психологические индикаторы авторитета руководителя.
Авторитарность как социально-психологическая характеристика личности и феномен влияния во взаимодействии и общении. Авторитарность и личностные черты: агрессивность, завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия. Направленность авторитарной личности. Доминирующее положение в структуре власти как цель. Автократический подход в принятии решений.
Ценностные установки авторитарной личности: автократическое давление на подчинённых, субъективизм в оценках, подавление инициативы подчинённых.
Честолюбие как мотив достижения первенства в какой-либо сфере общественной жизни. Честолюбие и тщеславие. Профессиональная деформация личности руководителя. Честолюбие и проблема реализации общественных интересов.
Престиж и авторитет руководителя. Престиж как соотнесение характеристик субъекта с социальной шкалой ценностей. Личность руководителя и проблема престижа как ценности.

ЛИТЕРАТУРА
1. Акулич М.В. Стратегия глобального мышления и психографические исследования в маркетинге//Психология управления.- 2001.- №4.
2. Вечер Л.С. Секреты делового общения: Справочное пособие.- Мн., 1996.
3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощённый менеджер: Для руководителя-практика.- М., 1991.
4. Гибсон Джеймс Л. Организации: поведение, структура, процессы.- М., 2000.
5. Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для преподавателей: (Практикум).- М., 1997.
6. Дайняк Е.Н. Социально-психологические аспекты в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров/Государственная политика: теория и практика: Тез. докл. и выст. Респ. науч.-практ. конф.- Мн., 2001.
7. Дебольский Н. Психология делового общения: Учебно-методические материалы.- М., 1997.
8. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства.- М., 1996.
9. Джей Энтони. Эффективная презентация: Практическое пособие.- Мн., 1996.
10. Добротворский И.Л. Золотые правила ежедневной жизни: Мысли в пути.- М., 1997.
11. Жариков Е.С. Вступающему в должность: Научно-популярный справочник для руководителя.- М., 1985.
12. Льюис Дэвид. Стресс-менеджер: как сэкономить 10 часов в неделю и уйти от стресса.- М., 2000.
13. Макаревич Р.А. Психологическая диагностика: Учебное пособие. Ч.2. Методики психологической диагностики.- Мн., 1999.
14. Маэстро переговоров: Nonfiction: Деловой бестселлер.- Мн., 1996.
15. Мермельштейн Е.Г. Мир общения: Учебное пособие.- М., 1993.
16. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних спец. заведений.- СПб., 2000.
17. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми: Советы руководителю.- Киев, 1990.
18. О социально-психологических аспектах делового взаимодействия.- М., 1991.
19. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы.- М., 1990.
20. Таранов П.С. Управление без тайн.- Донецк, 1997.
21. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента.- М., 2000.
22. Филиппов А.В. Работа с кадрами: Психологический аспект.- М., 1990.
23. Харин С.С. и др. Формирование навыков педагогического общения: Методические рекомендации.- Мн., 1995.
24. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей.- М., 1991.
25. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой (искусство менеджера).- Мн., 1997.
26. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта.- Мн., 1996.
27. Шепель В.М. Управленческая психология.- М., 1984.
28. Шепель В.М. Управленческая этика.- М., 1989.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ  ОБЪЕКТА  УПРАВЛЕНИЯ

Коллектив как организация взаимоотношений в совместной деятельности. Коллектив как особый тип межличностных отношений. Групповая сплочённость и ценностно-ориентационное единство коллектива. Проблема коллективистского самоопределения, коллективистской идентификации. Социально-ценный характер межличностных выборов. Проблема референтности членов коллектива по отношению друг к другу. Руководитель как субъект воспитания коллективистских качеств. Эффективность совместной деятельности и благоприятный психологический климат. Процессы интеграции и персонализации в коллективе. Коллектив и иерархия групповых процессов.
Трудовой коллектив как уровень развития группы. Ценностно-ориентационное единство как системообразующее основание коллектива. Проблема групповой сплочённости и коллективистского самоопределения. Проблема конформизма и коллективизма как теоретическая и практическая.
Социально-ценный характер мотивации межличностных выборов. Проблема референтности членов коллектива. Ответственность за результаты совместной деятельности. Коллективистские качества личности. Коллективизм как качество развития группы.
Трудовой коллектив как уровень развития группы. Группа как единство индивидов, объединённых общими задачами и целями. Стиль руководства и межличностные отношения в группе. Коммуникативные связи в группе. Групповая динамика. Группа официальная. Авторитетный руководитель. Группа неофициальная. Авторитетный лидер. Простая группа. Структурно-сложная группа. Социально-психологические проблемы сложной группы. Коллектив как уровень развития группы.
Проблема кооперативной деятельности в психологии управления. Формирование сверхнормативной активности как результат единства интересов. Уровень притязаний и мотивация труда. Коллегиальность принятия решений. Готовность к внедрению инноваций. Синтез экономических и социально-психологических факторов мотивации кооперативной деятельности.
Структура групповых процессов. Ценностно-ориентационное единство. Коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация. Ценностные ориентации, не связанные с групповой деятельностью.
Эмоциональная идентификация членов коллектива как критерий оценки групповой сплочённости. Проблема мотивации совместной деятельности. Единство индивидуальных и групповых интересов. Проблема морально-психологического климата в коллективе. Интеграция и персонализация. Иерархия групповых процессов в коллективе. Сплочённость коллектива как ценностно-ориентационное единство.

ЛИТЕРАТУРА
1. Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие.- М., 1999.
2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для ВУЗов.- 1999.
3. Жирякова А.А. Как работать с коллективом: Об ученическом совете, самоуправлении//Классный руководитель.- 2001.- №2.
4. Ковалёв А.Г. Руководителю о работнике: Практический аспект изучения личности.- М., 1987.
5. Леонченко В.Я. Управление процессом формирования профессионального самосознания учителя//Кіраванне ў адукацыі.- 2001.- №4.
6. Основы управления персоналом: Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Менеджмент».- М., 1996.
7. Поляков В.А. Кардинальная психодиагностика: Методология психосистем, анализа, прогнозирования и управления.- Мн., 1999.
8. Психологические аспекты подбора и проверки персонала: Сост. Н.А.Литвинцева.- М., 1996-1997.
9. Сафьянов Д.В. Трудовая мотивация работников предприятия: Методические материалы.- Новосибирск-Кемерово, 1999.
10. Сенге Питер М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации.- М., 1999.
11. Социальная психология: Хрестоматия.- М., 1999.
12. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении.- СПб., 1997.
13. Шупейко И.Г. Поведение человека в организации: Учебное пособие по дисциплине «Психология управления» для студентов всех специальностей.- М., 2000.

ФЕНОМЕН  ВЛИЯНИЯ  В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема влияния в психологии управления. Влияние как изменение поведения другого человека. Руководитель как субъект влияния. Установки, намерения, представления, оценки как сфера влияния руководителя.
Направленное и ненаправленное влияние. Убеждение и внушение как способы влияния. Механизмы заражения и подражания в структуре влияния. Виды влияния. Прямое влияние. Косвенное влияние. Критерии полезности и социальной допустимости влияния.
Функционально-ролевое влияние как реализация социальной роли. Руководитель как субъект функционально-ролевого влияния. Функционально-ролевое влияние как трансляция образцов активности, регламентированной ролевой расстановкой сил. Ролевые предписания и набор способов действия. Авторитарность и функционально-ролевое влияние. Соотношение авторитета власти и личностного авторитета. Проблема индивидуально-специфического влияния руководителя в системе функционально-ролевого влияния. Функционально-ролевое влияние и индивидуально-специфическое влияние. Их взаимосвязь.
Индивидуально-специфическое влияние как трансляция личностных характеристик руководителя. Преобразование личностных смыслов, поведения и мотивационной сферы членов трудового коллектива как задача индивидуально-специфического влияния. Руководитель как объект подражания. Проблема воздействия в психологии управления. Система средств воздействия. Эффективность средств воздействия и профессиональная компетентность руководителя.

ЛИТЕРАТУРА
1. Беттджер Фрэнс. Обаять клиента: идеи, стиль и техника профессионального коммерсанта.- Новосибирск, 1995.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.- М., 1996.
3. Гаулстон Марк, Голберг Филипп. Психологические ловушки.- СПб: Питер.- Пресс, 1996.
4. Горбачёва И.В. Психолог о первой встрече с клиентом.- М., 1994.
5. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия.- М., 1993.
6. Ищите подход к людям.- Гомель, 1993.
7. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха: Учебное пособие для ВУЗов.- Ростов-на-Дону, 1995.
8. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для ВУЗов по специальностям «Менеджмент» и «Маркетинг».- М., 1999.
9. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 рос. компаний): Практ. пособие.- М., 1977.
10. Ксенчук Е.В. Киянова М.К. Технология успеха: Книга для каждого, кто ставит перед собой цели и стремится к их достижению, взаимодействуя с другими людьми.- М., 1993.
11. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высш. управлен. персонала/Авт.-сост. Р.Р.Кашапов.- Ижевск, 1996.
12. Лебедева М.И. Уметь вести переговоры: Практические рекомендации по подготовке и ведению переговоров.- М., 1991.
13. Мартин Дэвид. М. Манипулирование встречами: Как добиться чего Вы хотите, когда Вы того хотите.- Мн., 1996.
14. Психолого-социальный механизм управления: Учебное пособие для студентов/Сост. В.И.Носов, Н.А.Смотров.- Саратов, 1993.
15. Романов А.А. Грамматика деловых бесед.- Тверь, 1995.
16. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение.- М., 1996.
17. Степанов С.Ю. и др. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы.- М., 1993.- Вып.1.
18. Таранов П.С. Интриги, мошенничество, трюки: Психология знаменитых ситуаций.- Симферополь, 1997.
19. Таранов П.С. Приёмы влияния на людей.- Семфирополь,, 1995.
20. Юри Уильям. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми.- М., 1993.
21. Эйхер Джеймс. Нейро-лингвистическое программирование в бизнесе и менеджменте.- М., 1977.

далее

Автор: Н.Я. Мороз, доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат философских наук

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.