Работа по психодиагностике. Тема: "Психодиагностика познавательной сферы младших школьников". Приложения |
Психодиагностика психолога в школе - Психодиагностика познавательных особенностей детей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение Приложение 1 Методика 1 Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов (Методика Головиной) Оснащение: таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1 а, 1 б) с неполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений (бабочки и жука, рис 13 в). Инструкция Экспериментатор дает детям задание дорисовать эти предметы ("Дорисуй треугольники" и т.п.). Подчеркивается, что все шесть треугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копии таблиц, предварительно выполненные на листах бумаги размером А4 (21 х 30 см). Обработка результатов Наблюдение за действиями ребенка во время его работы с таблицами этого типа дает возможность составить представление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, о состоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричное изображение. Методика 2 Оценка вербально-логического мышления Оснащение: бланки методики "Исключение слов". Методика состоит из 15 серий в каждой серии — по 4 слова. Бланк методики "Исключение слов" 1. Книга, портфель, чемодан, кошелек. 8. Дедушка, учитель, папа, мама. Процедура проведения Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. "Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок". Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание — вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова. Оценка выполнения Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ — 2 балла, за неправильный — 0. Ключ: Методика 3 "Матрица Равена" Оснащение: 10 постепенно усложняющихся матриц Равена (см. рис. 2А, Б, В, Г, Д). Процедура проведения Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. Оценка выполнения На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл 1. Выводы об уровне развития:
Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ [номер выбираемого флажка]): 1 — 7,2 — 6,3 — 6,4 — 1,5 — 2,6 — 5,7 — 6, 8-1,9-3,10-5. Методика 4 Изучение типа памяти Ход выполнения задания Испытуемому предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания (списки прилагаются). Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом в 4— 5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученик записывает те слова, которые он запомнил. Через некоторое время (не меньше 10 минут) испытуемому предлагается второй ряд слов, который он читает молча и затем записывает (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва испытуемому предлагается для запоминания третий ряд слов: экспериментатор читает слова, а испытуемый шепотом повторяет их и "записывает" пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывает те из них, которые успел запомнить. После перерыва предлагаются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а испытуемый одновременно следит по карточке и шепотом повторяет каждое слово (зрительно-слухово-моторное запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются. Обработка результатов С = а/10, Материал к методике "Изучение типа памяти"
Методика 5 Определение объема кратковременной зрительной памяти Оснащение: карточки со стимульными изображениями ломаных линий(рис.3 А, Б), трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений(рис.4 А, Б). Процедура проведения Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рис.1. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно. Оценка выполнения Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона). 0-6 линий –низкий Методика 6 Оценка объема кратковременной слуховой памяти Инструкция " Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово “ повтори “ ". Оценка результатов 10 баллов получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц. Методика 7 Оснащение: восемь карточек с изображением точек(рис.6). Процедура проведения Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек. Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроиз- Обработка результатов Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого. Методика 8 Оценка устойчивости внимания Оснащение:Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста "Корректурная проба" (рис.7). На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы "к" и "р"; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. Обработка и интерпретация результатов k=( n1-n2-n3)/n*100% В зависимости величины этого коэффициента можно получить качественную оценку. A= (n1-n2)/(n1+n2) A= (n1-n3)/(n1+n2)
"Скульптура" Оснащение: набор пластилина. Процедура проведения Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина. Оценка выполнения Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов. 0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками. 0-1 балл- очень низкий уровень Методика 10 Определение понятий В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов: Процедура проведения Оценка результатов Выводы об уровне развития:
Приложение 2 Таблица 1. Тип памяти
Таблица 2. Результаты группы хорошо успевающих учеников:
Таблица 3. Результаты группы слабо успевающих учеников:
|
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |