Лекции и практикум по психологии -
Общая психология
|
Педагогическое взаимодействие — процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебновоспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Взаимодействие — категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке педагогическое взаимодействие выступает как одно из ключевых понятий и как научный принцип.
Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности: в познании, игре, труде, общении; его влияние проникает в ядро личностных отношений участников; оно пробуждает у воспитанников готовность быть «воспитуемым». Педагогическое взаимодействие — сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов, самые крупные из которых — дидактическое, воспитательное и социальнопедагогические взаимодействия. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей.
|
Лекции и практикум по психологии -
Общая психология
|
Форма организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем и классифицируются по различным критериям. По количеству охваченных учеников выделяются индивидуальное, групповое, фронтальное обучение. По месту учебы — школьные, внешкольные формы и экстернат. К первым относятся школьные уроки, работа на пришкольном опытном участке, консультации, кружковые занятия и т.п., к внешкольным — домашняя самостоятельная работа, экскурсия, занятия на природе и т.д. А экстернат — это особая форма обучения, предполагающая самостоятельное обучение с последующей сдачей экзаменов для получения свидетельства об образовании. По длительности обучения различают формы, регламентируемые педагогами, родителями, самими учениками. Среди форм, регулируемых школой и педагогами, — классическое (45 мин.), укороченное занятие (30-35 минут), а также уроки произвольной длительности.
|
|
Лекции и практикум по психологии -
Общая психология
|
Воспитание — в широком смысле функция общества, обеспечивающая его развитие посредством передачи новым поколениям людей социально-исторического опыта предшествующих поколений в соответствии с целями и интересами тех или иных классов, социальных групп. В узком смысле — это процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемый в рамках и под воздействием социальных институтов с целью ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, общественнополитической, семейно-бытовой и др.).
Цель воспитания — ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Направление воспитания определяется единством цели и содержания. Выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, гражданское, правовое, экономическое, экологическое воспитание [16].
|
Лекции и практикум по психологии -
Общая психология
|
В настоящее время существует огромное множество методов, форм, приемов и правил обучения, позволяющих реализовывать различные учебные программы с ориентацией на личностные особенности обучающихся и их индивидуальные способности. Однако их число постоянно растет, появляются новые возможности и способы для модернизации процесса обучения. Многообразие этих возможностей позволяет педагогам находить подходы к каждому обучающемуся так, чтобы каждый из них смог освоить предлагаемый материал и достичь максимальных результатов в его изучении [20].
Методом обучения называется способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения [2]. Приемы в обучении — дополнительные способы работы в процессе обучения, направленные на повышение эффективности методов. Средства обучения — это все то, что содействует повышению эффективности процесса, через что осуществляется дополнительно к методу или в самом методе влияние на эффективность действия метода (учебники, учебные пособия, аудиовизуальные средства). Метод обучения тесно связан с деятельностью и вне деятельности не существует.
|
|