На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формирование самоконтроля у детей младшего школьного возраста
Формирование самоконтроля у детей младшего школьного возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Меньшикова Татьяна Ивановна, Свежов Максим Эдуардович
Таганрогский институт А.П. Чехова (филиал) «Ростовского государственного
экономического университета (РИНХ)», Таганрог



Современное образование подразумевает подготовку ребенка к дальнейшему самообразованию и непрерывному развитию, поэтому как никогда актуально развитие у детей универсальной способности человека - самоконтроля.
Над изучением разных аспектов проблемы самоконтроля работали многие ученые (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Т.А. Репина и др.). В их исследованиях достаточно полно описаны проблемы развития самоконтроля у младших школьников как целостного явления, как сложной, многокомпонентной системы. Однако все эмпирические исследования проводятся в процессе учебной деятельности. Нам не удалось найти критериев и описания методик, позволяющих выявить уровень самоконтроля поведения младших школьников.
В процессе исследования нами была поставлена задача - определить критерии сформированности навыков самоконтроля поведения младших школьников и подобрать соответствующую диагностическую методику.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самоконтроля показывает, что существуют различные подходы к определению этого понятия. С одной стороны, самоконтроль рассматривают как «акт умственной деятельности человека, качества ума, форму проявления и развития самосознания, мышления» [1]; с другой, как «компонент учебной деятельности, заключающийся в регулировании и анализе её хода и результата, или умение контролировать свою деятельность» [2]. В узком смысле самоконтроль предлагается рассматривать как «осознание и оценку человеком собственных действий, психических процессов и состояний. То есть, для развития у человека способности к самоконтролю, ему необходимо быть субъектом собственных действий, осознавать свои поступки и эмоции» [3].
Следует отметить, что формирование психических процессов и основных качеств личности в младшем школьном возрасте отечественные ученые связывают с учебной деятельностью, которая в этот период является ведущей, обеспечивающей наиболее существенные изменения личности. Поэтому любые усилия учителя начальной школы по развитию у детей способности к самостоятельной организации и регуляции учебной деятельности являются целесообразными.
Исследуя учебную деятельность младшего школьника, Д.Б. Эльконин особое значение придавал тому, как ребенок оценивает степень происходящих изменений. Он писал: «Благодаря действию оценки ребенок определяет, действительно ли решена учебная задача, действительно ли он овладел требуемым способом действия настолько, чтобы в последующем использовать его при решении многих частных и практических задач» [4, с. 231].
Психологи отмечают, что действия самоконтроля, имеющие определенные функции, занимают особое место в структуре учебной деятельности. Функции самоконтроля направлены на саму деятельность, определяют отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности. Вследствие этого их направленность на решение той или иной задачи носит опосредованный характер.
В условиях учебной деятельности основой психического развития младших школьников является становление рефлексии - обращения внимания человека на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности. И чем старше становится ребенок, тем меньше он нуждается во внешнем контроле своих усилий. Когда у человека формируются навыки самоконтроля, зависимость от внешнего контроля снижается.
Следует учитывать, что деятельность ребенка приобретает целенаправленный характер не при всяких условиях, это возрастная особенность младших школьников. Уже в дошкольном возрасте дети проявляют упорство, терпение и изобретательность в достижении цели, которая их привлекает. Это явление сохраняется и при поступлении в школу, выражаясь в интенсивной настойчивости и терпеливости ученика при положительном эмоциональном настрое к деятельности и в отказе от выполнения неинтересных ребенку заданий. Становление учебной деятельности и осознание школьником обязательности учебных заданий ведет к тому, что фактор интересности утрачивает главенствующее значение, но не теряет свойственной ему в любой деятельности мотивирующей силы.
Заметим также, что для младшего школьника очень важна доступность цели. Она обусловливает уверенность ребенка и стимулирует усилия, который он прикладывает для достижения этой цели. Разрешимость задачи непосредственно связана с доступностью цели.
Как необходимое условие для развития самоконтроля младших школьников можно рассматривать уровень частоты волевых проявлений и их сформированность. Только тот ученик будет стремиться к достижению поставленной цели, который обладает способностью к регулированию своей деятельности и поведения, контролю за выполнением каждого своего действия и выявлению возможных ошибок, которые в процессе деятельности могут быть исправлены.
Для повышения эффективности самоконтроля психологи рекомендуют не только осуществлять весь цикл деятельности, но и обращать особое внимание на отдельные его этапы: этап разработки вариантов предстоящей деятельности; этап создания алгоритма деятельности; этап проверки процесса и результата решения учебной задачи; этап их оценки в соответствии с критериями, выбранными для конкретных условий [5].
Нами было проведено эмпирическое исследование, позволяющее выявить уровень сформированности навыков самоконтроля поведения у младших школьников. Исследование проводилось в детском центре развития талантов «Теремок» города Ростова-на-Дону. Средний возраст детей - 7-8 лет. Общее количество испытуемых - 20 человек. Общая успеваемость в группе достаточно высокая, хотя есть дети, у которых наблюдаются недостатки внимания, в течение занятия им трудно сконцентрироваться на учебном материале долгое время. У некоторых детей есть проблемы с дисциплиной, а также проблемы в эмоционально-волевой сфере.
Основным методом исследования был выбран эксперимент. Каждому ребенку предлагалось выполнить несколько достаточно простых действий: сядь, пожалуйста, за тот стол (указать, за какой именно), возьми карандаш, лист бумаги, нарисуй человека, потом положи карандаш на место. Собери пирамидку. Рисунок возьми с собой и вернись ко мне. Для того, чтобы оценить навыки самоконтроля поведения у детей, мы выделили 3 уровня их сформированности.
Низкий уровень сформированности навыков самоконтроля поведения - отсутствие контроля или контроль на непроизвольном уровне. Испытуемый не контролирует действия, не замечает допущенных ошибок, контроль носит случайный непроизвольный характер. Ребенок не может обнаружить и исправить ошибку в действии даже по просьбе педагога, сделанные ошибки исправляет неуверенно. Быстро забывает цепочку действий. Спрашивает, какое действие следует далее.
Средний уровень - контроль на уровне произвольного внимания. Испытуемый осознаёт правило, но затрудняется одновременно выполнять действия из цепочки и контролировать их: ошибки исправляет самостоятельно. Просит начать цепочку с начала. Иногда спрашивает, какое действие следует далее.
Высокий уровень - рефлексивный контроль. Задачу выполняет безошибочно. Самостоятельно обнаруживает ошибки и исправляет их. Контролирует соответствие выполняемых действий конкретной задаче.
Далее мы проверили сформированность навыков самоконтроля поведения с помощью методики «Цепочка действий» у детей экспериментальной группы. В результате анализа полученной информации было выявлено, что подавляющая часть группы имеет средний и высокий уровень самоконтроля и лишь двое испытуемых показали низкий уровень. По нашему мнению, это связано с выявленными ранее недостатками внимания, проблемами в эмоционально-волевой сфере, саморегуляции. Т.е. дети, которые показали в эксперименте низкий результат, в учебной деятельности испытывают проблемы из-за слабо развитых навыков самоконтроля.
Проведенное нами исследование позволяет выявить уровень самоконтроля младших школьников, чтобы в дальнейшем более эффективно разрабатывать план работы с детьми, имеющими низкий уровень сформированности самоконтроля.

Библиография:

1. Баранников А.В. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования - на основную школу // Начальная школа. 2004. - № 8.
2. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: Пеленг, 2007.
3. Шалова С.Ю., Савинова А.В. Влияние различных видов игр на развитие навыков самоконтроля у младших дошкольников // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Том 7, № 5 (30). С. 240
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды - М.: Педагогика, 1989
5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М: ВЛАДОС. - 2000.
Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.