Лекции и практикум по психологии -
Психология личности
|
1. Акселерация и инфантилизм
Акселерация и инфантилизм - вариации одной проблемы развития личности. Стоит отметить удивительное «родство» акселерации и инфантилизма. Явления эти, на первый взгляд, абсолютно разные и прямо противоположные, по сути своей происходят из одного корня, являются двумя вариациями одной проблемы - проблемы развития личности - фиксируя две ее стороны, две крайности, которые, как и полагается крайностям, сходятся. И то, и другое - и ускоренное развитие физических характеристик, и замедление темпов развития других личностных качеств - является нарушением нормального хода развития личности. Акселерация - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935). Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20-х годов XX века с данными 30-х годов XIX века, когда начали проводить антропометрические исследования детей.
|
|
Лекции и практикум по психологии -
Психология личности
|
ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
1 Социальные функции взрослых: труд как ведущая деятельность
Каждый возрастной период имеет свою ведущую деятельность. У маленьких детей — это игра, у школьников и студентов — учеба, у людей зрелого возраста — профессиональная деятельность и ведение домашнего хозяйства. Достигая социальной зрелости, человек осознает, что заботу об обеспечении своей жизни он должен взять на себя, а для этого он должен заняться трудом. С трудом связана значительная часть взрослой жизни человека.
|
Лекции и практикум по психологии -
Психология личности
|
2.1 Характеристики и структура акмеологии
Акмеологию как науку отличают фундаментальность, гуманистическая направленность, интегративность и прикладная ориентация. Фундаментальность акмеологии проявляется в создании системы ее общих и конкретных методологических принципов, которая определяет проблемное пространство, специфику ориентации акмеологии в ее подходе к человеку, социальную и личностную потребность в данной области знания, а также специфику объекта науки - развивающегося человека, субъектный характер этого развития. Фундаментальность акмеологии проявляется также в разработке методологической модели ее предмета, собственного методического инструментария, теоретических концепций (например, концепции личностнопрофессионального и гуманитарно-технологического развития; концепции развития акмеологической культуры личности; акмеологической концепции профессионализма деятельности в особых и экстремальных условиях; концепции рефлексивной самоорганизации творческого мышления и др.), системы законов и закономерностей.
|
|
Лекции и практикум по психологии -
Психология личности
|
3.1. Возраст, общество, индивид, культура
Возраст является важным аспектом не только для понимания индивидуального поведения, но для функционирования и развития общества в целом. Оно состоит из разновозрастных людей, поэтому в нем есть элементы возрастной стратификации. На ранних этапах социогенеза роль возраста как структурообразующего фактора была высока. В современных индустриальных обществах этот фактор как бы отодвинут. Взаимоотношение людей определяются временными границами пребывания в рамках определенных институтов. Важную роль в процессе социального возрастного регулирования играет государство. Положение различных возрастных слоев в конкретном обществе неодинаково. Оно зависит от уровня социально-экономического развития, режима функционирования и культуры. Для стадий раннего общества характерно доминирующее положение старших поколений. Это же свойственно обществам с низкой динамикой социальных изменений (т.е. застойных обществ).
|
Лекции и практикум по психологии -
Психология личности
|
1.1 Содержание и основные характеристики феномена акме
Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», которое происходит, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и значит: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора». «En akmy einal» (быть в акме) переводится как: «быть в полном цвете, на высшей степени развития». В жизнеописаниях прославившихся древнегреческих мудрецов и философов, указывались часто не даты начала и конца их жизни, а то время, когда они явили себя миру именно в качестве мудрецов и философов, то есть время, на которое приходился высший пик их деятельности - время их «расцвета», акме. Так, Диоген Лаэртский, представляя Гераклита, говорит, что «расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду». А на надгробных камнях писали не даты рождения-смерти, а те достижения, которых человек достиг при жизни.
|
|
|
|
<< Первая < Предыдущая 521 522 523 524 525 526 527 528 529 530 Следующая > Последняя >>
|
Страница 529 из 1084 |