На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Поиск ресурсных состояний: терапевтические метафоры игры на песке «Путешествие»
Поиск ресурсных состояний: терапевтические метафоры игры на песке «Путешествие»
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

И.Г. Фокина
Статья посвящена психологическому подходу в работе с клиентами юношеского возраста, в котором используется авторская игра на песке, к решению актуальных жизненных ситуаций. Автор предлагает игру «Путешествие», основанную на использовании определенных терапевтических способов, в которых осуществляется доступ к пониманию своих ресурсов. Наиболее эффективным для освоения этого знания является использование терапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам. Приводятся примеры и результаты совместной работы психолога с двумя девушками 18-ти лет при использовании терапевтических метафор игры на песке «Путешествие».

Подсознательно и на очень фундаментальном уровне те, кто помогает людям, всегда использовали метафоры в качестве одного из важных элементов процесса терапии. Когда в кабинет приходит клиент и просит помочь ему решить какие-то его «проблемы», наряду с ними у него имеется и уникальное, одному ему присущее представление о мире, т.е. им самим разработанные специфические идеи относительно того, что составляет опыт любви, ненависти, великодушия, счастья, интереса, указателей границ и т.д. Хотя обычно люди нашей культуры имеют сходные мнения относительно общих характеристик каждого из этих опытов, непосредственное, актуальное переживание их для каждого из нас является уникальным. Отправным пунктом в терапии является попытка терапевта понять модель мира, имеющуюся у данного клиента. И если он собирается помочь клиенту в изменении, он в первую очередь должен понять, как тот видит, слышит и чувствует окружающий его мир в настоящее время. Важной составной частью этого процесса сбора информации являются метафоры, которые позволяют в большей степени удостовериться, что они говорят об одном и том же... (Гордон, 1995).
В психотерапии можно выделить два противоположных подхода к пониманию человека. Один подход акцентируется на изучении патологии человеческого существования и ориентирован на заданное изменение в структуре личности человека. Другой опирается на понятия нормы и здоровья и предполагает, что для лечения необходимо активизировать те естественные ресурсы, которыми обладает каждый человек, т.е. осуществляется субъект-субъектный подход, в котором психолог стимулирует личностное саморазвитие. Я предпочитаю вторую концепцию.
Главная особенность саморазвития - это то, что личность берет на себя ответственность за свое развитие. Для этого необходимо, чтобы у человека присутствовало знание о своих ресурсах и был доступ к ним. Наиболее эффективным для освоения этого знания является использование терапевтических метафор, поскольку уже в самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам.
Компоненты терапевтической метафоры:
1) метафорический конфликт, где герою становится «плохо» из-за имеющейся у него проблемы;
2) метафорический кризис - наступление невыполняемой для героя ситуации, и он воспринимает ситуацию как проблемную;
3) поиск ресурсов и нахождение их - открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;
4) торжество и праздник, достижение цели, достижение себя «трансформированной».
Чаще всего метафоры соответствую тому или иному симптому и той или иной трудной для себя ситуации (Хухлаева, 2004).
Метафоры (в форме волшебных сказок, стихов, анекдотов) сознательно и подсознательно используются терапевтами в целях помощи клиентам для осуществления желаемых изменений. Клиент может выражать какие-либо области своего опыта, где он чувствует ограниченность удовлетворяющих его выборов или отсутствие альтернатив. В этом случае я, как психотерапевт, предлагаю клиенту создать историю «Путешествие» на песке, используя весь возможный материал, имеющийся в «песочной» комнате.
Клиент создает историю и совместно с психологом через использование метафор достигает Успеха. Успех в нашей сказкотерапевтической игре на песке «Путешествие» - это конечная цель, реализация которой интерпретируется клиентом как личное достижение, как конструктивная, зрелая трансформация. Но в процессе достижения конечной цели клиент должен понять, или принять, или взять ответственность за процесс прохождения по пути. Само понятие пути в психотерапевтической игре также является метафорой, означающей процесс становления личности, особого пути ее психологического развития, при котором реализуются глубинные индивидуальные задатки и уникальные особенности человека. Это осуществление индивидуации - одного из важнейших, ключевых понятий аналитической психологии великого швейцарского психолога и философа К.Г. Юнга - подразумеваемое как движение к Самости - духовному центру личности.
Самим клиентом на пути к цели создаются преграды, испытания и т.д. При этом психолог не навязывает ни содержание, ни сложность его «встреч», этапов. Это субъективно переживаемые клиентом как проблемные ситуации. Мотив преграды на пути можно видеть во всех волшебных сказках. Например, в сказке о Финисте то царство, где можно отыскать Ясна-сокола, отделено от отцовского дома чистым полем, темным лесом, высокими горами, лесными полянами с таинственными сестрами - Ягами. Это царство может находиться под водой или под землей, где владычествует Морской царь или змей, или, напротив, на горе или в заоблачной выси, где обитает Краса Ненаглядная, или просто за условной границей - столбом, рекой, лесом (Абрамова, 2007).
У наших клиентов возникали собственные метафоры препятствий, которые учили их, давали возможность вынести урок. Выводы в конце сессии об альтернативах решений своих проблемных ситуаций также делал, (иногда) с направляющей помощью психолога, сам клиент. Это основная идея игры: в сложной ситуации нужно искать ресурсы внутри самого себя.
Яркой иллюстрацией разнообразия и сложности человеческой личности являются сказки, которые придумывают девушки 18-ти лет.
В их сказках, как в известных волшебных сказках, героиня всегда претерпевает чудесные превращения в путешествии через препятствия или важные встречи. Но для этого вначале ей нужно выбрать персонажа - ее «актуальное Я» и затем того персонажа, каким она хочет стать, т.е. она в конце путешествия становится «идеальным Я». «Идеальным Я» может быть не только герой, но и состояние, и место, куда надо дойти и которое определяется клиенткой как «успех» и может быть достигнуто через «испытания». Затем сами девушки создают проблемные ситуации или встречи, которые требуют у них ресурса. Обычно за одну сессию формируется от двух до четырех ситуаций.
Случай 1. Настя, 17 лет. Определила свою конечную цель - «Дойти до совы» (сова была символом мудрости и поступления в институт). В настоящее время она представила свое «актуальное Я».
Метафорическим конфликтом оказались неудовлетворенность прошлогодним провалом при поступлении в институт и необходимость пребывать под жестким родительским контролем, чтобы проходить «правильную» подготовку к поступлению в этом году.
Метафорический кризис - важно найти «сову», приблизиться к умным людям, студенческому сообществу и т.д.
Поиск ресурсов и нахождение их. Этапы прохождения. Препятствия в виде значимых взрослых, фрустрирующих или затрудняющих ее внутренние стремления к достижению.
Достижение. Встреча с «Совой». И там трансформация.
Думаю, что будет интересно остановиться на таком метафорическом компоненте, как «Поиск ресурсов и нахождение их. Этап прохождения». Он начинается уходом из дома (зоны комфорта) в путь. Понятие дороги и пути формируется психологом как сказкотерапевтический символ пути Героя, как поиск себя, познание истины.
I этап: после выхода из дома. Большое море, которое можно преодолеть, лишь сев на корабль с двумя пиратами. Они мучают девушку, заставляют ее «работать» на них и т.д. Выход находится: девушка умела делать то, что не умели пираты, прекрасно рисовать, она научила их, и они, очарованные, отпускают ее, высаживая на противоположном берегу с припасами.
II этап: оказалась в лесу, где пережила нападение кабана. Думала, чем отогнать. Нашла решение - отогнала огнем.
III этап: встреча со старушкой - Феей в прекрасном доме, которая под предлогом отдыха, заманивает и также заставляет работать. Выход: сделать работу и уйти, получив вознаграждение (белку, которая указывает путь дальше).
IV этап: встреча с Сильной женщиной - стражем у входа в замок, где живет Сова. Страж задает сложные вопросы и пропускает, когда девушка рассказывает про свои слабые стороны. Метафорическое достижение: все этапы пройдены, уроки вынесены, девушка учится справляться со своими страхами и внутренними препятствиями на пути к поступлению в институт. Когда девушка попадает к «Сове», она говорит о том, что героя она поменяет, и выбирает персонажа «постарше».
Случай 2. Тоня, 18 лет. В жизни Тоня зависимая от родителей, живущая с ними и на их обеспечении в одном доме. У ее матери есть три младших ребенка, с которыми она помогает. Чувствует себя обремененной обязанностями по домашнему хозяйству, имеет социальные фобические состояния (не любит ездить в общественном транспорте, находиться одна в людном месте и др.). В этом году решила бросить учебу в колледже из-за боязни быть на виду, т.к. профессия связана с организацией культурно-досуговой деятельности. Для игры «Путешествие» выбирает «актуальное Я»: «похожую» на нее Золушку, бедняжку, которая «сидела все время дома и помогала по хозяйству». «Идеальное Я» было выбрано на предыдущей встрече с психологом, т.к. запрос был - «какое будущее я хочу». Это принцесса в большом Замке, с садом, конюшнями, хозяйством, принимающая множество гостей, имеющая своего удачливого и гостеприимного мужа Принца.
Таким образом, метафорический конфликт - не хочет быть девочкой «на побегушках». Есть сильное внутреннее стремление «преобразиться», взрослеть, поменяться.
Метафорический кризис - очень хочется достичь этого состояния Принцессы в королевстве мечты, которая достойна Принца. Клиентка испытывала фрустрацию от огромного разрыва между «Я»: «какая сейчас» и «идеальная Я», а также «не известностью» для себя способов продвижения к этой цели.
I этап - поиск ресурсов для личной трансформации так же, как у предыдущей клиентки, начинается уходом из дома (зоны комфорта) в путь. Причем психолог немного помог клиентке понять, почему надо отправляться в путь. Была создана сказочная ситуация, история про стареющую Королеву-мать, которой не хватало сил для управления королевством. Вследствие этого Королева сказала своей единственной дочери, что она должна отправляться в путь, чтобы обладать такими качествами, которые помогут управлять страной.
II этап: встреча с волком, который сбивает ее с дороги, по которой идет Золушка, и направляет по неверному пути, в замок к Колдунье.
III этап: попала в замок к Королеве (колдунье), которая не хотела отпускать Золушку. Заколдовала ее так, чтобы она стала безропотно прислуживать ей. Выход - ресурс дружеской поддержки. Персонаж девушки находит друга - волшебную лебедь, которая рассказала, как можно снять колдовство и выйти из замка. В благодарность за помощь, героиня девушки помогает и лебедю.
IV этап: Большой медведь с книгой, который задавал сложные вопросы, загадки со скрытым смыслом о жизни. Выход - имеющиеся знания и опыт друзей помогли пройти и это испытание.
Таким образом, в процессе психотерапевтической игры «Путешествие» 18-летние клиентки обнаружили сходство метафорических препятствий и имели возможность через метафоры:
1) увидеть свою жизнь или жизненный период в виде пути, что уже направляет их бессознательные ресурсы на осуществление движения в своем личностном развитии;
2) создавать задачи в виде этапов, основываясь и проявляя свои творческие способности (творческое мышление и воображение);
3) понимать причины затруднений, последствия каких- либо решений, перенося свой жизненный опыт в сцены песочной игры;
4) рассмотреть событие с множества сторон и найти потенциальное решение;
5) поддержать свой ресурс двигаться, личностно развиваться, несмотря на препятствия;
6) увидеть свои личностно значимые цели на данный этап времени и способы их достижения.

Библиографический список

1. Абрамова, А. А. «Иное царство» и путь к нему. Железные башмаки. Лес
2. Гордон, Д. Терапевтические метафоры
3. Кроль, Л. Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии / Л. Кроль. - Москва : Независимая фирма «Класс», 1999. - 128 с.
4. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе / О.В. Хухлаева. - Москва : Генезис, 2004. - 303 с.

Источник Психология третьего тысячелетия : VI Международная научно-практическая конференция : сборник материалов / под общ. ред. О. А. Гончарова, Б. Г. Мещерякова. — Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2019. — 158 [2] с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.