Адаптация и личностное саморазвитие
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Адаптация и личностное саморазвитие
Расширение личностных возможностей
Личностный и профессиональный успех
Все страницы

2.1. Социализация — первый шаг на пути саморазвития

В результате изучения данного материала вы узнаете, что:
• никто не может начать заниматься саморазвитием, проигнорировав социализацию, то есть необходимость адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни;
• адаптация осуществляется на физиологическом, психологическом и социальном уровнях, каждый из которых имеет свои средства адаптации;
• физиологическая адаптация длится около двух недель;
• на психологическую адаптацию уходит больше двух месяцев;
• на социальную адаптацию уходит более трех лет;
• существуют различные причины, приводящие к дезадаптации.
В результате выполнения заданий вы сможете: определять условия адаптации для лиц с различными типами нервной системы.
Ключевые слова: Адаптация, дезадаптация, порог чувствительности, социализация.

2.1.1. Виды адаптации

Окружающий нас мир постоянно изменяется, не останавливаясь ни на одну минуту. Прошедший век назвали стремительным, поскольку никогда ранее изменения не происходили так быстро. Новый XXI в. темпа не снизил, более того, темп технических и технологических изменений продолжает нарастать. Приходится изменяться и человеку, которому, как правило, не очень-то и хочется. Люди стремятся к стабильности, неизвестное пугает, приходится тратить свои силы на то, чтобы адаптироваться к новому.
Наша природа — биологическая, психологическая и социальная — постоянно предъявляет человеку свои требования, накладывает на него те или иные ограничения.
Может ли человек заняться саморазвитием, полностью или хотя бы частично проигнорировав необходимость приспосабливаться к окружающему миру? Нет и еще раз нет.
Сегодня слово адаптация (приспособление) широко вошло в нашу жизнь, кажется, что оно известно всем. Впервые оно появилось лет двести тому назад в физиологии и быстро завоевало популярность во всех биологических науках. Под адаптацией стали понимать любое изменение живого организма в результате влияния окружающей среды. Прошло еще немного времени, и этот термин включили в свой арсенал социальные науки. Стали говорить об адаптации как приспособлении личности к отдельным воздействиям общества или к изменившимся условиям жизни в целом.
В психологии отношение к пониманию адаптации иное: человек — существо сложное и неоднозначное, а приспосабливаться ему приходится практически ко всему, начиная от погоды и еды, окружающих людей, условий жизни и работы, до политики и общественного мнения. Мгновенно к изменившимся условиям жизни ни один человек не может приспособиться, и чем старше он, тем сложнее идет процесс адаптации.
Тема адаптации человека является настолько значимой, что ее научную актуальность можно отнести к одной из «вечных» для многих наук: биологии, физиологии, социологии, политологии, педагогики, психологии и других. Наиболее изученными, пожалуй, являются физиологические и социальные процессы профессиональной адаптации: нет такой профессии, к которой не приходилось бы приспосабливаться человеку. Много исследований проведено по адаптации студентов к условиям обучения в вузе, ведь это период вхождения во взрослую жизнь. В настоящее время мировой проблемой являются миграционные потоки. Люди, которые не могут, а зачастую и не хотят адаптироваться к новым социальным условиям, создают проблемы не только себе, но и окружающим.
Человек — существо многоликое, в нем «много я». Тысячелетия люди пытаются понять, кто же мы на самом деле? Откуда появились, куда направляемся и куда исчезаем, каковы наши возможности и где их предел… Вразумительного ответа пока не получено. Да, конечно, мы многое знаем о человеке и многое можем объяснить, и есть то, что мы знаем почти наверняка, но непознанного в человеке несоразмерно больше.
Известный и всеми принимаемый факт — человек — многоуровневая система. Это означает, что человек функционирует на разных уровнях, каждый из которых подчиняется своим законам.
Психологи при объяснении взаимодействия разных уровней приводят аналогию с водой. Вода существует на вещественном уровне, который мы может ощутить, и на этом уровне, вода при соприкосновении с огнем тушит его. У воды есть и другие уровни: молекулярный и атомарный. Представим себе, что мы решили понять, почему вода тушит огонь, и разложили ее на составляющие элементы, то есть перешли на другой уровень. В результате получили: водород, который горит, и кислород, который поддерживает горение. Таким образом, никаких объяснений, почему вода тушит огонь, мы не найдем, если будем искать ответ на другом уровне.
Точно также с человеком: свойства одного уровня, например, физиологического, напрямую не определяют свойств психологического или социального уровней. До сих пор многие ученые пытаются найти ответы о психологии человека на физиологическом уровне, все свести к уровню телесных рефлексов. Оно и понятно. Физиология — это материальное, которое можно изучать привычными для естественных наук методами — измерить, взвесить, разложить на элементы… С психологией (душой) так не получается.
Человек как система существует на трех уровнях:
1) физиологический, или конституциональный, уровень;
2) социальный, или ролевой, уровень;
3) психологический, или личностный.
Соответственно, у человека в арсенале есть физиологические, психологические и социальные средства адаптации. Ведь человеку приходится адаптироваться на всех трех уровнях! Рассмотрим процессы адаптации человека с учетом уровней, на которых он функционирует. Начнем с первого, физиологического уровня.

2.1.2. Возможности и границы физиологической адаптации

У человека от природы имеются защитные и приспособительные механизмы, которые поддерживают жизнедеятельность организма на стабильном уровне. Это физиологические механизмы и они те же, что и у животных. Срабатывают они, когда что-то меняется, нарушается привычное течение жизни. Например, меняется режим сна (надо рано вставать), условия труда (сидячая или стоячая работа, горячий цех или открытая строительная площадка), условия отдыха (перелет в другую климатическую зону), качество питания (домашняя еда или «столовская»). Любой организм болезненно реагирует на изменения, и тогда подключаются процессы адаптации.
Физиологическая адаптация самая быстрая, ибо занимает порядка двух недель. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют выделять для посещения стран с другим климатом не менее двух недель, а лучше месяц и более. В противном случае при возвращении домой человек начинает болеть. Конечно, человек может адаптироваться и быстрее, а может так и не адаптироваться. Есть люди, которые до конца жизни страдают от жары, проживая в жарких странах; кто-то не может приспособиться к холоду или влажному климату.
Если вы решили изменить свой образ жизни, например, рано вставать, правильно питаться, не курить и т.п., то за две недели организму не приспособиться, ведь надо избавиться от старого и приобрести новое. Кстати, психологи рекомендуют акцент сделать на новое. Со временем это новое прорастет и постепенно вытеснит старые привычки. Выработка новых привычек займет от полутора до двух месяцев, и одной физиологической адаптацией не обойтись. Придется подключать резервы других уровней.
Диапазон работы физиологических механизмов не велик, он определяется нашими врожденными особенностями.
Кратко остановимся на этом вопросе, поскольку вы изучали его в средней школе, а если не помните, то всегда можете найти в литературе.
В психофизиологии человека за генетически исходное принимаются свойства нервной системы. О свойствах нервной системы известно очень многое. На их основе более двух тысяч лет назад были выделены темпераменты.
В данном случае обратим внимание на три момента:
• порог чувствительности и, соответственно, сила нервной системы;
• время реакции и, соответственно, подвижность нервных процессов;
• уравновешенность нервных процессов.
Наша биологическая природа определила диапазон, внутри которого мы воспринимаем (видим, слышим, обоняем, ощущаем) окружающий мир. Границы диапазона у каждого вида живых организмов свои. Есть момент, когда нервная система начинает воспринимать сигнал: звук, свет, запах… Это проявления порога чувствительности волокон нервной системы, и он отличается у разных людей. Есть более чувствительные, есть менее. Но поскольку диапазон один и тот же у всех, то тот, кто первый почувствовал слабый сигнал, окажется и более чувствительным к боли. Откуда эта боль появляется? Когда сигнал усиливается (резкий свет, звук и т.п.) и начинает приближаться к границам возможностей, установленных природой для человека, тогда включается болевое предостережение: если не устранить яркий свет, ослепнешь; громкий звук — оглохнешь… Иными словами, способность воспринимать будет разрушена.
Порог чувствительности определяет такое свойство нервной системы как ее сила или слабость, указывает на предел работоспособности клеток головного мозга в ситуации сильного или слабого возбуждения.
Сильный тип характеризуется выносливостью нервных клеток, малой истощаемостью их ресурсов, поскольку не чувствителен к слабым воздействиям. Человек с сильным типом сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Даже устав, он быстро восстанавливается, в сложных неожиданных ситуациях держит себя в руках, не теряет эмоционального тонуса и бодрости.
Нервная система слабого типа обладает более тонкой чувствительностью, способностью реагировать на стимулы низкой интенсивности. Именно среди таких людей обнаруживаются великие композиторы и художники, создатели духов и изысканных блюд. Люди со слабым типом нервной системы лучше выполняют монотонную работу, быстрее запоминают, легче обучаются.
Время реакции — это промежуток времени между моментом, когда человек обнаруживает какой-то сигнал, и моментом, когда он реагирует на него. Например, вы прикоснулись к чему-то горячему и сразу же отдернули руку. На самом деле, не сразу: продолжительность такой простейшей двигательной реакции колеблется в пределах от 0,15 до 0,4 с. Вот эти пределы у каждого свои. Отличия незначительные, но они есть.
Время реакции — химическая реакция и, как любая химическая реакция, может протекать быстрее или медленнее в зависимости, например, от температуры. У ребенка тело имеет повышенную температуру, и его реакции быстрые. С возрастом температура тела снижается, а вслед за ней и скорость протекания нервных процессов. Спортсмены перед стартом обязательно разогреваются. И мы по утрам тоже разогреваемся: делаем энергичные движения, пьем горячий чай или кофе.
Человек, нервная система которого характеризуется высокой подвижностью, обладает способностью быстро реагировать на изменения ситуации, легко отказывается от выработанных, но уже не годных стереотипов. Но ему сложно в ситуациях стабильности, сложно адаптироваться к работе, требующей высокой концентрации внимания, усидчивости и терпения. Это лучше удается людям с замедленным временем реакции.
Об уравновешенности нервных процессов можно говорить только в том случае, если скорость возникновения (возбуждение) и скорость прекращения нервного процесса (торможение) примерно одинаковы. В реальности у одних людей возбуждение преобладает над торможением, про них обычно говорят, «вспыхивает, как спичка». У других, напротив, преобладают тормозные процессы, их трудно раскачать, но еще труднее остановить. Человек с уравновешенными нервными процессами без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. На основе уравновешенности нервных процессов формируются такие черты поведения, как концентрация внимания, отвлекаемость; ритмичность.
Вопрос о том, какой тип нервной системы больше дает преимуществ человеку для адаптации, ответа не имеет. Ограничения есть у каждого типа, но человек нашел способы расширить свои возможности, преодолевая ограничения, идущие от его биологической природы.
Свойства нервной система определяют особенности адаптации человека к внешнему воздействию среды. Различают экстравертов (сильный тип, быстрое время реакции, неуравновешенность с преобладанием возбуждения) и интровертов (слабый тип, замедленное время реакции, неуравновешенность с преобладанием торможения).

2.1.3. Возможности и границы психологической адаптации

Вероятно, наши предки поняли, что их шансы на выживание в борьбе с животными ничтожны. И перешли на другой уровень существования. Наступают холода, и животные покрываются шерстью, а люди шьют одежду; животные роют землю лапами, а человек изобретает лопату; человек бегает плохо, поэтому ездит верхом на тех, кто бегает хорошо, а потом изобретает автомобиль; не может поднимать тяжести, использует слонов, а потом изобретает подъемные краны. Иными словами, человек бремя физиологической адаптации переносит на внешние предметы, делая ставку на другой уровень и развивая именно его: мышление, воображение, память и т.д.
Однако такое решение могло стать роковым для потомков. Наша биологическая природа отказывается от того, что не используется! Если человек пролежал в постели полгода, то ему приходится учиться ходить заново. Все, что человек не использует, атрофируется «за ненадобностью». Для того чтобы держать в форме свое физическое тело, человеку пришлось придумывать разные физические упражнения, без них мы быстро «разваливаемся».
Человек существует как психическая система, которая направлена на осознание возникающих изменений в мире и принятие адекватных мер. Это не безоговорочное приспособление, это принятие решения. Психологическая адаптация — это процесс, возникающий в ответ на значительную новизну окружающей среды.
Психологическая адаптация включает:
1) мотивацию: человек осознанно принимает решение изменить свое поведение или не менять его, понимая, зачем ему это нужно;
2) постановку цели: определяет, что конкретно он готов изменить в себе и за какие сроки;
3) программу достижения цели: содержание изменений, этапы реализации, средства реализации.
Психологическая адаптация длится порядка двух месяцев.
Но этому предшествует период, временные затраты на который даже подсчитать сложно. Это принятие решение. Человек может многие годы мечтать о том, как он изменится, как будет вести здоровый образ жизни, станет образованным человеком, но так ничего и не предпринять. Порой человек, делая выбор между смертью и необходимостью измениться, выбирает смерть. Это его решение.
Сложности принятия психологической адаптации, вероятно, связаны с тем, что они предполагают серьезную перестройку человека. Они потребуют от него познания самого себя (это всегда страшно), способности критически подойти к себе, поверить в то, что изменения ему на благо, а не во вред, выработать новые навыки умственной деятельности, чтобы грамотно спроектировать изменения, и многое другое.

2.1.4. Возможности и границы социальной адаптации

Социальная адаптация — это многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности, так и среды. Социальная адаптация, пожалуй, самая сложная. Человек существует только в обществе, среди людей. Оказавшись в ситуации, когда нежелание или невозможность адаптироваться к обществу грозит жизни, человек и здесь нашел способы обойти эту экстремальную ситуацию.
Напомним — чтобы раздвинуть физиологические границы, человек сделал ставку на свой разум, стал развивать мышление. Чтобы раздвинуть социальные границы, человек вновь ищет помощи в своей психике (душе). Поэтому в литературе чаще используется понятие социально-психологическая адаптация: социальное — то, к чему человек приспосабливается, и психологическое — то, с помощью чего происходит адаптация.
Средний срок социально-психологической адаптации составляет около трех лет.
Раньше существовало требование относительно молодого специалиста, согласно которому его не имели права уволить с работы в первые три года, и он сам также не мог добровольно уйти с работы. Что же происходит с человеком в эти годы, на что тратится это время. Если вы полагаете, что это время нужно для освоения трудовых навыков, то вы ошиблись. Это время необходимо для социальной адаптации. Предполагалось, что человек за три года:
1) усвоит и примет социальные и профессиональные нормы поведения, в том числе неофициальные («неписаные») правила, ценности, отношения, научится соблюдать требования трудовой дисциплины;
2) вольется в трудовой коллектив и реально станет членом этого коллектива, освоит профессионально-ролевые (социальные) функции, соответствующие социально-профессиональному официальному и неофициальному статусу членов коллектива.
Но разве любой коллектив стоит того, чтобы к нему безропотно приспосабливаться? Конечно, нет. Напомним, что социальная адаптация предполагает не только изменение личности, но и среды. В противном случае, общество (коллектив) перестанет развиваться. Однако ни одной личности не дано изменить в одночасье коллектив. Для начала необходимо стать «своим».
Возможны разные варианты адаптации: внутренняя, внешняя и смешанная.
Внутренняя адаптация наступает тогда, когда происходит перестройка личности и ее функциональных структур. Если уровень развития коллектива высок, то человек развивается, подтягивается. Если уровень развития коллектива низкий, то человек, порой не замечая, так сказать, скатывается вниз, теряет приобретенные ранее знания, привычки.
Внешняя адаптация наступает тогда, когда человек сохраняет себя и свою самостоятельность, не допуская внутренней (содержательной) перестройки, но и не привлекая к себе внимание, демонстрирует внешнее принятие социальной среды. Этот путь «быть своим среди чужих» сложный, он требует огромных энергетических затрат. Это сродни работе разведчика в лагере врага.
Смешанная адаптация наступает тогда, когда при сохранении своего «Я», своей самостоятельности, «самости», происходит внутреннее подстраивание под среду, ее ценности и нормы.
Понять, насколько человек адаптировался, можно по двум показателям: внешним (видно со стороны) и внутренним (что человек ощущает сам).
Если реальное поведение человека соответствует требованиям среды, принятым правилам и критериям, то можно говорить об адаптации. Если при этом сам человек испытывает внутреннюю эмоциональную стабильность, комфортность, состояние удовлетворенности, то речь идет о внутренней адаптации.
В современной жизни, выпускник вуза за три года может сменить десяток мест работы. Означает ли, что современные люди быстрее адаптируются? И да, и нет, но это уже область других дисциплин.
Еще один вопрос, на который следует ответить: есть ли различия между тем, как адаптируются в профессиональной жизни женщины и мужчины? Различия есть.
Профессиональная жизнь предполагает адаптацию в двух плоскостях.
Во-первых, собственно трудовая деятельность.
Во-вторых, социальная среда, в которой эта деятельность протекает.
Женщины, как правило, начинают с освоения новой социальной среды, пытаются сразу войти в коллектив и занять в нем определенное место. Трудовая деятельность для них уходит на второй план. Как результат, адаптация для женщин протекает сложно, требует значительных физических и психических ресурсов, порой служит источником нервных срывов, обид и претензий.
Мужчины поступают иначе. Они осваивают новую деятельность, переводя социальную среду на второй план. Они не навязывают себя коллективу, стремясь достичь конкретных успехов в работе и именно через работу завоевать признание. Такой подход оказывается более продуктивным: мужчины быстрее адаптируются, их физиологические и психические затраты не высоки.
Люди с ограниченными возможностями чаще всего идут по женскому, непродуктивному пути. Неуверенность в себе и своих возможностях толкает их на непродуктивный путь. Станьте настоящим профессионалом, и проблема социальной адаптации начнет сама по себе исчезать. Не сразу, конечно, но остроту потеряет.
Кстати, наблюдения за современными женщинами показывают, что они также начинают переходить на мужской тип профессиональной адаптации.

2.1.5. Причины возникновения дезадаптации

Далеко не каждый человек способен адаптироваться даже за три года. Адаптивность как способность человека модифицировать себя или свое окружение при возникновении неблагоприятных изменений с целью хотя бы частичного восполнения потери работоспособности, у разных людей разная. Способность может изменяться, на нее влияют многие факторы, но больше всего она зависит от желания самого человека, его мотивации и состояния.
Если по какой-то причине, человек не может на протяжении длительного времени ни внешне, ни внутренне принять новую для него среду, тогда у него усиливается эмоциональное напряжение и чувство дискомфорта, наступает дезадаптация.
Дезадаптация принимает различные формы, в зависимости от того, что послужило причиной еѐ возникновения.
Порой речь идет о принципиальном нежелании адаптироваться, когда человек или группа людей стремятся навязать свои правила, поскольку искренне верят, что их правила «более правильные». Это неизбежно вызывает эмоциональное напряжение с обеих сторон, порождая конфликт.
Внешне такая форма дезадаптация проявляется в деструктивном поведении. Человек демонстрирует агрессивность и жестокость к окружающим, враждебность в общении, склонность к разрушению, угрожает чужой жизни, но вред может принести и своей собственной жизни. В профессиональной жизни эта форма проявления дезадаптации практически не встречается: человека попросту уволят. Деструктив-ность характерна, в первую очередь, для подростков, которые не хотят включаться во взрослую жизнь. Для них, привыкших видеть мир в черно-белом варианте, реальная жизнь с ее неоднозначностью крайне трудна для понимания. Туже форму дезадаптации можно наблюдать среди некоторых слоев мигрантов, которые сталкиваются не только с новыми условиями жизни (к ним адаптируются быстро), сколько с абсолютно новыми ценностями, взглядом на мир.
Другой формой дезадаптации являются появление у человека различных неврозов. Человек стремится к тому, чтобы быть принятым в обществе, но невозможность по каким-то причинам адаптироваться порождает депрессию и чувство беспричинного страха, утрачивается способность радоваться и желание общаться с людьми. Человек замыкается в себе, его самооценка, и без того заниженная, еще больше падает. Он попадает как бы в замкнутый круг, чтобы вырваться из него, порой требуется профессиональная психологическая помощь. Однако прежде чем бежать за помощью, следует разобраться с ситуацией, выявить причины дезадаптации, понять, что лично вы можете изменить, а что находится вне зоны вашего влияния.

2.1.6. Проверь себя

Человек существует на трех уровнях: физиологическом, психологическом, социальном. На каждом из этих уровней ему приходится адаптироваться к тем ограничениям, которые ему ставят биологическая природа, общество и он сам.
Задание 5.
Вам предлагаются ситуации (табл. 5), в которых люди с разным типом нервной системы реагируют по-разному.
Укажите, в каких ситуациях легче адаптироваться экстраверту, в каких интроверту. Запишите одним словом «адаптивен» или «неадаптивен».
Определить ситуации адаптивности вам предстоит самостоятельно, без подсказки.
Таблица 5
Особенности адаптации людей с разным типом нервной системы

Сильное давление среды: необходимость работать при дефиците времени, обрабатывать большой поток информации, нести ответственность и т.д.
Экстраверт Интроверт
Слабое давление среды: необходимость ориентироваться на слабые сигналы, понимать полунамеки, учитывать полутона и т.п.
Экстраверт Интроверт
Стабильность: длительное время все остается неизменным
Экстраверт Интроверт
Быстрые изменения: происходят в течение небольшого промежутка времени
Экстраверт Интроверт
Запреты: работа строго в соответствии с инструкциями
Экстраверт Интроверт
Свобода действий: требуется инициатива и самостоятельность
Экстраверт Интроверт
Задание 6.
Следующий этап задания более сложный, ибо потребует от вас написать, как конкретно проявится адаптивность или неадаптивность. Понимая, что описать психологические проявления сложно, предлагаю использовать выбор вариантов. Ваша задача упрощается.
В табл. 6 представлены характеристики и особенности поведения людей с разными типами нервной системы, когда ситуации адекватны или неадекватны для них.
1. Определите тип (экстраверт, интроверт), когда ситуация оказывается адекватной его особенностям, и он может приспособиться к ней, проявляя определенные психологические черты и особенности поведения.
2. Определите ситуацию (табл. 6), в которой человек с определенным типом нервной системы будет проявлять перечисленные характеристики.
Таблица 6
Особенности поведения экстра / интроверта в различных ситуациях

Характеристика

Тип

Ситуация

1

Адекватен: быстро переключается с одной деятельности на другую, гибкий, активный.

 

 

2

Адекватен: если принимает запрет, то следует ему спокойно, без лишних разговоров.

 

 

3

Адекватен: равномерно осуществляет предложенную работу, планомерен, организован

 

 

4

Адекватен: реагирует на слабые воздействия, улавливает их.

 

 

5

Адекватен: стремится предложить как можно больше идей, но не заботится о том, как их реализовать.

 

 

6

Адекватен: чувствует прилив сил, ощущает себя нужным, вынослив.

 

 

7

Неадекватен: быстрое утомление, истощение, депрессия. Способ сопротивления: пассивно-оборонительный — уход в себя.

 

 

8

Неадекватен: инертный, с трудом выдерживает быстро меняющуюся ситуацию, бездействует.

 

 

9

Неадекватен: легко возникает чувство протеста, желание обсуждать. Реагирует не столько на содержание, сколько на форму запрета.

 

 

10

Неадекватен: не улавливает интонацию, полутона и т.п. Способ сопротивления: активно-оборонительный — нападение как способ защиты.

 

 

11

Неадекватен: понимает, что свобода действий предполагает какие-то ограничения, и пока эти ограничения не будут определены, ему сложно что-то предпринимать.

 

 

12

Неадекватен: хаотичен, импульсивен, готов делать все, что угодно, лишь бы новенькое.

 

 


2.1.7. Комментарии
К заданию 5 и 6.
Физиологический уровень адаптации присутствует не только у человека. Животные тоже имеют нервную систему и точно так же, как и у нас, она насчитывает четыре типа.
Какой тип лучше? Вопрос правомерен только для конкретных условий.
Можно ли «поменять» тип нервной системы? Нет, нельзя. Это уже сделала за нас природа: то, что имеем — лучшее. Обратите внимание: одно и тоже качество человека в одних условиях выступает как его преимущество, в других — затрудняет приспособление. Все уравновешено.
В процессе социализации человека его психофизиологические характеристики теряют яркость. Кстати, у животных, особенно домашних, ситуация аналогичная.
Воспитание экстраверта направлено на «обуздание» его активно-оборонительной реакции, вспышек раздражения, хаотичности и импульсивности. Воспитание интроверта направлено на «подталкивание» его замедленной реакции, инертности, депрессивности, пассивности.
Если у взрослого человека в поведении легко проявляются его психофизиологические особенности, то говорят: «Этот человек плохо воспитан». Тип нервной системы не поменялся, он смягчился, произошла социальная адаптация. На это уходят многие годы.
Наилучший эффект достигается, когда человек процесс воспитания берет в свои руки, то есть начинается самовоспитание.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.