Адаптация и личностное саморазвитие
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Адаптация и личностное саморазвитие
Расширение личностных возможностей
Личностный и профессиональный успех
Все страницы

2.1. Социализация — первый шаг на пути саморазвития

В результате изучения данного материала вы узнаете, что:
• никто не может начать заниматься саморазвитием, проигнорировав социализацию, то есть необходимость адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни;
• адаптация осуществляется на физиологическом, психологическом и социальном уровнях, каждый из которых имеет свои средства адаптации;
• физиологическая адаптация длится около двух недель;
• на психологическую адаптацию уходит больше двух месяцев;
• на социальную адаптацию уходит более трех лет;
• существуют различные причины, приводящие к дезадаптации.
В результате выполнения заданий вы сможете: определять условия адаптации для лиц с различными типами нервной системы.
Ключевые слова: Адаптация, дезадаптация, порог чувствительности, социализация.

2.1.1. Виды адаптации

Окружающий нас мир постоянно изменяется, не останавливаясь ни на одну минуту. Прошедший век назвали стремительным, поскольку никогда ранее изменения не происходили так быстро. Новый XXI в. темпа не снизил, более того, темп технических и технологических изменений продолжает нарастать. Приходится изменяться и человеку, которому, как правило, не очень-то и хочется. Люди стремятся к стабильности, неизвестное пугает, приходится тратить свои силы на то, чтобы адаптироваться к новому.
Наша природа — биологическая, психологическая и социальная — постоянно предъявляет человеку свои требования, накладывает на него те или иные ограничения.
Может ли человек заняться саморазвитием, полностью или хотя бы частично проигнорировав необходимость приспосабливаться к окружающему миру? Нет и еще раз нет.
Сегодня слово адаптация (приспособление) широко вошло в нашу жизнь, кажется, что оно известно всем. Впервые оно появилось лет двести тому назад в физиологии и быстро завоевало популярность во всех биологических науках. Под адаптацией стали понимать любое изменение живого организма в результате влияния окружающей среды. Прошло еще немного времени, и этот термин включили в свой арсенал социальные науки. Стали говорить об адаптации как приспособлении личности к отдельным воздействиям общества или к изменившимся условиям жизни в целом.
В психологии отношение к пониманию адаптации иное: человек — существо сложное и неоднозначное, а приспосабливаться ему приходится практически ко всему, начиная от погоды и еды, окружающих людей, условий жизни и работы, до политики и общественного мнения. Мгновенно к изменившимся условиям жизни ни один человек не может приспособиться, и чем старше он, тем сложнее идет процесс адаптации.
Тема адаптации человека является настолько значимой, что ее научную актуальность можно отнести к одной из «вечных» для многих наук: биологии, физиологии, социологии, политологии, педагогики, психологии и других. Наиболее изученными, пожалуй, являются физиологические и социальные процессы профессиональной адаптации: нет такой профессии, к которой не приходилось бы приспосабливаться человеку. Много исследований проведено по адаптации студентов к условиям обучения в вузе, ведь это период вхождения во взрослую жизнь. В настоящее время мировой проблемой являются миграционные потоки. Люди, которые не могут, а зачастую и не хотят адаптироваться к новым социальным условиям, создают проблемы не только себе, но и окружающим.
Человек — существо многоликое, в нем «много я». Тысячелетия люди пытаются понять, кто же мы на самом деле? Откуда появились, куда направляемся и куда исчезаем, каковы наши возможности и где их предел… Вразумительного ответа пока не получено. Да, конечно, мы многое знаем о человеке и многое можем объяснить, и есть то, что мы знаем почти наверняка, но непознанного в человеке несоразмерно больше.
Известный и всеми принимаемый факт — человек — многоуровневая система. Это означает, что человек функционирует на разных уровнях, каждый из которых подчиняется своим законам.
Психологи при объяснении взаимодействия разных уровней приводят аналогию с водой. Вода существует на вещественном уровне, который мы может ощутить, и на этом уровне, вода при соприкосновении с огнем тушит его. У воды есть и другие уровни: молекулярный и атомарный. Представим себе, что мы решили понять, почему вода тушит огонь, и разложили ее на составляющие элементы, то есть перешли на другой уровень. В результате получили: водород, который горит, и кислород, который поддерживает горение. Таким образом, никаких объяснений, почему вода тушит огонь, мы не найдем, если будем искать ответ на другом уровне.
Точно также с человеком: свойства одного уровня, например, физиологического, напрямую не определяют свойств психологического или социального уровней. До сих пор многие ученые пытаются найти ответы о психологии человека на физиологическом уровне, все свести к уровню телесных рефлексов. Оно и понятно. Физиология — это материальное, которое можно изучать привычными для естественных наук методами — измерить, взвесить, разложить на элементы… С психологией (душой) так не получается.
Человек как система существует на трех уровнях:
1) физиологический, или конституциональный, уровень;
2) социальный, или ролевой, уровень;
3) психологический, или личностный.
Соответственно, у человека в арсенале есть физиологические, психологические и социальные средства адаптации. Ведь человеку приходится адаптироваться на всех трех уровнях! Рассмотрим процессы адаптации человека с учетом уровней, на которых он функционирует. Начнем с первого, физиологического уровня.

2.1.2. Возможности и границы физиологической адаптации

У человека от природы имеются защитные и приспособительные механизмы, которые поддерживают жизнедеятельность организма на стабильном уровне. Это физиологические механизмы и они те же, что и у животных. Срабатывают они, когда что-то меняется, нарушается привычное течение жизни. Например, меняется режим сна (надо рано вставать), условия труда (сидячая или стоячая работа, горячий цех или открытая строительная площадка), условия отдыха (перелет в другую климатическую зону), качество питания (домашняя еда или «столовская»). Любой организм болезненно реагирует на изменения, и тогда подключаются процессы адаптации.
Физиологическая адаптация самая быстрая, ибо занимает порядка двух недель. Поэтому врачи настоятельно рекомендуют выделять для посещения стран с другим климатом не менее двух недель, а лучше месяц и более. В противном случае при возвращении домой человек начинает болеть. Конечно, человек может адаптироваться и быстрее, а может так и не адаптироваться. Есть люди, которые до конца жизни страдают от жары, проживая в жарких странах; кто-то не может приспособиться к холоду или влажному климату.
Если вы решили изменить свой образ жизни, например, рано вставать, правильно питаться, не курить и т.п., то за две недели организму не приспособиться, ведь надо избавиться от старого и приобрести новое. Кстати, психологи рекомендуют акцент сделать на новое. Со временем это новое прорастет и постепенно вытеснит старые привычки. Выработка новых привычек займет от полутора до двух месяцев, и одной физиологической адаптацией не обойтись. Придется подключать резервы других уровней.
Диапазон работы физиологических механизмов не велик, он определяется нашими врожденными особенностями.
Кратко остановимся на этом вопросе, поскольку вы изучали его в средней школе, а если не помните, то всегда можете найти в литературе.
В психофизиологии человека за генетически исходное принимаются свойства нервной системы. О свойствах нервной системы известно очень многое. На их основе более двух тысяч лет назад были выделены темпераменты.
В данном случае обратим внимание на три момента:
• порог чувствительности и, соответственно, сила нервной системы;
• время реакции и, соответственно, подвижность нервных процессов;
• уравновешенность нервных процессов.
Наша биологическая природа определила диапазон, внутри которого мы воспринимаем (видим, слышим, обоняем, ощущаем) окружающий мир. Границы диапазона у каждого вида живых организмов свои. Есть момент, когда нервная система начинает воспринимать сигнал: звук, свет, запах… Это проявления порога чувствительности волокон нервной системы, и он отличается у разных людей. Есть более чувствительные, есть менее. Но поскольку диапазон один и тот же у всех, то тот, кто первый почувствовал слабый сигнал, окажется и более чувствительным к боли. Откуда эта боль появляется? Когда сигнал усиливается (резкий свет, звук и т.п.) и начинает приближаться к границам возможностей, установленных природой для человека, тогда включается болевое предостережение: если не устранить яркий свет, ослепнешь; громкий звук — оглохнешь… Иными словами, способность воспринимать будет разрушена.
Порог чувствительности определяет такое свойство нервной системы как ее сила или слабость, указывает на предел работоспособности клеток головного мозга в ситуации сильного или слабого возбуждения.
Сильный тип характеризуется выносливостью нервных клеток, малой истощаемостью их ресурсов, поскольку не чувствителен к слабым воздействиям. Человек с сильным типом сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде. Даже устав, он быстро восстанавливается, в сложных неожиданных ситуациях держит себя в руках, не теряет эмоционального тонуса и бодрости.
Нервная система слабого типа обладает более тонкой чувствительностью, способностью реагировать на стимулы низкой интенсивности. Именно среди таких людей обнаруживаются великие композиторы и художники, создатели духов и изысканных блюд. Люди со слабым типом нервной системы лучше выполняют монотонную работу, быстрее запоминают, легче обучаются.
Время реакции — это промежуток времени между моментом, когда человек обнаруживает какой-то сигнал, и моментом, когда он реагирует на него. Например, вы прикоснулись к чему-то горячему и сразу же отдернули руку. На самом деле, не сразу: продолжительность такой простейшей двигательной реакции колеблется в пределах от 0,15 до 0,4 с. Вот эти пределы у каждого свои. Отличия незначительные, но они есть.
Время реакции — химическая реакция и, как любая химическая реакция, может протекать быстрее или медленнее в зависимости, например, от температуры. У ребенка тело имеет повышенную температуру, и его реакции быстрые. С возрастом температура тела снижается, а вслед за ней и скорость протекания нервных процессов. Спортсмены перед стартом обязательно разогреваются. И мы по утрам тоже разогреваемся: делаем энергичные движения, пьем горячий чай или кофе.
Человек, нервная система которого характеризуется высокой подвижностью, обладает способностью быстро реагировать на изменения ситуации, легко отказывается от выработанных, но уже не годных стереотипов. Но ему сложно в ситуациях стабильности, сложно адаптироваться к работе, требующей высокой концентрации внимания, усидчивости и терпения. Это лучше удается людям с замедленным временем реакции.
Об уравновешенности нервных процессов можно говорить только в том случае, если скорость возникновения (возбуждение) и скорость прекращения нервного процесса (торможение) примерно одинаковы. В реальности у одних людей возбуждение преобладает над торможением, про них обычно говорят, «вспыхивает, как спичка». У других, напротив, преобладают тормозные процессы, их трудно раскачать, но еще труднее остановить. Человек с уравновешенными нервными процессами без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. На основе уравновешенности нервных процессов формируются такие черты поведения, как концентрация внимания, отвлекаемость; ритмичность.
Вопрос о том, какой тип нервной системы больше дает преимуществ человеку для адаптации, ответа не имеет. Ограничения есть у каждого типа, но человек нашел способы расширить свои возможности, преодолевая ограничения, идущие от его биологической природы.
Свойства нервной система определяют особенности адаптации человека к внешнему воздействию среды. Различают экстравертов (сильный тип, быстрое время реакции, неуравновешенность с преобладанием возбуждения) и интровертов (слабый тип, замедленное время реакции, неуравновешенность с преобладанием торможения).

2.1.3. Возможности и границы психологической адаптации

Вероятно, наши предки поняли, что их шансы на выживание в борьбе с животными ничтожны. И перешли на другой уровень существования. Наступают холода, и животные покрываются шерстью, а люди шьют одежду; животные роют землю лапами, а человек изобретает лопату; человек бегает плохо, поэтому ездит верхом на тех, кто бегает хорошо, а потом изобретает автомобиль; не может поднимать тяжести, использует слонов, а потом изобретает подъемные краны. Иными словами, человек бремя физиологической адаптации переносит на внешние предметы, делая ставку на другой уровень и развивая именно его: мышление, воображение, память и т.д.
Однако такое решение могло стать роковым для потомков. Наша биологическая природа отказывается от того, что не используется! Если человек пролежал в постели полгода, то ему приходится учиться ходить заново. Все, что человек не использует, атрофируется «за ненадобностью». Для того чтобы держать в форме свое физическое тело, человеку пришлось придумывать разные физические упражнения, без них мы быстро «разваливаемся».
Человек существует как психическая система, которая направлена на осознание возникающих изменений в мире и принятие адекватных мер. Это не безоговорочное приспособление, это принятие решения. Психологическая адаптация — это процесс, возникающий в ответ на значительную новизну окружающей среды.
Психологическая адаптация включает:
1) мотивацию: человек осознанно принимает решение изменить свое поведение или не менять его, понимая, зачем ему это нужно;
2) постановку цели: определяет, что конкретно он готов изменить в себе и за какие сроки;
3) программу достижения цели: содержание изменений, этапы реализации, средства реализации.
Психологическая адаптация длится порядка двух месяцев.
Но этому предшествует период, временные затраты на который даже подсчитать сложно. Это принятие решение. Человек может многие годы мечтать о том, как он изменится, как будет вести здоровый образ жизни, станет образованным человеком, но так ничего и не предпринять. Порой человек, делая выбор между смертью и необходимостью измениться, выбирает смерть. Это его решение.
Сложности принятия психологической адаптации, вероятно, связаны с тем, что они предполагают серьезную перестройку человека. Они потребуют от него познания самого себя (это всегда страшно), способности критически подойти к себе, поверить в то, что изменения ему на благо, а не во вред, выработать новые навыки умственной деятельности, чтобы грамотно спроектировать изменения, и многое другое.

2.1.4. Возможности и границы социальной адаптации

Социальная адаптация — это многофакторный и многомерный процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения как личности, так и среды. Социальная адаптация, пожалуй, самая сложная. Человек существует только в обществе, среди людей. Оказавшись в ситуации, когда нежелание или невозможность адаптироваться к обществу грозит жизни, человек и здесь нашел способы обойти эту экстремальную ситуацию.
Напомним — чтобы раздвинуть физиологические границы, человек сделал ставку на свой разум, стал развивать мышление. Чтобы раздвинуть социальные границы, человек вновь ищет помощи в своей психике (душе). Поэтому в литературе чаще используется понятие социально-психологическая адаптация: социальное — то, к чему человек приспосабливается, и психологическое — то, с помощью чего происходит адаптация.
Средний срок социально-психологической адаптации составляет около трех лет.
Раньше существовало требование относительно молодого специалиста, согласно которому его не имели права уволить с работы в первые три года, и он сам также не мог добровольно уйти с работы. Что же происходит с человеком в эти годы, на что тратится это время. Если вы полагаете, что это время нужно для освоения трудовых навыков, то вы ошиблись. Это время необходимо для социальной адаптации. Предполагалось, что человек за три года:
1) усвоит и примет социальные и профессиональные нормы поведения, в том числе неофициальные («неписаные») правила, ценности, отношения, научится соблюдать требования трудовой дисциплины;
2) вольется в трудовой коллектив и реально станет членом этого коллектива, освоит профессионально-ролевые (социальные) функции, соответствующие социально-профессиональному официальному и неофициальному статусу членов коллектива.
Но разве любой коллектив стоит того, чтобы к нему безропотно приспосабливаться? Конечно, нет. Напомним, что социальная адаптация предполагает не только изменение личности, но и среды. В противном случае, общество (коллектив) перестанет развиваться. Однако ни одной личности не дано изменить в одночасье коллектив. Для начала необходимо стать «своим».
Возможны разные варианты адаптации: внутренняя, внешняя и смешанная.
Внутренняя адаптация наступает тогда, когда происходит перестройка личности и ее функциональных структур. Если уровень развития коллектива высок, то человек развивается, подтягивается. Если уровень развития коллектива низкий, то человек, порой не замечая, так сказать, скатывается вниз, теряет приобретенные ранее знания, привычки.
Внешняя адаптация наступает тогда, когда человек сохраняет себя и свою самостоятельность, не допуская внутренней (содержательной) перестройки, но и не привлекая к себе внимание, демонстрирует внешнее принятие социальной среды. Этот путь «быть своим среди чужих» сложный, он требует огромных энергетических затрат. Это сродни работе разведчика в лагере врага.
Смешанная адаптация наступает тогда, когда при сохранении своего «Я», своей самостоятельности, «самости», происходит внутреннее подстраивание под среду, ее ценности и нормы.
Понять, насколько человек адаптировался, можно по двум показателям: внешним (видно со стороны) и внутренним (что человек ощущает сам).
Если реальное поведение человека соответствует требованиям среды, принятым правилам и критериям, то можно говорить об адаптации. Если при этом сам человек испытывает внутреннюю эмоциональную стабильность, комфортность, состояние удовлетворенности, то речь идет о внутренней адаптации.
В современной жизни, выпускник вуза за три года может сменить десяток мест работы. Означает ли, что современные люди быстрее адаптируются? И да, и нет, но это уже область других дисциплин.
Еще один вопрос, на который следует ответить: есть ли различия между тем, как адаптируются в профессиональной жизни женщины и мужчины? Различия есть.
Профессиональная жизнь предполагает адаптацию в двух плоскостях.
Во-первых, собственно трудовая деятельность.
Во-вторых, социальная среда, в которой эта деятельность протекает.
Женщины, как правило, начинают с освоения новой социальной среды, пытаются сразу войти в коллектив и занять в нем определенное место. Трудовая деятельность для них уходит на второй план. Как результат, адаптация для женщин протекает сложно, требует значительных физических и психических ресурсов, порой служит источником нервных срывов, обид и претензий.
Мужчины поступают иначе. Они осваивают новую деятельность, переводя социальную среду на второй план. Они не навязывают себя коллективу, стремясь достичь конкретных успехов в работе и именно через работу завоевать признание. Такой подход оказывается более продуктивным: мужчины быстрее адаптируются, их физиологические и психические затраты не высоки.
Люди с ограниченными возможностями чаще всего идут по женскому, непродуктивному пути. Неуверенность в себе и своих возможностях толкает их на непродуктивный путь. Станьте настоящим профессионалом, и проблема социальной адаптации начнет сама по себе исчезать. Не сразу, конечно, но остроту потеряет.
Кстати, наблюдения за современными женщинами показывают, что они также начинают переходить на мужской тип профессиональной адаптации.

2.1.5. Причины возникновения дезадаптации

Далеко не каждый человек способен адаптироваться даже за три года. Адаптивность как способность человека модифицировать себя или свое окружение при возникновении неблагоприятных изменений с целью хотя бы частичного восполнения потери работоспособности, у разных людей разная. Способность может изменяться, на нее влияют многие факторы, но больше всего она зависит от желания самого человека, его мотивации и состояния.
Если по какой-то причине, человек не может на протяжении длительного времени ни внешне, ни внутренне принять новую для него среду, тогда у него усиливается эмоциональное напряжение и чувство дискомфорта, наступает дезадаптация.
Дезадаптация принимает различные формы, в зависимости от того, что послужило причиной еѐ возникновения.
Порой речь идет о принципиальном нежелании адаптироваться, когда человек или группа людей стремятся навязать свои правила, поскольку искренне верят, что их правила «более правильные». Это неизбежно вызывает эмоциональное напряжение с обеих сторон, порождая конфликт.
Внешне такая форма дезадаптация проявляется в деструктивном поведении. Человек демонстрирует агрессивность и жестокость к окружающим, враждебность в общении, склонность к разрушению, угрожает чужой жизни, но вред может принести и своей собственной жизни. В профессиональной жизни эта форма проявления дезадаптации практически не встречается: человека попросту уволят. Деструктив-ность характерна, в первую очередь, для подростков, которые не хотят включаться во взрослую жизнь. Для них, привыкших видеть мир в черно-белом варианте, реальная жизнь с ее неоднозначностью крайне трудна для понимания. Туже форму дезадаптации можно наблюдать среди некоторых слоев мигрантов, которые сталкиваются не только с новыми условиями жизни (к ним адаптируются быстро), сколько с абсолютно новыми ценностями, взглядом на мир.
Другой формой дезадаптации являются появление у человека различных неврозов. Человек стремится к тому, чтобы быть принятым в обществе, но невозможность по каким-то причинам адаптироваться порождает депрессию и чувство беспричинного страха, утрачивается способность радоваться и желание общаться с людьми. Человек замыкается в себе, его самооценка, и без того заниженная, еще больше падает. Он попадает как бы в замкнутый круг, чтобы вырваться из него, порой требуется профессиональная психологическая помощь. Однако прежде чем бежать за помощью, следует разобраться с ситуацией, выявить причины дезадаптации, понять, что лично вы можете изменить, а что находится вне зоны вашего влияния.

2.1.6. Проверь себя

Человек существует на трех уровнях: физиологическом, психологическом, социальном. На каждом из этих уровней ему приходится адаптироваться к тем ограничениям, которые ему ставят биологическая природа, общество и он сам.
Задание 5.
Вам предлагаются ситуации (табл. 5), в которых люди с разным типом нервной системы реагируют по-разному.
Укажите, в каких ситуациях легче адаптироваться экстраверту, в каких интроверту. Запишите одним словом «адаптивен» или «неадаптивен».
Определить ситуации адаптивности вам предстоит самостоятельно, без подсказки.
Таблица 5
Особенности адаптации людей с разным типом нервной системы

Сильное давление среды: необходимость работать при дефиците времени, обрабатывать большой поток информации, нести ответственность и т.д.
Экстраверт Интроверт
Слабое давление среды: необходимость ориентироваться на слабые сигналы, понимать полунамеки, учитывать полутона и т.п.
Экстраверт Интроверт
Стабильность: длительное время все остается неизменным
Экстраверт Интроверт
Быстрые изменения: происходят в течение небольшого промежутка времени
Экстраверт Интроверт
Запреты: работа строго в соответствии с инструкциями
Экстраверт Интроверт
Свобода действий: требуется инициатива и самостоятельность
Экстраверт Интроверт
Задание 6.
Следующий этап задания более сложный, ибо потребует от вас написать, как конкретно проявится адаптивность или неадаптивность. Понимая, что описать психологические проявления сложно, предлагаю использовать выбор вариантов. Ваша задача упрощается.
В табл. 6 представлены характеристики и особенности поведения людей с разными типами нервной системы, когда ситуации адекватны или неадекватны для них.
1. Определите тип (экстраверт, интроверт), когда ситуация оказывается адекватной его особенностям, и он может приспособиться к ней, проявляя определенные психологические черты и особенности поведения.
2. Определите ситуацию (табл. 6), в которой человек с определенным типом нервной системы будет проявлять перечисленные характеристики.
Таблица 6
Особенности поведения экстра / интроверта в различных ситуациях

Характеристика

Тип

Ситуация

1

Адекватен: быстро переключается с одной деятельности на другую, гибкий, активный.

 

 

2

Адекватен: если принимает запрет, то следует ему спокойно, без лишних разговоров.

 

 

3

Адекватен: равномерно осуществляет предложенную работу, планомерен, организован

 

 

4

Адекватен: реагирует на слабые воздействия, улавливает их.

 

 

5

Адекватен: стремится предложить как можно больше идей, но не заботится о том, как их реализовать.

 

 

6

Адекватен: чувствует прилив сил, ощущает себя нужным, вынослив.

 

 

7

Неадекватен: быстрое утомление, истощение, депрессия. Способ сопротивления: пассивно-оборонительный — уход в себя.

 

 

8

Неадекватен: инертный, с трудом выдерживает быстро меняющуюся ситуацию, бездействует.

 

 

9

Неадекватен: легко возникает чувство протеста, желание обсуждать. Реагирует не столько на содержание, сколько на форму запрета.

 

 

10

Неадекватен: не улавливает интонацию, полутона и т.п. Способ сопротивления: активно-оборонительный — нападение как способ защиты.

 

 

11

Неадекватен: понимает, что свобода действий предполагает какие-то ограничения, и пока эти ограничения не будут определены, ему сложно что-то предпринимать.

 

 

12

Неадекватен: хаотичен, импульсивен, готов делать все, что угодно, лишь бы новенькое.

 

 


2.1.7. Комментарии
К заданию 5 и 6.
Физиологический уровень адаптации присутствует не только у человека. Животные тоже имеют нервную систему и точно так же, как и у нас, она насчитывает четыре типа.
Какой тип лучше? Вопрос правомерен только для конкретных условий.
Можно ли «поменять» тип нервной системы? Нет, нельзя. Это уже сделала за нас природа: то, что имеем — лучшее. Обратите внимание: одно и тоже качество человека в одних условиях выступает как его преимущество, в других — затрудняет приспособление. Все уравновешено.
В процессе социализации человека его психофизиологические характеристики теряют яркость. Кстати, у животных, особенно домашних, ситуация аналогичная.
Воспитание экстраверта направлено на «обуздание» его активно-оборонительной реакции, вспышек раздражения, хаотичности и импульсивности. Воспитание интроверта направлено на «подталкивание» его замедленной реакции, инертности, депрессивности, пассивности.
Если у взрослого человека в поведении легко проявляются его психофизиологические особенности, то говорят: «Этот человек плохо воспитан». Тип нервной системы не поменялся, он смягчился, произошла социальная адаптация. На это уходят многие годы.
Наилучший эффект достигается, когда человек процесс воспитания берет в свои руки, то есть начинается самовоспитание.


2.2 Расширение личностных возможностей

В результате изучения данного материала вы узнаете, что:
• самые мощные ограничения человек устанавливает для себя сам;
• есть универсальные средства адаптации, которые человек изобретает, используя самый мощный резерв — стремление к успеху и счастью;
• достижение успеха приносит человеку мир в душе (психологическая адаптация), улучшает физическое состояние и прибавляет энергию (физиологическая адаптация), обеспечивает финансовую независимость, рождает любовь к людям (социальная адаптация).
В результате выполнения заданий вы сможете:
• определить жизненную позицию, позволяющую позитивно воспринимать себя и других;
• грамотно формулировать психологические установки, которые направляют и поддерживают человека на пути к успеху;
• использовать оптимальную последовательность шагов на пути к успеху.
Ключевые понятия: успех, психологические установки, жизненная позиция.

2.2.1. Типовые личностные ограничения

В психологии ежегодно проводятся исследования, цель которых — понять, с какими ограничениями сталкивается на своем пути человек, и какие из них человек накладывает на себя сам. Следует, справедливости ради, отметить, что многие ограничения человек создает неосознанно или они попадают к нему еще в том возрасте, когда человек просто не может понять всю мощь их ограничительной функции.
Из года в год психологи публикуют списки психологических (личностных) ограничений, которые незначительно отличаются у разных исследователей. Остановимся на шести личностных ограничениях: они самые распространенные, некоторые из них преодолеваются с трудом. Однако разработаны весьма эффективные психологические технологии, которые при желании можно освоить. Вот список этих ограничений:
1) незнание себя и неумение управлять собой;
2) жизненная позиция неверная;
3) отсутствуют четкие личные цели;
4) отсутствует стремление к саморазвитию;
5) навыки решения проблем не сформированы;
6) отсутствует творческий подход к жизни.

Незнание себя и неумение управлять собой.
Это ограничение неизменно занимает первое место в любом исследовании. Более трех тысяч лет мы повторяем изречение древних «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир», но так и не подошли к его воплощению на практике. Естественно возникает вопрос, что конкретно следует познать в себе и как это сделать. С чего следует начать? И опять единство мнений: начинать следует со здоровья.
Согласно ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Обратите внимание, подчеркивается факт единства трех видов здоровья.
Люди порой забывают, что они не только физическое тело, что помимо физического здоровья следует помнить и заботиться о психическом здоровье. ВОЗ как медицинская организация отслеживает именно эти два вида здоровья: физическое и психическое.
В психологической, эзотерической, религиозной литературе можно встретить описание требований и к другим видам здоровья, например, духовному, ментальному.
Незнание себя приводит к целому ряду негативных последствий, в частности:
• человек работает много, но высоких результатов не достигает, так как работает неэффективно, не использует свои сильные стороны, ибо о них ему ничего не известно;
• человек не ощущает свою энергию и часто чувствует себя слабым, так как не имеет доступа к собственным ресурсам и не знает, каковы его реальные ресурсы;
• человек невысоко себя оценивает, не может смириться с неудачами и потому ищет всеобщего одобрения. Не зная себя, человеку сложно адекватно себя оценить, он почему-то надеется, что другие смогут его познать и по достоинству оценить. Но другим-то зачем это надо, у них свои проблемы.
Это лишь незначительная часть последствий незнания самого себя.
Неверная жизненная позиция.
Жизненная позиция относится к тем понятиям, которые широко используются в различных отраслях общественного знания. В данном случае речь пойдет о жизненной позиции как психологическом явлении. Она отражает то, как складывается отношения человека к себе и окружающим людям. Здесь возможны четыре варианта.
Позиция I: все люди и я в том числе нормальные, хорошие.
Позиция II: все люди нормальные, хорошие, один я ничего не стою.
Позиция III: я-то нормальный, хороший, а вот все люди вокруг плохие.
Позиция IV: все люди вокруг плохие, но и я не лучше.
Совершенно очевидно, что верной можно назвать только первую позицию. Почему именно так, вы поймете, выполнив задание 7.
Отсутствие четких личных целей.
Постановка целей или целеполагание — один из самых сложных процессов. К сожалению, человек редко ставит цели, как правило, он реализует либо чужие цели, либо воспроизводит ежедневные цели, обеспечивающие жизнь. Но как можно чего-то достичь в жизни, если не знаешь, чего именно ты хочешь?! Цели на уровне смутных желаний не достигаются.
Многочисленные исследования показали, что формулировка цели имеет колоссальное значение. Вы формулируете запрос самому себе, точнее своей собственной душе, а она понимает его совсем не так, как вытого желаете. Как такое может быть? Может, и об этом будет специальный разговор. В современной психологии разработаны технологии, освоив которые, человек может грамотно формулировать свои цели, а главное, достигать их.
Нет стремления к саморазвитию.
Познание себя еще не порождает стремления к саморазвитию как осознанному изменению самого себя во всех своих проявлениях. Сложно понять, какие способности, особенности можно и нужно развивать, а на какие не стоит тратить силы и время.
Саморазвитие — это самое эффективное адаптационное средство. Не важно, о какой адаптации идет речь — физиологической, психологической, социальной или профессиональной. Хотелось бы надеяться, что изучение данного пособия будет способствовать тому, что у вас появится стремление к саморазвитию.
Не сформированы навыки решения проблем.
Проблема — понятие субъективное: у каждого свои проблемы. Обычно человек испытывает трудности, но не все и не для всех они переходят в разряд проблем. Причин может быть много: переоценили свой жизненный опыт или способности, а вот способы выхода из проблемных ситуаций более или менее одинаковы. Разработаны технологии разрешения проблемных ситуаций.
Отсутствует творческий подход к жизни.
Творчество не относится к числу отдельно взятого умения или знания. Это образ жизни, эмоциональное состояние, стремление порождать нечто новое во всех сферах своей жизни. Нельзя запланировать творчество на какое-то конкретное время, например, «в понедельник с 9 утра до 12 буду творить». Можно запланировать решение задач, но творить — нет. Однако это не означает, что творчеству нельзя научиться, можно.
Последовательность, в которой представлены ограничения, не случайна. В начале списка идут самые распространенные и трудно поддающиеся коррекции. Есть то, чему психологи могут обучить. Например, существуют технологии целеполагания, способы решения проблемных ситуаций и способы саморазвития. Но, в целом, это работа и ответственность самого человека.

2.2.2. Успех как социально-психологическое явление

Итак, существуют различные формы адаптации. Если человек чувствует себя комфортно, ему ни холодно ни жарко, значит, он адаптирован на физиологическом уровне. Если человеку приятно и интересно общаться с окружающими людьми, значит, он адаптирован на социальном уровне. Если человек существует в гармонии с собственным «Я», значит, он адаптирован психологически.
Возникает вопрос: бывает ли так, чтобы все формы адаптации совпали? Бывает. Тогда говорят: это счастливый, успешный человек. Кого-то это состояние может охватить всего на миг, когда все совпало: комфортно, интересно, приятно, и при этом есть ощущение полноценной, активной жизни. Кого-то это состояние не покидает большую часть жизни. Есть и те, кто так и не испытал его.
Психологическая адаптация — это нечто большее, чем простое приспособление к условиям жизни. Человек все время расширяет границы, снимает ограничения, наложенные природой и социумом. Человек развивается, совершенствует себя. Но делают это люди по-разному.
Во все времена люди стремились к успеху и всегда пытались понять, что же мешает им достичь желаемого. Психологи полагают, что стремление к успеху — это одна из фундаментальных потребностей человека. Кстати, удовлетворить эту потребность раз и навсегда невозможно. И не важно, материальная это потребность или психологическая. Вспомните, сколько бы вы ни съели за обедом, проходит немного времени, и вы опять хотите есть! Потребность может временно угасать,
а потом вспыхивать с новой силой. У потребности есть еще одна каверзная особенность — если ее не удовлетворять, то она разрушает тело или душу.
Итак, стремление к успеху есть у всех людей, но успешных не так и много. Гладкой дороги ни у кого не было, и вряд ли таковая может существовать. Однако один человек преодолевает препятствия, исправляет неизбежные ошибки и достигает успеха. А другой, будучи в той же ситуации, проигрывает. Более того, есть люди, которые считают себя успешными, но посмотрев на их жизнь, не у каждого возникает желание оказаться на их месте.
В успехе заинтересованы не только отдельные личности, но и профессиональные сообщества, государства. Во всех странах на подготовку специалистов тратятся колоссальные ресурсы: материальные, человеческие, временные, однако эффективность вложений неизменно оказывается низкой. Лишь незначительный процент выпускников достигает вершин успеха, развивая и совершенствуя себя и свою профессиональную сферу. Естественно, что такое положение дел никого не устраивает: ни государство, ни преподавателей, ни самих студентов. Так в чем же дело, почему одни люди успешны, счастливы, а другие не могут достигнуть успеха, стремясь к нему и прилагая немалые усилия?
Ответы на эти вопросы люди искали столетиями, по крупицам собирая материалы о людях успешных. Написано много, но, когда вы читаете об успехах других, даже если эти другие делятся своими секретами, вы к своему успеху не приближаетесь. Конечно, успехи других воодушевляют, поддерживают, но этого мало, чтобы стать успешным самому. Поэтому в середине ХХ в. перед американскими психологами было поставлено несколько задач:
1. Найти и описать самых успешных людей планеты.
2. Выявить то, что приводит к успеху, обобщить материал.
3. Создать на основе полученных результатов технологию в виде
различных обучающих программ, тренингов для подготовки заведомо
успешных людей.
4. Внедрить разработанную технологию.
Предполагалось, что затраты на исследования окупятся за счет более эффективного труда обученных молодых специалистов.
Поставленные перед исследователями задачи были решены в полном объеме. Работа проведена, ученые поняли и описали, как люди достигают успеха, полученные знания перевели в инструментарий, освоить который посильно практически любому. Появились сотни книг под интригующими названиями «Как достичь успеха», «Как стать счастливым», «Как стать богатым» и т.п. Эти книги мгновенно становились бестселлерами. Психологи по всему миру проводили тренинги, через которые прошли тысячи людей.
Как вы полагаете, увеличилось количество успешных людей? В общем, да, увеличилось, но не намного. Естественно, сразу возникает вопрос: почему, зная технологию, понимая, в каком направлении двигаться, люди продолжают свой прежний неуспешный путь. На этот вопрос не существует одного ответа. Психологи выявили немало причин. Вам предстоит найти те, что мешают лично вам.
Результаты исследования по всему миру выявили следующее.
Во-первых, успешные люди существуют во всех странах, независимо от уровня развития цивилизации, и везде их, увы, мало. Успешность действительно универсальный показатель для всех времен и народов. Однако содержание, которое вкладывается в понятие «успех», различно для разных людей и разных цивилизаций. Отсюда и стремление к разным целям.
Во-вторых, успех не является случайностью, он закономерный результат целенаправленной деятельности человека, его мотивации и продуктивного взаимодействия с другими людьми. Отдельной линией исследования были люди, которые разбогатели, например, выиграв в лотерею или неожиданно получив большую сумму денег. Почему эти люди привлекли особое внимание? Да потому, что многие думают: стать успешным и счастливым помогают деньги, «много денег и сразу». Но быть богатым и иметь много денег — совершенно разные состояния и разная жизнь. Установленный в исследовании факт: ни один из получивших случайно деньги богатым не стал и не смог войти в мир богатых. Максимальный срок, который удавалось продержаться на случайных деньгах — год.
В-третьих, факторы, которые приводили к успеху, были почти одинаковыми у всех успешных людей. Но четко прослеживалась тенденция: по мере развития цивилизации успех как результат осознанной деятельности все больше зависит от личностных черт человека. Искать причины во внешнем окружении, смысла нет. Да, обстоятельства складываются по-разному. Но успеха люди достигают чаще всего не благодаря внешним условиям, а вопреки им. Сегодня вы с помощью интернета можете узнать о жизни практически любого человека. Воспользуйтесь этой возможностью.
Теперь разберемся подробнее с тем, что такое успех. Но прежде попытайтесь понять, что такое успех лично для вас. Вспомните тех людей, которых вы считаете успешными, что вас в них привлекает, что в них есть такого, чего нет у вас? Это понимание важно лично для вас.
Существуют различные формулировки успеха, например, в психологии успех — факт достижения поставленной цели при минимальных потерях: материальных, физических, психических, социальных и духовных.
Обратите внимание, при минимальных потерях, то есть успех следует достигать наиболее эффективным способом. Успех любой ценой, ценой жизни, собственной или других людей, к категории подлинного успеха отнести никак нельзя. Такова позиция современной психологии. Более того, многие психологи разделяют мнение Брайан Трейси, который ставит знак равенства между эмоциональными состояниями, которые человек испытывает, когда он счастлив и когда достигает желаемого успеха. Более того, утверждается, что состояния успеха и счастья психологически проявляются одинаково и состоят из одних элементов.

2.2.3. Составляющие успеха

Составляющие успеха нерядоположны: одни элементы являются первичными и запускают процесс, другие — вторичными, они появляются в процессе достижения успеха как результат этого процесса и являются показателями его «правильности».
К первичным факторам, запускающим процесс движения к успеху и счастью, можно отнести:
• высокие цели и идеалы;
• самосознание и самопознание;
• самореализацию.
Высокие цели и идеалы
Цели, способные привести к настоящему успеху, всегда должны быть так высоки, чтобы для их достижения потребовалась целая жизнь. Это цель-мечта; как можно противостоять напастям реальной жизни, если нет мечты. Конечно, существуют цели ближайшие, которые вы ставите и которые достигаются в течение ближайших месяцев, например, сдать сессию вовремя или познакомиться с интересным человеком. Высокие цели — это серьезные намерения, на осуществление которых потребуются годы. Например, стать специалистом, востребованным на международном уровне, или совершить кругосветное путешествие.
Самосознание и самопознание
Человек изначально сложен (требуется самосознание), но главное в том, что он постоянно меняется, расширяет границы своих возможностей (самопознание), а потому никогда не наступит время, когда можно будет сказать: «я знаю себя полностью». Эти знания вам необходимы, чтобы найти в себе ресурсы для достижения поставленных целей.
Самореализация
В каждом человеке заложен огромный потенциал, у разных людей он разный, но важно успеть реализовать свои возможности, почувствовать себя неповторимой личностью.
Факторы вторичного плана возникают как показатель того, что все хорошо, и вы на правильном пути. Эти факторы являются продуктом реализации первичных факторов, напомню: наличие высоких целей и идеалов, стремление к самопознанию и самореализации.
К вторичным факторам можно отнести:
• ощущение мира в душе;
• приращение здоровья и энергии;
• финансовую независимость;
• любовь к людям.
Ощущение мира в душе
Человек — существо многоликое, у него не одно, а сразу несколько «Я» (физическое, социальное, психическое, духовное), и они между собой частенько ссорятся, ибо к каждому из них социум предъявляет свои требования, которые порой идут вразрез друг с другом. Да и сами наши тела могут начать бороться за главенство, устанавливать, какое из них важнее. Если человек стремится к познанию всех своих «Я», то он способен понять и учесть интересы каждого «Я», не ущемляя ничьих прав. Да, в современном мире эталон красоты — худое тело, наличие которого в ХIХ в. было показателем болезни, а красивой считалась «женщина в теле». Социальные эталоны меняются! Если вы стремитесь к успеху и что-то у вас получается, но при этом на душе тяжело, вы чувствуете какой-то дискомфорт, это сигнал: что-то пошло не так.
Приращение здоровья и энергии
Современный человек, особенно житель больших городов, жалуется на постоянную слабость, усталость, потерю энергии и здоровья. Такое состояние испытывают и молодые люди. Можно говорить об экологии, трудовом ритме, большом потоке информации и о многом другом. Психологи отмечают, что когда человек успешен и счастлив, здоровье и энергия его не покидают, более того, происходит их наращивание. Парадокс? Нет. Дело в том, что если человек делает что-то через силу, не хочет, но заставляет себя, то на это безвозвратно уходит колоссальное количество энергии, появляется чувство безнадежности. Для достижения успеха нужен доступ к собственным ресурсам и бережное к ним отношение («минимальные затраты»), и все наши «Я» с радостью делятся ресурсами, если мы делаем то, что нам нравится, что мы хотим делать. Эффективность технологий желания в разы превышает эффективность волевых технологий, в чем вы, вероятно, уже убедились на собственном опыте.
Финансовая независимость
О независимости, особенно финансовой, мечтают многие люди. Они думают, что когда у них будет много денег, то они станут независимыми. Да, деньги позволяют решить ряд проблем. Сколько нужно денег, чтобы человек почувствовал себя финансово независимым? Спросите себя, спросите других. Вы обнаружите, что суммы окажутся совершенно разными. Независимость — понятие субъективное, во-первых. Во-вторых, финансовая независимость не цель, а результат достижения. Кстати, богатые люди наиболее финансово зависимы, только они зависят не от папы с мамой, как вы, а от курса доллара, стоимости нефти, политики и от многого такого, на что они, несмотря на свои капиталы, повлиять не могут.
Любовь к людям
Обратите внимание, как порой меняется наше отношение к людям. Иногда нам кажется, что все люди вокруг «сплошной кошмар»: злые, агрессивные, глупые. И нам совсем не хочется любить их, заставить любить никого невозможно. Когда же у нас самих хорошее, радостное настроение, когда мы счастливы, вдруг обнаруживаем вокруг улыбающиеся, доброжелательные лица. В такой момент появляется любовь к себе, миру, людям. Любить людей сложно, как и самого себя. Лучше любого психолога сложность человеческой натуры описали поэты, например, в четверостишии Омара Хайяма:
«Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — все же безмерно велик!»

2.2.4. Проверь себя

Задание 7.
Жизнь людей складывается по-разному, и причин тому великое множество, разбираться во всех — дело хлопотное. Рассмотрим одну из причин, ту, которая есть в списке психологических (личностных) ограничений. Она стоит на втором месте по значимости. Это жизненная позиция. Именно подход к жизни, себе и другим определяет то, что мы ожидаем от жизни. И получаем то, что желаем.
При общении первое, что люди чувствуют друг в друге — это жизненные позиции.
Если вам кажется, что люди к вам не дружелюбны, то вы испытывать беспокойство, неуверенность, страх, то есть как раз то, чего люди предпочитают сторониться, не желая заразиться этими отрицательными эмоциями. Это очень важная особенность эмоций, их способность переходить от одного человека к другому.
1. Жизненная позиция складывается из отношения человека к самому себе, окружающим людям и жизни в целом. Возможны четыре варианта:
Позиция I. Человек живет по формуле «все хорошо»: Я О'К и ОН О'К.
Позиция II. Человек живет по формуле «Я хороший, а другие плохие»: Я О'К, а ОН не О'К.
Позиция III. Человек живет по формуле «Другие хорошие, один я плохой»: Я не О'К, а ОН О'К.
Позиция IV. Человек живет по формуле «Все плохо»: Я не О'К, и ОН не О'К.
2. Каждой позиции соответствует свое эмоциональное состояние.
Перед вами список эмоциональных состояний, которые возникают у
человека, находящегося в той или иной позиции. Ознакомьтесь с ними: гнев, грусть, депрессия, игнорирование другого, печаль, игнорирование радости, игнорирование себя, отчаяние, раздражение, удовлетворение, неигнорирование, ненависть, неуверенность, страх, радость, сотрудничество.
Например, раздражение возникает в том случае, если человек ведет себя не так, как вы считаете правильным. Полагаю, с родительским или учительским раздражением вы сталкивались неоднократно.
Ежедневно мы испытываем самые разные эмоции. Бывает, что с утра все складывается удачно, и мы довольны собой, и окружающие люди нам приятны. Бывает и по-другому, когда с утра что-то не заладилось, а потом и вовсе все пошло наперекосяк: начинает казаться, что все в мире плохо.
Теоретически, человек многократно переходит из одной позиции в другую, проявляя гибкость и адекватность ситуации. Реально, у человека по жизни складывается какая-то позиция, в которой он пребывает большую часть своей жизни. При некоторой наблюдательности и тренировке можно легко определить основную жизненную позицию. И начните с определения ее у себя.
3. Распределите эмоциональные состояния по позициям (рис. 3). Вспомните, какие эмоции вы испытываете в той или иной ситуации.
Это поможет выполнить задание.

жизненная позиция

Рис. 3. Жизненная позиция
Задание 8.
Путь достижения успеха долог и состоит из множества больших и малых шагов. Обычно существует сразу несколько дорог к одному и тому же конечному пункту. Каждый человек выбирает дорогу по себе: кто-то любит прямые и широкие, а кто-то предпочитает извилистые тропы. Но всегда находится путь, наиболее приемлемый с точки зрения временных и энергетических затрат.
1. Перед вами список шагов, умений и психологических черт, которые задействованы на пути к достижению успеха (табл. 7). Изучите его.
2. Определите оптимальную последовательность на пути достижения успеха:

1) поставьте «1» в графе «Порядок» напротив того, с чего, по вашему мнению, начинается движение к успеху;
2) поставьте «2» напротив следующего за ней шага, и так далее.
Таблица 7

Психологические черты, умения

Порядок

1

Готовность нести ответственность за свои решения

 

2

Склонность к умеренному риску

 

3

Ставка на собственные знания и умения, а не на случай

 

4

Умение достигать цель собственными силами

 

5

Умение за каждым решением видеть конкретный результат

 

6

Умение поставить цель

 

С чего начать? Первый шаг является самым важным, ибо он запускает процесс. Если вы уже кое-что усвоили, то с первым шагом не ошибетесь.

2.2.5. Комментарии

К Заданию 7.
Вероятнее всего, вам было сложно охарактеризовать третью и четвертую позицию. Знаете почему? Когда человек уверен, спокоен, доволен собой, то он способен адекватно воспринимать окружающее, рассуждать и мыслить здраво. Если человек сам себе не доверяет, то его эмоциональное состояние буквально затмевает разум. Все плохо, без всяких различений эмоциональных состояний.
Эмоциональные состояния — это процесс, и как любой процесс, начинается с малого, нарастая и усиливаясь постепенно. Человек использует различные слова для характеристики одной и той же эмоции, но разной интенсивности и формы проявления. При описании позиций вы могли это заметить.
Например, исходное эмоциональное состояние в каждой позиции начинается с того, что человек игнорирует или не игнорирует.
Позиция I: неигнорирование. Человек готов принять мир, не игнорируя его. Этот человек живет с открытыми глазами, понимая сложность и противоречивость нашего мира.
Позиция II: игнорирование другого. Человеку не нравится другой (другие), и его первой эмоциональной реакцией будет желание проигнорировать, он как бы говорит: «глаза бы мои не видели тебя».
Позиция III: игнорирование себя. Человек, оглядываясь вокруг, решает, что у всех все хорошо, «все люди как люди, один я…», он готов завидовать каждому, отворачиваясь и не желая смотреть на себя.
Позиция IV: игнорирование радости. Такому человеку живется тяжело и грустно.
Итак, первое эмоциональное состояние для каждой позиции определено. Еще раз вернитесь к заданию и пересмотрите свои ответы. Измените, если теперь вы что-то увидели по-другому.
Позиция I. Неигнорирование жизни приносит удовлетворение, способствует сотрудничеству и порождает радость. Это позиция победителя, успешного человека.
Позиция II. Игнорировать другого трудно, люди не любят, когда их игнорируют, и так просто от них не уйти. Следующая реакция — раздражение. Поначалу в человеке может раздражать что-то одно, потом другое. Если человек никак не хочет «исправляться», то есть поступать так, как вы считаете правильно, то рано или поздно вспыхнет гнев. Это энергетически мощная эмоциональная реакция подобна вспышке молнии. Человек может обрушить свой гнев и на того, кого любит, от отчаяния, что тот никак не исправляется. Следующий этап — ненависть. Это тихое и очень опасное эмоциональное состояние человека, поскольку она постепенно разрушает его мозг, не оставляя места для любых других эмоций.
Позиция III. Если человек начинает игнорировать себя, значит, он перестал себе доверять, не может на себя опереться, и это порождает неуверенность в себе. Там, где появилась неуверенность, появится страх, который буквально «загоняет человека в угол» и приводит в отчаяние. Как эмоциональное состояние, отчаяние — реакция опасная, ибо она обладает большой энергетической силой, которую человек может обрушить либо на себя, либо на другого.
Позиция IV. Игнорирование радости порождает грусть, тихое мимолетное эмоциональное состояние, которое любой человек испытывает в своей жизни не раз. Но если грусть не покидает человека долгое время, то она перерождается в печаль. Будучи направленной внутрь человека, печаль лишает жизнь ярких цветов, все окрашивается в черно-серые цвета. Следующий шаг — депрессия, из тисков которой человеку бывает трудно вырваться самостоятельно. Ведь самооценка снижена, уверенности в себе нет, и все кажется лишенным смысла и перспективы. Приходится обращаться к врачам.

К заданию 8.
Ознакомьтесь с последовательностью, которая считается оптимальной.
Первый шаг — умение ставить цель. Если нет цели, то и идти некуда. Итак, на первом месте стоит умение ставить цель. Если это умение, следовательно, этому можно и нужно учиться. Поверьте, целепо-лагание — это одно из самых сложных, можно даже сказать, коварных умений, но и ему можно обучиться.
Второй шаг оказывается для многих непонятным. Это умение за каждым решением видеть конкретный результат. В психологии такое умение называется визуализацией. Оно помогает понять, как цель «реально выглядит».
Шаг третий — остановка. Надо подумать и сделать ставку на собственные знания и умения, а не на случай. Вот где понадобятся ваши знания о самом себе. В чем вы действительно сильны, а в чем следует себя усилить.
Шаг четвертый — опять умение, в данном случае умение достигать цель собственными силами. Обратите внимание, речь идет не том, что цель достигается «в гордом одиночестве». Очень важны ваши способности налаживать отношения с людьми, привлекать их на свою сторону.
Шаг пятый — готовность нести ответственность. Эта ваша и только ваша ответственность, если, конечно, цель ваша.
Шаг шестой — склонность к умеренному риску. Риск присутствует всегда, предсказать будущее, расписать и разложить «все по полочкам» невозможно.
Выстраивая свою цепочку, вы исходили из собственного опыта, поэтому ваша последовательность может оказаться иной, чем ее предлагают специалисты. Это ваш опыт, и он, надо думать, не раз приводил вас к успеху. Вам решать, следует ли его сделать более эффективным.


2.3 Личностный и профессиональный успех

В результате изучения данного материала вы узнаете, что:
• не всякий успех можно назвать истинным;
• существуют разные виды успеха: выживание, приобретение материальных благ, самореализация.
В результате выполнения предложенных заданий вы сможете: грамотно формулировать психологические установки, которые направляют и поддерживают человека на пути к успеху.
Ключевые понятия: выживание, самореализация, саморазвитие.

2.3.1. Успех как выживание

Люди, одинаково стремясь к успеху, понимают его по-разному. Поэтому и цели ставят разные, причем часто ставят цели неосознанно, на основе ранее сформированных психологических установок. Если вы полагаете, что видов успеха, к которым стремятся люди, много, то вы ошиблись. Ученые все многообразие сгруппировали в три вида.
Первый вид успеха — это успех выживания.
Вы наверняка слышали такие фразы — «мы выжили» или «дожить бы до … весны, зарплаты, отпуска, субботы». К разряду «выживающих» можно отнести не только человека, но производственные отделы, организации и государства.
Исследования показали, что подавляющая часть населения планеты (порядка 80 %), знает только один вид успеха — выживание. Эти люди живут бедно, быстро стареют, «крутятся как белки в колесе», ощущая мимолетное счастье. Относятся к собственной жизни как независящей от них неизбежности, ждут, когда неприятности («черная полоса») сами собой исчезнут, и они наконец-то заживут счастливо.
Ученые полагают, что подобное представление родилось в ранних земледельческих цивилизациях, когда люди действительно сильно зависели от капризов природы, когда с трудом выращенный урожай мог погибнуть в одночасье. Однако это не объясняет, почему в современном мире так велик процент этих людей? Почему, желая «встать на ноги», эти люди так и продолжают ждать «милости от природы», от других людей, государства, всеми силами стараясь приспособиться, не меняя ни себя, ни ситуацию?
Есть те, кого привлекает игра на выживание. Как игра в рулетку, она становиться главным смыслом и целью жизни. В студенческой среде можно наблюдать, как «выживание» становится потребностью и как некоторые «подсаживаются» на нее. Такие студенты проявляют активность только в сессию. Первоначально они испытывают страх, а когда удается выжить, прорывается радость и гордость за себя («ура, меня не выгнали!»). Моменты в жизни, которые сопровождаются сравнительно кратковременным страхом от неопределенности с последующей бурной радостью в случае выигрыша, задействуют физиологические (выброс адреналина) и психологические механизмы, формирующие в организме соответствующие потребности. Если условия позволят, то со временем эти люди начнут аналогичным образом вести себя на работе, неосознанно создавая ситуацию аврала, выйдя из которого, они чувствуют себя героями, но, увы, на короткий срок.
В психологии говорят, что это люди, ориентированные на успех — выживание, живут прошлым и ничего хорошего в будущем не ждут. По-настоящему успешными и счастливыми они не бывают, хотя прикладывают колоссальные усилия, чтобы как-то адаптироваться в этом мире.

2.3.2. Успех как приобретение материальных благ

Второй вид успеха вскружил голову людям, проживающим, как правило, в быстро развивающихся индустриальных странах. Приобретение материальных благ — вот что стало для них показателем успеха. Порядка 20 % населения ориентированы на постоянное приобретение материальных благ. Эти люди все время смотрят по сторонам, боятся «не быть принятыми в общество», если вдруг обнаружится, что у них не соответствует машина, телефон или что-то другое. Их стремление иметь все самое престижное позволяет расцветать индустрии, сам же человек в этой гонке оказывается «быстро изнашивающимся винтиком» индустриальной машины.
Счастливы ли эти люди? Да, в момент приобретения и особенно, если удалось приобрести нечто «по дешевке». У студентов это проявляется в радости получения положительной оценки при плохом знании предмета («повезло!»). Ощущение счастья для них также мимолетно, и любви к ближнему оно не прибавляет: всегда есть кто-то, имеющий большее.
Среди этих людей есть те, кто работает усердно и много. Подстрекаемые социально поощряемыми качествами, такими как энергичность и амбициозность, они свой талант и способности добровольно кладут на процветание индустриального общества. Их называют «бакланами», сравнивая с птицами, чья жадность и глупость позволяет рыбакам ловить с их помощью рыбу. Кто-то придумал надевать на шею птице кольцо. Рыбаки сажают в лодку бакланов, которые, увидев рыбу, ныряют за ней и, держа ее в клюве, появляются на поверхности. Из-за кольца птица проглотить рыбу не может, и рыбак ее забирает. Баклан ныряет за новой рыбой. Они ныряют весь день, но улов достается другим.
В психологии говорят, что это люди, ориентированные на успех — безудержное приобретение материальных благ, живут настоящим моментом, для которых ни прошлого, ни будущего вроде бы как и нет. По-настоящему ощутить себя успешными и счастливыми им так и не удается.

2.3.3. Успех как самореализация

Итак, подавляющее большинство людей воспринимает успех как нечто внешнее. Когда происходит кризис, их первое намерение — работать больше и усерднее. Однако есть и другие, которые приостанавливают свою деятельность с единственной целью — подумать! Оказалось, что именно эти люди по всем показателям соответствуют понятиям успешных. Живут дольше, отличаются здоровьем и энергичностью, в их душе царит мир и гармония, они богаты настолько, насколько им это надо, чувствуют себя свободными и финансово независимыми, имеют хорошие отношения с окружающими, любят жизнь во всех ее проявлениях. Но в эту категорию попадают не более 2 % населения.
Что же в этих людях такое, что позволяет им достигать истинного успеха, ощущать счастье и успешность как постоянный фон своей жизни?
Оказывается, причина кроется в целях и ценностях: всегда и во всем они стремятся к саморазвитию и самосовершенствованию, главную ценность жизни ищут не вовне, а внутри себя. Творческие, любящие перемены, в любой деятельности нацелены на поиск универсальных способов решения. Поэтому, если берутся за проблему, то с целью понять, как решаются проблемы данного типа, в отличие от тех, кто пытается избавиться от проблемы («выжить») в наивной надежде, что она больше не повторится, или тех, кто решает проблему как конкретную единичную задачу (главное, что с правильным ответом совпало).
Эти люди ориентированы на будущее, которое сами и строят. Это один из них придумал трюк с бакланами, заменил лопаты на экскаваторы, хижины из соломы превратил в дворцы из стекла и бетона. Все изобретения, как иногда шутят, идут от лени, а точнее от желания заменить тяжелый труд более легким и продуктивным, за счет продумывания ситуации и поиска новых способов.
В обыденной жизни эти люди могут показаться сложными, ведь они занимаются только тем, что им интересно, найдя способ решения одной проблемы, легко переходят на решение другой, наладив один бизнес, переключаются на другой. Они уверены в себе, опираются на себя, знают и эффективно используют свои способности и резервы, пополняют знания, ставят перед собой дерзкие, но четкие цели, ориентированы на успех и независимы от чужого мнения.

2.3.4. Простые правила саморазвития

Какой успех выбираете вы? Когда учитесь, то к чему стремитесь, какой выбор предпочитаете сделать? Это важно понять в самом начале и выбрать свой путь. Итак, у вас на выбор три варианта.
Вариант первый: дожить до окончания учебы, сдать экзамен (отдать знания), получить диплом…, а что потом? Тут предсказать несложно — то же самое, но теперь это будет касаться работы. Свернуть с накатанной колеи трудно, если каждый день думаете, как «дожить до понедельника».
Вариант второй: устроить гонку, например за отличными оценками. И не важно, что предметов много и они все разные. Вы их не выбираете, главное, чтобы в зачетке стояла заветная цифра. Что потом? Та же гонка, только теперь это может быть престижная должность, власть, деньги, квартира, особняк и …
Вариант третий: самореализация, создание собственного места в мире, в том числе в профессиональном. Этот путь самый выгодный и вы, вероятно, говорите себе, что вы пойдете этим путем. Правильно. Но не полагаете ли вы, что другие не хотят того же. Только мало у кого получается.
Первые два пути вы наверняка уже освоили, а как получить доступ к третьему варианту? Путь этот скрыт и находится недалеко — в вашем внутреннем мире, но, как истинный клад, зарыт очень глубоко. Двигаться придется долго и мелкими шагами.
Правил и советов разработано множество. Какие-то из них вам уже известны. И все они работают, их выполнение успех гарантирует. Но, как всегда, есть какие-то условия. Да, условия есть. Психология предлагает не просто освоить новые правила, а изменить прежний образ жизни! Кто-то пошутил: правила нужны для того, чтобы их нарушать. Верно замечено. Особенность человека — внутренне сопротивляться внешним правилам, особенно если они разрушают привычный образ жизни. То, что предлагают психологи, разрушает. Вам предстоит каждый раз решать, нужны ли вам эти правила. Решение за вами и ответственность ваша, в этом никто помочь не может.
Правило первое.
Начните с себя: жизнь станет лучше, если вы станете лучше.
Психологи повторяют: изменить себя и свое отношение к миру проще, а главное — эффективнее, чем изменить мир. Однако следовать этим призывам люди не спешат. Мы жаждем изменить всех и все вокруг, навязать свое видение и свои правила, берем на себя функцию судьи и мудреца одновременно!
Представьте себе, что вы плывете по реке в лодке. Река живет своей жизнью, иногда вода спокойная, иногда бурлит, меняет направление и скорость течения. Она появилась задолго до вашего рождения, и будет существовать, когда вас не станет. Вы не единственный, кто плывет по реке, и у каждого своя цель. Кто-то хочет оказаться на противоположном берегу, кто-то хочет доплыть до океана. Что делают некоторые люди? Начинают раздавать советы, указывая, куда и как надо плыть. Но есть и такие, кто, бросив весла, пытаются влиять на саму реку, управлять течением, заставить реку жить по тем правилам. Человек борется изо всех своих сил, он не идет к заветной цели (ее у него нет), просто для него «вся жизнь борьба», и времени на себя явно не хватает.
Кто-то может возразить, что реки (природу) человек давно перестраивает под себя. Это отдельный вопрос. В нашем случае речь идет о каждом, кто «видит соломинку в глазу другого, но не видит бревно в своем собственном».
В стабильном мире, высоко ценилась неизменяемость человека («оставайся таким, как прежде» — пожелание на дне рождения), его приверженность одной организации (пожизненный наем). Сегодня ситуация изменилась, продолжительность работы в конкретной организации стала короче, и строить карьеру сложнее, зато выбора больше. При таком подходе человек вынужден меняться.
Правило второе.
Важно, куда вы направляетесь, и не важно — откуда.
Ориентированность на будущее, умение ставить цели саморазвития и самосовершенствования! Какой смысл «пилить опилки», обвиняя других, внешние обстоятельства и свое прошлое. Человек — уникальное существо, может изменяться, когда захочет и как захочет. Для этого необходимо научиться самоанализу: уметь давать себе объективную оценку, осознавать отсутствие у себя нужных умений, качеств и стремиться приобретать их. Иными словами, иметь цели и знать, чего хочешь добиться.
Правило третье.
Трудности несут в себе равный им потенциал.
Жизнь трудна, жизнь — это бесконечная череда проблем. Такова реальность, так было, есть и будет. Это условие существования не только человека, но и всего живого. Однажды английские рыбаки столкнулись с проблемой. Когда рыба вокруг острова была выловлена, им пришлось отплывать дальше. Загрузив улов в трюмы, они возвращались, и тут же рыба попадала на рынок. Но покупать ее никто не хотел. Англичане привыкли покупать живую рыбу, а привезенная таковой уже не была. Оказавшись в комфортных условиях (врагов нет), корабль покачивает, и — рыба засыпала, постепенно сон переходил в смерть. Что делать? Вернуть реальность! В трюмы с рыбой запускали хищников, которые гоняли ее, не давая умереть.
Так на что вы хотите потратить время и силы? Варианты возможны.
Можно тратить на причитания, как вам трудно и как жизнь несправедлива к вам, иными словами, жить в «режиме страдания».
Можно жить «в режиме ожидания», надеясь, что проблема как-то сама собой рассосется, и новые проблемы не появятся.
Есть и третий вариант — научиться жить, воспринимая трудности не как ловушку, а как вызов, который помогает личностному росту, иными словами, жить «в режиме постоянного саморазвития».
Проблемы не только дают шанс человеку получить новые знания и навыки, уточнить представления о самом себе, приобрести такие качества, как адаптивность, гибкость, но дают возможность показать себя другим людям, сделаться человеком заметным. А это, в свою очередь, предполагает открытость развитию и готовность учиться всему, что приблизит к желанной цели, с одной стороны, с другой — способность идти на обдуманный риск, умение отличить трудное от того, что на данный момент вам не по силам.
Правило четвертое.
Успех — не сольная партия: нельзя добиться успеха без помощи других.
Исследования Стэндфордского института показывают, что только благодаря себе человек достигает успеха в 12,5 % случаев. Остальные 87,5 % успеха происходят благодаря способности взаимодействовать с другими.
Овладевая секретами той или иной деятельности, человеку необходима двоякая помощь: техническая (секреты мастерства) и социальная поддержка. Не следует ожидать, что один человек может научить вас «всему и сразу»: по разным вопросам следует обращаться к разным людям. Учиться «брать» надо одновременно с освоением умения «давать»; делитесь тем, что имеете: помните, что искренняя признательность и благодарность у вас есть всегда.
Взаимодействие с людьми — процесс сложный, двусторонний, в этом процессе многое складывается «не по правилам», даже хорошо спланированный разговор может в любой момент развернуться и пойти не по тому сценарию, который был задуман ранее. Например, было желание поговорить, а получилась ссора, было желание найти решение, а открылся поток обвинений и т.п.
В профессиональной жизни действуют ролевые правила взаимодействия, которые предписывают поведение людей на работе с соблюдением статуса. При межличностном взаимодействии, в том числе в семье, порой действуют те же статусные правила ограничения: «слушай старших», «не перечь родителям».
Вы уже знаете, что помимо правил ограничения, существуют еще и правила развития. Вот список правил, которые предлагает Верджиния Сатир. Обратите внимания, если правила ограничения предполагают «ты должен», то правила развития — всегда имеют дела с желаниями «я хочу»:

1. Я хочу любить тебя, но не держать тебя.
2. Я хочу ценить тебя без рассуждений.
3. Я хочу присоединиться к тебе, но не вторгаться в тебя.
4. Я хочу пригласить тебя, но не требовать тебя.
5. Я хочу покинуть тебя, но не упрекая.
6. Я хочу критиковать тебя, но не обвинять.
7. Я хочу помогать тебе, но не упрекать в неумении.
8. И если я могу получить от тебя тоже самое — мы сможем встретиться и по-настоящему обогатить друг друга.
Итак, психологические правила работают, если они принимаются человеком как собственное, внутреннее желание. Разобравшись с собой: зачем и для чего вы хотите стать успешным человеком, насколько готовы взять на себя ответственность за самого себя (никто другой взять ее не сможет), от чего готовы отказаться и что хотите приобрести, смело вставайте на тропу успеха и начинайте осваивать умения. Какие? В первую очередь, целеполагание и обретение ресурсного состояния.

2.3.5. Проверь себя

Задание 9.
Желание достигнуть успеха — естественное желание каждого человека, но путь тернист, и далеко не все можно предусмотреть заранее. Вероятно, поэтому перед началом какого-то мероприятия люди шли к предсказателям судеб: одни — чтобы узнать, будут ли они счастливы в браке, другие — выиграют или проиграют битву. Неважно, что каждый понимает счастье и успех по-своему, а ответы мудрецов требуют интерпретации, ибо потому они и мудрецы, что простых ответов не дают. Люди искали и продолжают искать ответы на эти вечные вопросы.
Вам будет предложено задание, которое переносит вас в далекое прошлое, в конец VII — начало VI вв. до нашей эры в город Дельфы. После завершения строительства храма бога Аполлона жители города решили начертать на его стене мудрое изречение, которое люди могли бы видеть, подходя к храму. Изречение должно было соответствовать назначению храма — предсказанию судьбы. Кстати, сегодня мы тоже используем различные изречения или, как их часто называют — лозунги, а психологи именуют психологическими установками. Эти изречения играют важную роль, будучи краткими, емкими, красивыми, они привлекают внимание и помимо нашей воли закрепляются в подсознании.
В город Дельфы устремились мудрецы из разных городов. Сколько их пришло на самом деле, никто не знает, но, как гласит легенда, их было семь. Каждый принес свои плоды мудрости — гномы, то есть краткие лаконичные изречения. До наших дней дошло 33 изречения. В результате долгого обсуждения (поговаривают, что спорили больше недели) были выбраны те, которые начертали впоследствии на стенах храма. Прошло не одно тысячелетие, столько всего изменилось, но до сих пор выбранные ими изречения остаются непревзойденными. Ничего более правильного потомки придумать не смогли.
Первоначально планировали только одно изречение начертать на входе в храм, причем так, чтобы его было видно издалека. По мере того как человек подходил к храму, изречение как бы настраивало его, создавало определенное ожидание. Договорившись о таком изречении, мудрецы решили, что необходимо еще одно, которое человек увидит, выходя из храма. Второе изречение — это некое напутствие человеку на будущее. Кстати, первое изречение широко известно, поскольку его удалось обнаружить на останках самого храма. Восстановить второе оказалось труднее.
Представьте себе, что вы один из мудрецов и вам необходимо выбрать из предложенного списка (табл. 8) два изречения, предназначенных для всеобщего обозрения на входе и на выходе из храма.
Таблица 8
Изречения древних, предложенных для начертания на храме судьбы

Высказывания

Вход

Выход

1

Ничего слишком (Солон)

 

 

2

Избегай удовольствия, рождающего страдания (Солон)

 

 

3

Не лги, но говори правду (Солон)

 

 

4

О тайном догадывайся по явному (Солон)

 

 

5

Родители всегда правы (Солон)

 

 

6

Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть (Солон)

 

 

7

Согражданам советуй не самое приятное, а самое полезное (Солон)

 

 

8

Не верь всем подряд (Фалес)

 

 

9

Не красуйся делами, а будь прекрасен делами (Фалес)

 

 

10

Не стесняйся льстить родителям (Фалес)

 

 

11

Не перенимай от отца дурное (Фалес)

 

 

12

Что трудно? — Познать самого себя (Фалес)

 

 

13

Что приятно? — Достичь того, что желаешь (Фалес)

 

 

14

Что утомительно? — Праздность (Фалес)

 

 

15

Что вредно? — Невоздержанность (Фалес)

 

 

16

Что невыносимо? — Невоспитанность (Фалес)

 

 

17

Говори к месту (Биант)

 

 

18

Берись за дело не спеша, начатое доводи до конца (Биант)

 

 

19

Бери убеждением, а не силой (Биант)

 

 

20

О богах говори, что они существуют (Биант)

 

 

21

Демократия лучше тирании (Периандр)

 

 

22

Тайны не разглашай (Периандр)

 

 

23

Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов (Периандр)

 

 

24

Дал слово — держи: нарушишь — подло (Периандр)

 

 

25

Знай меру (Питтак)

 

 

26

О том, что намерен делать, не рассказывай: не выйдет — засмеют (Питтак)

 

 

27

Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам (Питтак)

 

 

28

Знай самого себя (Хилон)

 

 

29

Язык пусть не обгоняет твоего ума (Хилон)

 

 

30

Не желай невозможного (Хилон)

 

 

31

Будь здоров и телом и душой (Клеобул)

 

 

32

Будь любослух, а не многослов (Клеобул)

 

 

33

Лучше быть ученым, чем неучем (Клеобул)

 

 


Выбирая то или иное изречение, попытайтесь объяснить для себя его смысл, покажите его всеобщность (подходило древним, подходит и нам). Как сами бы вы отнеслись, если бы увидели подобные изречения? Надеюсь, вы вспомнили правила развития и ограничения.

2.3.6. Комментарии

К заданию 9.
Следует заметить, что предложенные высказывания в той или иной степени верны. Не все, конечно. Например, надеюсь, вы не сделали выбор, предложенный Хилоном «Не желай невозможного». Это очень опасная установка. Только подумайте, какой бы оказалась наша жизнь, если бы не было людей, желающих невозможного! Люди мечтали летать, и мы летаем; мечтали переплывать океаны, и мы переплываем.
Может быть, когда вы выбирали изречение, в вашей голове пронеслись разные ситуации, в которых вы потерпели «неудачу» и о которых вспоминаете с сожалением. Ваш собственный выбор очень важен именно для вас, обратите на это внимание.
Итак, вернемся к изречениям. Как рассуждали мудрецы на самом деле, уже никто не скажет. Но можно кое-что предположить. Мудрецы понимали, что если человек приходит за ответом в храм судьбы, то это будет, вероятнее всего, вопрос: «Будет ли он успешен в каком-то определенном деле, или вообще — всегда успешен и счастлив?» Но как же можно ответить на этот вопрос, если человек сам себя не знает, не может понять, что же для него благо.
Человек — существо целостное, но природой мы поделены на мужчин и женщин. Для каждого из нас наша собственная половинка, наше целое «Я», оказалась скрытой. Не познав себя, как распознать другого, нужного именно тебе? Представьте себе, что вы вошли в комнату, где на столе лежат половинки яблок. И они все разные: маленькие и большие, красные и зеленые, кислые и сладкие: глаза разбегаются, хочется схватить побыстрее, вдруг разберут. И вы не хотите тратить время на то, что лежит у вас в кармане — ваша половинка. Не познав себя, как найти свое, как выбрать дело по душе, то есть соответствующее твоему «Я».
Принятая фраза объединила высказывания Фалеса и Хилона: «Познай самого себя». Именно это и было высечено над входом в храм. Обратите внимание — познай. Слово «знай», в котором слышится приказ, ощущается ограниченность, законченность, не было принято.
Второе выражение явилось дополнением к первому, Оно принадлежало Солону: «Ничего слишком». Это изречение было высечено с внутренней стороны храма, и его можно было прочитать при выходе. В русской речи часто можно слышать выражение: «Знай меру» (Пит-так), которое, по сути, аналогично мысли «ничего слишком». Возможно, оно было отклонено мудрецами, скорей всего, по той же причине: слышится приказ, ограничение, законченность.
Итак, «Познать самого себя» и «Ничего слишком» — это фундаментальные психологические установки, которым древние мудрецы рекомендовали следовать. Напомню, что все последующие поколения ничего к этому добавить так и не добавили. Согласитесь, что это о чем-то говорит!
КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ
1. Ограничения на человека накладывают биологическая природа, общество и он сам. Самые мощные и трудно преодолеваемые ограничения — те, которые накладывает на себя сам человек. Поэтому говорят: «Вряд ли кто-то может нанести человеку вред больший, чем он сам». Подумайте об этом.
2. Адаптация осуществляется человеком на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном, каждый из которых имеет свои средства адаптации.
3. Люди стремятся к успеху, понимая его по-разному: как выживание (физиологическая адаптация), как приобретение материальных благ (социальная адаптация), как способ самореализации (психологическая адаптация).
4. Жизнь — это череда проблем: таково условие нашего существования. Нет проблем, жизни тоже нет. Откажитесь от жизни в режиме страдания и ожидания, выберите режим самосовершенствования. Это выгоднее.

Милорадова, Н.Г. Психология саморазвития и самоорганизации в условиях учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов магистратуры, обучающихся по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент / Н.Г. Милорадова, А.Д. Ишков ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац. исследоват. Моск. гос. строит. ун-т. — Электрон. дан. и прогр. (5 Мб). — Москва : НИУ МГСУ, 2016

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.