На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Адаптация и личностное саморазвитие - Расширение личностных возможностей
Адаптация и личностное саморазвитие - Расширение личностных возможностей
Лекции и практикум по психологии - Разное по психологии
Индекс материала
Адаптация и личностное саморазвитие
Расширение личностных возможностей
Личностный и профессиональный успех
Все страницы

2.2 Расширение личностных возможностей

В результате изучения данного материала вы узнаете, что:
• самые мощные ограничения человек устанавливает для себя сам;
• есть универсальные средства адаптации, которые человек изобретает, используя самый мощный резерв — стремление к успеху и счастью;
• достижение успеха приносит человеку мир в душе (психологическая адаптация), улучшает физическое состояние и прибавляет энергию (физиологическая адаптация), обеспечивает финансовую независимость, рождает любовь к людям (социальная адаптация).
В результате выполнения заданий вы сможете:
• определить жизненную позицию, позволяющую позитивно воспринимать себя и других;
• грамотно формулировать психологические установки, которые направляют и поддерживают человека на пути к успеху;
• использовать оптимальную последовательность шагов на пути к успеху.
Ключевые понятия: успех, психологические установки, жизненная позиция.

2.2.1. Типовые личностные ограничения

В психологии ежегодно проводятся исследования, цель которых — понять, с какими ограничениями сталкивается на своем пути человек, и какие из них человек накладывает на себя сам. Следует, справедливости ради, отметить, что многие ограничения человек создает неосознанно или они попадают к нему еще в том возрасте, когда человек просто не может понять всю мощь их ограничительной функции.
Из года в год психологи публикуют списки психологических (личностных) ограничений, которые незначительно отличаются у разных исследователей. Остановимся на шести личностных ограничениях: они самые распространенные, некоторые из них преодолеваются с трудом. Однако разработаны весьма эффективные психологические технологии, которые при желании можно освоить. Вот список этих ограничений:
1) незнание себя и неумение управлять собой;
2) жизненная позиция неверная;
3) отсутствуют четкие личные цели;
4) отсутствует стремление к саморазвитию;
5) навыки решения проблем не сформированы;
6) отсутствует творческий подход к жизни.

Незнание себя и неумение управлять собой.
Это ограничение неизменно занимает первое место в любом исследовании. Более трех тысяч лет мы повторяем изречение древних «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир», но так и не подошли к его воплощению на практике. Естественно возникает вопрос, что конкретно следует познать в себе и как это сделать. С чего следует начать? И опять единство мнений: начинать следует со здоровья.
Согласно ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Обратите внимание, подчеркивается факт единства трех видов здоровья.
Люди порой забывают, что они не только физическое тело, что помимо физического здоровья следует помнить и заботиться о психическом здоровье. ВОЗ как медицинская организация отслеживает именно эти два вида здоровья: физическое и психическое.
В психологической, эзотерической, религиозной литературе можно встретить описание требований и к другим видам здоровья, например, духовному, ментальному.
Незнание себя приводит к целому ряду негативных последствий, в частности:
• человек работает много, но высоких результатов не достигает, так как работает неэффективно, не использует свои сильные стороны, ибо о них ему ничего не известно;
• человек не ощущает свою энергию и часто чувствует себя слабым, так как не имеет доступа к собственным ресурсам и не знает, каковы его реальные ресурсы;
• человек невысоко себя оценивает, не может смириться с неудачами и потому ищет всеобщего одобрения. Не зная себя, человеку сложно адекватно себя оценить, он почему-то надеется, что другие смогут его познать и по достоинству оценить. Но другим-то зачем это надо, у них свои проблемы.
Это лишь незначительная часть последствий незнания самого себя.
Неверная жизненная позиция.
Жизненная позиция относится к тем понятиям, которые широко используются в различных отраслях общественного знания. В данном случае речь пойдет о жизненной позиции как психологическом явлении. Она отражает то, как складывается отношения человека к себе и окружающим людям. Здесь возможны четыре варианта.
Позиция I: все люди и я в том числе нормальные, хорошие.
Позиция II: все люди нормальные, хорошие, один я ничего не стою.
Позиция III: я-то нормальный, хороший, а вот все люди вокруг плохие.
Позиция IV: все люди вокруг плохие, но и я не лучше.
Совершенно очевидно, что верной можно назвать только первую позицию. Почему именно так, вы поймете, выполнив задание 7.
Отсутствие четких личных целей.
Постановка целей или целеполагание — один из самых сложных процессов. К сожалению, человек редко ставит цели, как правило, он реализует либо чужие цели, либо воспроизводит ежедневные цели, обеспечивающие жизнь. Но как можно чего-то достичь в жизни, если не знаешь, чего именно ты хочешь?! Цели на уровне смутных желаний не достигаются.
Многочисленные исследования показали, что формулировка цели имеет колоссальное значение. Вы формулируете запрос самому себе, точнее своей собственной душе, а она понимает его совсем не так, как вытого желаете. Как такое может быть? Может, и об этом будет специальный разговор. В современной психологии разработаны технологии, освоив которые, человек может грамотно формулировать свои цели, а главное, достигать их.
Нет стремления к саморазвитию.
Познание себя еще не порождает стремления к саморазвитию как осознанному изменению самого себя во всех своих проявлениях. Сложно понять, какие способности, особенности можно и нужно развивать, а на какие не стоит тратить силы и время.
Саморазвитие — это самое эффективное адаптационное средство. Не важно, о какой адаптации идет речь — физиологической, психологической, социальной или профессиональной. Хотелось бы надеяться, что изучение данного пособия будет способствовать тому, что у вас появится стремление к саморазвитию.
Не сформированы навыки решения проблем.
Проблема — понятие субъективное: у каждого свои проблемы. Обычно человек испытывает трудности, но не все и не для всех они переходят в разряд проблем. Причин может быть много: переоценили свой жизненный опыт или способности, а вот способы выхода из проблемных ситуаций более или менее одинаковы. Разработаны технологии разрешения проблемных ситуаций.
Отсутствует творческий подход к жизни.
Творчество не относится к числу отдельно взятого умения или знания. Это образ жизни, эмоциональное состояние, стремление порождать нечто новое во всех сферах своей жизни. Нельзя запланировать творчество на какое-то конкретное время, например, «в понедельник с 9 утра до 12 буду творить». Можно запланировать решение задач, но творить — нет. Однако это не означает, что творчеству нельзя научиться, можно.
Последовательность, в которой представлены ограничения, не случайна. В начале списка идут самые распространенные и трудно поддающиеся коррекции. Есть то, чему психологи могут обучить. Например, существуют технологии целеполагания, способы решения проблемных ситуаций и способы саморазвития. Но, в целом, это работа и ответственность самого человека.

2.2.2. Успех как социально-психологическое явление

Итак, существуют различные формы адаптации. Если человек чувствует себя комфортно, ему ни холодно ни жарко, значит, он адаптирован на физиологическом уровне. Если человеку приятно и интересно общаться с окружающими людьми, значит, он адаптирован на социальном уровне. Если человек существует в гармонии с собственным «Я», значит, он адаптирован психологически.
Возникает вопрос: бывает ли так, чтобы все формы адаптации совпали? Бывает. Тогда говорят: это счастливый, успешный человек. Кого-то это состояние может охватить всего на миг, когда все совпало: комфортно, интересно, приятно, и при этом есть ощущение полноценной, активной жизни. Кого-то это состояние не покидает большую часть жизни. Есть и те, кто так и не испытал его.
Психологическая адаптация — это нечто большее, чем простое приспособление к условиям жизни. Человек все время расширяет границы, снимает ограничения, наложенные природой и социумом. Человек развивается, совершенствует себя. Но делают это люди по-разному.
Во все времена люди стремились к успеху и всегда пытались понять, что же мешает им достичь желаемого. Психологи полагают, что стремление к успеху — это одна из фундаментальных потребностей человека. Кстати, удовлетворить эту потребность раз и навсегда невозможно. И не важно, материальная это потребность или психологическая. Вспомните, сколько бы вы ни съели за обедом, проходит немного времени, и вы опять хотите есть! Потребность может временно угасать,
а потом вспыхивать с новой силой. У потребности есть еще одна каверзная особенность — если ее не удовлетворять, то она разрушает тело или душу.
Итак, стремление к успеху есть у всех людей, но успешных не так и много. Гладкой дороги ни у кого не было, и вряд ли таковая может существовать. Однако один человек преодолевает препятствия, исправляет неизбежные ошибки и достигает успеха. А другой, будучи в той же ситуации, проигрывает. Более того, есть люди, которые считают себя успешными, но посмотрев на их жизнь, не у каждого возникает желание оказаться на их месте.
В успехе заинтересованы не только отдельные личности, но и профессиональные сообщества, государства. Во всех странах на подготовку специалистов тратятся колоссальные ресурсы: материальные, человеческие, временные, однако эффективность вложений неизменно оказывается низкой. Лишь незначительный процент выпускников достигает вершин успеха, развивая и совершенствуя себя и свою профессиональную сферу. Естественно, что такое положение дел никого не устраивает: ни государство, ни преподавателей, ни самих студентов. Так в чем же дело, почему одни люди успешны, счастливы, а другие не могут достигнуть успеха, стремясь к нему и прилагая немалые усилия?
Ответы на эти вопросы люди искали столетиями, по крупицам собирая материалы о людях успешных. Написано много, но, когда вы читаете об успехах других, даже если эти другие делятся своими секретами, вы к своему успеху не приближаетесь. Конечно, успехи других воодушевляют, поддерживают, но этого мало, чтобы стать успешным самому. Поэтому в середине ХХ в. перед американскими психологами было поставлено несколько задач:
1. Найти и описать самых успешных людей планеты.
2. Выявить то, что приводит к успеху, обобщить материал.
3. Создать на основе полученных результатов технологию в виде
различных обучающих программ, тренингов для подготовки заведомо
успешных людей.
4. Внедрить разработанную технологию.
Предполагалось, что затраты на исследования окупятся за счет более эффективного труда обученных молодых специалистов.
Поставленные перед исследователями задачи были решены в полном объеме. Работа проведена, ученые поняли и описали, как люди достигают успеха, полученные знания перевели в инструментарий, освоить который посильно практически любому. Появились сотни книг под интригующими названиями «Как достичь успеха», «Как стать счастливым», «Как стать богатым» и т.п. Эти книги мгновенно становились бестселлерами. Психологи по всему миру проводили тренинги, через которые прошли тысячи людей.
Как вы полагаете, увеличилось количество успешных людей? В общем, да, увеличилось, но не намного. Естественно, сразу возникает вопрос: почему, зная технологию, понимая, в каком направлении двигаться, люди продолжают свой прежний неуспешный путь. На этот вопрос не существует одного ответа. Психологи выявили немало причин. Вам предстоит найти те, что мешают лично вам.
Результаты исследования по всему миру выявили следующее.
Во-первых, успешные люди существуют во всех странах, независимо от уровня развития цивилизации, и везде их, увы, мало. Успешность действительно универсальный показатель для всех времен и народов. Однако содержание, которое вкладывается в понятие «успех», различно для разных людей и разных цивилизаций. Отсюда и стремление к разным целям.
Во-вторых, успех не является случайностью, он закономерный результат целенаправленной деятельности человека, его мотивации и продуктивного взаимодействия с другими людьми. Отдельной линией исследования были люди, которые разбогатели, например, выиграв в лотерею или неожиданно получив большую сумму денег. Почему эти люди привлекли особое внимание? Да потому, что многие думают: стать успешным и счастливым помогают деньги, «много денег и сразу». Но быть богатым и иметь много денег — совершенно разные состояния и разная жизнь. Установленный в исследовании факт: ни один из получивших случайно деньги богатым не стал и не смог войти в мир богатых. Максимальный срок, который удавалось продержаться на случайных деньгах — год.
В-третьих, факторы, которые приводили к успеху, были почти одинаковыми у всех успешных людей. Но четко прослеживалась тенденция: по мере развития цивилизации успех как результат осознанной деятельности все больше зависит от личностных черт человека. Искать причины во внешнем окружении, смысла нет. Да, обстоятельства складываются по-разному. Но успеха люди достигают чаще всего не благодаря внешним условиям, а вопреки им. Сегодня вы с помощью интернета можете узнать о жизни практически любого человека. Воспользуйтесь этой возможностью.
Теперь разберемся подробнее с тем, что такое успех. Но прежде попытайтесь понять, что такое успех лично для вас. Вспомните тех людей, которых вы считаете успешными, что вас в них привлекает, что в них есть такого, чего нет у вас? Это понимание важно лично для вас.
Существуют различные формулировки успеха, например, в психологии успех — факт достижения поставленной цели при минимальных потерях: материальных, физических, психических, социальных и духовных.
Обратите внимание, при минимальных потерях, то есть успех следует достигать наиболее эффективным способом. Успех любой ценой, ценой жизни, собственной или других людей, к категории подлинного успеха отнести никак нельзя. Такова позиция современной психологии. Более того, многие психологи разделяют мнение Брайан Трейси, который ставит знак равенства между эмоциональными состояниями, которые человек испытывает, когда он счастлив и когда достигает желаемого успеха. Более того, утверждается, что состояния успеха и счастья психологически проявляются одинаково и состоят из одних элементов.

2.2.3. Составляющие успеха

Составляющие успеха нерядоположны: одни элементы являются первичными и запускают процесс, другие — вторичными, они появляются в процессе достижения успеха как результат этого процесса и являются показателями его «правильности».
К первичным факторам, запускающим процесс движения к успеху и счастью, можно отнести:
• высокие цели и идеалы;
• самосознание и самопознание;
• самореализацию.
Высокие цели и идеалы
Цели, способные привести к настоящему успеху, всегда должны быть так высоки, чтобы для их достижения потребовалась целая жизнь. Это цель-мечта; как можно противостоять напастям реальной жизни, если нет мечты. Конечно, существуют цели ближайшие, которые вы ставите и которые достигаются в течение ближайших месяцев, например, сдать сессию вовремя или познакомиться с интересным человеком. Высокие цели — это серьезные намерения, на осуществление которых потребуются годы. Например, стать специалистом, востребованным на международном уровне, или совершить кругосветное путешествие.
Самосознание и самопознание
Человек изначально сложен (требуется самосознание), но главное в том, что он постоянно меняется, расширяет границы своих возможностей (самопознание), а потому никогда не наступит время, когда можно будет сказать: «я знаю себя полностью». Эти знания вам необходимы, чтобы найти в себе ресурсы для достижения поставленных целей.
Самореализация
В каждом человеке заложен огромный потенциал, у разных людей он разный, но важно успеть реализовать свои возможности, почувствовать себя неповторимой личностью.
Факторы вторичного плана возникают как показатель того, что все хорошо, и вы на правильном пути. Эти факторы являются продуктом реализации первичных факторов, напомню: наличие высоких целей и идеалов, стремление к самопознанию и самореализации.
К вторичным факторам можно отнести:
• ощущение мира в душе;
• приращение здоровья и энергии;
• финансовую независимость;
• любовь к людям.
Ощущение мира в душе
Человек — существо многоликое, у него не одно, а сразу несколько «Я» (физическое, социальное, психическое, духовное), и они между собой частенько ссорятся, ибо к каждому из них социум предъявляет свои требования, которые порой идут вразрез друг с другом. Да и сами наши тела могут начать бороться за главенство, устанавливать, какое из них важнее. Если человек стремится к познанию всех своих «Я», то он способен понять и учесть интересы каждого «Я», не ущемляя ничьих прав. Да, в современном мире эталон красоты — худое тело, наличие которого в ХIХ в. было показателем болезни, а красивой считалась «женщина в теле». Социальные эталоны меняются! Если вы стремитесь к успеху и что-то у вас получается, но при этом на душе тяжело, вы чувствуете какой-то дискомфорт, это сигнал: что-то пошло не так.
Приращение здоровья и энергии
Современный человек, особенно житель больших городов, жалуется на постоянную слабость, усталость, потерю энергии и здоровья. Такое состояние испытывают и молодые люди. Можно говорить об экологии, трудовом ритме, большом потоке информации и о многом другом. Психологи отмечают, что когда человек успешен и счастлив, здоровье и энергия его не покидают, более того, происходит их наращивание. Парадокс? Нет. Дело в том, что если человек делает что-то через силу, не хочет, но заставляет себя, то на это безвозвратно уходит колоссальное количество энергии, появляется чувство безнадежности. Для достижения успеха нужен доступ к собственным ресурсам и бережное к ним отношение («минимальные затраты»), и все наши «Я» с радостью делятся ресурсами, если мы делаем то, что нам нравится, что мы хотим делать. Эффективность технологий желания в разы превышает эффективность волевых технологий, в чем вы, вероятно, уже убедились на собственном опыте.
Финансовая независимость
О независимости, особенно финансовой, мечтают многие люди. Они думают, что когда у них будет много денег, то они станут независимыми. Да, деньги позволяют решить ряд проблем. Сколько нужно денег, чтобы человек почувствовал себя финансово независимым? Спросите себя, спросите других. Вы обнаружите, что суммы окажутся совершенно разными. Независимость — понятие субъективное, во-первых. Во-вторых, финансовая независимость не цель, а результат достижения. Кстати, богатые люди наиболее финансово зависимы, только они зависят не от папы с мамой, как вы, а от курса доллара, стоимости нефти, политики и от многого такого, на что они, несмотря на свои капиталы, повлиять не могут.
Любовь к людям
Обратите внимание, как порой меняется наше отношение к людям. Иногда нам кажется, что все люди вокруг «сплошной кошмар»: злые, агрессивные, глупые. И нам совсем не хочется любить их, заставить любить никого невозможно. Когда же у нас самих хорошее, радостное настроение, когда мы счастливы, вдруг обнаруживаем вокруг улыбающиеся, доброжелательные лица. В такой момент появляется любовь к себе, миру, людям. Любить людей сложно, как и самого себя. Лучше любого психолога сложность человеческой натуры описали поэты, например, в четверостишии Омара Хайяма:
«Мы источник веселья — и скорби рудник.
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — все же безмерно велик!»

2.2.4. Проверь себя

Задание 7.
Жизнь людей складывается по-разному, и причин тому великое множество, разбираться во всех — дело хлопотное. Рассмотрим одну из причин, ту, которая есть в списке психологических (личностных) ограничений. Она стоит на втором месте по значимости. Это жизненная позиция. Именно подход к жизни, себе и другим определяет то, что мы ожидаем от жизни. И получаем то, что желаем.
При общении первое, что люди чувствуют друг в друге — это жизненные позиции.
Если вам кажется, что люди к вам не дружелюбны, то вы испытывать беспокойство, неуверенность, страх, то есть как раз то, чего люди предпочитают сторониться, не желая заразиться этими отрицательными эмоциями. Это очень важная особенность эмоций, их способность переходить от одного человека к другому.
1. Жизненная позиция складывается из отношения человека к самому себе, окружающим людям и жизни в целом. Возможны четыре варианта:
Позиция I. Человек живет по формуле «все хорошо»: Я О'К и ОН О'К.
Позиция II. Человек живет по формуле «Я хороший, а другие плохие»: Я О'К, а ОН не О'К.
Позиция III. Человек живет по формуле «Другие хорошие, один я плохой»: Я не О'К, а ОН О'К.
Позиция IV. Человек живет по формуле «Все плохо»: Я не О'К, и ОН не О'К.
2. Каждой позиции соответствует свое эмоциональное состояние.
Перед вами список эмоциональных состояний, которые возникают у
человека, находящегося в той или иной позиции. Ознакомьтесь с ними: гнев, грусть, депрессия, игнорирование другого, печаль, игнорирование радости, игнорирование себя, отчаяние, раздражение, удовлетворение, неигнорирование, ненависть, неуверенность, страх, радость, сотрудничество.
Например, раздражение возникает в том случае, если человек ведет себя не так, как вы считаете правильным. Полагаю, с родительским или учительским раздражением вы сталкивались неоднократно.
Ежедневно мы испытываем самые разные эмоции. Бывает, что с утра все складывается удачно, и мы довольны собой, и окружающие люди нам приятны. Бывает и по-другому, когда с утра что-то не заладилось, а потом и вовсе все пошло наперекосяк: начинает казаться, что все в мире плохо.
Теоретически, человек многократно переходит из одной позиции в другую, проявляя гибкость и адекватность ситуации. Реально, у человека по жизни складывается какая-то позиция, в которой он пребывает большую часть своей жизни. При некоторой наблюдательности и тренировке можно легко определить основную жизненную позицию. И начните с определения ее у себя.
3. Распределите эмоциональные состояния по позициям (рис. 3). Вспомните, какие эмоции вы испытываете в той или иной ситуации.
Это поможет выполнить задание.

жизненная позиция

Рис. 3. Жизненная позиция
Задание 8.
Путь достижения успеха долог и состоит из множества больших и малых шагов. Обычно существует сразу несколько дорог к одному и тому же конечному пункту. Каждый человек выбирает дорогу по себе: кто-то любит прямые и широкие, а кто-то предпочитает извилистые тропы. Но всегда находится путь, наиболее приемлемый с точки зрения временных и энергетических затрат.
1. Перед вами список шагов, умений и психологических черт, которые задействованы на пути к достижению успеха (табл. 7). Изучите его.
2. Определите оптимальную последовательность на пути достижения успеха:

1) поставьте «1» в графе «Порядок» напротив того, с чего, по вашему мнению, начинается движение к успеху;
2) поставьте «2» напротив следующего за ней шага, и так далее.
Таблица 7

Психологические черты, умения

Порядок

1

Готовность нести ответственность за свои решения

 

2

Склонность к умеренному риску

 

3

Ставка на собственные знания и умения, а не на случай

 

4

Умение достигать цель собственными силами

 

5

Умение за каждым решением видеть конкретный результат

 

6

Умение поставить цель

 

С чего начать? Первый шаг является самым важным, ибо он запускает процесс. Если вы уже кое-что усвоили, то с первым шагом не ошибетесь.

2.2.5. Комментарии

К Заданию 7.
Вероятнее всего, вам было сложно охарактеризовать третью и четвертую позицию. Знаете почему? Когда человек уверен, спокоен, доволен собой, то он способен адекватно воспринимать окружающее, рассуждать и мыслить здраво. Если человек сам себе не доверяет, то его эмоциональное состояние буквально затмевает разум. Все плохо, без всяких различений эмоциональных состояний.
Эмоциональные состояния — это процесс, и как любой процесс, начинается с малого, нарастая и усиливаясь постепенно. Человек использует различные слова для характеристики одной и той же эмоции, но разной интенсивности и формы проявления. При описании позиций вы могли это заметить.
Например, исходное эмоциональное состояние в каждой позиции начинается с того, что человек игнорирует или не игнорирует.
Позиция I: неигнорирование. Человек готов принять мир, не игнорируя его. Этот человек живет с открытыми глазами, понимая сложность и противоречивость нашего мира.
Позиция II: игнорирование другого. Человеку не нравится другой (другие), и его первой эмоциональной реакцией будет желание проигнорировать, он как бы говорит: «глаза бы мои не видели тебя».
Позиция III: игнорирование себя. Человек, оглядываясь вокруг, решает, что у всех все хорошо, «все люди как люди, один я…», он готов завидовать каждому, отворачиваясь и не желая смотреть на себя.
Позиция IV: игнорирование радости. Такому человеку живется тяжело и грустно.
Итак, первое эмоциональное состояние для каждой позиции определено. Еще раз вернитесь к заданию и пересмотрите свои ответы. Измените, если теперь вы что-то увидели по-другому.
Позиция I. Неигнорирование жизни приносит удовлетворение, способствует сотрудничеству и порождает радость. Это позиция победителя, успешного человека.
Позиция II. Игнорировать другого трудно, люди не любят, когда их игнорируют, и так просто от них не уйти. Следующая реакция — раздражение. Поначалу в человеке может раздражать что-то одно, потом другое. Если человек никак не хочет «исправляться», то есть поступать так, как вы считаете правильно, то рано или поздно вспыхнет гнев. Это энергетически мощная эмоциональная реакция подобна вспышке молнии. Человек может обрушить свой гнев и на того, кого любит, от отчаяния, что тот никак не исправляется. Следующий этап — ненависть. Это тихое и очень опасное эмоциональное состояние человека, поскольку она постепенно разрушает его мозг, не оставляя места для любых других эмоций.
Позиция III. Если человек начинает игнорировать себя, значит, он перестал себе доверять, не может на себя опереться, и это порождает неуверенность в себе. Там, где появилась неуверенность, появится страх, который буквально «загоняет человека в угол» и приводит в отчаяние. Как эмоциональное состояние, отчаяние — реакция опасная, ибо она обладает большой энергетической силой, которую человек может обрушить либо на себя, либо на другого.
Позиция IV. Игнорирование радости порождает грусть, тихое мимолетное эмоциональное состояние, которое любой человек испытывает в своей жизни не раз. Но если грусть не покидает человека долгое время, то она перерождается в печаль. Будучи направленной внутрь человека, печаль лишает жизнь ярких цветов, все окрашивается в черно-серые цвета. Следующий шаг — депрессия, из тисков которой человеку бывает трудно вырваться самостоятельно. Ведь самооценка снижена, уверенности в себе нет, и все кажется лишенным смысла и перспективы. Приходится обращаться к врачам.

К заданию 8.
Ознакомьтесь с последовательностью, которая считается оптимальной.
Первый шаг — умение ставить цель. Если нет цели, то и идти некуда. Итак, на первом месте стоит умение ставить цель. Если это умение, следовательно, этому можно и нужно учиться. Поверьте, целепо-лагание — это одно из самых сложных, можно даже сказать, коварных умений, но и ему можно обучиться.
Второй шаг оказывается для многих непонятным. Это умение за каждым решением видеть конкретный результат. В психологии такое умение называется визуализацией. Оно помогает понять, как цель «реально выглядит».
Шаг третий — остановка. Надо подумать и сделать ставку на собственные знания и умения, а не на случай. Вот где понадобятся ваши знания о самом себе. В чем вы действительно сильны, а в чем следует себя усилить.
Шаг четвертый — опять умение, в данном случае умение достигать цель собственными силами. Обратите внимание, речь идет не том, что цель достигается «в гордом одиночестве». Очень важны ваши способности налаживать отношения с людьми, привлекать их на свою сторону.
Шаг пятый — готовность нести ответственность. Эта ваша и только ваша ответственность, если, конечно, цель ваша.
Шаг шестой — склонность к умеренному риску. Риск присутствует всегда, предсказать будущее, расписать и разложить «все по полочкам» невозможно.
Выстраивая свою цепочку, вы исходили из собственного опыта, поэтому ваша последовательность может оказаться иной, чем ее предлагают специалисты. Это ваш опыт, и он, надо думать, не раз приводил вас к успеху. Вам решать, следует ли его сделать более эффективным.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.