Практическое занятие. Методы и методики изучения адаптации детей к школе (4 часа)
План: 1. Методы изучения адаптации детей к школе. 2. Методики изучения адаптации детей к школе.
1. Методы изучения адаптации детей к школе.
Владение методами изучения адаптации детей к школе является необходимой компетенцией в профессиональной деятельности педагога-психолога.
Метод (от греч. methodos - путь к чему-либо) - это общий подход, способ исследования. Основными методами исследования изучения адаптации детей к школе являются: наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент [2]. Метод наблюдения характеризуется: 1) целенаправленностью (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью); 2) избирательностью (наблюдаются не все, а определенные особенности поведения или деятельности); 3) планомерностью (проводится на основе определенного плана); 4) систематичностью (осуществляется последовательно и планомерно); 5) достоверностью (позволяет собирать достоверные факты); 5) целостностью (предоставляет возможность увидеть обследуемого как целостную личность в общении, труде, игре и деятельности). Опрос - представляет собой метод исследования, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Существуют следующие виды опроса: устный, письменный и свободный. Устный опрос позволяет получить достоверную информацию, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций обследуемого. Письменный опрос позволяет охватить большее количество обследуемых за сравнительно небольшое время. Свободный опрос способствует получению разнообразной информации, поскольку позволяет вносить изменения в содержание исследования и менять тактику его проведения. Тестирование - это метод исследования личности, заключающийся в диагностике ее психических состояний, функций на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания с заранее определенной надежностью и валидностью. Тестирование предполагает четкую процедуру сбора и обработки данных, психологической интерпретации полученных результатов. Оно дает возможность исследователю быстро собрать большой количественный материал и позволяет получить точную и качественную характеристику психологического явления. Эксперимент - это метод исследования, основанный на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается. Проведение эксперимента требует специальной подготовки исследователя по овладению навыков подачи инструкции, развитию умений следить за временем и особенностями реакций обследуемого, соблюдению последовательности заданий и умению осуществлять индивидуальный подход. Наряду с указанными выше методами изучения адаптации детей к школе применяются такие как анализ продуктов деятельности, метод беседы и др.
2. Методики изучения адаптации детей к школе.
Организация диагностической работы по изучению адаптации детей к школе предполагает применение стандартизированных психодиагностических методик. В настоящее время отмечается большое разнообразие методик диагностики адаптации детей к школе [1; 3; 4; 6]. Представим наиболее распространенные методики изучения адаптации детей к школе: 1. Методика оценки школьной адаптации первоклассников (Л.М. Ковалева). 2. Методика диагностики социально-психологической адаптации (Р. Даймонд-К. Роджерс). 3. Методика «Адаптация личности к новой социальной среде» (В.Я. Янковский). 4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). 5. Методика изучения мотивации обучения старшеклассников (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина). 6. Анкета «Уровня школьной мотивации» (Н.Г. Лусканова). 7. Методика «Беседы о школе» (Т.А. Нежнова). 8. Методика определения готовности к обучению в школе Н.И. Гуткиной «Домики». 9. Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина). 10. Проективная методика «Школа зверей» (С. Панченко). 11. Личностный опросник «Чувства к школе» (С.В. Левченко).
Следует отметить, что при выборе методик диагностики необходимо руководствоваться следующими рекомендациями доктора психологических наук И.В. Дубровиной [1]: - методики для психологического изучения обучающихся должны давать возможность получить наиболее полную информацию об обучающемся; - должны быть валидны, удобны и доступны в обработке и интерпретации получаемых результатов; - должны быть адекватны (соответствовать поставленной цели и возрасту обучающихся) и максимально отвечать целям и задачам исследования. - педагог-психолог, проводящий диагностическую работу, должен соблюдать принцип конфиденциальности. Итак, с учетом сказанного выше можно отметить, что каждый рассмотренный метод и методика изучения адаптации детей к школе специфичны. Эффективность в изучении адаптации детей к школе осуществляется при комплексном применении различных методов и методик диагностики адаптации учащихся к условиям образовательной организации.
Практическое задание 1. Проанализировать методы изучения адаптации детей к школе (У.2). 2. Выступить на занятии с анализом методов изучения адаптации детей к школе (У.2). 3. Подготовиться к опросу на занятии по анализу методов изучения адаптации детей к школе (З.1). Форма отчетности: конспект анализа методов, текст опроса.
Лабораторное занятие. Методы и методики изучения адаптации детей к школе (4 часа)
План: 1. Методы изучения адаптации детей к школе. 2. Методики изучения адаптации детей к школе.
Практическое задание 1. Подобрать методики изучения адаптации детей к школе (У.1 ). 2. Выступить на занятии с анализом методик изучения адаптации детей к школе (В.1, В.2). 3. Подготовиться к опросу на занятии по анализу методик изучения адаптации детей к школе (З.2). Форма отчетности: конспект анализа методик, текст опроса.
Методические рекомендации по анализу методов изучения адаптации детей к школе
Конспект анализа методов изучения адаптации детей к школе составляется по следующей схеме: название методов - краткая характеристика - примеры применения. Выступая на занятии с анализом методов, выскажите собственное мнение об эффективности их применения в профессиональной деятельности педагога-психолога. Методические рекомендации по подбору и анализу методик изучения адаптации детей к школе Для выполнения задания подберите одну методику диагностики адаптации детей к школе: анкета «Уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, методика Т.А. Нежновой «Беседы о школе», методика определения готовности к обучению в школе Н.И. Гуткиной «Домики», проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). Анализ методики диагностики адаптации детей к школе оформите в таблице по образцу.
Таблица 1 - Методика диагностики адаптации детей к школе
Название методики
|
Автор
|
Возраст обследуемых
|
Направленность
|
Перечень стимульного материала или необходимого оборудования
|
Обработка полученных результатов (уровни, баллы и т.д.)
|
|
|
Выступая на занятии с анализом методик диагностики адаптации детей к школе, выскажите собственное мнение об эффективности их применения в профессиональной деятельности педагога-психолога. Методические рекомендации по подготовке к опросу Для подготовки к опросу воспользуйтесь содержанием лекционного материала и практических заданий по учебному курсу, а также предлагаемым списком литературы. Обратите особое внимание на ключевые понятия учебной дисциплины. При ответе на предлагаемые вопросы оценивается грамотность, отсутствие ошибок и неточностей, полнота и правильность ответа, логичность и последовательность изложения.
Примерные вопросы для письменного опроса: 1. Понятие «адаптация детей к школе». 2. Понятие «школьная дезадаптация». 3. Причины дезадаптации. 4. Характеристика школьной дезадаптации. 5. Характеристика адаптации детей к школе. 6. Критерии адаптации детей к школе. 7. Основные направления деятельности педагога- психолога по преодолению школьной дезадаптации обучающихся. 8. Методы изучения адаптации детей к школе. 9. Методики изучения адаптации детей к школе.
Источник: Барышникова, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся в условиях образовательной среды [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Юж- но-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. - 82 с. |