Лекция. Школьная дезадаптация и ее причины (4 часа)
План: 1. Определение школьной дезадаптации. 2. Характеристика школьной дезадаптации. 3. Причины дезадаптации. 4. Основные направления деятельности педагога-психолога по преодолению школьной дезадаптации обучающихся.
1. Определение школьной дезадаптации
Дезадаптация - психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации (Г.М. Коджаспирова). Вопросам дезадаптация посвящены исследования Э.М. Александровской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Е.В. Новиковой, Л.М. Шипицыной, Л.В. Мардахаева и др. По мнению ученых, появление школьной дезадаптации связано с трудностями, возникающими в период приспособления к новым условиям обучения в школе, а именно с освоением новых правил и требований, связанных с организацией учебного процесса, с соблюдением режима дня, установлением новых взаимоотношений с педагогами и сверстниками.
2. Характеристика школьной дезадаптации
К числу основных первичных внешних признаков проявления дезадаптации педагоги и психологи относят следующие: 1) на физиологическом уровне: повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, нарушение речи, слабость, головные боли и боли в животе, нарушение сна, потеря аппетита, появление усталости, раздражительности, капризности, непослушания; 2) на социальном уровне: негативное отношение к учителям и одноклассникам, агрессивность по отношению к людям, трудности в общении, конфликты с учителями и одноклассниками; 3) на психологическом уровне: негативизм, демонстративность, лень, недостаток уверенности в себе, замкнутость, страх, повышенная тревожность, частая смена настроения, упрямство, капризы, повышенная конфликтность. Ранними признаками школьной дезадаптации являются: появление неудовлетворительных оценок, увеличение количества времени, необходимого для приготовления домашних заданий, потребность в помощи родителей в выполнении домашнего задания, отсутствие интереса к учебе. Тяжелая степень школьной дезадаптации характеризуется неуспеваемостью, школьной фобией, отказом от посещения школы, поведенческими расстройствами, конфликтами с одноклассниками, родителями и педагогами.
3. Причины дезадаптации
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить следующие причины дезадаптации, связанные с: 1) школьным фактором: отсутствие индивидуального подхода, занижение оценок, отсутствие своевременной помощи, педагогическая запущенность, неблагоприятный социальный статус, неудовлетворенность в общении со взрослыми, неумение общаться со сверстниками и др.; 2) семейным фактором: неправильные методы воспитания в семье, конфликтные ситуации в семье, неблагоприятные жилищные условия, дисгармоничная семья с тяжелым эмоциональным климатом, низкий интеллектуальный и культурный уровень членов семьи и др.; 3) психическим фактором: заниженная самооценка, неуверенность, низкий уровень развития познавательных процессов, неготовность к обучению в школе, школьный невроз, поражения центральной нервной системы и др.; 4) личностным фактором: продолжительная болезнь, ограничение в общении с окружающими людьми, длительная изоляция в период болезни и др.; 5) внешним фактором: отсутствие адекватного общения со стороны социального окружения, смена социальной ситуации развития, негативное влияние «улицы» и др. [2; 5; 7; 8]. 4) физиологическим фактором: тяжелые соматические заболевания, в том числе инфекционные, нарушения двигательной сферы, минимальные мозговые дисфункции и др. Последствия дезадаптации, такие как задержка психического развития, школьный невроз, деструктивные способы взаимодействия, агрессия, физиологические и психические изменения в организме, по мнению ученых, могут нанести серьезную психологическую травму. Поэтому проявление этих признаков школьной дезадаптации у учащихся требует оказания психолого-педагогической помощи.
4. Основные направления деятельности педагога-психолога по преодолению школьной дезадаптации обучающихся
Основными направлениями деятельности педагога- психолога по преодолению школьной дезадаптации обучающихся являются: 1. Проведение диагностики учащихся с целью определения готовности к школьному обучению или уровня интеллектуального развития. 2. Оказание индивидуальной помощи учащемуся и его родителям по результатам психологической диагностики. 3. Организация психологического просвещения родителей и педагогов по вопросам адаптации детей к школе. 4. Проведение консультаций для родителей и педагогов, связанных с адаптацией детей к школе. 5. Разработка и реализация программ психологопедагогического сопровождения адаптации учащихся. 6. Осуществление психолого-педагогического мониторинга динамики адаптации учащихся к условиям обучения в школе. 7. Разработка практических рекомендации родителям и педагогам по адаптации детей к школе. Таким образом, под дезадаптацией понимается нарушение процесса адаптации и невозможность приспособиться в новых условиях обучения в школе. С целью предупреждения появления дезадаптации у учащихся необходимо психологопедагогическое сопровождение данного процесса со стороны педагогов и психолога.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определение школьной дезадаптации. 2. Назовите возможные причины школьной дезадаптации.
Практическое занятие 1. Школьная дезадаптация и ее причины (2 часа)
План: 1. Определение школьной дезадаптации. 2. Характеристика школьной дезадаптации. 3. Причины дезадаптации.
Практическое задание 1. Подготовить реферат на предложенную тему (В.2). 2. Подготовиться к защите реферата. Форма отчетности: реферат.
Источник: Барышникова, Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся в условиях образовательной среды [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.В. Барышникова. - Челябинск: Изд-во Юж- но-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2020. - 82 с. |