На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Комплексный подход в решении проблемы школьной дезадаптации
Комплексный подход в решении проблемы школьной дезадаптации
Младший школьный возраст - Адаптация к школе

Т.В.Белова
Комплексный подход в решении проблемы школьной дезадаптации
Проблема школьной дезадаптации является одной из наиболее актуальных проблем современности, требующей своего детального рассмотрения, изучения и эффективного решения, как на теоретическом, так и на научно-практическом уровне.
Рассматривая и изучая данную проблему, необходимо отметить, что в школе № 28 Архангельска уже несколько лет осуществляется целенаправленная, системная работа по изучению и предупреждению возникновения такого неблагоприятного явления как дезадаптация школьников начальных классов.


Проблема стойкой неуспеваемости достаточно большого количества учащихся начальных классов, приводящей к трудностям в школьной адаптации, является одной из наиболее острых проблем современной педагогики. Понятие "неуспеваемость" часто рассматривается как антиподуспеваемости. Успеваемость понимается как "степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой с точки зрения их полноты, сознательности и прочности".


Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложненные требования не только к психической конституции, интеллектуальным возможностям ребенка, но и к его личности, прежде всего к ее социально-психическому уровню.
Проблема дезадаптации возникает тогда, когда социопсихологический и психофизический статус ребенка не соответствует требованиям школьного обучения, овладение которым по ряду причин становится затруднительным или практически невозможным.
Согласно нашим наблюдениям, основной процент появления дезадаптантов приходится на первые и вторые классы начальной ступени обучения. В то же время одной из главных причин дезадаптации и неуспеваемости учащихся на основной ступени обучения (5–6, 9 классы) является недостаточно освоенные знания, умения и навыки школьников, приобретенные ими на начальных этапах процесса обучения. Поэтому не случайно специалистами медико-психолого педагогической службы (МППС) школы № 28 в своей профессиональной деятельности приоритетное внимание уделяется направленной коррекционной работе с учащимися первых-вторых классов.
Количество детей – "дезадаптантов", которые уже в начальных классах по ряду причин не в состоянии за отведенное на учебных занятиях время в необходимом объеме и качестве усвоить школьную программу, адаптироваться к специфическим условиям школьной среды, увеличивается. Так, по данным ряда исследователей, занимающихся изучением этой проблемы, количество учащихся, не способных на должном уровне усвоить учебную программу, колеблется от 15 до 40%, к тому же наблюдается неблагоприятная тенденция увеличения числа таких детей. Данная неблагоприятная тенденция отмечается во всем мире.
В категорию школьников-"дезадаптантов" попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии, которое характеризуется следующими признаками:
1. Отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей. Так, по данным медицинских работников школы № 28, в первом классе: первую группу здоровья имеют 19,8% детей; вторую группу – 50,5%; третью группу –13,2%; четвертую группу – 16, 5%. Во втором классе соответственно: первую группу – 9,75%; вторую группу – 45,4%; третью группу – 44,85%, наблюдается ярко выраженная неблагоприятная тенденция ухудшения показателей соматического здоровья школьников.
2. Фиксируется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к учебному процессу в школе.
3. Наблюдается несформированность психологических и психофизио- логических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся.
Полученные данные обследования первоклассников 1999-2000 учебного года позволяют зафиксировать ряд неблагоприятных психофизиологических, моторно-двигательных и социально-психологических отклонений у обследованных школьников:
недостаточная сформированность интеллектуальных способностей, умений – 14%;
слабая произвольная деятельность – 12%;
недостаточный уровень развития мелкой моторики, координации движения рук – 15,7%;
несформированность пространственной ориентации, зрительного восприятия – 15%;
недостаточность зрительно-двигательной координации – 31%;
снижение фонематического слуха – 40% (в целом же около 50% учащихся нуждаются в логопедическом сопровождении);
неблагоприятный социальный статус. По результатам социологического обследования школьников 1999-2000 учебного года получены следующие данные:
1 класс   2 класс
1. Неблагополучные семьи 1,2% (2) 0,5% (1)
2. Неполные семьи        20,6% (34) 17,4% (34)
3. Многодетные семьи       5,4% (9) 3,5% (7)
4. Малообеспеченные семьи 10,3% (17) 18,4% (36)
Полученные в исследовании данные и их анализ, позволяют утверждать, что при решении проблемы школьной дезадаптации наиболее эффективным методом будет являться комплексный, системный подход в ее решении.

Принцип комплексного подхода в полной мере соблюдается специалистами МППС школы № 28 во всех направлениях их профессиональной деятельности:
1. В диагностике важным является комплексное изучение личности ребенка, использование передовых диагностических методик клинического, психологического, логопедического и педагогического обследования. Системный анализ личностных особенностей ребенка позволяет составить целостное представление о развитии ребенка, дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки этого развития, но и выяснить первопричину, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного характера, а также определить потенциальные возможности школьника и динамику его индивидуального развития.
2. Коррекционно-реабилитационная работа строится с учетом социального статуса, особенностей соматического, психического, речевого развития ребенка на основе результатов комплексного обследования. К сотрудничеству привлекаются учителя и родители. С ними специалисты МППС проводят постоянную просветительскую и консультативную работу, целью которой является адекватная оценка ребенка, его возможностей и оказание ему направленной, системной помощи на основе индивидуального подхода и выбора дифференцированных педагогических условий для его развития.
Важным моментом в организации системы коррекционного обучения является наблюдение в динамике за продвижением каждого ребенка, что учитывалось каждым специалистом МППС с фиксацией полученных результатов в специальных журналах, а также в протоколах консилиума.
3. Специалисты МППС школы № 28 осуществляют комплексные профилактические мероприятия, направленные на решение проблемы школьной дезадаптации. Перед детьми, родителями и учителями в школе № 28 выступают с беседами, лекциями врачи, социальный работник, логопед и психолог. Осуществляется индивидуальное консультирование родителей ребенка, имеющего проблемы школьной адаптации. Осуществляется внедрение модели социальной профилактики "Педагог – ребенок с трудностями в обучении - семья".
Комплексный подход – наиболее эффективный путь в решении проблемы школьной дезадаптации.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.