Т.В.Белова Комплексный подход в решении проблемы школьной дезадаптации Проблема школьной дезадаптации является одной из наиболее актуальных проблем современности, требующей своего детального рассмотрения, изучения и эффективного решения, как на теоретическом, так и на научно-практическом уровне. Рассматривая и изучая данную проблему, необходимо отметить, что в школе № 28 Архангельска уже несколько лет осуществляется целенаправленная, системная работа по изучению и предупреждению возникновения такого неблагоприятного явления как дезадаптация школьников начальных классов.
Проблема стойкой неуспеваемости достаточно большого количества учащихся начальных классов, приводящей к трудностям в школьной адаптации, является одной из наиболее острых проблем современной педагогики. Понятие "неуспеваемость" часто рассматривается как антиподуспеваемости. Успеваемость понимается как "степень усвоения знаний, умений, навыков, установленных учебной программой с точки зрения их полноты, сознательности и прочности".
Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляющих новые, усложненные требования не только к психической конституции, интеллектуальным возможностям ребенка, но и к его личности, прежде всего к ее социально-психическому уровню. Проблема дезадаптации возникает тогда, когда социопсихологический и психофизический статус ребенка не соответствует требованиям школьного обучения, овладение которым по ряду причин становится затруднительным или практически невозможным. Согласно нашим наблюдениям, основной процент появления дезадаптантов приходится на первые и вторые классы начальной ступени обучения. В то же время одной из главных причин дезадаптации и неуспеваемости учащихся на основной ступени обучения (5–6, 9 классы) является недостаточно освоенные знания, умения и навыки школьников, приобретенные ими на начальных этапах процесса обучения. Поэтому не случайно специалистами медико-психолого педагогической службы (МППС) школы № 28 в своей профессиональной деятельности приоритетное внимание уделяется направленной коррекционной работе с учащимися первых-вторых классов. Количество детей – "дезадаптантов", которые уже в начальных классах по ряду причин не в состоянии за отведенное на учебных занятиях время в необходимом объеме и качестве усвоить школьную программу, адаптироваться к специфическим условиям школьной среды, увеличивается. Так, по данным ряда исследователей, занимающихся изучением этой проблемы, количество учащихся, не способных на должном уровне усвоить учебную программу, колеблется от 15 до 40%, к тому же наблюдается неблагоприятная тенденция увеличения числа таких детей. Данная неблагоприятная тенденция отмечается во всем мире. В категорию школьников-"дезадаптантов" попадают дети, имеющие определенные отклонения в психосоматическом развитии, которое характеризуется следующими признаками: 1. Отмечаются отклонения в соматическом здоровье детей. Так, по данным медицинских работников школы № 28, в первом классе: первую группу здоровья имеют 19,8% детей; вторую группу – 50,5%; третью группу –13,2%; четвертую группу – 16, 5%. Во втором классе соответственно: первую группу – 9,75%; вторую группу – 45,4%; третью группу – 44,85%, наблюдается ярко выраженная неблагоприятная тенденция ухудшения показателей соматического здоровья школьников. 2. Фиксируется недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности учащихся к учебному процессу в школе. 3. Наблюдается несформированность психологических и психофизио- логических предпосылок к направленной учебной деятельности учащихся. Полученные данные обследования первоклассников 1999-2000 учебного года позволяют зафиксировать ряд неблагоприятных психофизиологических, моторно-двигательных и социально-психологических отклонений у обследованных школьников: недостаточная сформированность интеллектуальных способностей, умений – 14%; слабая произвольная деятельность – 12%; недостаточный уровень развития мелкой моторики, координации движения рук – 15,7%; несформированность пространственной ориентации, зрительного восприятия – 15%; недостаточность зрительно-двигательной координации – 31%; снижение фонематического слуха – 40% (в целом же около 50% учащихся нуждаются в логопедическом сопровождении); неблагоприятный социальный статус. По результатам социологического обследования школьников 1999-2000 учебного года получены следующие данные: 1 класс 2 класс 1. Неблагополучные семьи 1,2% (2) 0,5% (1) 2. Неполные семьи 20,6% (34) 17,4% (34) 3. Многодетные семьи 5,4% (9) 3,5% (7) 4. Малообеспеченные семьи 10,3% (17) 18,4% (36) Полученные в исследовании данные и их анализ, позволяют утверждать, что при решении проблемы школьной дезадаптации наиболее эффективным методом будет являться комплексный, системный подход в ее решении.
Принцип комплексного подхода в полной мере соблюдается специалистами МППС школы № 28 во всех направлениях их профессиональной деятельности: 1. В диагностике важным является комплексное изучение личности ребенка, использование передовых диагностических методик клинического, психологического, логопедического и педагогического обследования. Системный анализ личностных особенностей ребенка позволяет составить целостное представление о развитии ребенка, дает возможность не только выявить и квалифицировать отдельные недостатки этого развития, но и выяснить первопричину, взаимосвязь и взаимовлияние тех или иных проявлений негативного характера, а также определить потенциальные возможности школьника и динамику его индивидуального развития. 2. Коррекционно-реабилитационная работа строится с учетом социального статуса, особенностей соматического, психического, речевого развития ребенка на основе результатов комплексного обследования. К сотрудничеству привлекаются учителя и родители. С ними специалисты МППС проводят постоянную просветительскую и консультативную работу, целью которой является адекватная оценка ребенка, его возможностей и оказание ему направленной, системной помощи на основе индивидуального подхода и выбора дифференцированных педагогических условий для его развития. Важным моментом в организации системы коррекционного обучения является наблюдение в динамике за продвижением каждого ребенка, что учитывалось каждым специалистом МППС с фиксацией полученных результатов в специальных журналах, а также в протоколах консилиума. 3. Специалисты МППС школы № 28 осуществляют комплексные профилактические мероприятия, направленные на решение проблемы школьной дезадаптации. Перед детьми, родителями и учителями в школе № 28 выступают с беседами, лекциями врачи, социальный работник, логопед и психолог. Осуществляется индивидуальное консультирование родителей ребенка, имеющего проблемы школьной адаптации. Осуществляется внедрение модели социальной профилактики "Педагог – ребенок с трудностями в обучении - семья". Комплексный подход – наиболее эффективный путь в решении проблемы школьной дезадаптации.
|