На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Родительский развод как причина детской дезадаптации
Родительский развод как причина детской дезадаптации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Е. В. Камышова Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск, Россия

Важное место в системе семейных детерминантов детской дезадаптации принадлежит родительскому разводу.
Развод родителей порождает усложнение и деформацию вхождения несовершеннолетних в социальную среду; социальную дискриминацию, связанную с отсутствием отца или матери; нарушение их социальной адаптации к повседневной жизни; формирование дефектов характера и нравственного развития, проявляющихся в несформированности альтруистических и гуманистических свойств и т. д. При этом постразводная адаптация ребёнка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живёт в этой разрушающей среде, ведь наукой доказано, что на психологические травмы несовершеннолетнего влияют не столько факт распада семьи, сколько конфликтные отношения между родителями до и после расторжения брака, а также те социальные и психологические условия, в которые он попадает впоследствии.

Особенно сложна жизнь детей в так называемой «распадающейся семье» - чрезвычайно обострившейся конфликтной ситуации, когда брак фактически уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что считается наиболее психотравмирующим источником для ребёнка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности. Часто реакцией несовершеннолетнего на подобную ситуацию является отказ подчиняться требованиям к его поведению, предъявляемым родителями, а также неадекватное отношение к контролю над ним со стороны последних. В результате, порождая детскую безнадзорность, развод, как прямо, так и косвенно, увеличивает риск асоциального поведения и правонарушений среди несовершеннолетних, проявляясь как реакция на предразводную конфликтную ситуацию в семье, бракоразводную процедуру, а также на свой особый социальный статус в постразводный период.
Поэтому при организации и проведении работы по профилактике детской дезадаптации, важно включать в неё мероприятия, связанные с предупреждением внутрисемейных детерминантов данной проблемы. В частности, необходим акцент на реализации мероприятий, направленных на недопущение неоправданных разводов в семьях с детьми, а также на оптимизацию процессов социальной адаптации родителей и социализации несовершеннолетних в рамках уже распавшейся семьи, с целью недопущения возникновения личностных деформаций, дезадаптации, безнадзорности и правонарушений среди детей. Подобная работа должна проводится на федеральном, региональном, местном уровнях, а также на уровнях ближайшего окружения, семьи и отдельной личности (родителей, детей) и иметь научно-исследовательское, нормативно-правовое, программное, финансовое, кадровое, управленческое, информационное обеспечение. Важно содействие развитию сети социальных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических служб, призванных оказывать помощь семье, через совершенствование работы и расширение функций уже существующих, а также через создание специализированных служб помощи этой категории семей и детей.

Источник: Детство, отрочество и юность в контексте научного знания: материалы международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2011 года. - Пенза - Шадринск - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 176 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.