Возрастные особенности одаренности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Содержание главы: глава посвящена изучению особенностей развития одарённости на разных возрастных этапах. В ней раскрыты «новообразования» в процессе проявления одарённости, рассмотрена специфика развития одарённости в каждом возрасте и признаки проявления.

2.1 Особенности развития одарённости детей раннего возраста

Одарённость в детском возрасте имеет свою специфику: 1) детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития; 2) существует феномен «угасания» признаков детской одаренности; 3) своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности психического развития; 4) проявление детской одаренности трудно отличить от обученности. Признаки проявления детской одаренности: любознательность, сверхчувствительность к проблемам, устойчивые интересы и склонности, оригинальность и гибкость мышления, способность к прогнозированию, самоактуализация, перфекционизм, соревновательность, социальная автономия. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.


Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период их развития 2-5 лет, в этом возрасте закладывается фундамент личности. Первичное проявление способностей обнаруживается в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности - это предпосылки творческих возможностей. Дело родителей, педагогов - поддержать эти стремления ребенка. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков (перескакивание через этапы). Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка - важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни. Еще одна точка отсчета - память, характеризующая специальный талант, она избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Склонность детей к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, например, коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких «вундеркиндов». Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственна следующая черта: сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Дети устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Взрослея, некоторые из одарённых детей как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.


2.2 Особенности развития одарённости детей дошкольного возраста


Первый критический период наблюдается у одарённых детей в возрасте от 6 до 8 лет. Если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей становятся пассивными; вместе с тем у детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество - поисковый характер, они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.
В педагогическом плане вопрос об общей и специальной одаренности имеет и важный возрастной аспект. Одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) рассматривается как общая, универсальная способность. А с возрастом она приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
Часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, что у него есть.


2.3 Особенности развития одарённости детей школьного возраста


В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей - темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.
Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.
1 Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2 Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
3 Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4 Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
5 Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами, одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6 Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная чувствительность проявляется по-разному.
I Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
II Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
III Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
IV Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
V Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
VI Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
VII Эгоцентризм в этом возрасте для них характерен так же, как и обычным детям.
VIII Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.


Для одарённых детей школьного возраста свойственны такие физические характеристики:
• одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного;
• их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
Познавательная потребность выступает как интеллектуально-личностное «ядро» развития одаренности. Психологи давно обратили внимание на повышенную потребность одаренных детей в умственной деятельности, в их, без преувеличения, постоянной потребности в познании. Эта черта резко отличает их от обычных детей. Один ребенок придумывает свое государство, его язык, конституцию. Другой маленький интеллектуал, обложившись словарями, целый день ищет и конструирует «самый первый язык». Одаренные дети постоянно ищут и усваивают знания. Педагоги и родители одаренных детей не перестают удивляться их непрерывной потребности в познавательной деятельности. В этой любви к познанию, к умственной деятельности - одна из причин развития способностей этих детей. Психологи рассматривают потребность ребенка в познании, как одну из сильнейших потребностей человека, на равных конкурирующих с такой, как потребность в общении.


2.4 Особенности развития одарённости детей подросткового возраста


В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни. Для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т. п. В этот критический период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских вопросов, вопросов-гипотез. К концу подросткового возраста четко выделяются два крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок - проблемный (творческий) и не проблемный (нетворческий).
Подростки с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.


2.5 Особенности развития одарённости юношеского возраста


В дальнейшем, в период от 15 до 20 лет, различия в развитии способностей между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.
С педагогической точки зрения одаренные дети - это дети, которые по уровню развития своих способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы. Педагогов, впервые встретившихся в своей педагогической практике с одаренными детьми и молодыми людьми, обычно подкупает их ранняя увлеченность (чтением, музыкой, счетом), повышенная любознательность, большой запас знаний, способность быстро обучаться и сосредотачиваться на выполнении учебного задания на длительное время, исследовательская активность и активность в учебном процессе.
Но насколько приятен может быть одаренный ученик в положительных своих проявлениях, настолько же он может быть невыносим в проявлениях отрицательных. Каково, например, работать с учеником, который всех перебивает (и педагога тоже), обвиняет в невежестве, занимается на занятии непонятно чем, «витает в облаках» или, не скрываясь, читает энциклопедический словарь. Все делает (говорит, пишет, думает) слишком быстро или, наоборот, слишком медленно, и вообще, может встать и выйти из класса, заявив, что на этом занятии ему неинтересно, потому что он и так все это знает. К этому букету негативных проявлений можно добавить эмоциональную неуравновешенность, резкие перепады в отношении к самому себе и к другим, невротизм и иные психологические и физиологические индивидуальные особенности. Однако для полноты картины нужно отметить, что есть и такие одаренные дети, у которых все в порядке - и голова, и здоровье, и общение, и личностное развитие.
При психологическом описании феномена одаренности чаще всего указывают на следующие особенности одаренных детей:
• более высокая, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления;
• наличие некоторой внутренней установки, направленности личности на занятие интересующей его деятельностью;
• необычайно высокая познавательная активность, ненасыщаемая потребность в деятельности;
• ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению;
• способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.
Подытоживая разные определения, можно сказать, что в самом общем виде одаренность определяется как повышенный уровень развития одной или нескольких способностей человека, на основе которых он имеет возможность достигать сверхвысоких успехов в социально значимых видах деятельности и которые, тем самым, выделяют его среди других представителей данной возрастной или социальной группы.
При этом важно отметить, что хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, ее нельзя отождествлять с уровнем развития одной или нескольких из них. В случае, например, с интеллектуальной или академической (учебной) одаренностью - это единство, как минимум, и познавательной потребности, и эмоциональной включенности и мотивации, и способности к регуляции своих действий. Кроме того, проявление и развитие одаренности непрерывно связаны с развитием психофизиологической, волевой и других сфер психики человека.
Особо следует отметить, что одаренность - это всегда системное качество, в котором в индивидуально-своеобразной форме взаимосвязано развиваются и познавательная, и эмоциональная, и личностная, и иные сферы психики данного человека и которое создает его предрасположенность к достижению высоких и сверхвысоких результатов в выполняемой им деятельности по сравнению с представителями своей возрастной или социальной группы.
Учитывая, что все сферы психики с возрастом обучающего развиваются, то и одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и по интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между ее структурными компонентами.
Существенным отличием психологической точки зрения на одаренность от педагогической является то, что в качестве объекта теоретической и практической психологии одаренность может быть представлена в психике не только как наличная данность, но и как потенциальная возможность, а именно:
• как одаренность явная (проявленная). Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных составляет примерно 1-3 % от общего числа детей;
• как одаренность возрастная, т. е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет она исчезает;
• как одаренность скрытая (потенциальная), которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей, Детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем с явной.
Одаренные дети могут различаться также по темпу развития:
- с нормальным темпом развития в детстве;
- с опережением возрастного развития, (так называемые вундеркинды);
- по личностным, гендерным (социально-половым) и иным особенностям.


Задание 1. Вопросы для самоконтроля
1 Каковы особенности развития одарённости на каждом возрастном этапе.
2 Какие «новообразования» появляются у одарённого ребенка в разные возрастные периоды.
3 Какие формы или модели могут быть эффективны для поддержания развития одарённости у детей.


Задание 2. Практическая работа
1 Составьте рекомендации для педагогов по воспитанию и обучению одарённых детей.


Список рекомендованной литературы
Абрамова Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - Москва : Академия, 1997.
Крайг Грейс. Психология развития / Грейс Крайг. - Санкт-Петербург, 2000.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. - Москва, 1998.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека) : учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва , 2001.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - Москва , 1999.
Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - Москва, 1999.
Немов Р. С. Психология. Кн.2. / Р С. Немов. - Москва, 1994.
Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф Обухова. - Москва, 2000.
Смирнова Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. - Москва, 2003.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений / Г. А. Урунтаева. - Москва : Изд. центр «Академия», 1999.
Источник: Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи : учебное пособие / сост. М. А. Сокольская. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. - 194 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.