На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психологическое сопровождение одаренных детей как сфера деятельности педагога-психолога
Психологическое сопровождение одаренных детей как сфера деятельности педагога-психолога
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Содержание главы: глава посвящена изучению содержания развивающей работы практического психолога с одарёнными детьми, изучению факторов и способов развития одарённости. Рассмотрены методики и технологии осуществления адресной, социокультурной и психолого-педагогической поддержки одарённых детей. Определена важность ответственности родителей одарённых детей.

4.1 Содержание развивающей работы практического психолога с одарёнными детьми


В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. В связи с этим обращение Президента РФ к Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года и сегодня является весьма актуальным: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».

В штатном расписании образовательных учреждений страны появляется должность «психолога», которому предстоит вместе с учителями и родителями улучшать учебный процесс и решать поставленные перед ним задачи. Поэтому совершенно оправданно в требованиях к личности психолога выделены следующие характеристики:
- психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором;
- психолог должен любить работать с людьми и в том числе с одаренными детьми, он великодушен к людям, любезен, тактичен, дипломатичен в общении;
- психолог должен любить совместные действия, иметь чувство долга и ответственности, быть сильным, энергичным, быстро и умело решать практические вопросы;
- психолог должен быть эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивать обстановку, устойчив к стрессу.
Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Одно из направлений его деятельности - это организация работы с одаренными детьми, т. к. одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, которые определяют работу школьного психолога с учителями, родителями и самим одаренным ребенком, независимо от организационной формы их обучения, Н. Н. Журба видит в следующем:
- одаренный ребенок - личность, во многом отличающаяся от других обучающихся;
- одаренные дети требуют особого психолого-педагогического подхода при обучении, воспитании и социализации;
- одаренные дети редко бывают отличниками при традиционном обучении [2].
Работа психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:
• психологическая диагностика,
• психологическая профилактика,
• психологическое консультирование,
• психологическое просвещение,
• психологическое здоровье,
• психологическое сопровождение одаренных детей.
Психологическая диагностика
Одна из задач психолога - осуществлять психологическую диагностику одаренных детей. Психологическая диагностика - это углубленное изучение особенностей развития детей на протяжении всего периода обучения. Главная цель психодиагностики - оказать помощь ребенку в трудной ситуации, снять психологическое напряжение, принять правильное решение с наименьшими потерями для своей нервной системы и здоровья в целом.
Многие одаренные дети не готовы встретиться лицом к лицу с неожиданными проблемами. Это порождает страх, психологическую зажатость и подавление инициативы. Для того, чтобы вернуть ребенку уверенность в собственных силах, избавить его от страха перед неизвестностью, изменить ложно выстроенную модель поведения, и существует психодиагностика.
Психологическая диагностика - это одно из направлений деятельности психолога, которое решает следующие задачи:
- составление психологического портрета одаренного ребенка,
- выбор методов и приемов для осуществления работы с одаренными детьми,
- разработка средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с их особенностями.
Формы организации диагностической работы психолога могут быть комплексные или фронтальные, углубленные и оперативные.
Задачи психодиагностики в работе с одаренными детьми могут решаться различными способами. Первый способ - это наблюдение за одаренным ребенком в процессе оказания ему психологической помощи. Второй способ - наблюдение за ним в процессе жизненных ситуаций, при этом могут изучаться его мотивы и реакции. Оба этих способа замечательно подходят для изучения основных сведений об индивидуальности одаренного ребенка.
Благодаря диагностике психологи научилась определять три категории одаренных детей. Первая категория одаренных детей - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности. Вторая группа одаренных детей - дети, достигшие успехов, в каких-либо областях деятельности. К третьей категории одаренных детей можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе - это академическая одаренность.
Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса на диагностику от педагогов, родителей и других лиц образовательного процесса. Психолог формулирует психологические проблемы, выбирает метод диагностики и проведение исследования. Заключительным этапом работы психолога можно считать разработку практических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Психологическая профилактика
Психопрофилактическая работа обеспечивает формирование у педагогов, детей и родителей общей психологической культуры. Этот вид деятельности позволяет использовать психологические знания в обучении и воспитании одаренных детей. Кроме того, создаются условия для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и обеспечивается своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
Важная задача психолога - это профилактика стрессовых ситуаций у детей. У одаренных детей стрессы могут вызывать ситуации нехватки времени, перегруз учебной деятельностью, чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить. Это могут быть и эмоциональные нагрузки, превышающие комфортный для ребенка уровень эмоций, противоречия между несовместимыми мыслями.
Отечественные психологи Н. Н. Журба, О. В. Токарь, А. М. Матюшкин, Н. М. Мякишева, Е. И. Щебланова считают смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы своевременно увидеть, определить и предупредить проблемы, которые могут возникнуть у детей и привести к нарушению психического и психологического здоровья [2; 4; 6; 9; 11].
Психологическая профилактика строится психологом на основе своих знаний и опыта, он проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Психопрофилактическая работа может проводиться как с одаренными отдельными детьми, так и с их учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. Психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, он предупреждает эти сложности как возможные.
Психологическое консультирование
Одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно учителя, родители и другие участники образовательного процесса и обращаются к психологам. Кроме того, и сам ребенок нуждается в консультации по своим еще детским, но уже сложным проблемам. Консультации для детей направлены на формирование адекватной самооценки. Для психологов- консультантов одаренность - это особый пласт работы, имеющий свою специфику. Интерес вызывают следующие стратегические направления консультативной работы:
- проблемы одаренного ребенка в семье;
- проблемы и взаимоотношения с учителями;
- отношения со сверстниками и с самим собой.
Особое место в работе с одаренными детьми занимают консультации с их родителями, поскольку одаренный ребенок всегда требует к себе неординарного подхода. На консультациях с родителями, как правило, вначале выясняются причины конфликта, затем путь к взаимопониманию и выработке конструктивных способов взаимодействия родителей со своими детьми.
Каждое из этих направлений требует специального теоретического и эмпирического исследования с целью выделить наиболее острые проблемные точки для более грамотного построения рекомендаций и консультативной работы в дальнейшем.
Психологическое просвещение
Психологическое просвещение направлено на приобщение одаренных детей и взрослых к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога может осуществляться в разной форме: лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы, стендовая информация и разнообразные другие формы. Основной смысл просветительской работы - это знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи одаренному ребенку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Психологические знания особенно необходимы педагогам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно общаются с одаренными детьми и их родителями [11].
Для всех участников образовательного процесса психологические знания полезны как основа для саморегуляции своей личности и для улучшения межличностных отношений.
В процессе психологического просвещения психолог в научно-популярной форме знакомит с основами психологии, результатами новейших психологических исследований, формирует потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической образовательной деятельности.
Психологическое здоровье
К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных
возможностей ребенка.
В качестве главных критериев психологического здоровья одаренных детей, над которыми должен работать психолог, можно назвать следующие:
- у ребенка должно быть позитивное самоощущение, позитивный основной эмоциональный фон настроения, позитивное восприятие окружающего мира;
- высокий уровень развития рефлексии;
- желание улучшать качество основных видов деятельности;
- успешное прохождение возрастных кризисов.
Понятно, что представленный образ психологически здорового одаренного ребенка следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья, что, собственно, должен определять психолог и над этим работать.
Психологическое сопровождение одаренных детей
Психологическое сопровождение одаренных детей представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности психолога и образовательного учреждения по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:
- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
- педагогический коллектив определил основные принципы организации обучения одаренных школьников;
- в образовательном учреждении обеспечиваются необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.
Психологическое сопровождение одаренных детей рекомендуется осуществлять на 4 уровнях [2].
1 Индивидуальный уровень представляет собой индивидуальную психолого-педагогическую работу непосредственно с талантливым или одарённым учеником. Для этого используются все формы индивидуальной работы.
2 Групповой уровень психолого-педагогического сопровождения организуется с группами талантливых и одаренных школьников. Примером такой работы могут быть групповые тренинги, групповые консультации и другие формы работы, обеспечивающие деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.
3 Уровень класса - уровень, позволяющий организовать психологическое сопровождение целого класса и отслеживать межличностные отношения всех участников образовательного процесса. Примером могут быть классные часы или специальные уроки психологии, которые проводятся для всех учащихся класса.
4 Самый высокий уровень - это специализированные учреждения или психолого-педагогические консультационные центры. Они являются главными организациями и руководят деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах, и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение служб образовательных учреждений, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники образования.
Проблемами одаренных детей занимаются и специальные психологические службы.
Психологическая служба в системе образования создается и функционирует для того, чтобы обучение и воспитание детей велись с учетом имеющихся научно-психологических знаний. Основными ее работниками являются специалисты, окончившие высшие учебные заведения по специальности «Психология» или «Педагогика и психология».
Специальная задача психологической службы состоит в решении совместно с представителями других областей знаний - педагогами, дефектологами, врачами, юристами - различных вопросов, касающихся одаренных детей, существенно отличающихся от своих сверстников и требующих к себе особого внимания и специфических форм педагогической работы.
Одной из основных целей психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья одаренных детей. Забота о психологическом здоровье одаренных детей предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.
Перспективы развития психологической службы в образовании связаны с более глубоким использованием психологических знаний в процессе обучения и воспитания всех детей, включая и одаренных, и талантливых.
Сегодня психологическая служба рассматривается в качестве неотъемлемого компонента системы образования [3]. Это связано с тем, что эффективность работы данной службы в решении проблем образовательного учреждения, направленных на обеспечение условий для одаренных и талантливых детей, очень велика.
Психологическое консультирование является одним из главных направлений в этой работе, и его основной принцип - доверительное общение, откровенная беседа. Для этого в школе создан специальный психологический кабинет, являющийся особой рабочей зоной школьного психолога, своего рода его методической базой (здесь сосредоточены комплекс психодиагностических методик, психолого-педагогическая литература, результаты различных исследований и т. п.).
Немаловажную роль играют уроки по психологии, тренинговые занятия с одаренными детьми, в процессе которых развиваются интеллектуальные творческие, коммуникативные способности учащихся (Приложение Б).
На таких уроках диагностируются способности, интересы, склонности учащихся с целью оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении, исследуются структура и состояние межличностных отношений и психологического климата в классах, проводится коррекция конфликтных взаимоотношений и др.
Контакт учащегося с психологом носит информационный характер: ребенок узнает о психологической природе своей личности, приобщается к психологическим знаниям и психологической культуре. С учетом своего типа темперамента, характерологических особенностей, коммуникативных и лидерских способностей, с учетом своего интеллектуального потенциала (IQ) одаренный ребенок вместе с психологом строит программу саморазвития и самосовершенствования [4].


4.2 Факторы и способы развития одарённости


Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяются, прежде всего, его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка, по мнению В. Н. Дружинина [7], особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, заставляют педагога-психолога предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.


1 Неравномерность возрастного развития одаренных детей
Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и социально нелепом существе далеко не всегда соответствует действительности. Возможно и так называемое гармоничное развитие, что подтверждается целым рядом исследований. Однако у части одаренных детей, прежде всего, исключительно одаренных в какой-либо одной области, отмечается действительно дисгармоничное развитие, которое прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка.
У некоторых одаренных детей наблюдается значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии, достигающее иногда 5-6 лет. Все другие сферы развития у таких детей - эмоциональная, социальная и физическая - будучи вполне обычными по своему уровню, не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.
Другой причиной неравномерности является особая система основных интересов, принципиально отличающаяся у одаренных детей в сравнении с другими детьми: главное место в ней занимает деятельность, соответствующая их незаурядным способностям. Поэтому нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер развития. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у некоторых одаренных детей гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста (речь, конечно, не идет о школьниках, одаренных лидерскими способностями).
Многие особо одаренные дети недостаточно времени уделяют спорту и любой другой, не связанной с их главным интересом, деятельности.
В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом.


2 Семья одаренного ребенка
Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается важным и приоритетным.


3 Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми
Важную роль для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления, Е. И. Щебланова отводит анализу его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность [11].
Сверстники относятся к одаренным детям по-разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. Часто многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам. Гораздо сложнее ситуация с особой одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом. В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска [11].
Правда, в последнем случае многое зависит от возраста детей и от системы ценностей, принятой в данном детском сообществе. В специализированных школах значительно выше вероятность того, что интеллектуальные или даже учебные способности особо одаренного ребенка или подростка будут по достоинству оценены и, соответственно, его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятным образом.
Учителя также неоднозначно воспринимают свое отношение к одаренным детям. Единственная группа детей, всегда ощущающая их явное расположение, - это дети с повышенными учебными способностями. Во всех других случаях все зависит от личности самого учителя. Взаимоотношения учителей с детьми, проявляющими социальную одаренность, зависят от направленности интересов детей-лидеров, от характера их включенности в школьный социум (позитивный или негативный) [11].
Особенно тяжело приходится детям с любым видом одаренности, у которых ярко выражен творческий потенциал. Некоторые особенности их личности вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как об отъявленных индивидуалистах. Именно поэтому понимание особенностей личности одаренного ребенка, особенно проявляющего творческие возможности, является необходимым условием успешной работы учителя с одаренными детьми [11].


4 Личность одаренного ребенка
Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям - тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков [7].
Группой отечественных ученых под руководством Д. Б. Богоявленской создана рабочая концепция одаренности, с определением основных личностных и поведенческих характеристик детей, проявляющих повышенные скрытые или явные способности [21]. Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.
Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную работу, добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, от учителя и психолога, тем не менее, требуется ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается в своего рода «самоедство», в невозможность довести работу до конца.
Свои особенности у одаренных детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей и подростков весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью - от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность, в других - считает, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в коррекционной работе и в психологической поддержке.
Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, такой ребенок считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.
У многих одаренных детей наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, которая проявляется в самых разных формах: события, не слишком значительные для более обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным аффектам. В других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях.
Одна из основных личностных характеристик детей и подростков с повышенными творческими возможностями - независимость (автономность): трудность, а иногда и невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, мало, сравнительно с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам.
В целом, видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения ими социальных норм и требований коллектива.


5 Проблемы одаренных детей
Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.
Наиболее часто встречающиеся проблемы:
- общение, социального поведение;
- дислексия - слабое развитие речи;
- эмоциональное развитие;
- дисинхронизация развития;
- физическое развитие;
- саморегуляция;
- отсутствие творческих проявлений;
- трудность профессиональной ориентации;
- дезадаптация.
С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.
Факторы, препятствующие развитию одаренности. На ряду со стимулирующими, есть факторы, препятствующие, сдерживающие развитие одаренности в детях. Среди них не только отсутствие социально-материальной базы, поля проявления многообразной, талантливой деятельности детей, их творчества, но и формализованные, автоматизированные и механизированные системы обучения.
Отрабатывая навыки исполнительства и подражательства, репродуктивной деятельности, послушания, внешней дисциплины, добиваясь успеха в «дрессуре», эти системы обучения в зародыше подавляют творческую «самость», духовность, одаренность, талант, являющийся на свет во всей неповторимости как результат органического единства самоорганизации и творческой, интеллектуальной свободы. За организованностью, засоренностью методик обучения и воспитания объясняется неуспеваемость и плохое поведение на уроках одаренных детей. Бездарность, отсутствие у ребенка интереса к самому себе - естественное следствие зачисления его в массу «неспособных», «бездарных», «хулиганов», в группу социально и психологически отверженных.
Развитие детской одаренности сдерживает и «закабаленность» значительной части детей духовно нищей, бездуховной массовой кулкгу- ры, манипулирующей их чувствами и сознанием, превращающей их в пассивные объекты агрессивного воздействия. Негативно сказывается отсутствие психотерапевтической и психологической помощи школьникам в преодолении комплексов неполноценности, агрессивности, сексуальности, в развитии стремления сублимировать внутреннюю энергию в полезное творческое самопроявление.


4.3 Методики и технологии психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка


Система по выявлению потенциально одаренных детей включает в себя несколько этапов.
1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.
Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.
2-й этап: отбор детей в группу одарённых.
При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательная мотивация и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.
В настоящее время выявление, поддержка, социализация одаренных детей становится приоритетной задачей государства и общества в целом. Важнейшими инструментами решения проблем, связанных с созданием условий для развития одаренных детей в нашей стране, являются Национальный проект «Образование», проект «Наша новая школа», Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему»[23].
Следовательно, можно утверждать, что современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности ребенка. Особое внимание в этой системе отведено поддержке и сопровождению одаренных детей на любом возрастном этапе развития ребенка.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в психолого-педагогическом сопровождении одаренных детей, которые учитывали их бы индивидуальные запросы и интересы.
Одним из важных условий развития одаренности детей и подростков является организация их психолого-педагогического сопровождения [2].
Исследователи рассматривали различные теоретические и практические аспекты психологического сопровождения одаренных детей, в том числе его механизмы, направления, виды, способы и условия (Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Б. Бабаева, А. В. Брушлин- ский, В. Н. Дружинин и др.) [21].
В словаре В. И. Даля слово «сопровождение» имеет следующие значения: «сопутствовать», «идти вместе», «следовать».
Н. Н. Журба определяет психологическое сопровождение как движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание помощи и поддержки. Сопровождение рассматривается как способ включения индивида во взаимодействие с целью обеспечения условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов [2].
Исследователи О. В. Токарь, Т. Т. Зимарева, Н. Е. Липай указывают на то, что у многих одаренных детей возникают учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые могут стать причиной школьной и социальной дезадаптации [4]. Так, в «Рабочей концепции развития одаренности» рассматриваются особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития (эмоциональная чувствительность, повышенная впечатлительность, неудовлетворенность собой и результатами своего труда, отсутствие достаточно сформированных и эффективных навыков социального поведения и др.), отмечается, что ярко выраженная неравномерность психического развития (диссинхрония) прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем одаренного ребенка. В связи с вышесказанным чрезвычайно актуальным является психологопедагогическое сопровождение одаренных детей [21].
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе - это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.
Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренных детей.
Исследователь Ю. Б. Бабаева [21] к задачам психолого-педагогического сопровождения одаренных детей относят:
- определение критериев и признаков одаренности детей, создание банка диагностических методик и реализация системы диагностической работы по выявлению одарённых школьников, требующих особого маршрута сопровождения;
- осуществление профилактических мероприятий по предупреждению возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании одаренных детей;
- оказание помощи одаренным учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
- участие в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющих своей целью расширение представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей;
- развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов;
- психологическое обеспечение образовательных программ и т. д.
Объект психолого-педагогического сопровождения - образовательный процесс, предмет деятельности - ситуация развития ребенка, которая представлена как система отношений его с миром, окружающими людьми и с самим собой.
Многие исследователи отмечают, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема (Ю. Б. Бабаева [21], А. В. Брушлинский [21], Т. Т. Зимарева, [4], Н. Н. Журба [2] и др.), поэтому необходима скоординированная работа с одаренными детьми специалистов разного профиля. В школе такую работу осуществляет психолого-педагогическая служба, в которую входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник.
Для образовательной практики оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Диагностику одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития.
Направления работы с одаренными детьми
Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, помощь в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах), содействие в социализации, формированию коммуникативных навыков.
Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми - это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены:
• на формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
• на развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
• на овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
• на развитие коммуникативных навыков;
• на снижение уровня тревожности;
• на формирование адекватной самооценки;
• на обучение методам релаксации и визуализации.
Основные линии развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т. д.
При проведении коррекционной работы специалисты системы сопровождения имеют определенные эталоны психического развития. Поэтому, как правило, за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений.
Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми. Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса. Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психологопедагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка.
Педагогическое просвещение и образование необходимо и педагогам. К работе с одаренными детьми педагоги должны быть особым образом подготовлены. Д. В. Ушаков [3] отмечает, что педагог выбирает работу с одаренными детьми зачастую потому, что определенные характеристики одаренности в той или иной мере характеризуют и его самого (яркие познавательные интересы, высокая потребность в самореализации, особая эмоциональная чувствительность и т. д.). В силу этих причин педагог нередко оказывается на грани работы «на износ». Поэтому необходимы профилактические меры - организация условий, важных для работы в данном направлении: организация специальных клубов, где учителя получали бы в полной мере необходимую эмоциональную и профессиональную поддержку; необходима организация специальных релаксационных мероприятий для педагогов; создание благоприятных возможностей для реализации вне профессиональных интересов (занятия искусством, спортом, разного рода «хобби»); наличие специальных культурно-туристических программ для педагогов, предусматривающих возможности интересного, регулярного и доступного отдыха.
Консультационное направление: оказание психологической помощи.
Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способностей. Такая установка является противовесом конкуренции, самоутверждению за счёт других.
Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школ.
В образовательной программе основное внимание должно уделяться становлению, развитию и воспитанию личности одаренного ребенка в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потреб- ностных характеристик. Основными стратегиями обучения и развития детей в школе приняты ускорение, углубление, обогащение, которые необходимо использовать в комплексе и в различных комбинациях. Создаваемые в соответствии с этими стратегиями образовательные программы развития детской одаренности в условиях дополнительного общего образования должны быть направлены на совершенствование когнитивных, поведенческих, эмоциональных и мотивационных сфер личности ребенка, обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса за счет включения в них предметных, надпредметных и метапредметных знаний и умений, предусматривать использование разнообразных источников информации и личностно-ориентированных технологий обучения, способствовать развитию самопознания и социализации личности. Такая программа должна умело сочетать в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения (тренинг, ролевая игра, работа проблемной группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и т. д.) и выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в процессе освоения программы.
По мнению А. И. Савенкова [10], особое внимание нужно обращать на наличие в образовательных программах трехкомпонентного состава, включающего самостоятельные подпрограммы: тренинг, исследовательскую практику, мониторинг. В процессе участия в тренинге учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска (видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и др.), в процессе практики проводят самостоятельные исследования и выполняют собственные творческие проекты, мониторинг позволяет освоить практику презентаций результатов собственных исследований, формирует умения аргументировать собственные суждения.
Мотивационное направление: поощрение талантливых и одаренных учащихся, педагогов и родителей (премии, почетные грамоты и пр.).
Работа психолого-педагогической службы может осуществляться по трем направлениям:
• непосредственно с ребенком;
• путем организация квалифицированной помощи педагогам;
• путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.


Задачи психолого-педагогической службы
1 Психолого-педагогическая поддержка - диагностика, консультативно-тренинговая работа, направленная на развитие самосознания. У одарённого ребёнка важно формировать ценностное отношение к себе, к своему таланту, развивать глубокое понимание своих возможностей. Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников, реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе, у таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, трудности в социальной адаптации, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все, учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения, сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.
2 Обучение одарённого ребёнка социально-психологическим навыкам и умениям установления и поддержания гармоничных отношений с окружающими, понимание своих чувств и переживаний в общении, делового сотрудничества, конструктивного решения конфликтов. Известно, что высокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, а именно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии. Хотя одаренные дети и подростки с трудностями в общении нередко успешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, при этом коммуникативные процессы претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения - исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативные действия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных, эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции).
3 Охрана и укрепление здоровья; развитие навыков саморегуляции и управления стрессом. Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью, чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем.
Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса [2]. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе осуществляет контроль за реализацией программы.
I Диагностический этап
• педагогическая диагностика;
• психологическая диагностика;
• специальная диагностика (углубленная);
• диагностический мониторинг (анализ динамики развития).
II Информационный этап
• подбор литературы по тематике;
• создание банка информации по работе с одаренными детьми;
• подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;
• просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса.
III Подготовительный этап
• определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;
• составление индивидуальной программы развития для каждой категории специальной одаренности;
• разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.
IV Развивающий этап
• организация и проведение индивидуальных и групповых занятий с обучающимися (по индивидуальному плану);
• организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;
• организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагоги, воспитатели, администрация, психолог, родители и др.).
Функции субъектов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми различны.


Психолог

Диагностическая - осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.
Информационная - просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.
Коррекционная - организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.
Развивающая - участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Организационная - осуществляет организацию и координацию процесса сопровождения одаренного ребенка.
Информационная - консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения их одаренных детей.
Контролирующая - разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения одаренного ребенка. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы.
Методическая - организует методическое оснащение процесса сопровождения одаренного ребенка (пособия, литература и другое оборудование). Оказывает методическую помощь педагогам в разработке программ.
Педагоги
Информационная - сотрудничество с родителями с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.
Развивающая - определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.
Координирующая - осуществляет координацию деятельности учителя-предметника, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках программы сопровождения одаренного ребенка.
Другие субъекты педагогической деятельности
Диагностическая - выделение группы детей со специальными способностями. Углубленная диагностика одаренного ребенка с целью определения зоны его ближайшего развития.
Развивающая - осуществляет развитие музыкальных, физических и др. способностей и эмоциональной сферы ребенка. Учитывает индивидуальные особенности детей, осуществляет дифференцированный подход к подбору групп одаренных школьников. Активно участвует в преобразовании среды развития ребенка.
Субъекты педагогической деятельности составляют карту одаренного ребенка, которая включает:
• ФИО ребенка;
• возраст ребенка (год, месяц);
• медицинское заключение (последний профосмотр);
• сведения о родителях;
• состав семьи;
• статус семьи;
• результаты психологической диагностики;
• результаты педагогической диагностики;
• результаты социометрического исследования:
- область одаренности;
- признаки одаренности;
- диагностика одаренности;
- выводы и рекомендации.
Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
Структура программы сопровождения одаренного ребенка включает:
1 определение целей и задач программы сопровождения;
2 определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе;
3 определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения;
4 мониторинг программы.
Таким образом, в настоящее время психолого-педагогическое сопровождение школьников выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию детской одаренности.


4.4 Одарённость как ответственность родителей


Во все времена ответственность за детей несли родители. Семья в ответе не только за то, чтобы у ребенка было, где жить и что есть, но также за физическое, духовное, нравственное, психологическое развитие.
Ответственность родителей за воспитание детей определена различными законодательными актами, в частности:
- Конвенцией о правах ребенка;
- Семейным кодексом РФ;
- Кодексом об Административных правонарушениях РФ;
- Уголовным кодексом РФ;
- Гражданским кодексом РФ;
- ФЗ «Об образовании в РФ».
Родители отвечают:
• за поведение ребенка;
• за развитие ребенка: психологическое, нравственное, духовное, физическое;
• за материальное обеспечение ребенка;
• за обеспечение его безопасности;
• за представление интересов ребенка.
Более того, родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед другими лицами.
Не все родители должным образом воспитывают детей. Выделяют следующие причины:
■ незнание требований законов, определяющих ответственность родителей за воспитание детей;
■ заблуждения и ошибки, негативно влияющие на качество воспитания детей;
■ отсутствие необходимых родительских компетенций.
Очень часто эти причины погрешностей в воспитании родителями детей приводят к тяжелым последствиям:
О совершение правонарушений подростками;
О постановка детей на учет в отдел внутренних дел, в комиссию по делам несовершеннолетних и т. д.;
О неуважение по отношению к взрослым, в частности к самим родителям;
О употребление алкоголя, наркотиков;
О плохая учеба.
Им сопутствует еще множество других проблем, которые нарастают с течением времени, как снежный ком.
Сегодня на практике все чаще возникает вопрос правовой ответственности несовершеннолетних по причине увеличения количества правонарушений, совершаемых подростками. Кроме законодательной ответственности, которая наступает тогда, когда проблема уже вошла в кризис, существует еще один фактор, который родителям нужно обязательно брать во внимание. Родители сами заинтересованы в том, чтобы их ребенок, взрослея, становился достойным человеком не только в обществе, но и по отношению к ним (родителям), чтобы он уважал их, помогал, был внимательным и любящим. Особенно это актуально тогда, когда родители, достигнув пожилого возраста, наиболее сильно нуждаются в этой теплоте и поддержке.
Все погрешности воспитания в перспективе бумерангом возвращаются к самим родителям!
Но само по себе ничего не происходит, поэтому с самого раннего возраста ребенка необходимо правильно воспитывать.
Для того, чтобы процесс воспитания был более структурирован и последователен, родителям необходимо четко понимать, что должно быть результатом воспитания. Многие над этим даже не задумываются, пустив все на самотек. Тем не менее, предлагаем обозначить наиболее актуальные для большинства родителей контрольные точки.
Большинство родителей мечтает:
• чтобы их ребенок сделал успешную карьеру, приобрел хорошую специальность;
• чтобы он был счастлив в личной жизни;
• чтобы любил и уважал своих родителей.
Вот в этих направлениях и необходимо выстраивать свою воспитательную работу с ребенком.
Одним из важных моментов во взаимодействии родителей с подростками является контакт, доверительные отношения.
В трудные минуты ребенок, который доверяет родителям, может с ними посоветоваться. Родители могут оказать своевременную помощь, поддержку, дать нужный совет, направить на нужный путь. Если контакта не будет, то ребенок может пойти в неправильном направлении и допустить грубые ошибки.
Кроме того, доверительные отношения являются ресурсом для самого ребенка как в детстве, так и во взрослой жизни. Ребенок нуждается в проявлении теплоты, любви, поддержки со стороны родителей. Многие взрослые люди часто вспоминают свою родительскую семью с теплом, и эти воспоминания помогают им преодолевать многие сложные ситуации во взрослой жизни. Или не помогают, если этих ресурсов не было.
Ежедневно необходимо обязательно общаться с ребенком или подростком. Интересоваться, как у него дела, что нового, что его беспокоит или радует? По необходимости - эмоционально поддерживать. Если нужно - вместе проанализировать проблемную ситуацию и вместе найти пути ее решения.
Если этого не делать, то со временем происходит психологическое отчуждение детей и родителей. Они в определенном смысле становятся чужими друг другу. Родители перестают быть авторитетом в глазах ребенка, он становится все более неуправляемым, не прислушивается к словам родителей и их требованиям.
Родителям необходимо обязательно конструктивно сотрудничать с педагогами образовательного учреждения, поскольку они обладают всей полнотой информации по ребенку и, будучи профессиональными педагогами, могут дать квалифицированную консультацию или рекомендацию родителям.
Ошибкой многих родителей является то, что они с негативом воспринимают информацию педагогов критического содержания по отношению к их ребенку.
Для таких родителей можно привести пример следующей метафоры (нужно обязательно запомнить ее):
Вы выращиваете цветок (воспитываете своего ребенка). Вокруг него периодически появляются сорняки. Сорняки - это негативные мысли, слова, поступки ребенка. Эти сорняки периодически нужно пропалывать, убирать. То есть работать над ошибками и устранять недостатки, заменяя их достоинствами!
В конце недели необходимо обязательно подводить итоги деятельности ребенка. Искать причины и вносить коррективы, если есть замечания или ошибки. Поощрять или наказывать, давать свою родительскую оценку.
Очень важен личный пример родителей. Требуя что-то от ребенка на словах, родители часто поступают в своих поступках прямо противоположно своим требованиям. Это негативно сказывается на установках ребенка.
Таким образом, позиция родителя и личный пример также являются серьезным инструментом воспитания.
Можно поставить пред собой и ребенком новые, более сложные и амбициозные задачи и приступить (совместно с ребенком) к их реализации. Помимо всего прочего, это сплотив вашу семью, улучшит отношения, сделает вас более счастливыми!
Рассмотрим варианты неправильного отношения родителей к одаренности своих детей.
1 «Всё и так отлично! Зачем вмешиваться?!» - попустительская позиция родителей приводит к слабому развитию волевых качеств у одарённого ребёнка.
Пожалуй, одна из самых распространённых ошибок родителей - их низкая вовлечённость в процесс воспитания и обучения на старте. Одарённый от природы малыш в такой семье поначалу развивается почти полностью самостоятельно или с минимальным вмешательством взрослых. Он радует своими результатами всех вокруг. Гордость семьи поступает в первый класс, опережая стандартные требования. Далее без особых трудностей пролетает несколько лет начальной школы, но неожиданно в средних классах подающий надежды ученик «скатывается» на тройки и двойки и теряет интерес к обучению. С этой поры основной проблемой становится невозможность заставить его выполнить хотя бы минимум своих учебных дел.
Причиной может быть то, что ребёнок не научился удерживать внимание, ставить себе цели, задачи, выстраивать планы по их достижению, регулировать свои эмоции. Возможно, что ребёнка просто не научили сидеть и слушать в первом классе, потому что он и так был блистателен и хорош, и его не приходилось учить учиться.
В начальной школе крайне важно в достаточной степени развить в ребёнке те качества и навыки, которые будут ему необходимы всю оставшуюся жизнь во всех его начинаниях, ведь они закладываются в возрасте от 3 до 10 лет.
Формирование волевых качеств возможно и позже, но каждый шаг в этом направлении будет даваться гораздо труднее.
2 «Мы растим вундеркинда!» - чрезмерное увлечение ранним развитием опасно перегрузками и их нежелательными последствиями.
В противоположность невмешательству нередка и другая ошибка - внимание семьи сконцентрировано на том, чтобы «дать ребёнку всё» в области воспитания и образования, начиная чуть ли не с рождения. Опасность этой ошибки в том, что родители рискуют увеличить нагрузку настолько, что психических и физических ресурсов ребёнка может не хватить, что нередко приводит к различным невротическим реакциям.
Чтобы не перегнуть в этом стремлении, полезно изучить допустимые и предельные нормативы по учебной нагрузке ребёнка соответственно его возрасту, получить хотя бы поверхностные знания по детской психологии и физиологии. А также быть чутким и внимательным к своему ребёнку, учиться слышать даже то, о чём он молчит, стремясь не расстраивать любимых родителей.
3 «Посмотрите все вокруг, какой у меня ребенок! » - чрезмерное восхищение успехами развивает тщеславие.
Восхищение способностями ребенка, старание продемонстрировать успехи своего чада друзьям и знакомым ведет к появлению у ребенка тщеславия и чувства превосходства над другими людьми. Эта ошибка чревата трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, а в дальнейшем может привести к страданиям и одиночеству.
Чтобы не сделать ребенка несчастным «собственными руками», важно понимать, что успехи должны представлять ценность для самого ребенка, а не для окружающих его людей.
Восхищение одаренному ребенку может навредить, а вот вовремя и к месту произнесенная похвала, наоборот, сподвигнуть на что-то большее.
4 «Мой ребёнок должен!» - завышенные требования ведут к формированию «чёрно-белого» мышления.
Эта ошибка свойственна родителям, которые сами не смогли достичь значимых результатов и заметили выдающиеся способности у своих детей. Здесь тоже могут иметь место перегрузки, но при этом добавляется настойчивое, а иногда и агрессивное воздействие на ребёнка. Родителю всегда будет казаться, что его «продолжение» ещё недостаточно совершенно. А ребёнок в предъявляемых к нему требованиях не сможет нащупать границы, когда, наконец, будет «хорошо» или хотя бы «достаточно». Такое воспитание приводит к потере ориентиров и привычке мыслить крайностями, когда человек считает, что лучше ничего не делать, чем сделать неидеально, и... предпочитает не делать ничего.
Таким родителям трудно что-либо советовать. Для начала им необходимо разобраться в себе - где корни тех нереальных требований, которые они предъявляют своему ребёнку.
5 «Не выпендривайся!» - недооценённый потенциал порождает неуверенность в себе, склонность к подавленности, апатии, депрессии.
Игнорирование явно проявляющихся способностей ребёнка, а иногда и высмеивание - не лучший способ вырастить счастливого человека. Этим могут грешить те родители, у которых уже сформирована крайняя степень неуверенности в себе. Они могут намеренно занижать как значимость своих достижений, так и ценность успехов своих детей, потому что для них важнее в момент неудачи «не оказаться в дураках». На каждую осечку у них заготовлены хлёсткие суждения - «я же говорил, что всё равно не получится», «я так и знал!», «и так было понятно, что ты неудачник».
У таких родителей вряд ли в должной мере присутствует критика к своему поведению в отношении ребёнка, поэтому советов они не слушают.
Многие из описанных ошибок могут совершаться и в отношении детей, обладающих нормальным уровнем развития, но одарённость часто сочетается и с более тонкой психической организацией, поэтому родителям нужно быть внимательнее к своим детям.


4.5 Методики и технологии осуществления адресной, социокультурной и психолого-педагогической поддержки одарённых детей


Планирование работы с одарёнными детьми. Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития страны.
С точки зрения А. М. Матюшкина [6] одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики.
Во-вторых, одаренность многолика, ее проявления зависят от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного человека.
В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одаренности.


Кто же такой одаренный ребенок?
Обычно к одаренным и талантливым детям относят тех, кто, благодаря своим способностям демонстрирует высокие достижения в различных сферах человеческой деятельности. Одаренность традиционно раскрывается через понятие способностей (общая, специальная). Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Этим даром природа отмечает каждого человека. Но свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной.
Одарённым принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности.
Многие специалисты называют одаренностью генетический дар, внешнее окружение и воспитание либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться, а благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способствуют превращению этого природного дара в выдающийся талант.
Талант - определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени:
1) вербально-лингвистический (присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам);
2) цифровой (характерен для математиков, программистов);
3) слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);
4) пространственный (присущ дизайнерам и художникам);
5) физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);
6) личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);
7) межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами);
8) талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы);
9) предпринимательский талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).
Как правило, для полноценного раскрытия таланта важно его попадание в определенные условия.
Д. Б. Богоявленская, В. Д. Шадриков, Ю. Б. Бабаева, А. В. Брушлин- ский, В. Н. Дружинин высказывают мнение, что одарённость это проявление гениальности. Гениальность - наивысшая степень проявления творческих сил человека, высшая степень развития его способностей. Может проявиться в самых различных областях человеческого творчества - в науке, искусстве, технике, политике. Гениальность отличают от таланта тем, что гении являются «начинателями» новой исторической эпохи в своей области. Гениальность, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одарённости, а связан с созданием качественно новых творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Деятельность гения реализуется в определённом историческом контексте жизни человеческого общества, из которой гений черпает материал для своего творчества [21].
Большая часть исследователей склонялась к тому, что одаренность - интегративное (суммарное, общее) свойство, то есть, одаренный человек способен достичь успехов во многих видах деятельности.
Но разрабатывалась и другая точка зрения: согласно ей нет одаренности вообще, одаренность всегда привязана к определенному виду деятельности, она всегда либо математическая, либо музыкальная, либо литературная, либо спортивная и далее практически до бесконечности. Выходит, сколько видов деятельности, столько и видов одаренности.
Что такое детская одарённость?
В настоящее время наряду с термином «одаренные дети» используется термин «высокоодаренные дети» [3]. В это число обычно попадает 2 % от общего числа детей. «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:
■ дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
■ дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
■ дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); их чаще называют талантливыми;
■ дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными [2].
При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
• различные варианты метода наблюдения за детьми;
• специальные психодиагностические тренинги;
• экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
• проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
• экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, поделок) профессионалами;
• организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
• проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
Навешивание ярлыков типа «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:
• наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей;
• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление индивидуальности;
• наличие образовательной системы.
Современная система образования, в частности детские сады и школы, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей. Одним из вариантов работы с одарёнными детьми является программа «Одарённый ребёнок», разработанная коллективом сотрудников под руководством Л. А. Венгера. Основное отличие данной программы от использовавшихся ранее программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства (наглядные модели). Программа предназначена для ведения работы с группой одарённых детей старшего дошкольного возраста в течение двух лет и является преемственной в технологии реализации с программой «Развитие».
Перейдем к диагностическому этапу - выявление потенциально одаренных детей.
В нашей стране долгое время изучением детской одаренности и разработкой вопросов раннего выявления и дальнейшего развития незаурядных детей практически не занимались. Только в последние годы проблема детей с высокими умственными способностями начала вызывать большой интерес не только в научной среде, но в прессе и печати.
Технология поддержки и сопровождения одаренных детей [2]. Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и сферами интересов, следовательно, актуальным становится разработка и реализация индивидуальной образовательной программы одарённого ребёнка. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности этих детей определяют требования к построению отношений, психологической атмосфере на занятиях и к методам их обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся, способствуют обучению по индивидуальным образовательным программам как в школе, так и при участии других социальных институтов.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Традиционно педагог обращается к психологу в трудных ситуациях, когда ребенок по тем или иным причинам «выпадает» из системы требований и перестает соответствовать критериям качества: в поведении, в успеваемости, в особенностях общения. И запрос, поступающий психологу, предельно прост: с помощью психологических средств вернуть ребенка в «систему» или, если это не удается, грамотно обосновать невозможность его нахождения в ней. Идеология сопровождения меняет этот вектор на прямо противоположный: главной целью деятельности и педагога, и психолога становится ребенок. Происходит объединение целей педагога и психолога и их фокусировка на личности ребенка, а педагог и психолог становятся равноправными партнерами и одновременно спутниками, сопровождающими ребенка на его жизненном пути.
Причем сопровождать, содействовать необходимо каждому ребенку, а одаренный нуждается в помощи в первую очередь.
Отсюда вытекают основные принципы технологии сопровождения:
• смыслом, ценностью и целью деятельности специалистов сопровождения является каждый ребенок во всей полноте его неповторимой индивидуальности;
• безусловной ценностью является внутренний мир каждого ребенка, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.
Сопровождение означает содействие! Поэтому культура сопровождения требует организации совместного действия с ребенком, которое обладает большим развивающим эффектом, учит ребенка сотрудничеству, ответственности и самостоятельности. Ничто не может быть изменено во внутреннем мире человека помимо его собственной воли, поэтому процесс развития личности базируется на сотрудничестве взрослого и ребенка, направленном на его самопознание и саморазвитие. При этом важно научить ребенка самостоятельно решать свои проблемы. В процессе сопровождения взрослый, создавая ситуации выборов (интеллектуальных, этических, социальных), побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, принятию ответственности. Идеология сопровождения требует от всех специалистов не ждать звонка о несчастье. Нужно идти с ребенком вместе, рядом, заниматься профилактикой, а не «тушить пожары». Деятельность всех специалистов сопровождения носит профилактический характер и направлена на предупреждение возможных затруднений в развитии.
Целью технологии сопровождения является обеспечение развития каждого ребенка до оптимального для него уровня. Среди задач сопровождения можно выделить следующие:
• своевременное выявление детей с трудностями адаптации;
• определение особых образовательных потребностей детей, особенно одаренных;
• определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей.
Исходя из перечисленных задач, сфера ответственности психологопедагогического сопровождения - обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья, защита прав детей.
Направления деятельности специалистов сопровождения:
• диагностическое;
• коррекционно-развивающее;
• консультационное;
• информационно-просветительское.
Содержание диагностической работы включает:
1) первичную (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику индивидуальных особенностей развития ребенка;
2) комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
3) определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей;
4) изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
5) изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
6) системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
7) анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Этапы реализации технологии сопровождения. Практическая реализация технологии сопровождения предполагает оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения. Такое взаимодействие включает:
• комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
• многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
• составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Наиболее эффективной формой взаимодействия специалистов на современном этапе являются службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку, его родителям, а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием и социализацией детей.
Технология сопровождения требует от каждого специалиста способности к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на воспитанников. Поэтому консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит на каждом из выделенных этапов обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.
Первым этапом реализации технологии сопровождения является диагностический этап. На данном этапе педагоги методом педагогических наблюдений знакомятся с ребенком, его индивидуально-психологическими особенностями, ситуацией семейного воспитания. Психолог проводит диагностику познавательной сферы ребенка, его личностных, эмоционально-волевых особенностей. Учитель-логопед обследует речевую сферу ребенка. Медицинские работники определяют состояние здоровья ребенка. Социальный педагог выявляет социальный статус учащегося. Результатом данного этапа является определение особенностей развития детей, специфики их образовательных потребностей.
Следующий этап - аналитический. Педагоги проводят анализ педагогических условий успешного обучения и развития обучающегося. Психолог анализирует уровень актуального психологического развития ребенка и определяет возможные затруднения в обучении и развитии. Медики проводят анализ риска снижения здоровья обучающихся. Социальный педагог анализирует факторы, неблагоприятно влияющие на социализацию учащихся.
Диагностический этап работы в данном случае включает в себя образовательный процесс, имеющий развивающую направленность, и процесс сопровождения детей при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации детей. Эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения определяется диагностикой, повторением диагностического этапа, который одновременно является началом следующего цикла технологии сопровождения. Результатом аналитического этапа является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.


Задание 1. Вопросы для самоконтроля
1 По каким направлениям деятельности организуется содержание развивающей работы практического психолога с одарёнными детьми
2 Назовите факторы и способы развития одарённости.
3 Какие вопросы решает психолого-педагогическое сопровождение детей, обучающихся по дополнительным образовательным, общеразвивающим программам?
4 В чем заключается специфика работы с одаренными детьми? Какие коллективные и индивидуальные формы являются наиболее эффективными?
Задание 2. Практическая работа
Составьте таблицу: методики и технологии психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка.

Список рекомендованной литературы
Антонова И. Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова // Одар. ребенок. - 2011. - № 1.- С. 46-51.
Губанова А. В. Модель педагогической поддержки социальным педагогом профессионального самоопределения одаренных старшеклассников в воспитательном пространстве школы / А. В. Губанова // Одар. ребенок. - 2011. - № 4. - С. 29-44.
Захарченко Т. В. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей / Т. В. Захарченко // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 97-101.
Котова М. А. Опыт работы по поддержке и развитию одаренных учащихся в условиях сельской школы / М. А. Котова // Вестн. Всерос. олимпиады школьников. - 2011. - № 3. -С. 13-15.
Литвинова А. В. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся / А. В. Литвинова // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 32-37.
Ляшко Л. Ю. Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.
Марченко Е. В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121.
Семенов П. П. Развитие системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей / П. П. Семенов // Практика адм. работы в шк. - 2011. - № 6. - С. 45-50.
Фрадков В. Одарённость: благословение или препятствие? / В. Фрадков // Пед. техника. - 2011. - № 3. - С. 62-68.
Шевцова Т Б. Система поддержки и сопровождения учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью / Т. Б. Шевцова // Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 110-119.

Источник: Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи : учебное пособие / сост. М. А. Сокольская. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. - 194 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.