На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Рациональное познание окружающей действительности
Рациональное познание окружающей действительности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Память как процесс рационального познания

Образы внешнего мира, которые возникают в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраниться в течение длительного времени. Личность, ее отношение, навыки, привычки, надежды, желания, притязания существуют благодаря памяти.
Память есть психическое отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью и использование их в последующей деятельности; совокупность психических моделей действительности, построенных в результате опыта человека.


Память выступает как интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. Память - это информационный фонд жизнедеятельности человека, способность хранить информацию и избирательно ее использовать для регулирования поведения и деятельности - это основное свойство мозга человека. На основе памяти каждый человек осуществляет свою жизнедеятельность и ориентируется в прошлом, настоящем, будущем. Память проявляет себя как запоминание информации, ее сохранения, ее воспроизведение в виде узнавания и припоминания и ее забывание.
Накопление информации в памяти человека осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической памяти и в блоке смысловой памяти. Эпизодическая память автобиографична, т. е. в ней хранятся разные эпизоды их жизни человека. А смысловая, или семантическая, память хранит все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.
Память связывает прошлое субъекта с настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности, без нее невозможно понять формирование поведения, мышления, сознания и подсознания.
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта, называется памятью.
Основным психологическим механизмом памяти являются ассоциации. Связь между раздражителями превращается в связь между продуктами памяти. Воздействие на нас одного раздражителя вызывает по ассоциации другой раздражитель по сходству, по контрасту и т. д.
Память существует в форме представлений. Представления - это образы предметов и явлений, появляющиеся в сознании человека, которые он сейчас не воспринимает, но воспринимал раньше. Представления можно разделить на пять групп по количеству органов чувств: зрительные, обонятельные, осязательные, слуховые, вкусовые.
Память есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Роль память не может быть сведена к запечатлению событий в прошлом, без процессов памяти невозможны актуальные действия человека.
Память обеспечивает единство и целостность личности.


2. Классификация видов памяти


Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления многообразны. В качестве общего основания для выделения видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.
Виды памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:
1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности память делят на двигательную, эмоциональную, словесно-логическую, образную.
Двигательная память - память на движение. Ее значение в том, что она служит основой для формирования практических и трудовых навыков (ходьба, письмо). Без памяти на движение мы должны были бы каждый раз учиться сначала осуществлять действие. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость, сноровка в труде и т. д.
Эмоциональная память - это память на чувства. Эмоции сигнализируют нам о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действия.
Словесно-логическая память - ее содержанием являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словеснологической. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения.
Образная память - это память на представления, на картины природы, а также звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.
2. По характеру целей деятельности память делят на произвольную и непроизвольную.
Произвольная память формируется по мере развития мышления и воли как сознательный способ регулирования своей деятельностью. Условиями ее активизации являются:
- постановка цели и создание установки;
- владение системами мыслительных операций и мнемических приемов, что позволяет обобщать материал и устанавливать
требуемые связи;
- умение создавать и поддерживать волевые усилия.
Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Условиями ее активизации являются:
- относительно новый и яркий раздражитель;
- незаконченные действия, так как. остается психическое напряжение;
- потребности, интересы и переживания.
3. По продолжительности закрепления и сохранения материала память делят на кратковременную, долговременную и оперативную.
Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением материала после однократного и очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением. Время хранения информации - несколько минут (до часа).
Долговременная память характеризуется длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения. Объем и время хранения не ограничены.
Оперативная память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Человек выполняет сложные действия по частям, удерживает «в уме» промежуточные результаты до завершения действия, а затем «отработанный» материал забывается.


3. Процессы памяти


К процессам памяти относят запоминание (сохранение), воспроизведение (актуализация, возобновление), а также сохранение и забывание.
Запоминание - процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом: запоминается то, с чем действует человек. Запоминание всегда избирательно, т. е. в памяти сохраняется далеко не все, что действует на наши органы чувств. Характеристика запоминания материала определяется мотивами и способами деятельности личности.
Воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.
Процесс актуализации (восстановления прежде усвоенного материала) может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от «автоматического» узнавания до мучительно трудного припоминания. Виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание.
Узнавание - это воспроизведение объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности.
Собственно, воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится.
Припоминание - это активные поиски, преодоление трудностей для того, чтобы вспомнить необходимый материал. Успешность припоминания зависит от того, насколько четко и точно осознается содержание задачи и в каких условиях оно осуществляется.
Сохранение и забывание. Сохранение не является пассивным процессом, потому что ранее усвоенный материал взаимодействует с новым. В результате этого возникают новые связи, обобщения и перекодировки.
Противоположным процессу сохранения является процесс забывания - невозможность вспомнить или искаженное воспоминание. Забывание не является только отрицательным качеством (мы используем забывание для того, чтобы не помнить неприятное).
Темпы забывания исследовал Г. Э. Эббингауз, установивший кривую забывания, в соответствии с которой максимальное количество информации забывается сразу после заучивания
(первые 12 ч), а затем забывание зависит от содержания материала, его осознанности. Однако относительно осмысленный материал забывается сначала быстрее, а затем забывание замедляется.
У словия сохранения. Забывание не является лишь функцией времени. Сохранение имеет избирательный характер. Сохранение материала является функцией участия личности в деятельности. Забывание зависит от объема материала. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональной зависимости от объема этого материала. Поэтому важно дозировать материал. Забывание не сводится к чисто количественному уменьшению материала. Различный материал забывается и сохраняется не одинаково. Лучше сохраняются определения, положения, менее полно - отдельные смысловые единицы.
Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению материала.


4. Мышление как психический процесс, высшая ступень познания


Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна и существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того, чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления.
Мышление является высшим познавательным процессом. Процесс мышления позволяет человеку представлять не
только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствии их самих.
Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит за его пределы.
Мышление - социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком окружающей действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.
Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Раскрытие отношений и связей между предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь мышления ко все более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношение и связи, но также свойства и сущность познаваемых объектов.
С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации этого являются многие понятия современной ядерной физики.
Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь и другие используемые при этом системы знаков, с помощью которых человек получает возможность существенно расширять свои моделирующие способности.
Именно благодаря этому мышление человека дает возможность познать действительность обобщенно и опосредованно.
Мышление (как и воображение) относится к перерабатывающим процессам, поэтому чувственный опыт является для него источником. Возможность познавать мир в существенных связях позволяет выйти за пределы чувственного познания (осознать скорость света, проникнуть в прошлое и будущее).
Функцией мышления является обобщенность (возможность установить общее правило, закон). Средствами мышления являются мыслительные операции, прошлые знания, речь (оформляет мысли, позволяет анализировать и зафиксировать).
Для того, чтобы «включить» мышление, необходима проблемная ситуация, вынуждающая искать новые решения. Поэтому мышление возникает в ситуации решения задачи и в ситуации понимания нового сложного материала.


5. Основные мыслительные операции


Умственные действия по решению задач осуществляются с помощью автоматизированных операций, которые формируются в детском возрасте.
Мыслительные операции позволяют человеку проникнуть в суть стоящей перед ним проблемы, выделить свойства элементов проблемы и найти ее решение.
В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию, систематизацию, абстрагирование, конкретизацию.
Анализ - это мыслительная операция разделения сложного объекта на составляющие его части, выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т. п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки.
Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.
Сравнение - мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение. Сравнивать необходимо по одному признаку.
Обобщение - мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень - соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки. Всякое существенное свойство является общим, но не всякое общее - существенным.
Абстрагирование - мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений, отвлечение от незначительных свойств. В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении, правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляется классификация и конкретизация.
Классификация - мыслительная операция, позволяющая группировать объекты по существенным признакам. Систематизация в отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.
Конкретизация - мыслительная операция познания целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими.
В процессе решения задач все рассмотренные мыслительные операции осуществляются комплексно.


6. Виды мышления


Отличие мышления от остальных психических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.
Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера. В психологии выделяют и исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов деятельности, содержащих в себе и те и другие операции. Мышление подразделяется на теоретическое и практическое. В свою очередь теоретическое может быть понятийным и образным, а практическое - наглядно-образным и наглядно-действенным.
Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи
непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Оно или непосредственно формируется в ходе восприятия действительности, или извлекается из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов.
Оба рассмотренных вида мышления - теоретическое понятийное и образное - в действительности сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное обобщенное отражение действительности; теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективнопонятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.
Отличительная особенность следующего вида мышления - наглядно-образного - состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а самые необходимые для мышления образы представлены в кратковременной и оперативной памяти (в отличии от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей, так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя.
Наконец, последний из обозначенных нами видов мышления - это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
И теоретическое, и практическое мышление в конечном счете связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер. Практический ум, как правило, на каждом шагу нацелен на решение практической задачи, и его выводы непосредственно проверяются практикой. Теоретический же ум выступает как опосредованный: он проверяется на практике лишь в конечных результатах его работы.
Все перечисленные виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названые виды мышления не уступают друг другу.


7. Формы мышления


В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятие, суждение, умозаключение.
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Понятие - форма мышления, которая отражает единичное и особенное, являющееся одновременным и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.
Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими. Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов и явлений, носящих одно и то же название.
Единичное понятие - это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.
Конкретное понятие - понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать.
Абстрактное понятие - понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать.
Теоретическое понятие - это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).
Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.
Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Суждение - это основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными.
Истинное суждение - это объективно верное суждение.
Ложное суждение - суждение, не соответствующее реальности.
Общее суждение - утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса.
Частное суждение - утверждение или отрицание, относящиеся не ко всем, а лишь к некоторым предметам.
Единичное суждение - утверждение или отрицание, относящиеся только к одному предмету.
Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
Дедуктивное умозаключение - это заключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.
Индуктивное умозаключение - умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.
Умозаключение по аналогии - это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке, Критичность - признак зрелого ума. Некритичный ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.
Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе - суждению по данному вопросу.
Таким образом, мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.).
Следует иметь ввиду, что перечисленные формы мышления являются универсальными (для всех народов), в них фиксируются накопленные знания, поэтому они выступаю продуктами мышления.


Контрольные вопросы
1. Раскройте содержание понятия памяти.
2. Представьте классификацию видов памяти.
3. Перечислите виды памяти и раскройте их содержание.
4. Назовите основные процессы памяти.
5. Определите особенности памяти как познавательного психологического процесса.
6. Охарактеризуйте мышление как высшую форму познавательной деятельности.
7. Перечислите основные мыслительные операции.
8. Назовите виды мышления.
9. Дайте характеристику формам мышления.


Темы для рефератов
1. Память в системе психических явлений.
2. Индивидуальные различия памяти у людей.
3. Теории и законы памяти.
4. Формирование и развитие памяти.
5. Характеристика основных структурных компонентов мышления.
6. Роль мыслительной задачи в развитии мышления.
7. Особенности и единство чувственной и логической ступеней незнания.

Источник: Красноплахтова Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / Л. И. Красноплахтова. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 207 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.