На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Память и представления в деятельности человека
Память и представления в деятельности человека
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Понятие о памяти.
2. Основные виды памяти.
3. Психологическая сущность процессов запоминания, воспроизведения и забывания.
4. Индивидуальные особенности памяти.
5. Объективные и субъективные факторы управления памятью.


1. Понятие о памяти


Память - форма психического отражения, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков, что обеспечивает психическое развитие.
В истории психологии с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель попытался вывести принципы, по которым представления человека могут связываться друг с другом. Они впоследствии были названы принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»). К основным типам ассоциаций относятся:
1) ассоциация по смежности - это те представления, которые в прошлом переживались одновременно с вызывающими их образами восприятия (представления) или непосредственно друг за другом;
2) ассоциация по сходству - это представления, сходные по каким-либо признакам с вызывающими их образами восприятия (представления);
3) ассоциация по контрасту - это представления, которые противоположны или контрастируют с вызывающими их образами восприятия (представления).
Условием для образования ассоциаций является многократное повторение одних и тех же процессов во времени.
В первой трети ХХ в. на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория, основным понятием которой была не ассоциация объектов, а их изначальная, целостная организация. Исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании, и при воспроизведении материал выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов. Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.
Примерно в это же время, то есть в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры.
К 40-м гг. XX в. в отечественной психологии сложилось мнение о том, что память - это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы, выражающаяся в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, связанных друг с другом. В результате один психический процесс может вызвать другой.
Во второй половине ХХ в. были проведены исследования, которые показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с биохимическими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Кроме того, появились исследования, в которых была предпринята попытка выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Проводилось также множество химических исследований, касающихся фармакологических веществ, подавляющих или стимулирующих синтез белка. Оказалось, что чем больше временной интервал между обучением и введением вещества, тем большая его доза требуется для стирания следов, и наоборот. Однако, несмотря на многолетние исследования природы памяти, о ее физиологических механизмах еще многое не известно.


2. Основные виды памяти


Существует несколько основных подходов в классификации памяти. При этом отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя основными критериями:
1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности;
2) по характеру целей деятельности;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности).
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Он выделил четыре вида памяти: двигательная, эмоциональная, образная и словеснологическая. Хотя следует отметить, что они не существуют независимо друг от друга и тесно взаимосвязаны.
Двигательная (или моторная) память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении различных движений и их систем. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и т. д.
Эмоциональная память - это память на пережитые эмоции и чувства. Пережитые и сохраненные в памяти эмоции и чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.
Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Представления по сравнению с восприятием характеризуются бледностью, фрагментарностью и неустойчивостью. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться. Происходит смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.
Выделяется несколько подвидов образной памяти: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. У большинства людей наиболее развиты зрительный и слуховой подвиды образной памяти. Остальные подвиды развиты преимущественно у людей определенных профессий (например, дегустатор, парфюмер) или у людей, лишенных зрения, слуха. В целом, образная память развита лучше у людей творческих, занимающихся искусством.
Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память - специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Особенностью словесно-логической памяти является то, что воспроизведение мыслей не всегда происходит в том же словесном выражении, в котором они существовали первоначально. Чаще всего запоминается и воспроизводится смысл. Запоминание смысла предполагает наличие умения выделить общее и существенное в материале и отвлечься от несущественных деталей, следовательно, запоминание и воспроизведение смысла материала тесно связаны с процессами мышления, с умственным развитием человека, запасом его знаний. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития.
По характеру целей деятельности принято выделять память непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память предполагает запоминание, сохранение и воспроизведение, осуществляемое автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, то есть не ставится специальная мнемическая задача. Если же ставится цель что-либо запомнить, сохранить и воспроизвести, применяются соответствующие мнемотехнические приемы, а сам процесс требует волевого усилия, то это уже произвольная память. В онтогенезе ее развитию предшествует непроизвольная память.
Непроизвольное запоминание не является менее эффективным, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.
По продолжительности сохранения материала выделяют память кратковременную, долговременную и оперативную.
Кратковременная память (некоторые исследователи называют ее ультракороткой) - это вид памяти, характеризующийся очень непродолжительным сохранением воспринимаемой информации (несколько секунд), но достаточным для точного воспроизведения только что произошедших событий, воспринятых явлений и предметов. Впоследствии эти образы исчезают. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужное и остается потенциально полезное.
Долговременная память характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ней происходит накопление знаний, хранящихся в преобразованном виде: более обобщенном и систематизированном. К сожалению, человек не осознает всего, что хранится в его долговременной памяти.
Оперативная память - это запоминание и сохранение каких- либо сведений на время, необходимое для выполнения какой-то операции, действия. Материал, утративший свое значение, забывается, поскольку оперативная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности. Например, выполнение какого-либо сложного арифметического действия осуществляется по частям путем удержания «в уме» некоторых промежуточных результатов. Объем этих частей (они называются оперативными единицами памяти) существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности.


3. Психологическая сущность процессов запоминания, воспроизведения и забывания


Запоминание - это психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти воспринятой информации.
Процесс запоминания проходит в трех формах: запечатление, непроизвольное (непреднамеренное) запоминание и произвольное (преднамеренное).
Запечатление - прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления в кратковременной памяти возникают эйдетические образы. Эйдетизм - это способность зрительной памяти долго сохранять яркие образы со всеми деталями воспринятого. Например, феномен эйдетизма проявляется в ситуации, когда после взгляда на картину испытуемый дает такие ответы об ее деталях, которые возможны только в том случае, если образ увиденного сохраняется в сознании целиком. Способность к эйдетизму часто встречается у детей.
Эйдетические образы отличаются от последовательных тем, что в них сохраняется цвет и форма, соответствующая самому предмету.
В долговременной памяти запечатление происходит, когда человек встречается с событием, оказывающим очень сильное эмоциональное впечатление.
Непроизвольное запоминание (непреднамеренное) - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких- либо приемов и проявления волевых усилий. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. В связи с этим даже непроизвольное запоминание, в определенном смысле, носит избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему. Исследования П. И. Зинченко показали зависимость непроизвольного запоминания от целей деятельности и ее содержания. Так, в его опытах школьникам предлагали решать задачи, не ставя цели что-либо запомнить. Было проведено три серии опытов:
1) задачи решались по заданным условиям;
2) условия задач по заданным цифрам ученики придумывали сами;
3) и цифры, и условия задач ученики придумывали самостоятельно. Лучше всего запомнились цифры и условия задач в последней серии.
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное запоминание (преднамеренное) характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель запомнить какую-либо информацию и использует специальные приемы запоминания. К таким приемам, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении материала до полного и безошибочного его запоминания. Заучивание является специально организованной мнемической деятельностью, направленной на сохранение в сознании того, что связано с целями и намерениями личности. Ведь многое из того, что воспринимается в жизни многократно, не запоминается, если не стоит задача запомнить. Однако если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным. Следовательно, для того чтобы запомнить как можно лучше, надо обязательно ставить цель - не только воспринять и понять материал, но и действительно запомнить его.
Одной из характеристик процесса заучивания является его отношение к исходному тексту. По этому параметру выделяется три вида заучивания:
1) дословное запоминание предусматривает точное воспроизведение всего текста в тех словах и предложениях, в которых он был написан;
2) близкое к тексту - допускает замену и пропуск слов, предложений, но требует удержания в памяти логики, аргументации, основного словарного фонда и синтаксиса заучиваемого текста;
3) смысловое запоминание - удержание в памяти основных положений текста и связей между ними.
Другой характеристикой процесса заучивания является степень осмысления запоминаемого материала, поэтому принято выделять осмысленное и механическое заучивание. Механическое заучивание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой для запоминания в данном случае является установление механических связей, отражающих пространственное положение и временную последовательность запоминаемых объектов. Для того чтобы эти связи установились, необходимо многократное повторение.
Осмысленное заучивание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала, поэтому оно всегда тесно связано с процессами мышления и опирается на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы. Процесс осмысленного запоминания включает ряд логических операций (классификация, смысловая группировка, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана, построение схем, диаграмм и др.) и протекает в несколько этапов:
1) осознание цели запоминания;
2) понимание смысла запоминаемого;
3) анализ материала;
4) выявление наиболее существенных мыслей;
5) обобщение;
6) запоминание обобщения.
Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное же заучивание требует от человека значительно меньше усилий и времени (для сравнения: при увеличении материала в шесть раз при механическом заучивании необходимо увеличить количество повторений в 55 раз, а при осмысленном - в 7,5 раза), но является более действенным. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов - всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней. Однако на практике оба вида заучивания взаимосвязаны. Ведь заучивая наизусть, человек главным образом основывается на смысловых связях, но точная последовательность слов запоминается при помощи механического заучивания. С другой стороны, заучивая даже бессвязный материал, мы, так или иначе, пытаемся установить смысловые связи для того, чтобы увеличить объем и прочность запоминания. В определенных случаях эта связь может быть бессмысленной по содержанию, но весьма яркой с точки зрения представлений.
Запоминается прежде всего то, что составляет цель нашего действия. То, что не относится к цели действия, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. Успех запоминания зависит и от уровня самоконтроля. Попытки воспроизвести материал при его заучивании помогают установить, что запомнилось, какие ошибки были допущены и на что следует обратить внимание при последующем восприятии информации. Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.
Широко известен в психологии так называемый эффект Зейгар- ник. Проведенные Б. В. Зейгарник исследования показали, что если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминают незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные к моменту прерывания. Данное явление объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его. Эта потребность, которую К. Левин назвал квазипотребностью, усиливается в процессе выполнения задания. Она оказывается реализованной, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца. Следовательно, мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.
Кроме этого, Б. В. Зейгарник отметила, что человек при опросе также непроизвольно в первую очередь воспроизводит то, что соответствует его не совсем удовлетворенным потребностям.
Сохранение - более или менее продолжительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке. В памяти ранее запомненное взаимодействует со вновь усваиваемым: знания связываются, уточняются, дифференцируются, обобщаются и т. п. В неизменном виде сохраняется, как правило, только то, что было выучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание.
Можно условно выделить две стороны сохранения: собственно сохранение и забывание, выражающееся в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Обычно бросается в глаза отрицательная сторона забывания, однако оно биологически целесообразно для организма (например, забывается неправильно усвоенное, эмоционально неприятное и т. п.) и органически связано с формированием опыта личности: все те сведения, которые утратили свою актуальность, не повторяются и не воспроизводятся человеком даже во внутреннем плане, должны забываться. Однако считается, что сохраняемое в долговременной памяти не стирается, а становится неосознаваемым. Это положение подтверждается фактами наблюдения за поведением человека, находящегося в состоянии гипнотического сна.
Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. На основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов Г. Эббингаузом был выведен закон забывания. Им было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, а через шесть дней в памяти остается менее 20 % от общего числа первоначально выученных слогов. Причем такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала. Если студенты не будут работать над закреплением учебного материала, прослушанного на лекции, то через два месяца от него останется лишь 25 %, а наибольшая потеря (55 %) произойдет за первые три-четыре дня после восприятия.
Для того чтобы замедлить процесс забывания, необходимо своевременно организовать повторение воспринятого материала. В ходе исследований М. Н. Шардаковым было установлено, что при повторении материала в день его восприятия через один день в памяти сохраняется 88 %, через три-четыре дня - 84 %, через месяц - 70 % и через 6 месяцев - 60 % информации. Если же организовать периодическое повторение материала, а также активное включение его в практическую деятельность, то объем сохраняемой информации будет достаточно большим на протяжении значительного времени.
Существует также зависимость забывания от предыдущей и последующей деятельности, проявляющаяся в следующих видах торможения:
1) проактивное торможение («вперед направленное») - отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности;
2) ретроактивное торможение («назад направленное») - отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности, особенно если она требует значительных усилий.
Так, в эксперименте, проведенном А. А. Смирновым, группе школьников предложили для заучивания ряд имен прилагательных, а сразу после этого - второй ряд слов. После заучивания второго ряда слов проверяли, сколько прилагательных запомнили дети. В другой группе школьников делали пятиминутный перерыв между заучиванием первого и второго рядов слов. Оказалось, что школьники, учившие ряды слов без перерыва, воспроизвели на 25 % меньше имен прилагательных, чем дети, имевшие небольшой перерыв. В другом опыте после заучивания имен прилагательных детям давали заучивать ряд чисел. В этом случае воспроизведение ряда слов упало лишь на 8 %. В третьем опыте после заучивания слов шла трудная умственная работа - решение сложных арифметических задач. Воспроизведение слов снизилось на 16 %.
Таким образом, ретроактивное торможение выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва или последующая деятельность сходна с предыдущей, а также, если последующая деятельность труднее предшествующей и требует значительных усилий. Проактивное и ретроактивное торможение объясняют многие закономерности памяти: преимущества распределенного повторения по сравнению с концентрированным, лучшее сохранение начала и конца информации, более прочное запоминание того, что заучено перед сном и т. д.
Известно также, что забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком, неинтересен, не связан непосредственно с его потребностями. Этим объясняется тот факт, что взрослые люди лучше помнят то, что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами, а обучающиеся быстро забывают то, что их не интересует.
Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание.
З. Фрейд утверждал, что во многих случаях причиной забывания материала является мотив нежелания помнить связанное с неприятными эмоциональными переживаниями.
Существенным фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом запоминать материал становится труднее, а процессы забывания, наоборот, ускоряются.
Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении. Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале, например, раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.
Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений, являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы (ушибы, связанные с потерей сознания, эмоциональные травмы). В этих случаях могут наблюдаться расстройства памяти, относящиеся к разряду амнезий. Амнезия - это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Так, одним из наиболее исследованных расстройств непроизвольной памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Данный вид нарушения называется фиксационной амнезией. Такие больные могут правильно называть события из своего детства, школьной жизни, даты общественной жизни, но не могут вспомнить, обедали ли они сегодня, посетили ли их родственники, врач и т. п. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что в этом случае речь идет о нарушении воспроизведения.
Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий, то есть они дезориентированы во времени и пространстве. У таких больных нарушения памяти часто носят прогрессирующий характер: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти - давно прошедшего времени. В этом случае речь идет о прогрессирующей амнезии.
Наряду с этим, сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного.
Ретроградная амнезия характеризуется тем, что забывание охватывает собой период, предшествующий событию, послужившему причиной амнезии. С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того, забытые события могут полностью восстановиться в памяти.
Больные с поражением лобных долей мозга, как правило, не теряют памяти, но их мнемическая деятельность может существенно затрудняться патологической инертностью однажды возникших стереотипов и трудным переключением с одного звена на другое.
В случаях умственной отсталости нарушения словесно-логической памяти наблюдаются на фоне хорошо сохраненной механической памяти, которая может характеризоваться удовлетворительным объемом.
Воспроизведение - это процесс воссоздания в деятельности и общении сохраняемой в памяти информации (говорят об «актуализации» ранее запомненного). Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.
Выделяется несколько уровней (или форм) воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание.
Узнавание сопровождается повторным восприятием объекта. Это первый, самый низший уровень воспроизведения: материал запомнен еще не так прочно, чтобы его можно было воспроизвести без опоры на восприятие. В процессе запоминания узнавание мешает заучиванию, поэтому и рекомендуют при заучивании материала пытаться воспроизводить его, закрыв источник.
Следует отметить, что процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Неопределенным является узнавание в тех случаях, когда человек испытывает только чувство знако- мости объекта, а соотнести его с чем-либо из прошлого опыта не может (например, лицо человека нам кажется знакомым, а вспомнить, кто он и при каких обстоятельствах мы могли с ним встречаться, не можем). В случае же полного узнавания человек идентифицируется как определенное лицо.
Наряду с разными видами правильного узнавания существуют и ошибки при узнавании. Например, то, что воспринимается впервые, иногда кажется знакомым, уже пережитым однажды в точно таком же виде даже тогда, когда мы твердо знаем, что никогда не видели данный предмет или не находились в данной ситуации (эффект «дежавю»).
Собственно воспроизведение - это воссоздание материала, не вызывающее трудностей и не требующее опоры на восприятие. Его основным признаком является отсутствие волевых усилий при припоминании. Однако при воспроизведении больших по объему текстов желательно иметь перед собой опору в виде плана.
Припоминание - это воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить необходимое, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание требует волевых усилий, а иногда и отвлечения от припоминаемого материала. В случае припоминания достижение поставленной цели - вспомнить что-либо - осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу. Например, для того чтобы вспомнить какое-либо событие, необходимо постараться вспомнить все факты, которые в той или иной мере связаны с ним. Этот прием припоминания называется ассоциированием. Кроме того, можно использовать опору на узнавание, называя возможные варианты слов, цифр, фактов, которые могут быть узнаны и тем самым припомнены (хорошей иллюстрацией служит рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия»).
Широко известно также явление, когда человек не может вспомнить что-то в данный момент (например, сразу же после получения информации), но припоминает или узнает это спустя некоторое время. Такое явление носит название реминисценции - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого и казавшегося забытым. Реминисценция часто проявляется при воспроизведении словесного материала большого объема, что обусловлено утомлением нервных клеток. В связи с этим и рекомендуется перед экзаменом хорошо отдохнуть, не тратя «последней ночи» на повторение.


4. Индивидуальные особенности памяти


К основным свойствам памяти относятся: объем, точность воспроизведения, мобилизационная готовность, уверенность в правильности воспроизведения, скорость запоминания и забывания, прочность запоминания.
Объем памяти - это показатель количества запомненных единиц информации, характеризующий возможности процессов запоминания и сохранения. Объем памяти для совершенно нового материала или материала, не имеющего смысла, равен «волшебному числу» Дж. Миллера 7 ± 2. Это число необходимо учитывать в процессе общения, обучения.
Точность - отражает способность человека точно сохранять, а также точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию без ошибок.
Мобилизационная готовность - это способность воспроизвести нужный материал в данный момент. Это свойство развивается в общении и в процессе воспроизведения материала в новом для него контексте. Мобилизационная готовность зависит от развития волевых качеств, эмоциональной саморегуляции и мышления.
Уверенность в правильности воспроизведения тесно связана с целым комплексом личностных качеств: наблюдательностью (наблюдательный человек с большей уверенностью воспроизводит информацию), с внушаемостью (внушаемый менее уверен), с уровнем развития мышления и волевых качеств личности. Способствует большей уверенности в правильности воспроизведения целенаправленное запоминание с установкой на продолжительное сохранение.
Скорость запоминания может быть измерена количеством повторений, необходимых для последующего воспроизведения какого-либо материала. Характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие испытывают серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи.
Скорость забывания характеризуется временем, проходящим с момента заучивания до полного забывания сохраненной информации, то есть отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
Со скоростью забывания тесно связана прочность запоминания, характеризующаяся длительностью сохранения материала и скоростью его забывания.
Кроме типичных свойств памяти, к личностным особенностям памяти относятся особенности протекания процессов запоминания и сохранения, индивидуальные сочетания видов памяти (тип памяти), а также проявления профессиональной памяти.
Известно, что люди различаются разной продуктивностью памяти, которая ярко проявляется в типичном для человека сочетании скорости запоминания и скорости забывания (или длительности сохранения) материала:
1) быстрое запоминание и длительное сохранение информации характерно для людей с «сильной» памятью. Например, А. С. Пушкин мог прочесть наизусть длинное стихотворение, написанное другим автором, после двукратного его прочтения; В. А. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после одного прослушивания;
2) быстрое запоминание и быстрое забывание. Это сочетание требует своевременной организации повторений с целью увеличения длительности сохранения информации;
3) медленное запоминание и длительное сохранение требует организации систематического заучивания небольшими порциями;
4) медленное запоминание и быстрое забывание требует систематической работы по развитию памяти.
Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, с какой продуктивностью человек запоминает материал различного содержания: визуального, аудиального и др. В психологии чаще всего различают следующие типы памяти:
1) наглядно-образный тип памяти - это память на лица, звуки и т. п. В зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании, выделяют зрительный подтип (эти люди для того, чтобы эффективно запомнить материал, нуждаются в его зрительном восприятии), слуховой (необходимы слуховые образы) и двигательный (эти люди для того, чтобы что-либо запомнить, нуждаются в движениях и, особенно, в речевых движениях, поэтому этот подтип часто называется рече-двигательным).
Однако в чистом виде подтипы памяти встречаются не часто. Как правило, большинство людей обладает смешанным подтипом: слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой;
2) словесно-логический (или абстрактный) тип предполагает лучшее запоминание абстрактного материала;
3) эмоциональный тип характерен людям, способным достаточно долго сохранять и легко воспроизводить пережитые человеком эмоции и чувства;
4) промежуточный тип встречается на практике чаще всего.
Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и от воспитания, поэтому память определенного типа развивается с помощью соответствующих упражнений.
Встречаются люди, обладающие феноменальной памятью. Она характеризуется исключительно сильной образностью. Так, А. Р. Лу- рия обнаружил выдающуюся память у мнемониста С. В. Шерешевс- кого, который с одинаковой быстротой запоминал различный материал, включая бессмысленный, и притом в чрезвычайно большом объеме, превращая ряды бессмысленного материала в свои хорошо знакомые образы. С. В. Шерешевский мог быстро запомнить и точно воспроизвести сложнейшие математические формулы, лишенные смысла, бессмысленные слова, геометрические фигуры. Его память отличалась притом и изумительной прочностью: через 16 лет он точно припомнил содержание экспериментального материала, продолжая «видеть» ряды слов, цифр и т. п., место эксперимента, в котором он участвовал, а также то, во что был одет экспериментатор, и другие мельчайшие подробности обстановки и своих действий.
У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности (например, у музыкантов, композиторов, художников может преобладать наглядно-образный тип). Часто говорят о профессиональной направленности или наличии профессиональной памяти, существование которой психологи объясняют богатыми возможностями ассоциаций, которые появляются у личности, занимающейся определенным видом деятельности. Постоянное оперирование в уме определенным видом материала приводит к тому, что в нем выделяется обычно большое количество опорных пунктов, с которыми ассоциируется новый материал при запоминании. С возрастом способность к запоминанию снижается, но с профессиональной памятью это происходит позже и выражено в меньшей степени.


5. Объективные и субъективные факторы управления памятью


К субъективным факторам, влияющим на продуктивность запоминания, относятся: тип запоминания, предшествующий опыт, установка, интересы и склонности, состояние организма, отношение к деятельности, эмоциональный настрой и волевые усилия. К объективным же факторам относится: характер материала (осмысленность, связность, понятность, наглядность, ритмичность), количество материала и окружающая обстановка.
Успешность памяти можно повысить, учитывая особенности процессов запоминания, сохранения и воспроизведения и используя разнообразные мнемические приемы. Обозначим основные условия повышения продуктивности памяти:
1) более значимые эмоционально или практически цели способствуют более прочному запоминанию;
2) эффективность запоминания зависит от способа предъявления материала: образный материал не дает преимуществ при непосредственном воспроизведении, но дольше удерживается в долговременной памяти, поэтому при заучивании полезно не только повторять текст, но и вызывать в сознании образы, воспринятые на занятии;
3) необходима логическая организация материала;
4) необходимо сохранять продуманную последовательность заучивания и распределения заучиваемого материала: нежелательно учить два похожих предмета друг за другом, также лучше вернуться к материалу через 2-3 часа, чем читать его подряд несколько раз. Большой по объему материал лучше разделить на части и заучивать по частям, периодически возвращаясь к повторению его в целом;
5) чтобы задействовать все виды памяти, заучиваемый материал необходимо записывать, читать вслух и т. п.;
6) запоминая какой-либо, особенно сложный, материал, необходимо использовать самоконтроль, воспроизводя материал вслух, чтобы преодолеть трудности перехода от более свернутой внутренней речи к внешней;
7) при запоминании материала, в котором преобладают механические связи, необходимо использовать мнемотехнические приемы. Например, когда первая буква слова во фразе подсказывает название («каждый охотник желает знать, где сидит фазан») или слова связываются в смысловую фразу («цыган на цыпочках сидит и «цыц» цыпленку говорит»);
8) при запоминании географических названий, иностранных слов и т. п., полезно проводить аналогию между ними и хорошо знакомыми словами родного языка;
9) полезно запоминание опорных слов, дат, с которыми связывается новый материал;
10) запоминание, опирающееся на содержательные и активные способы работы с материалом, более продуктивно;
11) повторение должно быть осознанным, осмысленным и активным. В связи с этим лучшим видом повторения является включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем, чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания и в новых связях;
12) следует правильно распределять повторение во времени;
13) в психологии известны три способа заучивания: целостный (весь материал повторяется от начала до конца несколько раз до полного усвоения), частичный (материал разбивается на части, которые заучиваются по отдельности), комбинированный (материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком). Первый способ наиболее эффективен при заучивании небольшого по объему и легкого материала, второй - при заучивании иностранных слов, географических названий и т. п., но самым целесообразным, как показали исследования М. Н. Шардакова, является комбинированный;
14) сохранение отдельных элементов материала зависит от места, которое они занимают в общем ряду информации: как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние (это явление в психологии называется «фактором края»);
15) необходимо учитывать действие проактивного и ретроактивного торможения.
Вопросы для самопроверки
1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?
2. Какие существуют основания для классификации видов памяти? Приведите примеры проявления различных видов памяти в жизненных и профессиональных ситуациях.
3. Перечислите основные процессы памяти. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?
4. Перечислите факторы эффективного запоминания.
5. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания?
Практические задания
1. Какие процессы и явления памяти проявляются в следующих ситуациях:
1) известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула. Он просмотрел таблицу с формулой, закрыл глаза, затем точно воспроизвел ее;
2) ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70 % содержания учебника. При опросе через месяц по тому же вопросу, он вспоминает только 45 %;
3) на экзамене по математике студент долгое время никак не мог вспомнить необходимую формулу. Стоило преподавателю показать юноше только часть формулы, как он безошибочно определил бином Ньютона;
4) ученица, плохо знающая литературу и путающая литературных героев, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране;
5) мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок;
6) во время экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем за несколько месяцев до этого.
2. Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях:
- врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;
- экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;
- свидетеля просят составить словесный портрет преступника;
- ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;
- режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.
3. Напишите рекомендации о том, как можно использовать закономерности памяти в учебной и профессиональной деятельности.
4. Проведите диагностику объема кратковременной памяти по методике Джекобсона.

Источник: Шершнёва, Т. В. Психология: пособие для студентов специальности 1-08 01 01 Ш49 «Профессиональное обучение (по направлениям») : в 5 ч. / Т. В. Шершнёва. - Минск : БНТУ, 2021. - Ч. 1. - 208 с. ISBN 978-985-583-401-5 (Ч. 1).

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.