На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психология познавательных процессов - Память
Психология познавательных процессов - Память
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психология познавательных процессов
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Эмоциональная и волевая регуляция деятельности
Разнообразие мотивов деятельности
Современные теории мотивации
Этапы освоения деятельности человеком: знание, умение, навыки, привычки
Эмоции и чувства
Воля
Все страницы

 

3.2.1 Память

Определение понятия «память». Теории памяти. Функции памяти. Классификация видов памяти по времени хранения информации: кратковременная, оперативная, долговременная. Двигательная, образная, эмоциональная, вербальная, генетическая память. Произвольное и непроизвольное запоминание. Факторы, действующие на запоминание и сохранение информации. Закономерности памяти: эффект края, реминисценция, интерференция, вытеснение. Тренировка памяти, мнемотехнические приемы: ассоциации, группировка материала, метод акростихов, метод «мест». Нарушения памяти

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Память лежит в основе любого психического явления. Ощущения и восприятия без включения памяти в акт познания переживались бы человеком как впервые возникшие, что исключило бы возможность познания мира и ориентации в нем. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Нормальное функционирование личности и общества невозможно без памяти.
Существуют десятки гипотез, теорий и течений, с помощью которых пытаются объяснить феномен памяти, но единой законченной теории памяти до сих пор не выработано. Представителями различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти: физическая, химическая, биохимическая, физиологическая, информационно- кибернетическая, а также группа психологических теорий.
Физическая теория памяти
Согласно этой теории нервный импульс проходя через определенную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание.
Химическая теория памяти
Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей. Происходит перегруппировка белковых молекул нейронов, прежде всего молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической памяти, а рибонуклеиновая (РНК) - основой индивидуальной памяти.
Биохимическая теория памяти
Авторы данной теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени - собственно биохимической - происходит образование новых белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.
Физиологическая теория памяти
Данная теория базируется на учении И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. В основе физиологического акта запоминания лежит условный рефлекс - акт образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием.
Информационно-кибернетическая теория памяти
Теория связана с появлением вычислительной техники и развитием программирования, что потребовало поиска путей принятия, переработки и хранения информации машинами. Это потребовало технического и алгоритмического моделирования процессов памяти по аналогии с человеческим мозгом.
Психологические теории памяти
В этой группе теорий можно выделить несколько направлений:
- ассоциативную теорию;
- гештальт - теорию;
- смысловую теорию памяти;
- теорию деятельности.
Так, суть ассоциативной теории заключается в следующем: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов.
Согласно теории деятельности именно деятельность личности является фактором, определяющим формирование процессов памяти: образование связи между различными представлениями определяется не столько содержанием запоминаемого материала, сколько тем, что с ним человек делает. Эта деятельность субъекта и определяет запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Таким образом, в самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой человеком. Человеческая память - это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Память - это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память - необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.
Переходя к характеристике процессов памяти, необходимо отметить, что в качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти. К процессам памяти относят:
• запоминание;
• сохранение;
• воспроизведение;
• забывание материала.
Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особое значение, что вызывает у нас интерес и эмоции.
По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:
- непреднамеренное (или непроизвольное) запоминание;
- преднамеренное (или произвольное) запоминание.
Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования приемов запоминания и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на человека и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание - это запоминание, при котором человек проявляя определенные волевые усилия, ставит перед собой определенную цель - запомнить информацию - и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, преднамеренное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. При этом необходимо учитывать, что большинство систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой - запомнить соответствующий материал, с тем, чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.
По другому признаку - по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, - выделяют запоминание:
- механическое;
- осмысленное.
Механическое запоминание основано на повторении материала без его осмысливания, то есть без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. При таком запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они и воспринимались. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.
Смысловое запоминание предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями. Осмысленное запоминание более действенно, поскольку требует от человека меньше усилий и времени.
Если сравнить эти способы запоминания материала, можно прийти к выводу о том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов - всего 20%, а в случае осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней. Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группировании их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, то есть нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т.д. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение - важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивным, повторения должны отвечать определенным требованиям:
Заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение.
1) Заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного результата в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала.
2) Если материал в целом не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие.
3) Если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а затем быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях.
4) Повторения нужны не только тогда, когда вы учите материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что уже выучили. При повторении наученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно.
Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения:
- концентрированное;
- распределенное.
При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Экспериментально доказано, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний. Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Выучить материал можно двумя способами:
а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не станет ясно, что он выучен;
б) прочитать материал 1 -2 раза, затем попытаться его произвести, после чего снова почитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т.д.
Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным, если использовать второй вариант, который намного продуктивнее и целесообразнее первого.
Успех запоминания во многом зависит от самоконтроля. Проявлением самоконтроля являются попытки воспроизвести материал при его заучивании. Такие попытки помогают установить, что вы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание при следующем чтении. Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Процесс запоминания может протекать и как мгновенное запечатление - импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения.
Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.
Можно выделить следующие способы организации информации в памяти:
- пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);
- ассоциативную организацию (то есть группировку элементов с какими-либо общими признаками);
- иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует).
Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2-3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается.
Установлено, что сохранение может быть:
- динамическим (проявляется в оперативной памяти);
- статическим (в долговременной).
При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.
Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, то есть от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надо проводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к заучиванию, а потому и не создается условий для прочного сохранения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроизвольно.
Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненного материала.
Воспроизведение может быть:
- непроизвольное - это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации;
- произвольное - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связано с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называют припоминанием.
Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является и результатом запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении можно только по воспроизведению. Воспроизведение не просто механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция, то есть мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников. Успешность воспроизведения зависит от умения восстанавливать связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.
Физиологическая основа воспроизведения - оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга.
Формы воспроизведения: • узнавание - проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта, то есть устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти;
• воспроизведение в узком смысле слова или воспоминание осуществляется, когда нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека;
• припоминание представляет собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в долговременной памяти информации;
• реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
• эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая образ со всеми деталями воспринятого.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определено узнавание в тех случаях, когда человек испытывает только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не может. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба эти варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а, следовательно, являются сложными мыслительными и волевыми процессами.
Забывание - естественный процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. С помощью забывания человек избавляется от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения. Забывание проявляется в двух формах:
- невозможность припомнить или узнать;
- неверное припоминание или узнавание.
Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня: воспроизводящая память, опознающая память, облегчающая память.
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть:
- полным или частичным;
- длительным или временным.
При полном забывании материал не только не производится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Забывание может быть обусловлено различными факторами :
1) Первый и самый очевидный - время. Требуется менее часа, чтобы забыть половину механически заученной информации. Для уменьшения забывания необходимо: понимание, осмысление и повторение информации.
2) Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.
3) Можно предположить и очевидную зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.
4) Важным фактором забывания считают степень активности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.
5) Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов психики, которые вытесняют или подавляют (по З. Фрейду) травмирующие впечатления - торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного, где они затем более или менее удерживаются. Следовательно, забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение (мотивационное забывание).
6) Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Очевидно, что воспринятое человеком с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным. Однако изменение воспринятого ранее материала могут носить и другой характер, когда забывание выражается не в потере яркости и отчетливости, а в существенном несоответствии припомненного действительно воспринятому.
7) Основными существенными причинами забывания являются различные болезни нервной системы, а также психические и физические травмы.
8) Забывание также наступает быстрее при умственном или физическом утомлении.
9) Причиной забывания может быть и действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточиться на нужном материале.
10) Ухудшающееся сохранение запоминаемого материала, а, следовательно, и забывание происходит и в результате наложения другого материала - интерференция.
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влияет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизведение).
Характеризуя качества памяти, психологи выделяют:
- скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти);
- скорость забывания (время, в течение которого запомнившееся хранится в памяти).
Оба параметра (количество повторений и время) изменяются по шкале «быстро -
медленно» и дают четыре сочетания, описывающие особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.
Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти:
- генетическая (наследственная);
- прижизненная.
Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека. Генетическая память хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Это единственный вид памяти, на который мы не можем влиять через обучение и воспитание. Генетическим путем из поколения в поколение происходит передача необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.
Прижизненной памяти является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям.
Существует деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности.
I. По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на:
- непроизвольную;
- произвольную.
Непроизвольная память - это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без волевых усилий человека и установки на запоминание, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, то есть не ставится специальная мнемическая задача. Непроизвольное запоминание не обязательно является слабым. Часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы человек пытался запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связанна определенная умственная работа. Способность постоянно накапливать информацию являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализовывается автоматически, почти бессознательно.
Произвольная память - запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и от приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
1) Механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, а результаты низкие.
2) Логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
3) Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, схемы, графики, картинки) - работает образная память, которая бывает разных типов: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая, эмоциональная, моторно-двигательная.
4) Мнемотехнические приемы запоминания - специальные приемы для облегчения запоминания.
II. В зависимости от установки на время хранения информации большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.
Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир органами чувств человека на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-0,5 сек. Если полученная информация привлекает внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Это второй уровень - кратковременная память. Эта память сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Она работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременная память все же поддается сознательной регуляции и может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1 -2-кратного повторения. Кратковременная память ограничена по объему, при однократном предъявлении в кратковременную память помещается в среднем 7±2. Это магическая формула памяти, то есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок. Кусков информации. Главное добиться, чтобы эти «куски» были информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок-образ».
Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. В долговременную память поступает информация, имеющая для человека стратегическое значение. Она бывает двух типов: долговременная память с сознательным доступом (человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию) и долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).
Оперативная память - вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной памяти, так и из долговременной памяти, необходимой для выполнения текущей деятельности. Оперативная память, рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, стоящей перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, перевода ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, появляются ошибки в речи, в действиях.
III. По материалу, сохраняемому памятью, можно разделить на:
- когнитивную;
- эмоциональную;
- личностную.
Когнитивная память - процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают сначала как нечто внешнее по отношению к личности, затем постепенно превращаются в опыт и убеждения человека.
Эмоциональная память - сохранение в сознании переживаний и чувств. Данный вид памяти заключается в способности человека запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются потребности и интересы человека, как осуществляются его отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера. Эмоциональная память на пережитое - непременное условие для развития способности к сопереживанию. Память на чувства - основа мастерства в ряде профессий (особенно связанных с искусством).
Личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути. Человек не может стать личностью, если его память не хранит преемственности целей, поступков, отношений и убеждений.
IV. По модальности сохраняемых образов выделяют:
- словесно-логический;
- образный вид памяти личности.
Словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой и выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Человек, обладающий такой памятью, может быстро и точно запомнить и воспроизвести мысли, возникшие у него в процессе обдумывания, размышления, помнит логику рассуждений, содержание прочитанного текста. Этим видом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух аспектах:
а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;
б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла, прежде всего, запоминается то, что является наиболее существенным, наиболее значимым. В этом случае, очевидно, что выделение существенного в материале зависит от понимания материала, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.
Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого ранее нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться. Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления. Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Отвечая на него, можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Данный вид памяти предполагает у человека способность к воображению, что способствует хорошему запоминанию зрительных образов.
Слуховая память - это запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (музыкальных, речевых). Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам и музыкантам.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании практических, трудовых и спортивных умений и навыков. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Однако при воспроизведении движений человек не всегда повторяет их в том же виде, как и раньше. Но общий характер движений все же сохраняется. Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В совершенно новых, непривычных условиях человек часто производит движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если человек привык выполнять их, пользуясь определенным инструментом, или с помощью конкретных людей, а в новых условиях он оказывается лишенным этой возможности.
Осязательная, обонятельная и вкусовая память играют в жизни человека меньшую роль, которая в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, а также к обеспечению безопасности и самосохранения организма.
Уровень развития данных видов памяти у каждого человека неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном видах памяти.
Познакомимся с законами памяти и мнемотехническими приемами запоминания [17].
Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам. Рассмотрим наиболее важные из них.
Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти.
Самый лучший способ запомнить - научиться, должным образом организовывать информацию в момент запоминания.
Смысловую организацию материала обеспечивают такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, систематизация и обобщение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предположения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Они же первыми приходят в голову, когда нужно вспомнить содержание текста. Следует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы.
Кроме того, эффективен прием прогнозирования: начав читать абзац, попробуйте после выдвижения автором нескольких аргументов самостоятельно сделать вывод. Возникающие при этом положительные (молодец, угадал!) или отрицательные (вследствие несогласия) эмоции усиливают запоминание.
Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий.
Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. Основа формирования интереса - цель. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.
Закон установки
Он может быть представлен в двух аспектах: 1. Установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго».
Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому
сроку срабатывают механизмы памяти. Если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются. 2. Установка на восприятие материала по содержанию (она определяет восприятие).
В тексте человек в первую очередь найдет то, на что у него есть установка. Так, если нужно ознакомиться с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимся к тому, что в этом описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, рабочие параметры. Именно эти материалы и «выхватит» наше внимание.
Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.
Первоначальное впечатление можно усилить:
- рационально;
- эмоционально.
При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. Очень полезно с кем-нибудь обсудить информацию (особенно с лицом, придерживающимся противоположной точки зрения).
При эмоциональном усилении следует постараться вызвать максимум эмоций, которые связаны с запоминаемой информацией. Нередко эмоциональные впечатления мы помним гораздо дольше, чем «впечатления ума». Однако отрицательные эмоции, не связанные с запоминаемым материалом (неуверенность, печаль, раздражение, страх), мешают запоминанию.
Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.
Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие Сходная информация хранится в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации помогут вспомнить необходимое.
Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое. По этой причине так трудно бывает «войти» в ранее неизвестную дисциплину, тему. Перед чтением следует вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме, «приподнять» знания, полистать справочники.
Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается.
Если человеку предстоит запомнить два разных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то, естественно, первый он запомнит лучше.
Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7±2 (закон Миллера).
Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Отсюда ясно: лучший способ забыть только что заученное - сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно поэтому нельзя учить физику после математики, литературу после истории. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна «отстояться».
Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (то есть как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.
Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию. Народная мудрость отразила это в следующей пословице: «Повторение - мать учения». Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память. Психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого «теряется» сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество информации. Именно поэтому мы так хорошо помним впечатления детства.
Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй - через 20-30 мин, третий - через 1 день, четвертый - через 2-3 недели. При этом следует помнить о том, что повторение должно быть активным. В виде воспроизведения оно в несколько раз эффективнее, чем в виде дополнительного пассивного чтения (прослушивания, просмотра).
Для лучшего запоминания широко используются мнемотехнические приемы, имеющие свою специфику при запоминании иностранных слов, чисел, большого объема информации.
Суть мнемотехнических приемов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется. Так, год французской революции - 1789-й - легко запомнить, выделив структуру даты (последовательность цифр 7, 8, 9). Кроме того, рифмование также способствует запоминанию. Рассмотрим некоторые приемы мнемотехники:
Метод ассоциаций: запоминание даты, например, можно ассоциировать с событием, которое хорошо сохранено в памяти: за столько-то лет до... или спустя столько-то лет после... При этом определяющее значение имеют прочность ассоциаций и их количество. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Иррациональные, странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Метод связок: заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, в единый рассказ.
Метод мест: основан на зрительных ассоциациях; нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко извлекается из памяти. Этот метод не требует логических ассоциаций, он базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест. Прежде всего, нужно выбрать постоянный маршрут. Это может быть дорога к месту работы, расположение комнат в квартире и отдельных мест внутри комнаты (диван, стол, шкаф). Для начала достаточно набора из 15-20 мест, четко пронумерованных в определенной последовательности. Затем по хорошо известному вам маршруту вы размещаете предметы, которые нужно запомнить, и фиксируете в памяти их зрительные образы. Таким образом, достигается запоминание необходимого материала в определенной последовательности. Метод эффективен тогда, когда запоминаемые предметы трудно разбить по какому-то признаку. Этим методом широко пользовались древнеримские ораторы.
Названные приемы позволяют значительно увеличить объем запоминаемого материала.
Память - одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены.
Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Например, воспоминания человека вдруг становятся живее и ярче, детальнее обычного, в них воспроизводятся самые мелкие подробности, которые человек и не подозревал, что помнит. В этом случае говорят о гиперфункции памяти, которая связана обычно с сильным возбуждением, волнением, приемом некоторых наркотических средств или гипнотическим воздействием. Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Тогда человек вспоминает свои крайне неприятные поступки.
Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала. При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, то есть новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.
Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром», проявляется в том, что нарушена память на текущие события, человек забывает то, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраниться.
Выделяются также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы запоминания (рисунки, символы), связанные с некоей информацией, не помогают, а затрудняют работу памяти, то есть подсказки не помогают в этом случае, а мешают.
Если при полноценном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник», то есть незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушениях памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти, то есть незавершенные действия забываются.
Существуют факты обманов памяти, имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Искажение памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то, о чем слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, то есть человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением и фантазией.

Контрольные вопросы
1. История исследований и основные проблемы психологии памяти.
2. Анатомо-физиологические механизмы памяти. Нейродинамический, нейронный и биохимический уровни хранения следов.
3. Преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) запоминание.
4. Механическое и осмысленное запоминание.
5. Повторение как важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Способы повторения. Требования к методу повторения.
6. Факторы, определяющие продуктивность произвольного запоминания.
7. Способы организации информации в памяти.
8. Явление реминисценции.
9. Непроизвольное и произвольное воспроизведение.
10. Узнавание и припоминание. Теории распознавания образов.
11. Полное, частичное, длительное или временное забывание.
12. Факторы, обуславливающие забывание.
13. Классификация видов памяти по времени хранения информации: кратковременная, оперативная, долговременная.
14. Двигательная, образная, эмоциональная, генетическая память.
15. Развитие памяти. Мнемотехника.
16. Нарушения памяти.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.