На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психология познавательных процессов - Воля
Психология познавательных процессов - Воля
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психология познавательных процессов
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Эмоциональная и волевая регуляция деятельности
Разнообразие мотивов деятельности
Современные теории мотивации
Этапы освоения деятельности человеком: знание, умение, навыки, привычки
Эмоции и чувства
Воля
Все страницы

 

3.3.6 Воля

Определение понятия «воля». Основные признаки волевого действия: наличие препятствий; борьба мотивов; принятие решения; контроль над его выполнением. Воля в деятельности человека. Произвольные и непроизвольные психические процессы. Структура волевого действия: подготовительный, исполнительный этап и этап контроля. Понятие «локус контроля». Волевые качества личности. Развитие и воспитание воли

Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:
- необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;
- несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;
- на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.
Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения.
Воля - это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Современные исследования воли в психологии ведутся по разным научным направлениям:
- в бихевиористски ориентированной науке изучаются определенные формы поведения;
- в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления;
- в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и исследовании соответствующих волевых характеристик личности.
Вместе с тем современная психология стремится придать науке о воле интегративный характер.
Воля и ее сила проявляются в волевых действиях (поступках человека). Волевые действия, как и вся психическая деятельность, согласно И.П. Павлову, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показывают исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели.
Волевое действие является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению; является действием, необходимым по внешним (социальным) или личным причинам, то есть всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению. Имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения или торможения; в итоге обеспечивается дополнительным побуждением или торможением за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной деятельности.
Таким образом, воля обеспечивает две взаимосвязанные функции:
• побудительную;
• тормозную.
В связи с этим воля подразделяется на активизирующую (побудительную, стимулирующую) и тормозящую.
Побудительная функция способствует активности человека не по факту (как реактивная), а на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия.
Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.
Побудительная и тормозная функция составляют «содержательную» основу процесса волевой регуляции. Волевая регуляция поведения человека - это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением [27].
Среди уровней психической регуляции выделяются [27]:
- непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);
- произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);
- волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).
В результате волевой регуляции возникает волевой акт. В случае, когда в побуждении ясно видна цель, и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте, то есть элементарный волевой акт возникает только тогда, когда у человека одновременно с мыслью о совершении какого-либо действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению. Таким актом можно, например, считать идеомоторный акт - способность одной мысли о движении вызвать самодвижение. Более сложный волевой акт связан с преодолением так называемой «конкурирующей» идеи, при наличии которой у человека возникает специфическое ощущение прилагаемого усилия, которое связано с проявлением силы воли. Самый сложный волевой акт - такой, при котором путем преодоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение, то есть сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления. К сложным волевым актам относятся, например, отказ от вредных привычек (курения, алкоголизма) и дурных компаний. Сложный волевой акт не осуществляется сиюминутно в реальном времени, иногда для его осуществления требуется приложение максимальной силы воли. Сложные волевые акты - наивысший показатель «волевого» человека. Еще одним отличием «волевого» человека от человек с отсутствием воли является наличие у первого развитых волевых качеств.
Волевые качества разделяются на три категории :
• первичные волевые качества (целеустремленность, настойчивость, выдержка);
• вторичные, или производные, волевые качества (решительность, самообладание);
• третичные волевые качества (самостоятельность, инициативность).
•- Целеустремленность - умение человека подчинить свои действия поставленным целям. Целеустремленность является важнейшим мотивационно-волевым качеством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств.
Различают целеустремленность:
- стратегическую - умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами;
- оперативную - умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.
•- Важнейшей характеристикой этапа исполнения деятельности является настойчивость или упрямство - это умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимания на упреки или противодействие других людей. От настойчивости следует отличать упрямство - качество личности, выражающееся в стремлении поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей. •- Выдержка - умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Это способность постоянно контролировать свое поведение. Часто бывает трудно удержаться от импульсивных действий в эмоционально напряженной обстановке. Выдержанный человек всегда сумеет выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечивает успех в достижении поставленной цели. •- Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа актуализации одного или нескольких мотивов и этапа принятия решения, выступает решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность реализуется в выборе доминирующего мотива и адекватных средств достижения цели. Особенно ярко она проявляется в сложных ситуациях, где действие сопряжено с некоторым риском. Своевременно принять решение - значит принять его именно в тот момент, когда этого требуют обстоятельства. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают цели действия, способы их достижения, переживая сложную, внутреннюю работу, столкновение мотивов. Решительность проявляется и при реализации поставленной цели: для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия. Существенной предпосылкой решительности является смелость - умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Качествами, противоположными решительности, выступает нерешительность, импульсивность и противоречивость. •- Самообладание - способность человека сохранить внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных условиях. •- Инициативность - способность работать творчески, предпринимая действия по собственному почину. Для многих людей самым трудным является преодоление своей инертности, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне.
•- Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и, исходя из нее, ставят перед собой цель. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации. Инициативность, самостоятельность как волевые качества личности противостоят таким качествам, как внушаемость, податливость, инертность, однако их надо отличать от негативизма как немотивированной склонности поступать наперекор другим.
Волевые качества - категория динамическая, то есть способная к изменению, развитию в течение жизни. Волевые качества нередко направляются не столько на овладение обстоятельствами и их преодоление, сколько на преодоление самого себя. Это особенно касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.
Все достижения человека и человечества в целом не обходятся без участия воли, волевой регуляции поведения. Все волевые процессы, составляющие механизм регуляции, имеют несколько существенных фаз:
1. Возникновение побуждения и постановка цели.
2. Стадия обсуждения и борьба мотивов.
3. Принятие решения.
4. Исполнение.
Ключевыми понятиями 1-3-й фаз являются влечение и желание. Влечение - это неосознанная потребность.
Желание - осознанная потребность, готовая превратиться сначала в мотив, а затем и в цель поведения. Однако далеко не всякое желание может сразу претвориться в жизнь, так как у человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний, порождая тем самым борьбу мотивов. Борьба мотивов нередко сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярные. В традиционной психологии борьба мотивов рассматривается как ядро волевого акта. Преодоление же внутреннего конфликта идет лишь через осознание реальной значимости и соотношения мотивов, их важности для человека и последствий, результирующих волевое действие. Заключительным моментом борьбы мотивов, порождающим специфическое для волевого акта чувство ответственности за действие, является принятие решения. Процесс принятия решения достаточно сложен, и его скорость во многом зависит от такой категории, как «решимость» человека, степень которой зависит от следующих факторов:
- наличия разумных оснований для осуществления волевого акта;
- динамики и силы внешних обстоятельств, определяющих шкалу мотивов;
- темперамента и характерологических особенностей человека, принимающего решение.
Заключительной фазой волевого процесса является исполнение. Этап исполнения имеет сложную внутреннюю структуру: принять решение - это не значит сразу его выполнить. Исполнение решения очень тесно связано с такой категорией, как время. Если исполнение откладывается на значительный срок, то речь идет о намерении, которое, в свою очередь, должно быть тщательно спланировано, что определит успешность и скорость исполнения. Для окончательного принятия решения и исполнения требуется волевое усилие. Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижению цели. Волевое усилие зависит от следующих факторов:
- мировоззрения личности; моральной устойчивости;
- наличия общественной значимости целей;
- установки по отношению к действию;
- уровня самоорганизации личности.
Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры личности и ее внутренних особенностей. Волевое действие каждого человека неповторимо.
Знание механизмов волевой регуляции и способов развития воли необходимо каждому человеку, стремящемуся к планомерному и успешному саморазвитию и достижению жизненных целей.
Воля - одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения, которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Диапазон сильной воли столь же велик, как и диапазон слабоволия. Желание укрепить свою волю, расширить спектр применения волевого действия чаще всего возникает у людей с интернальной локализацией контроля. Локализация контроля - это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам. Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю. Экстерналы же все стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность и тем самым, снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки.
Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества (например, страх или лень), может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.
Работая над развитием воли, можно опираться на рекомендации, которые дают Л.И. Рувинский и С.И. Хохлов. Ознакомимся с этими рекомендациями.
1. Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их. Принятое решение должно быть выполнено.
Цель должна быть полезной, общественно значимой, привлекательной. Поставленная цель должна быть тщательно обдумана. Нельзя ставить цели и принимать решения, когда вы в состоянии сильного эмоционального возбуждения, гнева, а также когда не могут быть учтены наиболее существенные обстоятельства, связанные с выполнением вашего решения.
2. Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям. Она будет достигнута при наличии:
- волевого усилия, необходимого для выполнения решения;
- определенных знаний и умений, необходимых для выполнения решения;
- развитого того или иного волевого качества (выдержки, настойчивости, прилежания,
смелости, целеустремленности);
- времени и средств, необходимых для выполнения решения.
3. Поставленная цель должна быть абсолютно конкретной:
- указан точный срок начала выполнения решения;
- точно определен минимальный объем ежедневной запланированной работы;
- указаны сроки общей продолжительности работы над чем-либо;
- точно указан предполагаемый результат;
- указаны средства реализации принятого решения.
5. Главная цель должна быть разбита на ряд промежуточных.
Необходимым условием эффективности постановки цели является умение сделать ее достижимой, привлекательной и включить в качестве составной части в значимые для нас и реально действующие мотивы.
Таким образом, от осознания значимости цели, правильного ее выбора, сочетания ближних, средних и дальних перспектив зависит ее побудительная сила.
Для успешного претворения в жизнь планов необходима внутренняя активность. Она должна быть целенаправленной и осуществляться со знанием дела, с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Обучаясь управлять своими чувствами и психическими состояниями, мы получаем двойную пользу: развиваем и укрепляем нужные черты характера (самообладание, выдержку), а также вызываем необходимые психические состояния, которые помогают нам достигать поставленных целей.
Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Именно поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств личности, но и необходимо для ее формирования в целом.

Контрольные вопросы

1. Определение понятия «воля».
2. Воля как феномен человеческой психики.
3. Современные исследования воли в психологии.
4. Побудительная и тормозная функции воли.
5. Волевая регуляция поведения человека.
6. Волевой акт: простой, сложный, и самый сложный.
7. Основные признаки волевого действия: наличие препятствий, борьба мотивов, принятие решения, контроль над его выполнением.
8. Воля в деятельности человека.
9. Волевые качества личности.
10. Понятие «локус контроля».
11. Развитие и воспитание воли.
Источник: Л.В. Смольникова Психология Учебное пособие для студентов всех направлений подготовки Томск 2018



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.