На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психология познавательных процессов - Этапы освоения деятельности человеком: знание, умение, навыки, привычки
Психология познавательных процессов - Этапы освоения деятельности человеком: знание, умение, навыки, привычки
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психология познавательных процессов
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Эмоциональная и волевая регуляция деятельности
Разнообразие мотивов деятельности
Современные теории мотивации
Этапы освоения деятельности человеком: знание, умение, навыки, привычки
Эмоции и чувства
Воля
Все страницы

 

3.3.4 Этапы освоения деятельности человеком: знание, умение, навыки, привычки

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.
Знание человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и понятия, главное их назначение - организация и регулирование практической деятельности. Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество, и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности.
Знания и действия тесно переплетены. И ребенку и взрослому действия с предметами дают одновременно знания об их свойствах и о возможностях обращаться с ними. Сталкиваясь с незнакомым предметом, человек стремится, прежде всего, получить знания о том, как с ним действовать, как его использовать. Данные знания человек получает из специальной литературы, из инструкций и использует их в деятельности. Знания поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Деятельность без знаний невозможна. Общая характеристика умений
Непременным компонентом деятельности являются разнообразные навыки и умения. Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком различных действий. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям. Другие полагают, что умения возникают раньше навыков, причем умения и навыки рассматриваются как ступени, уровни овладения человеком теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умение при этом рассматривается как первая ступень овладения каким-либо действием, а навык - как вторая ступень, означающая уже хорошее, вполне успешное, безошибочное выполнение этого действия. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение».
Умением называют самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности, то есть умение означает, что индивид усвоил соответствующее знание и может его применять, сознательно контролируя каждый свой шаг в соответствии с этим знанием. Навык же означает, что применение этого знания приобрело автоматизированный характер, то есть навыки - это полностью автоматизированные, инстинктивные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия. «Навык, - указывал С.Л. Рубинштейн, - возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью». Таким образом, большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения - это действия, возникающие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.
Общая характеристика навыков
Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык - упрочившийся способ выполнения действий.
В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают несвязанными. В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводит к точной локализации процессов возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела концентрируют процесс возбуждения, подавляя одни очаги и активизируя тем самым другие. Образуются системы условно-рефлекторных связей с упроченными переходами от одной системы нервных связей к другой.
Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в процессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьшается напряжение при выполнении действия. В-третьих, отдельные самостоятельные движения объединяются в единое действие.
В результате хорошо отработанных двигательных навыков повышается производительность труда, улучшается качество работы и уменьшается утомление человека.
Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении анализаторов, контролирующих выполнение действия. До выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и двигательного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда двигательный навык укрепляется, потребность в зрительном контроле над движениями значительно уменьшается. Вырабатываются кинестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений.
Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что на стадии хорошо отработанного навыка сознательный контроль над движением может затруднить его выполнение. Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для решения более сложных задач деятельности. Отсюда становится ясным исключительное значение навыков в творческой деятельности: не овладев навыками элементарных действий, нельзя создать условия для творческой деятельности.
Таким образом, в любой деятельности овладение правильными приемами ее использования и выработка навыков является предпосылкой ее успешного выполнения.
В трудовых навыках прослеживаются индивидуальные особенности личности. Несмотря на одинаковый метод обучения, интеграция движений и действий в навыке своеобразна. Она зависит от психических свойств индивида. У людей с различными типами нервной деятельности устанавливается разное соотношение познавательной, ориентировочной и исполнительской стороны деятельности. Тип нервной деятельности позволяет одним людям развивать в процессе труда более точное выполнение действия, другим - более быстрое. Однако успешное выполнение деятельности обеспечивается типичными для человека приемами совершения действий. Таким образом, навыки включаются в структуру личности.
Рассмотрим виды навыков:
В любом виде трудовой деятельности успешное решение задач возможно при овладении определенной суммой навыков. Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения.
• Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т.д.
• Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятельности, выступающие как обязательные компоненты умственного труда. К важнейшим из этих навыков относятся навыки чтения чертежей, заучивания, построения доказательств и т.д. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам распределения и концентрации внимания, наблюдения.
• Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чувствительности. И труд, и учение, и игра предполагают определенный уровень развития чувствительности. Навык слухового восприятия складывается для родного языка в раннем детстве на основе подражания, расчленение же слов и их опознание в иностранном языке при обучении формируются в сознательных упражнениях. Классический пример сенсорных навыков - обучение приему на слух телеграмм, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, радист учится читать фразы без предварительной записи. Примером сенсорно-мыслительного навыка, вырабатываемого в школьном обучении, будет обучение разложению на множители алгоритмических выражений. Упражняясь в решении примеров, ребенок развивает навык группировки на основе восприятия и воображения. Например, он начинает видеть общие множители, которые можно вывести за скобки.
• Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения. Например, ребенка учат сдерживать себя, тихо разговаривать в транспорте, не надоедать, показывают, как надо здороваться с человеком в различных обстоятельствах жизни, в отдельных случаях упражняют в действиях (вставать при входе в класс учителя). Путем многократного повторения у ребенка могут формироваться навыки правильного повеления.
Роль упражнения в выработке навыков
Навык формируется в упражнении. Упражнение - целенаправленное, многократно выполняемое действие, осуществляемое с целью его усовершенствования. В процессе упражнения деятельность организуется так, чтобы было предусмотрено выполнение действий, приводящих к формированию прочных и совершенных навыков, которые могут обеспечить красивый подчерк, грамотное письмо, правильную постановку рук при игре на фортепиано, говоря обобщенно, эффективный и качественный труд. Новый навык формировать легче, чем перестраивать неправильно выработанный. Организуя упражнения, необходимо вызвать у обучающегося положительное отношение к ним. Исследования показали, что для положительного отношения к тренировкам во время выработки некоторых двигательных навыков лучше отказаться от пооперационного обучения. Суть этого обучения заключается в том, что ученик сначала обучается только одной группе движений, необходимых в деятельности. Их выполнение доводится до совершенства, затем тренируются следующие. Лишь затем разрешается изготовление детали. Проучившись, таким образом, несколько месяцев и приобретя ряд навыков, человек теряет интерес к выполнению заданий, которые не приводят непосредственно к созданию продуктов труда. Это снижает интерес к обучению. В современных методиках обучения выработка навыков связывается с изготовлением несложных деталей. В общественно полезной трудовой деятельности навык совершенствуется и развивается.
В создании положительного отношения к выработанному навыку важен успех. Успешное выполнение задания, сопровождающее положительной оценкой, вызывает желание совершенствовать навык.
Психологические исследования показали исключительную роль оценки в выработке навыков. В экспериментальной группе, где оценивался результат каждого упражнения, навык вырабатывался более успешно, чем в контрольной группе, где оценки не проводилось.
Навык нельзя выработать в один прием. Необходима более или менее длительная тренировка, распределенная во времени, чтобы навык достиг желаемого уровня совершенства.
Взаимодействие навыков
Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на раннее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование нового навыка.
Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется переносом. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научившись писать левой рукой, без длительных упражнений может писать и правой. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком.
Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерференция - такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.
Исследования Б.Ф. Ломова показали, что при обучении чертежному шрифту учащиеся заменяли некоторые буквы этого шрифта печатными и письменными. В этих фактах проявляется интерференция навыков чтения и письма обычного шрифта на навык начертания букв стандартным чертежным шрифтом.
Навык беглого чтения мешает учителю русского языка видеть ошибки в словах. Усвоенный навык решения задач одного типа первоначально тормозит решение задач другого типа.
Зная, что при выработке новых навыков происходит их перенос или интерференция, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупреждает интерференцию, точно ограничивая один способ действия от другого.
Общая характеристика привычек
Еще один элемент деятельности - привычка. По механизму образования с навыками тесно связанны привычки. Привычка - потребность совершать действия. Привычка побуждает человека поступать определенным образом. Вот почему привычки имеют исключительное значение в воспитании положительных качеств личности. А.С. Макаренко отмечал, что необходимо воспитывать правильные привычки поведения. Когда выработана привычка, человек поступает так потому, что иначе не может, потому, что так привык. А.С. Макаренко замечает, что воспитывать привычки поведения гораздо труднее, чем воспитывать сознание того, как нужно себя вести.
От умений и навыков привычка отличается тем, что представляет собой, так называемый, непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связанны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой частью деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка, привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные или вредные привычки).
Если навык, как правило, формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со стороны человека. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует самого действия. Привычки же, в отличие от навыков, требуют осуществления действий. Поэтому в поведении они или полезны, или вредны. Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми. Важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывающие положительное влияние на личность. Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, необходимо отметить полезную привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом.
Таким образом, навыки и привычки представляют собой фундамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера, профессиональная умелость. Хорошо отработанные навыки и полезные привычки дают возможность человеку быстрее овладеть новым учебным материалом, новыми видами профессиональной деятельности.

Контрольные вопросы
1. Субъект деятельности.
2. Принцип единства сознания и деятельности.
3. Психологическая теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева.
4. Основные виды деятельности человека: труд, учение, игра.
5. Психологическая структура деятельности: цель, мотив, действие, оценка результата деятельности.
6. Потребность и мотив.
7. Побудительные силы личности. Потребности как источник активности личности.
8. Врожденные и приобретенные потребности. Механизм формирования потребностей.
9. Осознанные и частично осознанные мотивы. Установки, влечения, желания как не полностью осознанные мотивы личности. Интересы, склонности, стремления, убеждения и идеалы.
10. Основные характеристики и функции мотива.
11. Уровень притязаний.
12. Психологическая структура действия.
13. Ориентировочные, исполнительские, корректировочные и завершающие действия.
14. Органические, функциональные, социальные и духовные мотивы человеческой деятельности.
15. Действующие и потенциальные мотивы.
16. Содержательные теории мотивации: теория мотивации по А. Маслоу, теория потребностей по МакКлелланду, двухфакторная теория Ф. Герцберга.
17. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера - Лоулера.
18. Общая характеристика умений, навыков, привычек.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.