На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психология познавательных процессов - Воображение
Психология познавательных процессов - Воображение
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психология познавательных процессов
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Эмоциональная и волевая регуляция деятельности
Разнообразие мотивов деятельности
Современные теории мотивации
Этапы освоения деятельности человеком: знание, умение, навыки, привычки
Эмоции и чувства
Воля
Все страницы

 

3.2.3 Воображение

Воображение как процесс создания нового образа. Представления воображения: представления прошлого, будущего, настоящего, представления несуществующей действительности. Функции воображения: планирование, прогнозирование, активация наглядно-образного мышления, регуляция познавательных процессов, управление эмоционально-потребностным состоянием. Активное и пассивное воображение; активное творческое и активное воссоздающее воображение; произвольное и непроизвольное воображение. Приемы создания образов воображения: агглютинация, гиперболизация, аналогия, схематизация и т.д. Мечта как создание образа желаемого будущего. Сновидения и грезы как виды воображения. Роль воображения в мышлении. Воображение и творчество. Развитие воображения у детей

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и каким-то образом связано с деятельностью организма, будучи в то же время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулирование в наши дни. Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе.
Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.
Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Оно позволяет человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение является основой наглядно-действенного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны или затруднены, или просто нецелесообразны.
Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется, прежде всего, активностью человека. По степени выраженности активности различают воображение:
- активное;
- пассивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя определенные роли (летчика, врача, учителя и т.д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий. Таким образом, активное воображение может быть:
- творческим;
- воссоздающим.
Творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.
Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию, которые никогда им раньше не воспринимались. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей. Воссоздающее воображение должно быть не только гибким и богатым, но еще и верным, точным, давать образы, соответствующие действительности. Это возможно при наличии двух условий:
1. Нужно уметь правильно понимать описание схем, чертежей, от которых отправляется работа воображения (например, чтобы представить себе машину по чертежу, надо уметь «читать» данный чертеж, понимать применяемые в нем способы изображения, знать условные обозначения).
2. Нужно иметь достаточный запас наглядных образов из соответствующей области действительности.
Воссоздающее воображение имеет важнейшее значение в психическом развитии человека. Давая возможность по чужому рассказу и описанию представить себе то, чего не видел сам и не можешь увидеть, оно выводит человека за узкие рамки его личного опыта и делает его знания конкретными и живыми.
Пассивное воображение
Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы. Пассивное воображение может быть:
- преднамеренным;
- непреднамеренным.
Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.
Воображение может проявляться в разных формах.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картинки, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. Мечты являются формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности. Мечты - отодвинутые во времени желания. От грез мечты отличаются тем, что связаны с действительностью, то есть в принципе осуществимы.
Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта. Извечная мечта человечества о скорости передвижения воплотилась в целую серию изобретений от колеса до ракеты.
Однако воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грезами. В грезах отражается связь фантазий с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы. Грезы выполняют компенсаторную функцию: человек в иллюзорной выдуманной жизни получает то, чего ему недостает в реальности. Однако если бесплодная мечтательность занимает значительное место в жизни человека, то это свидетельствует о дефекте развития личности.
Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Галлюцинации - наиболее показательные проявления пассивного непреднамеренного воображения, при котором человеком воспринимается несуществующий объект. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.
К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.
Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), то есть носят аналитико-синтетический характер.
Перечислим приемы и способы процесса воображения.
• Агглютинация - «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).
• Акцентирование или заострение - выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.
• Гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.
• Схематизация - сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.
• Типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе. А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы».
Воображение различается у людей по нескольким признакам:
- яркости образов;
- степени их реалистичности и правдивости, новизне, оригинальности;
- широте воображения;
- произвольности, то есть умению подчинять воображение поставленной задаче (высокоорганизованное и неорганизованное воображение);
- типу представлений, которыми преимущественно оперирует человек (зрительные, двигательные и т.д.);
- устойчивости.
Воображение многофункционально. Среди его важнейших функций Р.С. Немов выделяет:
1. Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
2. Регулирование эмоциональных состояний.
3. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
4. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
5. Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
6. Планирование и программирование деятельности - составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.
7. Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?
Общее заключается в следующем:
- воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, то есть в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;
- воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, то есть живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.
Различия заключаются в следующем:
- опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;
- в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов и представлений и организованная система понятий. В основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления - возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны - например, выбор
способа действия осуществляется путем логических рассуждении, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие.
Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью:
а) если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;
б) если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения.
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии требуемой полноты знаний, необходимых для выполнения поставленных задач. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Однако в этом же заключается и слабость подобного решения проблемы.
Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем.
Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи);
2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);
3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);
4. Проверка.
В отличие от научного мышления, ограничивающего фантазию человека требованиями безусловной достоверности, разумности, целесообразности, доказательности и логичности, в искусстве не существует ограничений ни для воображения, ни для ума. Творчество связано со всеми свойствами личности и проявляется во всех его конкретных видах: научном, изобразительном, литературном и т.д.
Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности (в том числе в сфере политики, экономики, в быту) творческое воображение определяется не столько по тому, что может измыслить человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, сколько по тому, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями.
Завершая рассмотрение основных познавательных процессов психики человека и их роль в формировании картины мира человека, отметим, что с помощью ощущений человек чувствует, ощущает мир, с помощью восприятия переводит полученные картинки в образы. Ощущения находятся в самом человеке, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализированы в пространстве. С помощью мышления человек может анализировать полученную информацию об окружающем мире. С помощью воображения человек имеет возможность творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. С помощью памяти человек запоминает полученную информацию об окружающем мире.
Контрольные вопросы
1. Определение и общая характеристика воображения. Воображение как процесс создания нового образа.
2. Представления воображения: представления прошлого, будущего, настоящего, представления несуществующей действительности.
3. Активное и пассивное воображение.
4. Агглютинация, гиперболизация, аналогия, схематизация - приемы создания образов воображения.
5. Мечта, грезы и сновидения как виды воображения.
6. Роль воображения в мышлении.
7. Роль воображения в научном и художественном творчестве.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.