Внимание и воображение
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Ключевые термины: внимание, очаг возбуждения, доминанта, свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем, воображение, операции воображения: слияние, агглютинация, гиперболизация, акцентирование, типизация.

Внимание

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на объекте (реальном или идеальном) или деятельности, концентрация психических и физических сил человека при отвлечении от всего остального в конкретный момент времени, процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Его физиологической основой является концентрация возбуждения в определенных участках головного мозга (очаг возбуждения, доминанта – А.А. Ухтомский) и торможение – в других. Поскольку такой очаг не может сохраняться в течение длительного времени, происходит его перемещение в другие зоны и, соответственно, смена объекта внимания.

Важной специфической особенностью внимания является то, что оно не обособлено как самостоятельный психический процесс, а характеризует качественные составляющие других процессов, оно не имеет собственных продуктов.
Различают основные свойства внимания:
• устойчивость – способность, которая измеряется отрезком времени, в течение которого человек способен сохранять состояние внимания. Наличие интереса и мотивации деятельности стимулирует повышение устойчивости внимания;
• сосредоточенность – степень концентрации на объекте или деятельности (крайние показатели: сосредоточенность – рассеянность);
• переключаемость – скорость перевода внимания с одного объекта на другой;
• распределение – способность одновременно выполнять несколько видов деятельности одновременно, чаще всего – за счет быстрого переключения;
• объем – количество информации или элементов, одновременно сохраняющихся в сфере повышенного внимания.
Виды внимания: непроизвольное, т.е. прямо не связанное с волевыми процессами и опосредующееся особенностями воспринимаемого объекта или информации (например, их яркостью, интенсивностью сигнала, их отнесенностью к сфере актуальных интересов личности); произвольное, т.е. вызванное волевыми усилиями воспринимающего человека, а следовательно, связанное с его внутренней мотивацией; чувственное – прежде всего, связанное с миром эмоций и чувств; интеллектуальное – реализующееся в мыслительной деятельности.
Условия развития внимания:
• Четкая организация распорядка дня с учетом индивидуальных ритмов работоспособности.
• Чередование умственной и физической деятельностей.
• Устранение сильных внешних раздражителей.
• Обеспечение оптимальных гигиенических условий (например, освещенности).
• Поиск в известном материале нестандартных элементов, неожиданных ракурсов.
• Установить в изучаемом материале приоритеты и иерархии (соподчиненности).
• Поставить конкретные задачи, для решения которых установить временные рамки, определить конечную цель работы и разбить ее достижение на этапы.

Воображение

Воображение – это процесс отражения действительности за пределами существующих связей и отношений. Воображение, наряду с восприятием, памятью, мышлением, является процессом познания действительности, оно позволяет прогнозировать развитие событий. Человеческая культура (как материальная, так и духовная) является продуктом воображения и творчества. Также как и сознание, воображение не имеет четкой локализации в структурах головного мозга.
Классификации воображения. Различают:
пассивное – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты; активное – в свою очередь, может быть репродуктивным (в воображении воссоздается ранее наблюдавшееся) и творческим, креативным (в воображении создается новый продукт).
Операции воображения:
• слияние – т.е. произвольное комбинирование, объединение качеств и характерных черт разных объектов в едином образе; частный вид слияния – агглютинация (от лат. agglutinatio – приклеивание), когда в образе объединяются черты, несоединимые в реальности);
• гиперболизация – т.е. увеличение или уменьшение предмета или его количественных характеристик (например, мальчик-с-пальчик, великан);
• акцентирование – повышение яркости отдельных черт образа;
• типизация – обобщение наиболее типичных для данной группы объектов черт при игнорировании индивидуальных черт.
Воображение тесно связано с эмоциями, памятью, мышлением: сильная эмоция стимулирует работу воображения.

Контрольные вопросы:
1. Что является психофизиологической основой внимания?
2. Охарактеризуйте основные свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем.
3. Как нужно развивать внимание?
4. Что такое воображение и какова его роль в жизнедеятельности?
5. Как классифицируются продукты воображения?
6. Опишите основные операции воображения.
7. Что такое агглютинация?

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.