Ребенок – фантазер!
Работа психолога с педагогическим коллективом - Просвещение, консультации для педагогов

Ребенок-фантазер

Многие люди, особенно в детском и подростковом возрасте, любят фантазировать, но вряд ли задумываются, каким образом это происходит.
В рождении фантазий участвует воображение.
Благодаря воображению мы можем побывать в прошлом и будущем, спуститься глубоко под землю, перенестись на любую планету, увидеть животное, которого никогда не было на Земле, представить невидимый град Китеж и затонувшую Атлантиду.
Воображение помогает воссоздавать образы и действия литературных героев. По описанию мы представляем Наташу Ростову, князя Болконского, княжну Марью и других героев «Войны и мира», если даже не смотрели фильм. Воображение позволяет нам «видеть» географические места, исторические события, воспринимать чертежи.

С человеком, лишенным фантазии, было бы скучно, он ведь не может мечтать, строить планы на будущее, предполагать что-то, предчувствовать и т.д.
Воображениеэто способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение играет важную роль в деятельности человека и свойственно только человеку. Все вещи, окружающие нас, сделанные руками человека, первоначально возникли в воображении; прежде чем делать что-то, надо себе это ясно представить. Если вы лепили всадника из пластилина, то представляли, как он будет выглядеть, и какой цвет вам понадобится.
Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них.
Образы памяти – это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности. Поэтому образы воображения более или менее близки восприятиям.
Суриков увидел черную ворону на белом снегу. Реальные образы, полученные путем восприятия, – ворона, снег, – в его воображении породили образ боярине Морозовой, которую он, конечно, не мог видеть, но читал о ней и она запечатлелась в его памяти.
Образы воображения близки образам восприятия. Однако их принципиальное отличие от восприятий состоит в том, что для их функционирования не нужно продолжать физические контакты с миром.

Теория и практика отключения от внешнего мира детально разработаны в религиозных тибетских культах. По свидетельству очевидцев, в том числе европейцев, тибетские отшельники не только не сходят с ума (как это произошло бы с неподготовленным человеком), но испытывают радость, наслаждение от общения с самим собой, образами и мыслями, хранящимися в их тренированной памяти, в психике.
Особое состояние, когда человек полностью сосредотачивается на своем внутреннем мире, самоуглубляеться, называется медитацией (размышление, мысленное созерцание). Один из видов медитации – йогу – вы знаете. Медитация основана на воображении.
Воображение тесно связано с внутренними органами, что позволяет управлять их работой. Однако управлять означает не приказывать, а представлять. Например, нельзя себе приказать, чтобы началось слюноотделение или прекратилось сильное сердцебиение. Но если закрыть глаза и представить, что вы медленно режете спелый желтый лимон и ломтик за ломтиком кладете в рот, то можно ощутить слюну во рту. Если вы представите, что лежите на зеленой лужайке под теплым солнцем на голубом небе, заставите себя услышать пение птиц, ощутить запах цветов, то ритм сердца восстановится – оно будет биться ровно и сильно.
Французский аптекарь Эмиль Куэ использовал это свойство человеческого воображения и создал оригинальную систему лечения. Он считал, что основной причиной болезней является воображение человека. Для того чтобы излечиться, он предлагал больным несколько раз в день, приняв удобную позу, расслабиться и внушать себе: мне становится лучше и лучше. Эти слова следовало повторить 20-30 раз. Здоровье у двоих человек из трех, как ни удивительно, улучшалось.
На этом методе основан аутотренинг – комплекс мер воздействия на собственное физическое и психическое состояние, получивший широкое распространение.
Воображение человека имеет несколько степеней активности. Самая низкая активность воображения проявляется во сне, когда человек воспринимает какие-либо картины или образы независимо от своего желания. Во сне мы видим то, что случалось с нами ранее. Однако эти события предстают в новых, необычных сочетаниях, вне времени и мест, в которых они происходили.
Воображение оказывается более активным в грезах. Грезы обычно содержат образы того, к чему человек стремится. Людям свойственно грезить о приятном и заманчивом.
Высший уровень активности воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение – это создание совершенно нового, оригинального образа, произведения, не существовавшего до сих пор в действительности. Творческое воображение проявляется во всех сферах деятельности человека: в искусстве, науке, технике.

Задачи на развитие воображения.

Задача 1. Разместите 10 стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимания) их было одинаковое количество.

Задача 2. В стеклянной банке сидит микроб. Каждую минуту он делится пополам. Новые микробы, в свою очередь делятся пополам – и так до бесконечности. Известно, что через 5 часов банка будет полна. Спрашивается: через какое время после начала деления микробы займут половину банки?

Задача 3. Та же самая ситуация, но в банку с самого начала поместили не один микроб, а два. Через сколько времени та же самая банка наполнится?

Словарик психолога.

Воображение– способность человека представлять отсутствующий или несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать.

Грезы – фантазии и мечты человека, рисующие в его воображении приятные картины будущей жизни.

Восприятие – процесс приема и переработки человеком информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Гениальность – высший уровень развития у человека, каких – либо способностей, делающий его достижения в какой–либо области выдающимися.

Задатки – свойства и качества, на базе которых возникают и развиваются его способности.
Индивидуальность – сочетание свойств человека, отличающие его от других людей.

Интеллект – совокупность общих умственных способностей человека.

Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых качеств человека.

Одаренность – наличие у человека задатков к развитию способностей.

Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, успешность выполнения различных видов деятельности.

Талант – высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение больших успехов в том или ином виде деятельности.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.