На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психология познавательных процессов - Восприятие
Психология познавательных процессов - Восприятие
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психология познавательных процессов
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Эмоциональная и волевая регуляция деятельности
Разнообразие мотивов деятельности
Современные теории мотивации
Этапы освоения деятельности человеком: знание, умение, навыки, привычки
Эмоции и чувства
Воля
Все страницы

 

3.1.2 Восприятие

Восприятие, его определение и виды. Ощущение и восприятие, их взаимосвязь и различия. Основные процессы восприятия. Восприятие и движение. Физиологические основы процесса восприятия. Характеристика свойств восприятия: осмысленность, структурность, константность, целостность, избирательность, апперцепция.
Восприятие времени и пространства. Иллюзии восприятия

Внешние явления, воздействующие на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана человеку и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способность же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
Восприятие - это целостное отражение в сознании человека предметов или явлений объективного мира в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ - обобщенная картина мира (предметов и явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающие через органы чувств. Таким образом, вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире.
Отличие восприятия в его развитых формах от ощущения состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущение яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемый человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его некоторую активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Поскольку восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом, возникает явление стереотипизации. Стереотип - определенное, устойчивое на данный отрезок времени, представление о предмете или явлении.
Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией.
Восприятие, как ощущение, - рефлекторный физиологический процесс. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира, которые выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.
Отдельные ощущения как бы привязаны к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы, чтобы ощущение возникло. Восприятие же - результат взаимодействия и скоординированной работы целой системы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.
По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико- синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез
выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Свойства восприятия
Говоря о свойствах восприятия, необходимо выделить среди них две группы:
1. Свойства характеризующие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса. К этой группе относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы.
- Объем восприятия - количество объектов, которое может воспринимать человек в течение одной фиксации.
- Точность восприятия - соответствие возникающего образа особенностям воспринимаемого объекта.
- Полнота восприятия - степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.
- Быстрота восприятия - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.
2. Свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия. Среди основных свойств выделяют:
- Целостность восприятия - сенсорная, мыслительная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. Это свойство проявляется в двух аспектах:
а) объединение разных элементов в целом;
б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
- Предметность восприятия - отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени ^ _ отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во Щр взаимообособлении фигуры и фона.
- Обобщенность восприятия - отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данными по какому-либо признаку.
- Константность восприятия - относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).
- Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом. Если читать символы слева | направо, то средний мы воспринимаем как букву «В», если читать сверху вниз, то он выглядит как цифра 13.
- Структурность восприятия - свойства восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.
- Избирательность восприятия - преимущественное выделение одних^ объектов перед другими в процессе восприятия.
Виды восприятия
• В основе классификации восприятий по видам, также как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические, вкусовые восприятия.

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимодействующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах
восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвуют двигательный анализатор.
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают более сложные виды восприятия. Так, восприятие человеком текста включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.
• Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют: восприятие времени, восприятие движений, восприятие пространства.
Механизмы восприятия времени, движений и пространства, которые совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур образуют перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека. Восприятия времени, движений и пространства - это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный - краткосрочный, большой - маленький, высокий - низкий, далекий - близкий, быстрый - медленный.
Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами. В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы факторов:
1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину.
2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами.
3. Жизненный опыт.
• В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют такие виды, как: восприятие предметов и явлений окружающего мира, восприятие человека человеком, восприятие вида деятельности.
Восприятие человека человеком носит специальное название «социальная перцепция» и является профессионально важным качеством психологов, педагогов и т.д. Социальная перцепция - явление чрезвычайно сложное. В нем обычно выделяют две стороны (или два аспекта):
- когнитивный (познавательный) - как способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности;
- эмоциональный - как способ определить по внешним, поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.
Восприятие деятельности подразделяется по видам: художественное, техническое, музыкальное и т.д.
Восприятия бывают внешненаправленными ^восприятие предметов и явлений внешнего мира), и внутренненаправленными (восприятие собственных мыслей и чувств). По времени возникновения восприятия бывают актуальными и неактуальными. Нередко при восприятии контурных и штрихованных изображений, а также соответствующих элементов реальных предметов у человека могут возникать иллюзии.
Иллюзия (лат. illusio - это ошибка, заблуждение) - это искаженное восприятие реально существующей действительности или неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые оптико-геометрические иллюзии, заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений.
К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном.
Известно много иллюзий видимого движения:
- автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте);
- стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве);
- индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона).
К иллюзорным восприятиям незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных по размеру меньший кажется тяжелее.
Встречаются также разнообразные установочные иллюзии, исследованные Д.Н. Узнадзе. Некоторые иллюзорные восприятия имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Существуют также иллюзии осязания, времени, цвета, температурные и т.п.
Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным. Опытным путем можно убедиться в том, что уровень восприятия текста при его чтении путем проговаривания вслух гораздо ниже, чем при чтении про себя. Дело в том, что пропускная способность слуха ниже, чем пропускная способность зрения.
Ощущение и восприятие - процессы, остроту которых можно развивать, работая над собой и выполняя серии специальных упражнений. Для того чтобы натренировать глазомер, рекомендуется в течение нескольких дней упражняться, разделяя на чистом (нелинованном) листе бумаги прямую линию пополам. Ежедневно следует осуществлять по 10 упражнений и фиксировать величину отклонений.
Для того чтобы повысить скорость чтения и избавиться от привычки проговаривать то, что вы читаете, можно использовать следующее упражнение: в течение нескольких дней по три минуты читать про себя художественный текст, проговаривая вслух следующее: «раз, два, три». Это необходимо для того, чтобы воспрепятствовать произнесению текста.
Развитие восприятия имеет большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Контрольные вопросы
1. Общая характеристика восприятия.
2. Ощущение и восприятие, их взаимосвязь и различия.
3. Процессы, характерные для восприятия.
4. Свойства восприятия.
5. Показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы.
6. Проблема восприятия в гештальтпсихологии. Законы гештальта.
7. Зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические, вкусовые восприятия.
8. Восприятие времени, восприятие движений, восприятие пространства.
9. Восприятие человека человеком, восприятие вида деятельности.
10. Иллюзии восприятия. Оптико-геометрические иллюзии, феномен яркостного контраста, иллюзии видимого движения, иллюзия Шарпантье.
11. Неэффективное восприятие.
12. Развитие восприятия.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.