На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Психология познавательных процессов - Разнообразие мотивов деятельности
Психология познавательных процессов - Разнообразие мотивов деятельности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Психология познавательных процессов
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Эмоциональная и волевая регуляция деятельности
Разнообразие мотивов деятельности
Современные теории мотивации
Этапы освоения деятельности человеком: знание, умение, навыки, привычки
Эмоции и чувства
Воля
Все страницы

 

3.3.2 Разнообразие мотивов деятельности

Мотивы человеческой деятельности могут быть различными:
- органическими (удовлетворение естественных потребностей человека);
- функциональными (удовлетворяются с помощью различного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом);
- социальными (порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей);
- духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека).
Деятельность людей побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов определяют деятельность, тем выше общей уровень мотивации. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-нибудь мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.
Рассмотрим главные виды мотивов.
Мотив самоутверждения - стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или подтверждать высокий социальный статус). Таким образом, стремление к самоутверждению, повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценки своей личности - существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.
Мотив идентификации с другим человеком - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей. Стремление походить на кумира - существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется.
Мотив власти - стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) является одной из самых главных движущих сил человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.
Процессуально-содержательные мотивы побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Смысл деятельности во время актуализации процессуально-содержательных мотивов заключается в самой деятельности (процесс и содержание деятельности является тем фактором, который побуждает человека проявлять физическую и интеллектуальную активность).
Экстринсивные (внешние) мотивы - такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:
- мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
- мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
- стремление получить одобрение других людей;
- стремление получить высокий социальный статус;
- мотивы избегания неприятностей и наказания.
Если в процессе деятельности экстринсивные (внешние) мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, то есть интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта.
Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению А. Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.
Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.
Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:
1. Значимость достижения успеха.
2. Надежда на успех.
3. Субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха.
4. Субъективные эталоны достижения.
Просоциальные (общественно значимые) мотивы - мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом.
Мотив аффилиации (от лат. affiliation - приспособление) - стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Аффилиативное общение - это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку. Целью аффилиативного общения может быть поиск любви, симпатии со стороны партнера по общению. Обратной стороной этого мотива является боязнь отвержения, которая проявляется в боязни быть отвергнутым, непринятым.
Альтруистические мотивы проявляются в потребности помогать людям на бескорыстной основе. В основе этой мотивации - способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и большое чувство ответственности.
Мотивы избегания неприятностей и наказания (негативная мотивация) - побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. В случае действия негативной мотивации человека побуждает к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Формы негативных санкций, которые можно применять и некоторые способы актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:
- вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т.п.);
- материальные санкции (штраф, лишение привилегий и т.п.);
- социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие и т.п.);
- лишение свободы;
- физическое наказание.
Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, - достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.
Действующие и потенциальные мотивы
Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияющие на активность человека и часто вообще не проявляющиеся, называются потенциальными, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.
Динамичность иерархии мотивов
Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей).
Деятельность побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминируют деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Многое зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.
Следовательно, общий уровень мотивации зависит:
- от количества мотивов, которые побуждают к деятельности;
- от актуализации ситуативных факторов;
- от побуждающей силы каждого из этих мотивов.
Опираясь на указанную закономерность, руководитель, стремясь усилить мотивацию своих подчиненных, должен выполнить три условия:
1. Задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов.
2. Увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов.
3. Актуализировать ситуативные мотивационные факторы.
Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.
Таким образом, мотивация личности обусловлена потребностями, целями, уровнем притязаний, мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и знаниями, способностями и характером. В качестве объективных детерминант мотивации выступают условия деятельности. Мотивация рассматривается как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне в каждый конкретный момент времени. Если мотивация сработала один раз, то это не означает, что она будет работать эффективно постоянно, так как потребности со временем меняются.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.