Особенности педагогической деятельности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Цель: формирование умений студентов быть готовыми к напряженным ситуациям педагогической деятельности с помощью развития навыков анализа и решения проблемных педагогических задач и ситуаций.

Профессия учителя сопряжена с большими эмоциональными нагрузками, и относится к разряду стрессогенных, предъявляющая высокие требования к состоянию физического и психического здоровья учителей. Многочисленные обследования педагогов свидетельствуют о низких показателях здоровья, которые имеют тенденцию к снижению по мере увеличения педагогического стажа.

Показано, что только 34% учителей, которые принимали участие в обследованиях, показали высокий уровень стрессоустойчивости и способности противостоять отрицательным воздействиям, обладая большими резервами самообладания и саморегуляции. У 40% обследованных были выявлены умеренные нервные расстройства и которые нуждались в психологической помощи. Исследования ситуативной тревожности (по методике Спилбергера), (А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.) выявили у 80% учителей высокий уровень ситуативной напряженности и у 60% значительные показатели постоянной напряженности. Тревожные статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество учителей в своей педагогической деятельности при взаимодействии с учениками склонны к проявлению агрессивной реакции, проявляющейся в грубости, несдержанности, оскорблениях, что является одной из причин невротизации школьников. Следовательно, одной из важнейших задач во время обучения студентов в институте, является формирование умения быть готовым к напряженным ситуациям педагогической деятельности с помощью развития навыков анализа и решения проблемных педагогических задач и ситуаций. В процессе анализа конфликтных педагогических ситуаций студенты приобретают навыки моделирования определенных форм поведения. Важной составляющей в процессе обучения является овладение студентами способами конструктивного разрешения конфликтных педагогических ситуаций. В литературных источниках отмечается, что характерной особенностью деструктивных конфликтов является уход от выявления причин сложившейся сложной ситуации, и применение механизмов психологической защиты, направленных на сохранение целостности своего «Я». Показано, что учителями часто применяются такие «репрессивные меры» по отношению к ученикам, как одна из форм психологической защиты: записи в дневниках, выставление плохих оценок, выговоры. В большинстве таких ситуаций проявляются такие личностные особенности педагога как низкая эмоциональная устойчивость, неуверенность, повышенная тревожность и неуверенность. В связи с этим, особую важность приобретает овладение продуктивными способами разрешения педагогических конфликтных ситуаций.
Высокий уровень эмоциональной напряженности характерен и для школьников. Неблагоприятные стрессовые обстоятельства могут стать причиной развития неврозов, различных отклонений со стороны нервной системы. У подростков, в силу психофизиологических особенностей, преобладает высокий уровень тревожности, депрессивности, проявляющийся в снижении оптимистического восприятия будущего. Показано, что у 65% доминирует низкий уровень настроения, у трети - средний, высокий - у менее 10 %. Ухудшение нравственнопсихологического климата в школах характеризуется и высоким процентом низкого уровня настроения старшеклассников - 70%, при этом средний уровень только у 20%, высокий - у 5%. Анализ приведенных данных свидетельствует о дискомфортных отношениях в системе «учитель-ученик», что определяет повышенный уровень стресса, эмоциональной напряженности.


Задание
Предложите способы и мероприятия, которые будут направлены на улучшение эмоционально-психологического климата в школах.

Практическая работа № 1
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ


Цель работы: определение личностных качеств учителя, необходимых для педагогической деятельности.


Задание 1. Из предложенных ниже качеств их - 30, выберите 10 качеств, которые по вашему мнению, в наибольшей степени затрудняют педагогическое взаимодействие. Упражнение может выполняться сначала индивидуально, а затем в группах по 4-5 человек. Каждый в группе выступает, аргументируя свой выбор того или иного качества. После завершения обсуждения, представитель каждой группы озвучивает весь список качеств.


Список личностных качеств учителя

1 Вспыльчивость
2 Прямолинейность
3. Торопливость
4. Резкость
5. Себялюбие
6. Упрямство
7. Обидчивость
8. Мстительность
9. Сухость
10. Педантичность
11 Медлительность
12. Необязательность
13 Забывчивость
14. Нерешительность
15 Пристрастность
16 Придирчивость
17. Бестактность
18. Лживость
19. Беспринципность
20. Двуличие
21. Неискренность
22 Раздражительность
23. Благодушие
24. Амбициозность
25. Злобность
26. Агрессивность
27. Подозрительность
28. Злопамятство
29. Притворство
30. Равнодушие

Задание 2. Из предложенных ниже 30 качеств, отберите 10, которые помогают в преодолении педагогических конфликтов.

Список личностных качеств учителя

1. Справедливость
2. Терпимость
3. Тактичность
4. Ответственность
5. Оптимизм
6. Принципиальность
7. Требовательность к себе
8. Требовательность к ребенку
9. Самоуважение
10. Уважение личности ребенка
11. Доброжелательность
12 Эмоциональность
13 Самообладание
14 Уравновешенность
15. Демократичность
16. Уверенность в себе
17. Инициативность
18. Импровизационность
19. Решительность
20. Доброжелательность
21.Терпеливость
22. Артистизм
23 Эмпатийность
24. Целеустремленность
25. Любовь к детям
26. Аккуратность
27. Энергичность
28. Деловитость
29. Альтруизм
30. Великодушие

Практическая работа № 2
Методика самооценки студента


Цель работы: ознакомить студентов с методикой самооценки и оценить уровень самооценки.
Для успешной организации процесса обучения очень важно, чтобы учитель был уверен в своих силах, обладал определенными компетенциями в сфере профессиональной деятельности, высокой самооценкой. К сожалению, большинство современных педагогов недооценивают свои возможности, в результате низкая самооценка способствует проявлению повышенной тревожности, неадекватному восприятию себя и окружающих, что в конечном итоге негативно отражается на педагогическом процессе.


Ход работы
Этап № 1:
-внимательно прочитайте все слова, характеризующие качества личности;
-каждое из этих качеств нужно оценить с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности в пределах от 20 до 1 балла;
-то качество, которое по вашему мнению, является самым желанным, полезным, значимым оценивается в 20 баллов и оценку поставить в графе No бланка слева от качества; 
-то качество, которое по вашему мнению, менее всех желательно, полезно и значимо оценивается 1 баллом, который нужно поставить слева от качества;
-остальные качества нужно оценить от 2 до 19 баллов по степени значимости, важно, чтобы ни одна оценка не повторялась;
-оценив все качества, загните левую часть бланка, чтобы баллы не были видны.


Этап № 2:
-качество, которое по вашему мнению, характерно вам в наибольшей степени оценивается 20 баллами и проставляется в графе N справа от качеств;
- качество, характерное для вас в наименьшей степени, оценивается 1 баллом;
-остальные качества нужно оценить от 2 до 19 баллов в зависимости от степени проявления;
-оценки не должны повторяться


Бланк самооценки личности

No

 


Качество

 

N

 

d

 

d2

 

Уступчивость
Смелость
Вспыльчивость
Настойчивость
Нервозность
Терпеливость
Увлекаемость
Пассивность
Холодность
Энтузиазм
Осторожность
Капризность
Медлительность
Нерешительность
Энергичность
Жизнерадостность
Мнительность
Упрямство
Беспечность
Застенчивость


г = 1- 0,00075 xSd


Определение самооценки и интерпретация результатов тестирования.
1 .Отогните левую часть бланка.
2. Начиная с верхней строки, из оценки, стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа, результат запишите в графе d, возведите его в квадрат и второй результат запишите в графе d2.
3. Сложите все значения с d2 и запишите внизу полученную сумму.
4. Умножьте эту сумму на 0,00075.
5. Из единицы вычтите полученное произведение.
В результате вы определите коэффициент ранговой корреляции г, который может иметь значения от +1 до -1. Коэффициент отражает степень взаимосвязи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя.
Чем ближе значение коэффициента к +1, тем выше самооценка, выражающаяся показателями коэффициента корреляции 0, 62 - 0,85. Значения г, превышающие 0,85, Помогут свидетельствовать о завышенной самооценке, о некритичном отношении к себе.


Практическая работа № 3
Определение степени рефлексивности в предметной сфере


Цель работы: определение уровня рефлексивности.
Рефлексия является одним из важнейших механизмов саморегуляции.
Рефлексия - это механизм отражения личностных смыслов и принципов действия посредством установления связей между конкретной ситуацией и мировоззрением личности, лежащий в основе самоконтроля и саморегуляции личности в общении и деятельности.
Рефлексия выполняет две основные функции: контрольную и конструктивную.
Контрольная функция проявляется в виде механизма отражения или использования результатов отражения для самоконтроля при выполнении определенного вида деятельности, или при общении.
Конструктивная функция заключается в активизации рефлексии и включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении.
Для определения уровня рефлексивности в предметной сфере вам необходимо ответить на вопросы, выбирая один ответ из предложенных. Предложенные вопросы отражают вашу индивидуальность.
1. Стремитесь ли вы записать по возможности полнее все или большинство лекционных курсов?
а) Да -1 балл, б) Нет - 0 баллов.
2. При подготовке к экзаменам полагаетесь ли вы целиком на свою память или работаете с карандашом в руке?
а) Да -0 баллов, б) Нет - 1 балл.
3. Свойственно ли вам в процессе подготовки к экзамену контролировать, проверять себя, чтобы выяснить насколько хорошо усвоен материал?
а) Да -2 балла, б) Нет - 0 баллов.
4. Готовясь к экзаменам, доверяетесь ли вы целиком своей памяти или стремитесь записать основные положения, схемы, закономерности, факты?
а) Да-0 баллов, б) Нет - 1балл.
5. Если вы не успели приготовить материал, идете ли вы сдавать экзамен со своей группой или откладываете (по возможности) на 2-3 дня?
а) Да, иду на риск - 0 баллов, б) Нет, откладываю- 2 балла.
6. Стремитесь ли вы по каждой вынесенной на экзамен теме подготовить основные положения, тезисы для ответа?
а) Да - 1 балл, б) Нет - 0 баллов.
7. Напишите ваше мнение, полезны ли экзамены?
а) Да, я люблю экзамены, они помогают заново осмыслить материал - 2 балла, б) Нет, для меня они тяжелы - 0 баллов.
8. Обычно вы идете на экзамен подготовленными по всем вопросам?
а) Да -2 балла, б) Нет - 0 баллов.
9. Если вы беретесь за выполнение неинтересного для вас поручения, то обычно:
а) Стараетесь его выполнить как можно быстрее, не вдаваясь в подробности, лишь бы от вас отвязались - 0 баллов, б) Для вас результат ваших усилий слишком значим, чтобы что-то делать кое-как - 2 балла.
10. При выполнении значимого и интересного дела для вас главное:
а) Оценка окружающими того, что вы делаете - 0 баллов, б) Ваше собственное мнение -2балла.
11 .Приступая к важному для вас делу, вы:
а) Стараюсь заранее все спланировать, составляете развернутый план предстоящих действий - 2 балла, б) Скорее действуете по обстоятельствам - 0 баллов.
12. Вы думаете что:
а) Не все надо одинаково тщательно - 0 баллов, б) Затрудняюсь сказать - 1 балл, в) Любую работу следует выполнять тщательно, если за нее взялся - 2 балла.
13. Вы настолько осторожны и практичны, что с вами случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.
а) Да -2 балла, б) Трудно сказать - 1 балл, в) Нет - 0 баллов.
14. В большинстве дел вы:
а) Предпочитаете рискнуть - 0 баллов, б) Не знаете - 1 балл, в) Предпочитаете действовать наверняка - 2 балла.
15. Вы принимаете решения:
а) быстрее, чем многие - 0 баллов, б) Не знаете - 1 балл, в) медленнее, чем большинство людей - 2 балла.
16. Усилия, затраченные на составление планов:
а) Никогда не лишние - 2 балла, б) трудно сказать - 1 балл, в) Не стоят этого - 0 баллов.
После ответа на все вопросы, найдите сумму баллов. Если сумма больше 15 баллов, то это повышенный уровень рефлексивности, что характеризует осторожность, мнительность, большое количество времени уделяется перепроверке собственных действий, решений и мнений. В большинстве ситуаций, этот алгоритм безошибочен, но нужно помнить, что иногда нет слишком много времени на принятие какого- либо решения.


Варианты конфликтных педагогических ситуаций
для самостоятельного решения студентами


Ситуация «Контрольная»
Звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, стерто.
Предложите ваш вариант решения сложившейся ситуации.
Ситуация «Урок стоя»
Урок начался как обычно. Учитель вошел в класс. Ученики для приветствия встали. Но после слов педагога: «Здравствуйте, садитесь», - все продолжают стоять.
Как вы поступите в данной ситуации?
Ситуация «Конфликт»
У Оли испортились отношения с классной руководительницей. На ее уроках девочка не отвечает, при попытках объясниться дерзит или упрямо молчит. Просьбы и требования не выполняет, нарушает дисциплину, причем это делает демонстративно, подчеркивая свое неуважение к учительнице.
Что бы вы посоветовали учительнице?
Ситуация «Смелый поступок»
Артем, ученик шестого класса, на перемене вылез в окно и, пройдя по карнизу следующие три окна, снова забрался в класс. Классный руководитель видел по горящим глазам своих воспитанников, какое впечатление произвел на них поступок мальчика. Некоторые шептались между собой: «Вот это да! Какой он смелый, ничего не боится». Классный руководитель понимал, что среди ребят найдутся те, которые захотят повторить этот «геройский поступок». И в то же время ясно, что Артем действительно смелый мальчик.
Ваши действия?
Ситуация «Нарушитель тишины»
В пятом классе идет урок русской литературы. Учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает какой-то скрип. Учитель замечает, что Вова нарочно покачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Ребята уже не слушают учителя, а некоторые из них следуют его примеру.
Что делать в данной ситуации?
Ситуация «Войдите»
Урок биологии в девятом классе ведет молодая учительница. Через пять минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешения войти в класс, на пороге останавливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли, как подобает учащимся школы. Ребята выходят в коридор. Через минуту дверь открывается снова, и они вползают в класс на четвереньках...
Как нужно поступить учителю в этой ситуации?
Ситуация «Двойка»
Получив двойку на уроке английского языка, ученик шумно и демонстративно садится и начинает грубо высказываться в адрес учителя.
Каковы будут действия учителя?
Тренинг «Аукцион»
Цель: заинтересовать участников в обсуждении темы «Стресс»
Задание участникам тренинга. Все участники тренинга должны поделиться на группы по три человека. Каждой тройке по очереди необходимо назвать одну причину, вызывающую стресс педагога в школе. Ответ должен быть кратким, состоящим из 3-4 слов. После очередного высказывания преподаватель считает до трех, и если команда, которая должна была представить свой ответ, молчит, вместо нее за секунду до того, как преподаватель произнесет «три», отвечает любая другая тройка. Побеждает команда, которая последней называет причину стресса в школе.
Обсуждение. Преподаватель просит участников тренинга назвать еще причины стресса в школе, которые не были названы во время «аукциона» и задает вопрос: «Могло ли данное упражнение привести к возникновению стрессовой ситуации у участников занятия? Аргументируйте свой ответ».


Контрольные вопросы и задания
1 .Какие личностные качества учителя в наибольшей степени затрудняют педагогическое
взаимодействие?
2. Какие личностные качества учителя помогают в преодолении педагогических конфликтов?
3. Каковы причины ухудшения нравственно-психологического климата в школе?
4. Каким образом проявляется высокий уровень эмоциональной напряженности у школьников?
5. Каким образом проявляется высокий уровень эмоциональной напряженности у педагогов?
6.Что является важной составляющей в процессе обучения студентов преодолению напряженных ситуаций педагогической деятельности?
7. Каковы причины стресса в школе?
8. Какие вы можете предложить мероприятия, направленные на улучшение эмоциональнопсихологического климата в школе?

Источник: Бурдакова, Н. Е. Психологические основы безопасности : учеб.-практ. пособие / Н. Е. Бурдакова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021. - 152 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.