На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления
Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления
Организация самостоятельной работы студентов в вузе
Технологии подготовки к занятиям и работы с различными источниками информации
Все страницы

1. Задачи, принципы самостоятельной работы.

2. Виды и уровни самостоятельной работы.

3. Организация самостоятельной работы студентов в вузе.

4. Технологии подготовки к занятиям и работы с различными источниками информации.

 


Основные понятия и термины
Аннотация, дипломный проект, задачи и принципами организации самостоятельной работы, зачеты, интернет, конспект, конференция, курсовая работа, лабораторная работа, лекции, реферат, рецензия, саморегуляция, самостоятельная работа, семинары, сессия, тезисы, терминологическая разминка, условия и виды индивидуальной самостоятельной работы, Федеральный государственный образовательный стандарт, цитирование, чтение, экзамены, эссе.

1. Задачи, принципы самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов всех форм и видов обучения является одним из обязательных видов образовательной деятельности, обеспечивающей реализацию требований Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования.
Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Конкретные требования к самостоятельной работе студентов определяются в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям и специальностям. Нормативные требования к самостоятельной работе студентов дополняются документами локального характера в образовательных учреждениях.
Самостоятельная работа студентов планируется каждым преподавателем в рабочей программе дисциплины, а зачетные ее виды фиксируются в технологической карте, в которой студенты всегда могут найти информацию об объеме самостоятельных работ, о времени их выполнения и максимальном балле при оценивании результатов их выполнения.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение: в учебном плане в целом по теоретическому обучению, по каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине; в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или конкретным темам.
Коллективами кафедр разрабатываются:
- система заданий для самостоятельной работы;
- темы рефератов и докладов;
- инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т. д.;
- темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов;
- списки обязательной и дополнительной литературы.
Навыки самостоятельной работы по освоению каких-либо знаний приобретаются человеком с раннего детства и развиваются в течение всей жизни. К началу обучения в вузе каждый студент имеет личный опыт и навыки организации собственных действий, полученные в процессе обучения в школе, учреждениях дополнительного образования, во время внешкольных занятий и в быту. Однако при обучении в вузе требования к организации самостоятельной работы существенно возрастают, так как они связаны с освоением сложных общекультурных и профессиональных компетенций.
Практика показывает, что студенты различаются по уровню готовности к реализации требований к самостоятельной работе. В связи с этим выделяются две основные группы студентов.
Первая характеризуется тем, что ее представители ориентированы на выполнение заданий самостоятельной работы и обладают универсальными учебными компетенциями, позволяющими успешно справиться с требованиями к ее выполнению (умением понимать и запоминать приобретаемую информацию, логически мыслить, воспроизводить материал письменно и устно, проводить измерения, вычисления, проектировать и т. д.).
Студенты второй группы не имеют устойчивой ориентации на постоянное выполнение самостоятельной работы при освоении учебного материала и отличаются низким уровнем развития универсальных учебных компетенций и навыков самоорганизации.
Самостоятельная работа в рамках образовательного процесса в вузе решает следующие задачи:
- закрепление и расширение знаний, умений, полученных студентами во время аудиторных и внеаудиторных занятий, превращение их в стереотипы умственной и физической деятельности;
- приобретение дополнительных знаний и навыков по дисциплинам учебного плана;
- формирование и развитие знаний и навыков, связанных с научно-исследовательской деятельностью;
- развитие ориентации и установки на качественное освоение образовательной программы;
- развитие навыков самоорганизации;
- формирование самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной теоретической, практической и учебно-исследовательской деятельности.
Специфическими принципами организации самостоятельной работы в рамках современного образовательного процесса являются:
- принцип интерактивности обучения (обеспечение интерактивного диалога и обратной связи, которая позволяет осуществлять контроль и коррекцию действий студента);
- принцип развития интеллектуального потенциала студента (формирование алгоритмического, наглядно-образного, теоретического стилей мышления, умений принимать оптимальные или вариативные решения в сложной ситуации, умений обрабатывать информацию);
- принцип обеспечения целостности и непрерывности дидактического цикла обучения (предоставление возможности выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах темы, раздела, модуля).
Самостоятельная работа способствует:
- углублению и расширению знаний;
- формированию интереса к познавательной деятельности;
- овладению приемами процесса познания;
- развитию познавательных способностей.
Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.
Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.
Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:
- мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует);
- четкая постановка познавательных задач;
- алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения;
- четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;
- определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные);
- критерии оценки, отчетности и т.д.;
- виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т. д.).
Для реализации задач самостоятельной работы студентов и ее осуществления необходим ряд условий, которые обеспечивает университет:
- наличие материально-технической базы;
- наличие необходимого фонда информации для самостоятельной работы студентов и возможности работы с ним в аудиторное и внеаудиторное время;
- наличие помещений для выполнения конкретных заданий, входящих в самостоятельную работу студентов;
- обоснованность содержания заданий, входящих в самостоятельную работу студентов;
- связь самостоятельной работы с рабочими программами дисциплин, расчетом необходимого времени для самостоятельной работы;
- развитие преподавателями у студентов навыков самоорганизации, универсальных учебных компетенций;
- сопровождение преподавателями всех этапов выполнения самостоятельной работы студентов, текущий и конечный контроль ее результатов.

2. Виды и уровни самостоятельной работы

В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе - выполнение дипломного проекта.
Самостоятельная работа студента может быть самой разнообразной: работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных, выполнение студенческой исследовательской работы, подготовка к семинарским или практическим работам, работа с компьютерными тренажерами и имитационными моделями и т.д.
Организация индивидуальной или групповой самостоятельной деятельности может быть осуществлена с применением метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских и проблемных методов.
Самостоятельная работа студентов классифицируется:
- по месту организации (аудиторная и внеаудиторная);
- по целям организации (цели дисциплины, сформулированные и обоснованные в рабочей программе);
- по способу организации (индивидуальная, групповая).
Выбор формы организации самостоятельной работы студентов (индивидуальная или групповая) определяется содержанием учебной дисциплины и формой организации обучения (лекция, семинар, практическое занятие, контрольное занятие и др.).
В зависимости от формы промежуточной аттестации виды самостоятельной работы дополняются подготовкой к экзамену, зачету и процедурами текущей аттестации.
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают уровни самостоятельной работы студентов. Существуют разные классификации самостоятельной работы по уровневому различию: трехуровневая и четырехуровневая.
Трехуровневая классификация включает:
- репродуктивный (тренировочный) уровень;
- реконструктивный уровень;
- творческий, поисковый уровень.
1. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.
2. Реконструктивные самостоятельные работы.
В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.
3. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).
Четырехуровневая классификация различает:
- низкий уровень (перенос известного способа решения в аналогичную ситуацию);
- реконструктивно-вариативный уровень;
- эвристический уровень;
- внутрипредметный и межпредметный уровень.
Самостоятельные работы по образцу - низкий уровень самостоятельности. Требуют переноса известного способа решения непосредственно в аналогичную или отдаленно аналогичную внутрипредметную ситуацию.
Эти работы выполняются на основе «конкретных алгоритмов», ранее продемонстрированных преподавателем и опробованных студентами при выполнении предыдущих заданий. Таким образом, выполняя самостоятельные работы этого вида, студенты совершают прямой перенос известного способа в аналогичную внутрипредметную ситуацию.
В этом случае все действия обучающегося подчинены овладению комплексом способов самостоятельной деятельности. Принципиальная возможность овладения способами самостоятельной работы вытекает из сходства условий данной и ранее известных задач (из сходства предметной области и отношений между объектами), а целесообразность применения соответствующих способов либо вытекает из условий задачи, либо определяется указаниями преподавателя. Таким образом, воспроизводящие самостоятельные работы способствуют формированию умений и навыков, запоминанию способов самостоятельной работы в конкретных ситуациях.
Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа - пороговый уровень самостоятельности. Позволяют осмысленно переносить знания в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, создают условия для развития мыслительной активности учащихся, формируют приемы и методы познавательной деятельности.
Эвристические самостоятельные работы - продвинутый уровень самостоятельности. Способствуют формированию творческой личности обучающихся. при выполнении работ этого типа происходит постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации.
Внутрипредметные и межпредметные исследовательские самостоятельные работы - высокий уровень самостоятельности. Это высшая ступень в системе самостоятельных работ. Чтобы выполнять подобные самостоятельные работы, надо уметь преобразовывать и переносить знания и способы решения задач, самостоятельно разрабатывать новые способы решения, определять содержание, цель, разрабатывать план решения учебной задачи.
Самостоятельные работы этого вида обычно содержат в себе познавательные задачи, по условиям которых необходимо:
- анализировать необычные ситуации;
- выявлять характерные признаки учебных проблем, возникающих в этих ситуациях;
- искать способы решения этих проблем;
- выбирать из известных способов наиболее рациональные, модифицируя их в соответствии с условиями ситуации обучения.
Для эффективного выполнения самостоятельных работ разных уровней студенту необходимо владеть устойчивым комплексом способов деятельности для решения различных типов учебных задач.
В первую очередь речь идет об умении конспектировать, подбирать примеры, сравнивать, устанавливать межпредметные связи, использовать дополнительную литературу, перефразировать, составлять понятийное дерево и др.
Метакогнитивные способы деятельности способствуют формированию общекультурных и профессиональных компетенций и обеспечивающим развитие навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. К ним относятся:
- планирование (составление плана, выстраивание логики содержания, постановка цели, реализация цели и т. д.);
- наблюдение (оценка достигнутого, ответы на вопросы для самоконтроля, применение теории на практике, составление тезисов по теме, обращение к другим научным источникам и т. п.);
- регуляция (самооценка, использование дополнительных ресурсов, волевая регуляция, определенная последовательность выполнения задания и др.).
Различают следующие организационные формы самостоятельной работы студентов.
В настоящее время в вузах существуют две общепринятые формы самостоятельной работы.
Традиционная, т. е., собственно самостоятельная работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, - в лаборатории или мастерской.
Другой вид самостоятельной работы - аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию, так называемая контролируемая самостоятельная работа.
Сегодня наметилась тенденция к разработке третьего, промежуточного варианта самостоятельной работы студентов, предусматривающего большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, наличие консультационных пунктов и ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.

 


 


3 Организация самостоятельной работы студентов в вузе


Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по три-пять часов ежедневно. Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно.
Ритм в работе - это ежедневные самостоятельные занятия, желательно в одни и те же часы, при целесообразном чередовании занятий с перерывами для отдыха. Вначале для того, чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли. Как только человек втянулся в работу, принуждение снижается, возникает привычка, работа становится потребностью.
Если порядок в работе, ее ритм установлен правильно, студент изо дня в день может работать, не снижая своей производительности и не перегружая себя. Правильная смена одного вида работы другим позволяет отдыхать, не прекращая работы.
Таким образом, первая задача организации внеаудиторной самостоятельной работы - составление расписания, которое должно отражать время занятий, их характер (теоретический курс, практические занятия, работа на компьютере, чтение), перерывы на обед, ужин, отдых, сон, проезд и т.д. Расписание не предопределяет содержания работы, ее содержание неизбежно будет изменяться в течение семестра. Порядок же следует закрепить на весь семестр и приложить все усилия, чтобы поддерживать его неизменным (кроме исправления ошибок в планировании, которые могут возникнуть из-за недооценки объема работы или переоценки своих сил).
При однообразной работе человек утомляется больше, чем при работе разного характера. Однако не всегда целесообразно заниматься многими учебными дисциплинами в один и тот же день, так как при каждом переходе нужно вновь сосредоточить внимание, что может привести к потере времени. Наиболее целесообразно ежедневно работать не более чем над двумя-тремя дисциплинами.
Начиная работу, не нужно стремиться делать вначале самую тяжелую ее часть, надо выбрать что-нибудь среднее по трудности, затем перейти к более трудной работе. И напоследок оставить легкую часть, требующую не столько больших интеллектуальных усилий, сколько определенных моторных действий (черчение, построение графиков и т.п.).
Самостоятельные занятия потребуют интенсивного умственного труда, который необходимо не только правильно организовать, но и стимулировать. При этом очень важно уметь поддерживать устойчивое внимание к изучаемому материалу. Выработка внимания требует значительных волевых усилий. Именно поэтому, если студент замечает, что он часто отвлекается во время самостоятельных занятий, ему надо заставить себя сосредоточиться. Подобную процедуру необходимо проделывать постоянно, так как это - тренировка внимания. Устойчивое внимание появляется тогда, когда человек относится к делу с интересом.
Следует правильно организовать свои занятия: 50 минут - работа, 5-10 минут - перерыв; после 3 часов работы перерыв - 20-25 минут. Иначе нарастающее утомление повлечет неустойчивость внимания.
Очень существенным фактором, влияющим на повышение умственной работоспособности, являются систематические занятия физической культурой. Организация активного отдыха предусматривает чередование умственной и физической деятельности, что полностью восстанавливает работоспособность человека.
В силу того, что основную часть программного материала студенты вуза должны изучать в процессе самостоятельной работы, рассмотрим основные способы оптимизации самостоятельной работы студента.
В основе самостоятельной работы студента лежит саморегуляция. Она состоит из таких компонентов, как осознание цели учебной деятельности, модель значимых условий учебы, программа учебных действий, оценка результатов учебной деятельности, коррекция (в том числе, работа над ошибками).
Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности связано с проработкой отдельных ее элементов:
- определение цели самостоятельной работы - ближайшей и отдаленной;
- самостоятельный выбор и обоснование студентом объекта изучения;
- разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы;
- определение форм и времени самоконтроля;
- диагностирование своей потребности в расширении и углублении полученных знаний;
- определение собственных интеллектуальных и личностных возможностей.
Наряду с саморегуляцией и тренировкой элементов самостоятельной работы важным является выработка студентом установки на самостоятельное критическое мышление.
Самостоятельное критическое мышление возможно только на основе определенного знания, осмысления ранее приобретенного опыта. Необходимо иметь четкое представление, какие интеллектуальные умения помогают сформировать такое мышление для целей овладения знаниями, для анализа, обобщения, оценки полученной информации, переструктурирования информации. Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы:
1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.
2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.
3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, - движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?
Таким образом, критическое мышление значит искусство суждения, основанное на критериях.
Человеку, самостоятельно мыслящему, свойственны следующие качества:
- готовность к планированию собственных действий;
- гибкость (вариативность мышления);
- настойчивость (мышление - это напряженный труд, требующий доведения до конечного результата);
- готовность исправлять ошибки;
- рефлексия (самонаблюдение);
- поиск компромиссных решений.
Наряду с перечисленными характеристиками самостоятельная учебная работа предполагает формирование, применение и совершенствование мыслительных операций. К ним можно отнести:
- способность формулировать понятия (отражение общих существенных свойств предмета или явления),
- иметь суждения (отражение связей между явлениями и предметами),
- составлять умозаключения (выводы из имеющихся суждений). Выделяют три вида умозаключений: индукция (умозаключение от частных случаев к общему положению); дедукция (переход от общего суждения к частному); аналогия.
Кроме того, назовем такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация.
Развитие навыков самостоятельной работы студента напрямую зависит от его способности формулировать и задавать правильно поставленные вопросы. Как правило, студентом задается тот вопрос, на который он уже пытается или нашел ответ. В ходе поиска ответов на поставленные вопросы студенты выявляют степень понимания учебного материала, запоминают и понимают его гораздо глубже.
Одним из итогов самостоятельной работы должно стать понимание, т.е. постижение сущности предмета в познавательной деятельности, обусловленное познавательной потребностью, это акт постижения смысла.
На глубину понимания учебного материала в ходе самостоятельной работы влияют многие факторы. Понимание достижимо в случае, если вы можете:
- выделить главную, существенную информацию в соответствии с исходной целью познания, выполняемого задания;
- определить главные мысли в тексте, раскрыть подтекст;
- произвести преобразование (трансляцию) материала: «перевод» с одного языка на другой, т.е. на «свой»;
- сделать собственное изложение материала в краткой или менее обобщенной форме (своими словами);
- дать вариативность способов видения одного и того же объекта или одних и тех же свойств в их различных связях и отношениях;
- показать способность к узнаванию какого-либо общего принципа, закона в разных формулировках, ситуациях;
- обосновать теорию, объяснить полученное решение своими словами, самостоятельно привести примеры;
- объяснить значение некоторых терминов, понятий, обозначений, предложений;
- интерпретировать схемы, диаграммы, таблицы, графики;
- уметь составлять схемы, диаграммы, графики, интеллекткарты;
- систематизировать материал, провести классификацию, группировку объектов;
- уметь озаглавить текст, составить план, конспект, тезисы, представляющие смысловую группировку содержания текста в определенной последовательности;
- самостоятельно составить вопросы по содержанию материала, ответить на вопросы по тексту, заданные в разной форме.
Конечно, эффективность самостоятельной работы зависит от того, насколько у студента развиты память, внимание, воля, насколько он способен управлять своим временем, равномерно распределять умственную нагрузку. Развитие этих интеллектуальных способностей должно стать задачей любого студента, желающего быть успешным.
Советы по организации самостоятельной работы в контексте управления временем в процессе интеллектуальной (учебной) деятельности.
Умственную работу следует начинать постепенно. В начале рабочего дня выполняют более легкую умственную работу, затем наиболее сложную и трудную, в конце вновь нагрузку уменьшают. Целесообразно иметь план работы на каждый день. За основу следует взять план, график контрольных мероприятий (предоставление контрольных работ, зачеты, экзамены). Письменные планы дня обеспечивают разгрузку памяти и дают эффект самомотивации и самоконтроля, а планы, которые держат в голове, легко отвергаются. Заведите ежедневник (вместо него намного удобнее обычный школьный дневник) и планинг на неделю.
Умственным трудом нет смысла заниматься свыше 10 часов. Неподвижно сидеть за письменным столом нельзя свыше 50 минут. Затем следует сделать 10-минутный перерыв.
Работать целесообразно неторопливо, следуя правилу древних - «спешите медленно». Не нужно пытаться делать одновременно несколько дел. Важно исключить монотонность в работе, лучше заниматься последовательно разными формами умственного труда. Создайте собственный режим умственного труда.
Максимальная активность деятельности головного мозга обусловлена определенными часами суток, днями, неделями и месяцами учебного года. Активность и пассивность головного мозга определяется биоритмами. Самый важный биоритм - суточный:
- на 5-6 утра приходится самый значительный физиологический подъем и самая высокая умственная работоспособность человека;
- в 8-12 часов - первый подъем работоспособности (в 11.00 - человек наиболее силен);
- в 13-00 резко снижается работоспособность и до 15-00 она минимальна;
- с 15.00 до 20.00 - второй подъем работоспособности (16.00 - второй пик работоспособности);
- 22.00 - 23.00 - физиологический спад.
Наиболее благоприятное время для умственной работы - утро, а также с 16-00. Ложиться спать лучше всего около 22.00, ибо работоспособность снижается в это время. Если человек не засыпает к 24 часам, то далее это сделать сложно. Часто люди в это время начинают заниматься умственной работой - действительно на эти часы приходится пик ложной работоспособности, далее днем работоспособность уже не поднимется до пиковой отметки. В течение недели пик работоспособности попадает на среду.
В связи с этим рекомендуем каждому студенту учесть особенности биоритмов, планирования, экономии ресурсов, воспитывать в себе уважение к времени, научиться переключаться, устанавливать точные сроки выполнения работы, полностью использовать время.
Важным итогом, самостоятельной работы студента является уровень его готовности к экзаменам и зачетам. При нерационально выстроенной самостоятельной учебной работе, как правило, низки и оценки.
Причины сессионного штурма, т.е. «быстрой, «за три- четыре дня» подготовки к экзаменам сессии, появляются не в рамках сессии, а накапливаются в течение семестров. Они разнообразны. К ним можно отнести:
- отсутствие четкого планирования своего учебного труда, неумение распределить время не только для учебы, работы, но и для отдыха;
- отсутствие последовательности и систематичности в учебных занятиях;
- пассивное высиживание на лекциях, консультациях, семинарах;
- мучительное переписывании чужих конспектов пропущенных лекций и домашних заданий;
-недосыпание и небрежное отношение к своему здоровью.
Экзаменационная сессия - это естественное завершение работы студентов в семестре и предназначена не только для проверки приобретенных знаний, но и для обобщения и закрепления знаний и умений, приведение их в строгую систему, устранения пробелов, возникших в ходе учебной деятельности.
Планирование работы в период сессии. В силу того, что в сессионный период на подготовку к экзамену дается от 3 до 5 дней, готовиться надо заранее, в процессе изучения дисциплины, кроме того во время сессии необходимо распланировать подготовку с точностью до часа, учитывая такие факторы, как неоднородность материала и этапов его проработки (на заучивание идет больше времени, чем на повторение), свои индивидуальные особенности, привычки вашего организма и.т.д. Важно научиться делать перерывы для отдыха: через каждые 50-60 минут необходим перерыв на 10 минут, через 3-4 часа - перерыв должен составлять не менее часа.


Самоподготовка к экзамену.

1. Начинается с определения объема материала, необходимого для проработки (путем сверки заранее проработанных конспектов с программой экзамена), отсутствующие блоки необходимо восстанавливать путем изучения учебной литературы.
2. Системное изучение материала по данному предмету с обязательной записью формул, цифр и т.п.
3. Закрепление материала - углубленное повторение наиболее важных моментов и беглое повторение всего остального материала.


Почему «сессионный штурм» не эффективен? Быстрое заучивание невозможно. Продуктивность возможна только тогда, когда имеет место многоразовое обращение к одному и тому же материалу (повторение заучиваемого через 8 часов, через сутки, через недели после первого безошибочного воспроизведения - вот примерная динамика надежного заучивания. За 3-5- дней, что дается на подготовку к экзамену, это оказывается невозможным. Таким образом, сессия должна стать естественным итогом обмена знаниями студента (активно работавшего весь семестр) и преподавателя.
Для успешной сдачи экзаменов, как и для успешного обучения вообще, режим студента должен строиться на таких принципах:
- поставить перед собой четкие задачи учебной работы;
- разработать собственный план учебной деятельности;
- действовать по продуманной системе;
- сдавать экзамены и зачеты только в указанные сроки.

 


 


4 Технологии подготовки к занятиям и работы с различными источниками информации


Для студента очень важна работа дома с лекционным материалом. Выделяют следующие этапы работы с лекцией:
- проработать текст записанной лекции с карандашом в руках для расшифровки всех непонятных, сделанных второпях записей, отметить наиболее важные места с помощью маркеров или знаков самые главные моменты;
- выполнить задания, если преподаватель их давал по ходу лекции, обратиться к словарям, если встретили непонятные термины;
- прочитать лекцию вслух;
- прочитать «про себя», мысленно проговаривая слова;
- прочитать «про себя» без проговаривания;
- повторить текст лекции без обращения к записям.
При подготовке к практическим, семинарским занятиям необходимо владеть приемами работы с текстом.
К основным приемам относятся: конспектирование, тезиро- вание, планирование, цитирование, реферирование, рецензирование, справка, формально-логическая модель, аннотирование, матрица идей, микротезаурус.
Конспект (конспектирование) - краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их подтверждение фактами, примерами.
Как составляется конспект? Главная информация записывается полностью, без существенных сокращений. Основное содержание конспектирования составляет переработка второстепенной информации в целях се обобщения и сокращения.
Хороший конспект - это хорошо структурированный текст, который позволяет быстро вспомнить суть даже очень давно прочитанного материала, (Конспект, оформленный как сплошной текст, менее эффективен.)
В конспект целесообразно включать позиции, идеи, взгляды, факты как основные структурные элементы. Ваши комментарии, пояснения, отношение к прочитанному составляют существенную часть конспекта. В конспекте неплохо использовать и маркировку.
При составлении конспекта сначала нужно понять смысл текста в целом, затем разбить его на основные части (т. е. составить план) и сформулирован, главные мысли (тезисы).
Избегайте написания «слепых» конспектов, в которых не выделены основные мысли. Подчеркните цветным карандашом основные положения, сделайте пометки на полях. Таким же образом целесообразно работать с лекциями и литературой (если они ваши).
План (планирование)- заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий; проект, основные черты какой-либо работы, изложения; определенный порядок, последовательность в изложении чего-либо.
Тезисы (тезирование) - краткая формулировка развернутого высказывания или основной мысли лекции, доклада. Тезисы в отличие от конспекта не содержат фактического материала.
Тезисы бывают текстуальные, свободные, смешанные. К текстуальным тезисам относятся записи, которые соответствуют авторскому тексту. Свободные тезисы - передача авторской мысли собственными словами. Смешанные тезисы - соединение текстуальных и свободных тезисов.
Аннотация (аннотирование) - краткое разъяснительное или критическое примечание, следующее за библиографическим описанием какого-либо сочинения (на обороте титульного листа книги). Развернутая аннотация - это сжатая характеристика направленности, содержания, назначения книги, статьи или рукописи. Объем развернутой аннотации не превышает 0,5-1 машинописной страницы.
Аннотация, как правило, состоит из трех частей:
- Описание - к какому разделу научного знания относится данный труд, в каком жанре он написан. Выходные данные аннотируемого источника.
- Краткое описание содержания книги (о чем? и зачем?), если аннотация написана не автором, здесь возможно изложение отношения к книге, ее оценка (глубины и актуальности темы).
- Адресная направленность книги.
Умение работать с аннотациями необходимо и в учебной, и в исследовательской деятельности, так как удачно написанная аннотация позволит еще до ознакомления с книгой определить ее полезность.
Реферат (реферирование) - доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных источников. Основным отличием реферата от конспекта является наличие содержания и мысли самого автора реферата, отражающее его отношение к идеям и выводам реферируемых работ.
Методические рекомендации к написанию реферата. Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дастся анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов.
Помимо объективного пересказа содержания реферируемых источников, автор может самостоятельно проанализировать рассматриваемую проблему, отметить достоинства и недостатки предложенных в источниках идей и мнений. Такой анализ должен быть аргументирован. В реферате можно использовать результаты собственных исследований.
Схема подготовки реферата:
- Ознакомление с предложенными темами рефератов, согласование с руководителем и выбор темы.
- Подбор в библиотеках вуза и города соответствующей литературы для реферирования. Если студент готовил для выступления на семинарском занятии сообщение или доклад с привлечением результатов собственных исследований, он может воспользоваться ими для написания реферата.
- Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные место или сделать выписки.
- Составить план реферата.
- Используя рекомендации по тематическому конспектированию и составленный план, написать реферат, в заключении которого обязательно выразить свое отношение к излагаемой теме.
- Прочитать текст и отредактировать его.
- Проверить правильность оформления реферата (титульный лист, текст, план, поля, отсутствие сокращений (кроме общепризнанных), список литературы с указанием автора книги, ее названия, издательства, года выпуска, наличие двух чистых страниц в конце реферата для рецензии преподавателя).
После подготовки реферата следует написать текст выступления (если предстоит защита реферата), продумать ответы на возможные вопросы по содержанию реферата.
Эссе - жанр критики, публицистики, характеризующий свободной трактовкой проблемы, очерк, публицистический этюд. Главное в данном виде работы не воспроизведение фактов, а изображение впечатлений, отношения, раздумий, ассоциаций. Работающий данном жанре автор - эссеист.
Рецензия (рецензирование). Под созданием рецензии принято понимать личностную оценку студентом содержания статьи, сообщения, монографии, учебника с достаточно доказательными аргументами позитивных или негативных высказываний по поводу прочитанного материала.
Методические рекомендации по составлению рецензии.
План рецензии
- Выходные данные рецензируемого источника (статьи, брошюры, литературного отрывка, книги).
- Оценка глубины и актуальности темы рецензируемого источника.
- Сжатое изложение позиции автора рецензируемого источника.
- Ваше отношение к проблеме и оценка позиции автора.
- Анализ индивидуальных особенностей стиля автора (доступность, образность, эмоциональность, научность и т. д.).
- Аудитория, для которой вы рекомендовали бы рецензируемый источник.
- Заключение.
Цитата (цитирование) - дословная выдержка из какого- либо текста, сочинения или дословно приводимые чьи-либо слова.
При цитировании необходимо запомнить следующее: этика цитирования считается соблюденной только в том случае если:
- текст цитаты заключен в кавычки, а в сноске (или в конце цитаты в скобках) указано название источника, из которого извлечен отрывок текста, и страница, на которой он опубликован;
- текст цитаты соответствует источнику, слова и предложения не вырваны из контекста и не искажают мысль автора;
- цитируется первоисточник (лишь в крайних случаях допускается использование цитат, приведенных в сочинениях другого автора, так называемое опосредованное цитирование);
- при цитировании неполного предложения, взамен опушенных слов в начале, середине, конце цитаты ставится многоточие.
Справка - краткая содержательная информация по объекту. Виды: географическая, терминологическая и др.
Формально-логическая модель - словесно-схематическое изображение информации.
Матрица идей - разработка элементов матрицы, выбор ее формы (например, в виде таблицы) и запись основных идей при изучении литературы в соответствующие графы и колонки.
Микротезаурус. Тезаурус - упорядоченная совокупность базовых терминов. Студент составляет микротезаурус по конкретной теме, выписывая базовые понятия в алфавитном порядке.
Наибольшее распространение в практике образовательного процесса в высшей школе получили такие методы работы с понятиями, как: терминологическая разминка; метод внеконтекстных операций с базовыми понятиями; метод дескрипторного описания терминов; терминологическое моделирование.
Терминологическая разминка - это способ освоения комплекса понятий и оперативные действия с ними для развития эвристического мышления.
Метод внеконтекстных операций с базовыми понятиями разработан. Под внеконтекстными понимаются понятия, не включенные в текст, а взятые вне его. К числу элементарных относятся пять операций:
- узнавание понятия;
- его определение;
- раскрытие содержания и объема понятия;
- установление его связей е вышестоящими, нижестоящими и рядоположенными понятиями;
- раскрытие практических действий, отражаемых данным понятием.
Метод дескрипторного описания - установить связи с ниже-, выше- и рядоположенными понятиями, раскрыть практические действия, нахождение ассоциативных понятий, синонимов, антонимов.
Терминологическое моделирование - из заданного набора терминов построить модель смысловых взаимоотношений базовых понятий и терминов темы.
Технологии работы с различными источниками информации. Работа с книгой.
Чтение - это искусство. Чтение называют одним из самых эффективных инструментов познания. Как всяким инструментом, им необходимо уметь пользоваться: вдумчиво и последовательно осваивать технику дифференцированного (расчлененного) чтения, а затем в течение всей жизни неустанно совершенствовать эту технику. Выделяют четыре основных метода чтения.
- Чтение-просмотр, когда книгу быстро перелистывают, изредка задерживаясь на некоторых страницах. Цель такого просмотра - первое знакомство с книгой, получение общего представления о ее содержании.
- Чтение выборочное, или неполное, когда читают основательно и сосредоточенно, но не весь текст, а только нужные для определенной цели фрагменты.
- Чтение полное, или сплошное, когда внимательно прочитывают весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками или условными пометками в самом тексте (конечно, в собственной книге).
- Чтение с проработкой материала, т. е. изучение содержания книги, предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода записей прочитанного.
В самостоятельной работе с книгой применяют все перечисленные методы, но когда человек систематически занимается самообразованием, особое значение имеет последний метод - изучение книг.
Для успеха всякого чтения важно отчетливо понимать его цель. Так, человек может обратиться к книге для того, чтобы удовлетворить жажду познания, овладеть специальностью или усовершенствоваться в ней; лучше познать прошлое или научиться разбираться в окружающей жизни; научиться логически мыслить, рассуждать; научиться решать задачи, писать сочинения, выступать с докладами; удовлетворить свои эстетические запросы и т. д.
Могут быть и другие цели: найти подтверждение, обоснование какой-то мысли, вывода; получить справку по интересующему вопросу; получить возможность решить такую-то задачу, выполнить такую-то работу; узнать мнение, чтобы принять его к руководству или, наоборот, оспорить; подготовиться, чтобы передать знания другим; добыть данные для сопоставления или противопоставления каких-то явлений, событий, литературных персонажей; понять, как пользоваться чем-нибудь (машиной, инструментом, препаратом) и т.д.
Для повышения эффективности чтения-просмотра большое значение имеет также целесообразный порядок знакомства с содержанием книги. Этот порядок может быть не одинаковым у разных читателей, но важно, чтобы он неизменно соблюдался и чтобы прежде чем взяться за основной текст, читатель обязательно ознакомился с имеющейся в каждой книге титульной страницей, также с оглавлением (содержанием), предисловием (введенном) заключением (послесловием), справочным аппаратом (если эти элементы имеются в книге). Привычка, принимаясь за новую книгу, проходить мимо указанных элементов вредна, так как оставляет читателя в неведении относительно многих характеристик освещающих содержание книги и облегчающих предстоящую работу с текстом.
Титульная страница знакомит читателя с фамилией автор; книги, ее заглавием, указывает, где, каким издательством и в каком году она издана или переиздана.
Оглавление (оно обычно помещается в конце книги) или содержание (его можно найти и в начале книги, сразу же за титульным листом) дает представление о содержании всего произведения, о его структуре и соотношении отдельных частей.
Предисловие, написанное автором, редактором книги или авторитетным специалистом, обращено обычно непосредственно к читателю. Задача предисловия - облегчить читателю понимание основного текста, раскрыть замысел всего произведения, иногда подсказать, как пользоваться книгой, - словом, представить книгу читателю.
Многие книги, особенно научные исследования, собрания сочинений и т. п., содержат в помощь читателю особый справочный аппарат: примечания, комментарии, именные и предметны указатели, списки использованной или относящейся к исследуемому вопросу литературы, таблицы, схемы, рисунки и т. д.
Работа со справочной литературой. При чтении книг обязательно будут встречаться непонятные слова или словосочетания. Незнакомое слово ведет к непониманию мысли, выраженной с его помощью, и, в свою очередь, к непониманию прочитанного. В этом случае нужно прибегнуть к помощи словаря. Словари бывают очень разные. Наиболее полным и популярным словарем является большой энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, выпущенный в конце XIX в., не потерявший актуальности и сегодня. Традицию энциклопедических изданий поддержали две Большие Советские Энциклопедии, выпущенные в 50-х и 70-х годах прошлого века.
Энциклопедия - справочное сочинение, содержащее в сокращении все человеческие знания. Такие энциклопедии выпущены по всем отраслям человеческих знаний: техническая, медицинская, юридическая и т. д.
Еще одним источником являются справочники. Суть использования справочника заключается в том, что можно быстро найти информацию, которая вам нужна. Справочники существуют по всем отраслям человеческих знаний, они бывают академические и прикладные.
Работа с графическими источниками информации. К графическим источникам информации относятся, прежде всего, карты и схемы. Умение добывать информацию из исторических и географических карт является необходимым умением, записанным в образовательных стандартах.
Исторические карты отражают имевшие место в прошлом события, раскрывают общественно-политические процессы. На исторических картах отражены места сражений, походы армий, миграция народов и т. д.; их особенностью является то, что они представляют события во времени и динамике. Карты могут быть общими и тематическими. Общие карты отражают исторические события страны (стран) на определенном этапе ее (их) развития. Тематические же посвящены определенным событиям и раскрывают определенную тему.
Географические карты дают пространственное представление о размещении на поверхности планет ландшафтов, водных массивов, государств, городов, месторождений полезных ископаемых и пр. Карты могут содержать сведения об экономике государств, климатических условиях регионов, часовых поясах. На одной карте все сведения разместить невозможно, поэтому создаются различные карты для одного и того же региона, каждая из которых посвящена определенной тематике, - политическая, экономическая, физическая, транспортная. Физическая карта дает сведения о рельефе, океанах, морях и реках. На карте даны шкалы глубин и высот - по оттенкам этих шкал можно определить высоту местности над уровнем моря и глубину водных массивов. Политическая карта дает сведения о границах государств, административных районов, городах и населенных пунктах. О численности жителей населенных пунктов судят по размеру пунсонов и величине шрифта в названии. Экономическая карта дает представление об экономическом развитии региона, полезных ископаемых и природных ресурсах, но, чтобы прочесть ее, необходимо познакомиться с условными обозначениями, размещенными внизу карты.
Уметь читать карту - значит понимать сущность фактов и явлений, выраженных условными значками.
Работа с данными статистики, графиками, диаграммами, схемами. Важное место в работе по самообразованию занимает освоение приемов работы с данными статистики, результатами опросов, табличными данными. Такая информация может быть представлена в виде графиков, таблиц, диаграмм различных форм. В таблицах, графиках, диаграммах содержится большой объем информации, представленный в обобщенной форме. В табличных данных и диаграммах цифровые данные, как правило, приводятся в сопоставлении, а в графиках показывается изменение тех или иных величин с течением времени, что дает возможность рассмотреть их динамику. Табличные данные можно представить в виде графика или диаграммы и наоборот (существуют различные способы задания функции - это один из них). Графически оформленные цифровые данные более наглядны, компактны и убедительны, чем цифровые сводки, и дают более четкое представление об изучаемых процессах.
Таблица - сведения о чем-либо, расположенные в определенном порядке: в строках и столбцах. Как правило, в таблицах представляется не две, а большее количество величин, влияющих на изучаемый процесс.
Диаграмма - графическое изображение соотношения зависимости между какими-либо величинами. Диаграммы могут иметь различные формы - круговая, линейная, трехмерная. Любую диаграмму можно словесно описать и проанализировать изучаемые явления.
Работа с компьютерными сетями. Основные понятия:
Компьютерная сеть - предназначена для обмена информацией между компьютерами.
Локальная сеть - обычно ограничена одним зданием, компьютеры соединены при помощи скоростных линий связи.
Глобальные сети - обмен информацией между компьютерами, не ограниченный их месторасположением, реализуется в телекоммуникационных компьютерных сетях.
Произвольная глобальная сеть может включать другие глобальные сети, локальные сети, а также отдельно подключаемые к ней компьютеры.
Internet - представляет собой Всемирную компьютерную сеть. Само название означает «между сетей». Это сеть, соединяющая отдельные сети. Интернет обеспечивает обмен информацией между всеми компьютерами, которые входят в сети, подключенные к ней.
У сети Интернет есть как бы две грани: физическое объединение миллионов компьютеров, которые образуют всемирную компьютерную сеть; объединение сотен миллионов документов, которые образуют всемирное информационное пространство.
Наиболее общий набор Интернет-услуг. Электронная почта - это средство передачи сообщений между пользователями сети. Вместе с текстовыми сообщениями можно передавать файлы произвольного типа. Телеконференции - система обмена текстовой информацией. Она позволяет всем пользователям Интернета участвовать в групповых дискуссиях, в которых обсуждаются всевозможные проблемы. Информация, пересылаемая в телеконференции, становится доступной любому клиенту сети, обратившемуся в данную телеконференцию.
Чаще всего под словом Интернет понимают наиболее популярную службу WorldWideWeb - это единое информационное- пространство, состоящее из сотен миллионов взаимосвязанных электронных документов, хранящихся на Web-серверах. Информация представляется в виде Web-документов. Это комплексные документы, которые могут содержать любые данные: текст, графику, звук, видео и анимацию. Большинство Web-документов содержат гипертекстовые ссылки, или просто гиперссылки.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите задачи, принципы самостоятельной работы студента.
2. Каковы виды самостоятельной работы студента?
3. Дайте характеристику специфическим принципам организации самостоятельной работы студента.
4. Каков должен быть режим студента для успешного обучения в целом?
5. Опишите технологии подготовки студента к занятиям.
Тесты
1. Навыки самостоятельной работы по освоению каких-либо знаний
а) приобретаются человеком с раннего детства и развиваются в течение всей жизни
б) приобретаются в детском саду и развиваются в течение всей жизни
в) приобретаются в школе и развиваются в течение всей жизни
г) приобретаются в вузе и развиваются в течение всей жизни
2. Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов относится к классификации
а) по целям организации самостоятельной работы
б) по способу организации самостоятельной работы
в) по месту организации самостоятельной работы
г) по методам организации самостоятельной работы
3. Продвинутый уровень самостоятельности
а) эвристические работы
б) работы реконструктивно-вариативного типа
в) внутрипредметные и межпредметные исследовательские самостоятельные работы
г) работы вариативного типа
4. Жанр критики, публицистики, характеризующий свободной трактовкой проблемы, очерк, публицистический этюд
а) эссе
б) рецензия
в) цитирование
г) аннотация
5. Краткая формулировка развернутого высказывания или основной мысли лекции, доклада
а) конспект
б) тезисы
в) резюме
г) аннотация
6. Установление связи с ниже-, выше- и рядоположенными понятиями, нахождение ассоциативных понятий, синонимов, антонимов
а) терминологическое моделирование
б) метод внеконтекстных операций с базовыми понятиями
в) микротезаурус
г) метод дескрипторного описания
7. Основательное чтение, но не всего текста, а только нужные для определенной цели фрагменты
а) чтение выборочное или неполное
б) чтение-просмотр
в) чтение с проработкой материала
г) чтение сплошное
8. Дает представление о содержании всего произведения, о его структуре и соотношении отдельных частей
а) титульная страница
б) оглавление
в) предисловие
г) заключение
9. Справочное сочинение, содержащее в сокращении все человеческие знания
а) энциклопедия
б) справочник
в) словарь
г) словник
10. Высокий уровень самостоятельности
а) эвристические работы
б) работы реконструктивно-вариативного типа
в) внутрипредметные и межпредметные исследовательские самостоятельные работы
г) работы вариативного типа

Источник: Дорофеева Татьяна Геннадьевна Профессиональное самообразование: учебное пособие / Т.Г. Дорофеева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2020. - 200 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.