На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления - Организация самостоятельной работы студентов в вузе
Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления - Организация самостоятельной работы студентов в вузе
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Самостоятельная работа студентов как условие профессионального становления
Организация самостоятельной работы студентов в вузе
Технологии подготовки к занятиям и работы с различными источниками информации
Все страницы

 


3 Организация самостоятельной работы студентов в вузе


Чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы, необходимо заниматься по три-пять часов ежедневно. Начинать самостоятельные внеаудиторные занятия следует с первых же дней семестра, пропущенные дни будут потеряны безвозвратно, компенсировать их позднее усиленными занятиями без снижения качества работы и ее производительности невозможно.
Ритм в работе - это ежедневные самостоятельные занятия, желательно в одни и те же часы, при целесообразном чередовании занятий с перерывами для отдыха. Вначале для того, чтобы организовать ритмичную работу, требуется сознательное напряжение воли. Как только человек втянулся в работу, принуждение снижается, возникает привычка, работа становится потребностью.
Если порядок в работе, ее ритм установлен правильно, студент изо дня в день может работать, не снижая своей производительности и не перегружая себя. Правильная смена одного вида работы другим позволяет отдыхать, не прекращая работы.
Таким образом, первая задача организации внеаудиторной самостоятельной работы - составление расписания, которое должно отражать время занятий, их характер (теоретический курс, практические занятия, работа на компьютере, чтение), перерывы на обед, ужин, отдых, сон, проезд и т.д. Расписание не предопределяет содержания работы, ее содержание неизбежно будет изменяться в течение семестра. Порядок же следует закрепить на весь семестр и приложить все усилия, чтобы поддерживать его неизменным (кроме исправления ошибок в планировании, которые могут возникнуть из-за недооценки объема работы или переоценки своих сил).
При однообразной работе человек утомляется больше, чем при работе разного характера. Однако не всегда целесообразно заниматься многими учебными дисциплинами в один и тот же день, так как при каждом переходе нужно вновь сосредоточить внимание, что может привести к потере времени. Наиболее целесообразно ежедневно работать не более чем над двумя-тремя дисциплинами.
Начиная работу, не нужно стремиться делать вначале самую тяжелую ее часть, надо выбрать что-нибудь среднее по трудности, затем перейти к более трудной работе. И напоследок оставить легкую часть, требующую не столько больших интеллектуальных усилий, сколько определенных моторных действий (черчение, построение графиков и т.п.).
Самостоятельные занятия потребуют интенсивного умственного труда, который необходимо не только правильно организовать, но и стимулировать. При этом очень важно уметь поддерживать устойчивое внимание к изучаемому материалу. Выработка внимания требует значительных волевых усилий. Именно поэтому, если студент замечает, что он часто отвлекается во время самостоятельных занятий, ему надо заставить себя сосредоточиться. Подобную процедуру необходимо проделывать постоянно, так как это - тренировка внимания. Устойчивое внимание появляется тогда, когда человек относится к делу с интересом.
Следует правильно организовать свои занятия: 50 минут - работа, 5-10 минут - перерыв; после 3 часов работы перерыв - 20-25 минут. Иначе нарастающее утомление повлечет неустойчивость внимания.
Очень существенным фактором, влияющим на повышение умственной работоспособности, являются систематические занятия физической культурой. Организация активного отдыха предусматривает чередование умственной и физической деятельности, что полностью восстанавливает работоспособность человека.
В силу того, что основную часть программного материала студенты вуза должны изучать в процессе самостоятельной работы, рассмотрим основные способы оптимизации самостоятельной работы студента.
В основе самостоятельной работы студента лежит саморегуляция. Она состоит из таких компонентов, как осознание цели учебной деятельности, модель значимых условий учебы, программа учебных действий, оценка результатов учебной деятельности, коррекция (в том числе, работа над ошибками).
Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности связано с проработкой отдельных ее элементов:
- определение цели самостоятельной работы - ближайшей и отдаленной;
- самостоятельный выбор и обоснование студентом объекта изучения;
- разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы;
- определение форм и времени самоконтроля;
- диагностирование своей потребности в расширении и углублении полученных знаний;
- определение собственных интеллектуальных и личностных возможностей.
Наряду с саморегуляцией и тренировкой элементов самостоятельной работы важным является выработка студентом установки на самостоятельное критическое мышление.
Самостоятельное критическое мышление возможно только на основе определенного знания, осмысления ранее приобретенного опыта. Необходимо иметь четкое представление, какие интеллектуальные умения помогают сформировать такое мышление для целей овладения знаниями, для анализа, обобщения, оценки полученной информации, переструктурирования информации. Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы:
1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.
2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.
3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, - движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.
4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?
Таким образом, критическое мышление значит искусство суждения, основанное на критериях.
Человеку, самостоятельно мыслящему, свойственны следующие качества:
- готовность к планированию собственных действий;
- гибкость (вариативность мышления);
- настойчивость (мышление - это напряженный труд, требующий доведения до конечного результата);
- готовность исправлять ошибки;
- рефлексия (самонаблюдение);
- поиск компромиссных решений.
Наряду с перечисленными характеристиками самостоятельная учебная работа предполагает формирование, применение и совершенствование мыслительных операций. К ним можно отнести:
- способность формулировать понятия (отражение общих существенных свойств предмета или явления),
- иметь суждения (отражение связей между явлениями и предметами),
- составлять умозаключения (выводы из имеющихся суждений). Выделяют три вида умозаключений: индукция (умозаключение от частных случаев к общему положению); дедукция (переход от общего суждения к частному); аналогия.
Кроме того, назовем такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация.
Развитие навыков самостоятельной работы студента напрямую зависит от его способности формулировать и задавать правильно поставленные вопросы. Как правило, студентом задается тот вопрос, на который он уже пытается или нашел ответ. В ходе поиска ответов на поставленные вопросы студенты выявляют степень понимания учебного материала, запоминают и понимают его гораздо глубже.
Одним из итогов самостоятельной работы должно стать понимание, т.е. постижение сущности предмета в познавательной деятельности, обусловленное познавательной потребностью, это акт постижения смысла.
На глубину понимания учебного материала в ходе самостоятельной работы влияют многие факторы. Понимание достижимо в случае, если вы можете:
- выделить главную, существенную информацию в соответствии с исходной целью познания, выполняемого задания;
- определить главные мысли в тексте, раскрыть подтекст;
- произвести преобразование (трансляцию) материала: «перевод» с одного языка на другой, т.е. на «свой»;
- сделать собственное изложение материала в краткой или менее обобщенной форме (своими словами);
- дать вариативность способов видения одного и того же объекта или одних и тех же свойств в их различных связях и отношениях;
- показать способность к узнаванию какого-либо общего принципа, закона в разных формулировках, ситуациях;
- обосновать теорию, объяснить полученное решение своими словами, самостоятельно привести примеры;
- объяснить значение некоторых терминов, понятий, обозначений, предложений;
- интерпретировать схемы, диаграммы, таблицы, графики;
- уметь составлять схемы, диаграммы, графики, интеллекткарты;
- систематизировать материал, провести классификацию, группировку объектов;
- уметь озаглавить текст, составить план, конспект, тезисы, представляющие смысловую группировку содержания текста в определенной последовательности;
- самостоятельно составить вопросы по содержанию материала, ответить на вопросы по тексту, заданные в разной форме.
Конечно, эффективность самостоятельной работы зависит от того, насколько у студента развиты память, внимание, воля, насколько он способен управлять своим временем, равномерно распределять умственную нагрузку. Развитие этих интеллектуальных способностей должно стать задачей любого студента, желающего быть успешным.
Советы по организации самостоятельной работы в контексте управления временем в процессе интеллектуальной (учебной) деятельности.
Умственную работу следует начинать постепенно. В начале рабочего дня выполняют более легкую умственную работу, затем наиболее сложную и трудную, в конце вновь нагрузку уменьшают. Целесообразно иметь план работы на каждый день. За основу следует взять план, график контрольных мероприятий (предоставление контрольных работ, зачеты, экзамены). Письменные планы дня обеспечивают разгрузку памяти и дают эффект самомотивации и самоконтроля, а планы, которые держат в голове, легко отвергаются. Заведите ежедневник (вместо него намного удобнее обычный школьный дневник) и планинг на неделю.
Умственным трудом нет смысла заниматься свыше 10 часов. Неподвижно сидеть за письменным столом нельзя свыше 50 минут. Затем следует сделать 10-минутный перерыв.
Работать целесообразно неторопливо, следуя правилу древних - «спешите медленно». Не нужно пытаться делать одновременно несколько дел. Важно исключить монотонность в работе, лучше заниматься последовательно разными формами умственного труда. Создайте собственный режим умственного труда.
Максимальная активность деятельности головного мозга обусловлена определенными часами суток, днями, неделями и месяцами учебного года. Активность и пассивность головного мозга определяется биоритмами. Самый важный биоритм - суточный:
- на 5-6 утра приходится самый значительный физиологический подъем и самая высокая умственная работоспособность человека;
- в 8-12 часов - первый подъем работоспособности (в 11.00 - человек наиболее силен);
- в 13-00 резко снижается работоспособность и до 15-00 она минимальна;
- с 15.00 до 20.00 - второй подъем работоспособности (16.00 - второй пик работоспособности);
- 22.00 - 23.00 - физиологический спад.
Наиболее благоприятное время для умственной работы - утро, а также с 16-00. Ложиться спать лучше всего около 22.00, ибо работоспособность снижается в это время. Если человек не засыпает к 24 часам, то далее это сделать сложно. Часто люди в это время начинают заниматься умственной работой - действительно на эти часы приходится пик ложной работоспособности, далее днем работоспособность уже не поднимется до пиковой отметки. В течение недели пик работоспособности попадает на среду.
В связи с этим рекомендуем каждому студенту учесть особенности биоритмов, планирования, экономии ресурсов, воспитывать в себе уважение к времени, научиться переключаться, устанавливать точные сроки выполнения работы, полностью использовать время.
Важным итогом, самостоятельной работы студента является уровень его готовности к экзаменам и зачетам. При нерационально выстроенной самостоятельной учебной работе, как правило, низки и оценки.
Причины сессионного штурма, т.е. «быстрой, «за три- четыре дня» подготовки к экзаменам сессии, появляются не в рамках сессии, а накапливаются в течение семестров. Они разнообразны. К ним можно отнести:
- отсутствие четкого планирования своего учебного труда, неумение распределить время не только для учебы, работы, но и для отдыха;
- отсутствие последовательности и систематичности в учебных занятиях;
- пассивное высиживание на лекциях, консультациях, семинарах;
- мучительное переписывании чужих конспектов пропущенных лекций и домашних заданий;
-недосыпание и небрежное отношение к своему здоровью.
Экзаменационная сессия - это естественное завершение работы студентов в семестре и предназначена не только для проверки приобретенных знаний, но и для обобщения и закрепления знаний и умений, приведение их в строгую систему, устранения пробелов, возникших в ходе учебной деятельности.
Планирование работы в период сессии. В силу того, что в сессионный период на подготовку к экзамену дается от 3 до 5 дней, готовиться надо заранее, в процессе изучения дисциплины, кроме того во время сессии необходимо распланировать подготовку с точностью до часа, учитывая такие факторы, как неоднородность материала и этапов его проработки (на заучивание идет больше времени, чем на повторение), свои индивидуальные особенности, привычки вашего организма и.т.д. Важно научиться делать перерывы для отдыха: через каждые 50-60 минут необходим перерыв на 10 минут, через 3-4 часа - перерыв должен составлять не менее часа.


Самоподготовка к экзамену.

1. Начинается с определения объема материала, необходимого для проработки (путем сверки заранее проработанных конспектов с программой экзамена), отсутствующие блоки необходимо восстанавливать путем изучения учебной литературы.
2. Системное изучение материала по данному предмету с обязательной записью формул, цифр и т.п.
3. Закрепление материала - углубленное повторение наиболее важных моментов и беглое повторение всего остального материала.


Почему «сессионный штурм» не эффективен? Быстрое заучивание невозможно. Продуктивность возможна только тогда, когда имеет место многоразовое обращение к одному и тому же материалу (повторение заучиваемого через 8 часов, через сутки, через недели после первого безошибочного воспроизведения - вот примерная динамика надежного заучивания. За 3-5- дней, что дается на подготовку к экзамену, это оказывается невозможным. Таким образом, сессия должна стать естественным итогом обмена знаниями студента (активно работавшего весь семестр) и преподавателя.
Для успешной сдачи экзаменов, как и для успешного обучения вообще, режим студента должен строиться на таких принципах:
- поставить перед собой четкие задачи учебной работы;
- разработать собственный план учебной деятельности;
- действовать по продуманной системе;
- сдавать экзамены и зачеты только в указанные сроки.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.