На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Организация игрового пространства как компонента целостной социально-педагогической системы
Организация игрового пространства как компонента целостной социально-педагогической системы
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Основные лекционные вопросы:

1. Понятие игрового пространства. Классификация игр.
2. Игра в структуре социокультурной деятельности.

1. Понятие игрового пространства. Классификация игр

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова пространство определяется как промежуток между чем-нибудь; место, где что- нибудь вмещается; объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью; форма сосуществования материальных объектов и процессов. в данном определении при характеристике пространства выражается предметная объективно-существующая среда, окружающая, в том числе и человека. такое же определение мы встречаем и в философской энциклопедии. Здесь при характеристике пространства обозначены формы существования материи, а именно формы координации материальных объектов и явлений.
само пространство в педагогических исследованиях рассматривается редко, о чем свидетельствует педагогический словарь. однако игровое пространство в психолого-педагогических исследованиях чаще всего связывается с предметным пространством, отождествляющимся с детской игровой средой (Г. Фейн, R и. Жуковская, д. в. Менджерицкая, А. П. Усова, А. в. Запорожец). игровое пространство детей включает не только предметы материального мира, но и воображаемые предметы. Предметная среда выполняет ответную функцию - она побуждает к игре, формирует воображение. Она является «материальной средой» мысли ребенка. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования того, что взято из жизни, то есть из окружающей среды.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на разностороннее развитие личности и на формирование у нее специфических качеств, таких как самостоятельность, произвольность деятельности, активность, наблюдательность и т.п. Предметноразвивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Но, игра является жизненно необходимым компонентом деятельности любого человека. для детей и подростков игра в большей степени имеет социализирующее, воспитательное, а также развивающее значение. игра необходима и взрослому человеку, для которого она является средством коммуникации, проведения досуга, активного отдыха и снятия психологического напряжения.
соответственно, под игровым пространством мы будем понимать территорию, где человек может свободно играть, устанавливая свои правила использования этой территории и обустраивая её по своему вкусу и удобству. Игровое пространство - это не конкретное место, а собирательный образ места, который создается для игры и чаще всего связан со словесным обозначением предметов.
Игра как полифункциональное явление характеризуется многообразием классообразующих признаков, и, соответственно, вариантов классификаций. На основе только анализа основных компонентов игры и процесса обучения В. Г. Семёновым создана динамическая классификационная модель по 14 основаниям, где теоретическое достижение количества игр превосходит разумное практическое применение. Игры классифицируют по территориальному признаку (настольные, павильонные, игры на местности); по уровню сложности (сказочные, информационные, интеллектуальные); по методу создания (базовые, условные); в зависимости от цели и продолжительности (целевые, с открытым концом, нон-стоп (игры без остановки); уровню участия в игре (пассивное, ограниченное, свободное); по характеру моделируемых ситуаций; по тематической направленности; по способам передачи и переработки информации и др. Подобная упорядоченность позволяют ориентироваться в игровом многообразии, но не раскрывают сущностных показателей той или иной игры. Такое множество классификаций учёные связывают с отсутствием общепризнанной теории игровой деятельности в социокультурной сфере, с многоплановостью игры, широким спектром применения и изучения игры разными дисциплинами, такими как педагогика, психология, социология, математика, химия, иностранный язык и др. Исследователи при решении вопроса об определении типа игры и её разновидностей проблему подбора таких признаков определяют самостоятельно и условно в зависимости от общих характеристик соответствующих игр.
Наиболее распространены и применяемы как в образовательном процессе, так и в социокультурной деятельности следующие типы игр:
Деловые игры занимают ведущее место по значению и объёму внедрения в процесс обучения, воспитания, социализации и профессиональной подготовки. исследованию данного типа игр посвящены работы А. А. Вербицкого, С. А. Г Абрусевича, Г. А. Зорина, и. П. Иванова, в. М. Розина, Г. П. Щедровицкого и др. деловая игра представлена как моделирование в условной обстановке объектов реального процесса. игра имитирует выработку и принятие решений на основе анализа объективной информации о состоянии проблем как личностного, так и профессионального характера. в качестве центрального условия проведения деловой игры выступает наличие правильного результата, решения задания, которое предлагалось в качестве ситуации (С. А. Габрусевич, Г. А. Зорин, в. М.Розин, П. Г. Щедровицкий и др.).
в зависимости от специфики решаемой в деловой игре задачи (ситуации) необходимо наличие информации об объекте игрового моделирования (среда, условия деятельности, цели и критерии выработки решений и др.). в деловых играх важным аспектом является распределение ролей между участниками и их взаимодействие, обеспечение несовпадения интересов участников, порождающих конфликтную ситуацию, содействие принятию оптимального педагогического решения в соответствии с общей целью игровой группы на основе выработки «цепочки решений». деятельность участников деловой игры оценивается по определённой системе на всех этапах, а для учёта реальных условий деятельности объекта игрового моделирования необходимо соотношение с определёнными моментами времени: прошлым, настоящим, будущим. Примером данного типа игры может служить имитация педагогического совета, где решаются как производственные, так и межличностные проблемы. в зависимости от воссоздаваемого в игре типа человеческой практики и целей участников, различают игры деловые учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.
Имитационно-моделирующие игры (ИМИ). разработчиками методов игрового имитационного моделирования являются Ю. с. Арутюнов, в. в. Подиновский, Ю. М. Порховник, В.И.Рыбальский, А. А. Cоловьёва, А. П. Хачатурян, Б. Н. Христенко, л. А. Шаршова и др. Участники игры включаются в обстановку, максимально приближённую к профессиональной деятельности. игры предполагают диагностику реальной производственной ситуации, вычленение конкретных проблем, поиск решений, позволяющих снять затруднения реальной практики и внесение корректив в организационные структуры, что повышает мотивацию учащихся в отношении к учебной деятельности. За счёт исполнения в игре разнообразных ролей формируются конкретные практические умения, развивается психологическая готовность к их реализации в профессиональной деятельности.
Организационно-деятельностные игры (оди) характеризуют как полифункциональные формы организации и методы развития коллективной мыследеятельности. они были созданы в 1979 году на основе разработки средств, методов и форм организации мышления и практической реализации системомыслительной и системомыследеятельностной методологии под руководством Г.П. Щедровицкого. среди исследователей можно назвать Н. Г. Алексеева, о. с. Анисимова, П. в. Баранова, Ю. в. Громыко, А. Г. Зинченко, с. в. Наумова, Б. В. Сазонова, с. и. Котельникова и др.
Организационно-коммуникативные игры (оКи) направлены на формирование мыслительного сознания и самосознания участников. в качестве моделируемой практики выступает «организация коммуникации», цель которой определённый уровень отхода от «содержательности» темы обсуждения и прихода к «рефлексивности». в данной игре игроки обязательно распределяются по следующим основным позициям: автор, понимающий, критик и организатор коммуникации (по о. с. Анисимову).
Организационно-мыслительные игры (оМи) созданы как вариант оди и направлены на развитие методологических способностей и развития методологического мышления.
в целом, такие типы как оди, оКи и оМи направлены на формирование культуры профессионального мышления и развитие личностных творческих качеств, весьма ценны в плане культурно-мыслительной подготовки. реализация таких игр, по мнению о. с. Анисимова, возможна при условии специально подготовленного преподавателя-методолога и в рамках учебного процесса вуза на завершающем этапе обучения студентов при наличии соответствующего уровня теоретической подготовки и осознания научно-практических проблем.
Ролевые игры используются при необходимости совершенствования стиля и методов руководства, ситуациях проблемных взаимоотношений в коллективе. сущность заключается в инсценировке разными участниками игры той или иной роли перед «зрителями» в соответствии с выдаваемой участникам информации и общим замыслом. ролевые (театрализованные) игры имеют много различных вариантов названий: игры-драматизации, подражательные, естественные, спонтанные, стихийные, театрализованные социально-психологические и др. в данных играх подчёркивается двупланововый характер, наличие воображаемой и реальной игровой формы, где каждый играющий в зависимости от индивидуальных целей интерпретирует правила и роль для самого себя. такая игра обладает аутеничностью (личностной достоверностью) и выступает как средство самосовершенствования социального поведения человека.
Интерактивные игры объединены в группу интегративных методов, таких как: создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации, обмена деятельностями, мыследеятельности, смыслотворчества, рефлексивной деятельности. Интерактивные методы - это способы целенаправленного межсубъектного взаимодействия по созданию оптимальных условий развития (по С. С. Кашлеву).
Дидактические игры организуются для решения обучающих задач и подразделяются на ролевые и игры с правилами. в деятельности педагога на первый план выступает функция организации деятельности учащихся с использованием как традиционных, так и нетрадиционных методов обучения, контроль за решением проблемы, консультирование и создание положительной установки на обучение, эмоционального настроения. в основе игр лежит принцип организации учебных занятий в составе команд, малых групп, соревнующихся микроколлективов.
Комуникативно-лингвистические, в том числе и вербальные игры (У. Ф. Кондакова), используются в основном для обучения языку. По сути это система словесных игровых упражнений, применяемых при подготовке учителей-словесников в педагогических заведениях; тренинги общения; игровые творческие вечера.
Психотехнические рассматриваются как искусство ориентировки в психических явлениях и воздействия на них в процессе игровых ситуаций (В. В. Петрусинский). Это игры психосаморегуляции состояния, суггестивного самосовершенствования и оздоровительные.
Компьютерные игры (англ. experimental gaming) - технические игры, в которых игровое поле воспроизводится на экране дисплея и управляется компьютером. тематико-содержательный диапазон данных игр активно расширяется. Это игры-стимуляторы, игры-стратегии, спортивные или имитирующие спортивные игры, ролевые (RPG), в стиле экшн.
Кроме того, разработаны поисково-апробационные, проблемноразвивающие, креативные, учебно-технологические и другие игры.
Приведённое описание игр не претендует на полноту. Здесь были представлены те из них, которые находят распространение в социокультурной деятельности и в профессиональной подготовке педагогов.

2. Игра в структуре социокультурной деятельности


в социокультурной деятельности использование игры специфично. игра представлена как форма организации деятельности, в которой процесс является одновременно и результатом; как игровой компонент, то есть является частью других видов деятельности; как игровая программа, представляющая собой комплекс игр, объединённых, объединённых единым сюжетом (по л.и. Козловской). Приведём примеры некоторых форм, в которых присутствуют элементы игры.
Викторина - часть мероприятия (игровой программы, праздника, вечера отдыха и т.д.) или самостоятельная форма. Это культурноразвлекательное интеллектуальное соревнование игрового характера. Предполагает выявление эрудированного и сообразительного победителя. В ходе викторины ставятся вопросы, на которые необходимо дать ответы в устной или письменной форме. викторина развивает интерес к знаниям, расширяет кругозор, развивает память и мышление, творческое воображение, смекалку. Различают викторины: исторические, литературные, музыкальные, научно-технические, морально-эстетические, смешанные.
Аукцион — разновидность викторины, в рамках которой важно поставить такой вопрос, на который можно получить как можно больше ответов (например, назвать фильмы, в названии которых встречается числительное, либо конкретное слово; привести крылатые фразы из фильма и др.).
Клуб весёлых и находчивых стал неотъемлемой частью нашей социокультурной жизни и одной из самых популярных форм времяпрепровождения как для участников, так и для зрителей, которых привлекает эта несерьезная игра. Это красочное танцевально-музыкальное молодежное шоу с элементами несерьезной викторины, юмором, шутками, музыкальностью и зрелищностью, обязательным присутствием жюри, обаятельным ведущим. КВН глубоко пустил корни во все слои населения (играют команды школьников, студентов, предприятий).
Методика проведения включает следующие аспекты деятельности:
■ создание постановочной группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель);
■ выбор основной темы и тем для отдельных конкурсов (визитная карточка, разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание);
■ подбор ведущего с учетом специфики мероприятия;
■ организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам;
■ реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты);
■ проведение мероприятия.
Капустник - своеобразный шуточный спектакль, созданный на знакомом аудитории материале. Наиболее распространенными приёмами, используемыми в капустнике являются: пародия (на голос, жесты; перефразирование известных произведений; использование крылатых фраз и т. д.); перенос современного действия в иную эпоху; смешение стилей (например, современные герои разговаривают по мобильному телефону языком средневековых рыцарей); создание абсурдной ситуации.
игра как форма социокультурной деятельности оказывает воспитательное, обучающее развивающее и просветительное влияние. Педагогический эффект игры (по А.Ф. воловик в.А. воловик) заключается в возможности моделирования жизненных ситуаций борьбы и соревновательности; создания условий для взаимодействия и взаимопонимания; сплочения группы, коллектива; создания простора для фантазии, импровизации, творчества; реализации единства познания и рекреации; проявления положительных качества личности, которые в реальной жизни не находят отражения.
К организации игр, используемых в социокультурной деятельности, предъявляются некоторые требования (по И.В.Воробьёвой):
■ игра должна охватывать всех;
■ должна быть доступной и интересной для всех;
■ задания должны быть равными по содержанию и сложности для всех участников;
■ в конце игры должны быть награды.
в социально-педагогической работе игра используется как в досуговой сфере, так и в реабилитационной.
игру в сфере досуга классифицируют (по И.В.Воробьёвой, Л.И. Козловской):
■ по форме - интеллектуальные, творческие, спортивные, подвижные;
■ по количеству участников — индивидуальные, парные, командные;
■ по цели - состязательные, ролевые;
■ по месту проведения - за столом, на сцене, на открытом воздухе, в зале.
игровые программы разнообразны. Представим спектр игровых программ в зависимости от целевых ориентиров: интеллектуальные, познавательные, конкурсные, физкультурно-оздоровительные, театрализованные, коммерческие, профилактические, реабилитационные, фольклорные и т. д.
игра в сфере реабилитации выполнят диагностическую, коррекционную, обучающую, развивающую функции.
игровая терапия для детей является условием правильного, гармоничного развития ребенка. для взрослых - это средство психологической коррекции личности. игровая терапия применяется как отдельный метод, так и совместно с другими видами деятельности. используется в двух формах: индивидуальной и групповой.
индивидуальная игротерапия направлена на то, чтобы дать ребенку возможность в процессе игры проявить своеобразным символическим языком свои эмоции, переживания, высказать чувства, справиться с проблемами, самореализоваться. в процессе игротерапии ребенок должен чувствовать себя свободно. игровой специалист, наблюдая за ребенком и его игрой, фиксирует информацию и делает выводы по коррекционной работе.
Групповая игротерапия применяется как диагностическое и терапевтическое (коррекционное) средство.

Источник: Социально-педагогические основы социокультурной деятельности [Электронный ресурс] : курс лекций / авт.-сост. Н. Г. Здорикова. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.