На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Природа и структура игровой деятельности. Роль игры в социализации личности
Природа и структура игровой деятельности. Роль игры в социализации личности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Основные лекционные вопросы:
1. Сущность и содержание понятия «игра».
2. Специфические характеристики игры как феномена культуры и средства социализации личности.
3. Функции игры в социокультурной деятельности.


1. Сущность и содержание понятия «игра»


Как феномен бытия игра анализируется в герменевтической, феноменологической и экзистенциальной философии, её качественная определённость проявляется с неограниченной вариабельностью.
в философском аспекте игровые явления принадлежат к духовной сфере человека, являются самостоятельной действительностью и реальностью и вторичным выражением существующего. Посредством игры возможно формирование навыков философско-мировоззренческого обоснования своей жизненной позиции; познание окружающего мира и освоение полезной информации на основе противоречивых знаний, созданных в процессе игры. в памятниках философского творчества толкование игровых явлений заключалось в создании образа эвристического и деятельностного сознания, предваряющего развитие отношения человека к миру (сократ, Платон, Аристотель). изначально философские выводы о сущности игры фиксировались в метафорической или образной форме. в дальнейшем начинается её рациональный анализ. Происходит связывание игрового феномена с логико-культурными потребностями человека. игра характеризуется как гуманистическое средство формирования культуры взаимоотношений, способствующая укреплению контактов между людьми; как особый адогматичный тип миропонимания и форма существования свободы личности (Ж.-П. Сартр); самоценная деятельность, превосходящая действительность (Г. Гадамер); высшая страсть, доступная элите (Х. Ортега-и-Гассет). определяющую роль игры в духовной деятельности человека отмечают К. Леви-Огросс, и. Кант, Ф. Шиллер, Дж. Дьюи, Й. Хейзинга и мн. др.
Игра поступательно становится предметом изучения разных наук. историографический анализ показал, что игровые явления как особый способ взаимодействия человека с миром привлекали внимание не только философов, но и учёных из разных областей человеческого знания (политологов, культурологов, социологов, этнографов, этологов, фольклористов, искусствоведов, менеджеров, психологов и педагогов).
в философском понимании игра характеризуется как один из важных видов социальной деятельности, которой присущи отношения взаимозависимости, коммуникативные связи, продуктивность и результативность; элемент человеческой культуры, творящий самого человека и являющийся неотъемлемым атрибутом его жизни.
исследование игры как феномена в философии является основой для толкования ее сущности и образовательного потенциала в педагогике. определение онтологического статуса игры способствует постижению её взаимосвязей с культурой и образованием. изучение аксиологических аспектов игры позволяет определять её ценностные свойства и различать как педагогическое средство, определять моменты перехода в псевдоигру. Познание гносеологических аспектов игры, связанных с постижением человеком мира и самого себя, позволяет конструировать образовательный процесс, повышая его результативность.
возникновение новых игровых форм связано с изменением экономической и социокультурной ситуации в обществе. Некоторые игровые формы (игроизация, игротерапия, игротехника) способны решать проблемы социального отчуждения, распространяющегося в современном обществе (в. А. Аликин, о. с. Анисимов, А. Вайнштейн, с. А. Кравченко и др.).
самоценность игровых явлений определяется их возможностью подтолкнуть человека к осознанию и переосмыслению социокультурного опыта и личностных качеств.
игра - понятие общенаучное.
Первые научные теории игры, где она становится предметом систематического изучения с различных позиций, появляются с последней трети 19 века:
физиологические (Г. Спенсер, М. Лацарус и др.);
■ биогенетические (Г. С. Холл, л. Э. Эпплтон и др.);
социальные (К. Гросс и др.);
биопсихологические (У. Макдауголл, Г. Мерфи, Ф. Я. Бентендейк);
■ социологические (К. Рэйнуотер, Д. Рисмен и др.);
психотерапевтические (З. Фрейд, Я. Морено и др.);
■ культурологические (Й. Хейзинга);
■ теории, синтезирующие несколько подходов к игре как самовыражению (Жан Пиаже) и др.
Многочисленные определения этого явления свидетельствуют о различных подходах к толкованию термина в науке и практике в зависимости от форм проявления данного феномена.
Это понятие игры как:
■ культурного инварианта (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гёссе),
■ как способа коммуникации (Э. Берн),
■ лингвистической реальности (Л. Витгенштейн),
■ математического алгоритма (теория игр),
■ логического механизма (л. Кэрролл) и т.д.


Таблица 2
Определение понятия «игра»

произвольная деятельность, отражающая в условно-обобщённой форме отношение человека к миру, к людям, к самому себе

В. И. Устиненко

особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей; особое педагогическое творение

Г.П. Щедровицкий

преддеятельность, школа социального развития субъекта; средство усвоения социальных установок

Л. С. Выготский

порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир (суть человеческой игры - способность, отражая, преобразовывать действительность

С. Л. Рубинштейн

вид деятельности; форма активности, направленная на адаптацию к внешним условиям и их изменениям, к внутренним изменениям в онтогенезе

Д. Б. Эльконин

упражнение, приводит к формированию навыков, способствует формированию процессов замещения реальности знаками и символами, допускает соревнование и соперничество

Ж. Пиаже

форма познания окружающего мира и исследования

С. Миллер

новая становящаяся культурная реальность, создающая своё собственное содержание; игру необходимо «пройти» (прожить, поучаствовать); удержание двух реальностей в рамках действительности, реальности ставшего и реальности становящегося

Ю. В. Громыко

культурно-историческая универсалия, от которой берут начало обряд, культура, поэзия, танец, музыка; проявление свободы в мире необходимости

Й. Хейзинга

форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксируемого в социально-закрытых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры

Е. С. Рапацевич

 

Л. Т. Ретюнских выделяет несколько способов словоупотребления понятия «игра»: метафорический, функциональный и ноуменальный.
Метафорический способ направлен на исследование семантики слова «игра» как элемента языковой картины мира, что подразумевает изучение проблем языка, мышления, функционирование словесного образа в языке. Несмотря на метафорическое использование слова «игра» с разными смыслами в нашем восприятии все эти явления имеют некую семантическую общность и принимают именно её образ.
Функциональный способ ориентирован на деятельностное отношение к игре субъекта языкового общения и отсюда интерпретация игры как вида деятельности (подготовка, тренировка, развлечение и т.д.).
Ноуменальный способ как инструмент философского исследования предполагает на основе языковых смыслов и значений наполнение языковых конструктов новым содержанием, обогащающим язык. Это объясняется необходимостью структурирования мышления человека при помощи поименования объектов.
в психолого-педагогических исследованиях игра представлена как условие развития и формирования личности и как средство обучения, воспитания, социализации и просвещения человека. для человека игра - это особое выражение отношения к миру (Т А. Кривко- Апинян, В. Д. Пономарёв, В. И. Устиненко и др.). Влияние игры на разностороннее совершенствование личности, развитие творческого педагогического мышления, активности субъекта, улучшение межличностных отношений, способов деятельности обусловило широкое её внедрение в образовательном процессе высшей школы.
игра - компонент деятельности человека, вид общественной практики:
- для ребенка это ведущий вид деятельности, средство разностороннего развития и подготовки к жизни;
— для взрослого это средство проведения досуга, активного отдыха, снятия психологического напряжения, обучения, развития коммуникации и т. д.
Разносторонность воздействия игры на личность отражают её функциональные характеристики.


2. Специфические характеристики игры как феномена культуры и средства социализации личности.


Проявлению культуротворческого потенциала личности как субъекта деятельности способствует игра, рассматриваемая как процесс освоения, сохранения, создания и трансляции культурных ценностей человечества (М. Г. Ермолаева, Н.В. Збаровская, В.В. Петрусинский и др.). в науке понятие игры как ключевого в культурологии стало использоваться после выхода в 1938 году книги «Человек играющий» Й. Хейзинги, где автор убедительно доказывает игровой характер культуры.
в культурологии игра определяется как универсальная и специфическая форма, имеющая автономный характер относительно других видов человеческой деятельности.
специфические характеристики игры как феномена культуры (по Й. Хейзинга):
- игра - это свободное и добровольное занятие, расширяющее человеческий потенциал, так как предоставляет возможность, перевоплощаясь, экспериментировать, моделировать прошлое, настоящее и будущее; способствует росту внутренней организованности человека;
- природа игры символична: с одной стороны, как вид деятельности игра реальна, но в иллюзорном измерении это сфера проявления фантазии, где действует принцип «как будто»; с другой стороны игровой мир, сотворённые фантазией образы, переживаемые эмоции, решаемые в игровом поле проблемы, становятся реальностью;
- игра интерактивна, сама по себе втягивает человека в совместную деятельность, влечёт в мир чувственный, наглядный, телесный, который обособлен от обыденной жизни границами места и времени;
- игра имеет свои пространственно-временные ограничения; ей присуща повторяемость с разнообразными модификациями и обособленность игрового пространства, которое может быть материальным и мыслимым, что придаёт игре некоторую таинственность;
- структурирующим компонентом игры являются правила, регламентирующие игровое поведение, условность игровых отношений, эмоциональность, и являющиеся условием сохранения игры;
- игра двойственна, так как вместе со структурной упорядоченностью характеризуется неопределённостью и непредсказуемостью,
возможностью принятия того или иного решения, результат которого имеет некоторую вероятность достижения поставленной цели;
- игра рассматривается как феномен культуры, в которой человек обретает свободу; с другой позиции это проявление культуры марионеток, искусства, манипулирования людьми;
- игра самодостаточна и внеутилитарна, она обращена не на конечный практический результат, а на сам процесс игры (смысл и цель игры содержаться в ней самой, а конкретизация смыслов осуществляется в зависимости от функционального назначения игры);
- игра полифункциональна, это воспроизведение особенностей различных видов деятельности и как следствие расширение возможностей варьирования условий развития личности.
При выявлении сущности и смысла игры эти характеристики, на наш взгляд, являются основополагающими, знание которых необходимо для понимания отличия игры от её проявлений в различных модусах, в частности, таких как игроизация и псевдоигра.
Под игроизацией принято понимать внедрение эвристических элементов и принципов игры в иные феномены бытия, прагматические жизненные стратегии человека, что позволяет ему эффективно выполнять социальные роли, адаптироваться. Это также новая формирующаяся парадигма рациональности с теоретико-методологическим инструментарием, позволяющим анализировать современное общество. Многие понятия, принадлежащие парадигме игроизации, указывают на стирание границ между объективной и виртуальной реальностью. Хотя характер игроизации определяется учёными как конструктивно-вспомогательный (по С. А. Кравченко) в отличие от псевдоигры, носящей деструктивный характер (Л. Т. Ретюнских).
Псевдоигра представляет собой некорректное использование игровой формы как метода конструирования социокультурной реальности в антигуманных целях, оккупирование пространства чужими смыслами, подменяющими реальность и уводящими человека от подлинного бытия.
Отсюда становится очевидным, что игра - сложное явление, имеющее множество смыслов, обусловленных многообразием форм проявлений феномена игры и интегрированных уровней её бытия.


Выделим некоторые особенности и достоинства игры как средства социализации личности:
■ возможность коррекции мировосприятия человека, отражающего ценностное отношение к себе, окружающей жизни, деятельности (Л. В. Загрекова);
■ обеспечение осмысленности деятельности и личностной активности (С. С. Кашлев);
■ расширение границ сознания субъекта игры (Р.Ильясов);
■ возможность получать собственный практический опыт, аналогичный реальному (Я. С. Гинзбург и др.);
■ возможность перехода от предметной деятельности в мир социально ориентированных отношений (Н. К. Ахметов, А. А. Вербицкий, Л.В. Луцевич, Л. П. Павлова, и др.);
■ возможность употребления активной информации (А. П. Панфилова).


3. Функции игры в социокультурной деятельности


спектр функций игры и их краткая характеристика:
■ обучающая - развитие учебных умений и навыков; игра - это форма приобретения знаний через взаимодействие; трансляция знаний, осуществляемая в виде способов и средств деятельности;
■ развивающая - развитие психических процессов (внимания, памяти, речи, мышления); мотивации деятельности, творческих художественных способностей, познавательных интересов, рефлексии;
воспитательная - формирование взаимоотношений в совместной деятельности;
■ развлекательная - пробуждение интереса, активизация умственной деятельности, создание благоприятной атмосферы; структурирование свободного времяпрепровождения;
■ гедонистическая - доставление удовольствия, воодушевление;
■ социологическая - усвоение социальных отношений;
побуждающая - обусловлена соревновательным характером игры;
организационно-направляющая - состоит в необходимости предварительной работы по подготовке материалов, инструкций, технологических карт, схем и т.д.;
■ эмоциогенная - проявляется в изменении эмоционального состояния;
диагностическая - реализуется через систему взаимных оценок; заключается в диагностике проявления личностных качеств, интеллектуальных, физических сил, творческих способностей, самопознания, выявления отклонений от нормативного поведения, коммуникативных способностей;
■ релаксационная - предполагает уменьшение физического, интеллектуального и эмоционального напряжения, восстановление сил и улучшение здоровья;
■ компенсаторная - заключается в предоставлении возможности органичного сочетания контекстов прошлого и будущего в настоящем времени;
коммуникативная - это созидательные формы взаимодействия, сотрудничество, освоение диалектики общения, установление эмоциональных контактов;
■ самореализации - состоит в уникальной возможности практического применения и проверки накопленного опыта;
■ социокультурная - заключается в усвоении социально-культурных ценностей, игра выступает как средство социализации;
психотерапевтическая - предполагающая восстановление душевного равновесия, коррекцию взаимоотношений; преодоление трудностей в поведении, общении, деятельности;
психотехническая - состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для эффективной деятельности;
межнациональной коммуникации - заключается в возможности моделирования разных жизненных ситуаций, поиска путей выхода из конфликтов, разнообразии эмоций в восприятии действительности.


Вопросы для самоконтроля знаний по теме:
1. Дайте определение понятию «игра».
2. Раскройте социальную сущность игры.
3. Определите психологические механизмы игровой деятельности, опирающиеся на фундаментальные потребности личности в самоопределении, самоутверждении, самореализации.


Виды самостоятельной работы:
1. Отметьте роль игры в жизни человека. Какое место занимает игровая деятельность в жизни ребенка, почему столь важно уметь играть в детстве? Приведите примеры проявления игры во взрослой жизни человека.
2. Подготовьте презентацию игровой формы свободного времяпрепровождения.
3. Создайте игротеку с опорой на функциональные характеристики игры. Организуйте игротренинг.

Источник: Социально-педагогические основы социокультурной деятельности [Электронный ресурс] : курс лекций / авт.-сост. Н. Г. Здорикова. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.