На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Социально-культурные инициативы в сфере досуга
Социально-культурные инициативы в сфере досуга
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Основные лекционные вопросы:
1. Досуговая деятельность добровольных общественных формирований. Социальная деятельность добровольных фондов.
2. Понятие «досуговая стратегия». Типы досуговых стратегий молодёжи (собственно-активный, активно-достижительный, собственно-пассивный, пассивно-продвигающий).
3. Принципы регулирования молодёжного досуга.


1. Досуговая деятельность добровольных общественных формирований. Социальная деятельность добровольных фондов


К добровольным общественным формированиям относятся различные общества, союзы творческой интеллигенции и фонды.
Добровольные общества - это организации людей, объединенных едиными интересами для участия в общественной жизни своего города. Это могут быть: советы ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов; оборонно-спортивные и технические общества (ДОСААФ, РОСТО); общества лиц с ограниченными возможностями здоровья; общественные организации родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; общества любителей спорта; общества защиты животных и др.
Целевые ориентиры культурно-досуговой деятельности - оказание помощи в организации и проведения праздничных и досуговых мероприятий с учетом направления каждого общества.
Союзы творческой интеллигенции (союз журналистов, союз писателей и др.) создаются чаще всего по принципу и подобию союзов для поддержки всех творческих начинаний в своей сфере; помощи творческим людям в издании, опубликовании, показе создаваемого материала, а также для накопления и распространения профессионального опыта.
Добровольные фонды - некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов на преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественнополезные цели.
Фонды вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых фонд создан. Основополагающими принципами создания фонда являются принципы добровольности, общедоступности, нравственной обусловленности, дополнения и обогащения духовных ценностей личности, эстетизации досуга; единства информационно-логического и эмоционально-образного влияния на сознание, чувства и поведение личности.


2. Понятие «досуговая стратегия». Типы досуговых стратегий молодёжи (собственно-активный, активно-достижительный, собственно-пассивный, пассивно-продвигающий).


Досуговая стратегия - механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, способы реализации целей, в которых молодой человек видит результат своего досугового времяпрепровождения.
В зависимости от уровня досуговой активности и доминирующей ориентации, в которой кроются причины направленности интересов и целевых ориентиров выделяют четыре типа досуговых стратегий молодежи - два активных и два пассивных:
■ собственно активный;
■ активно-достижительный;
■ собственно пассивный;
■ пассивно-продвигающий.
два первых типа характеризуются участием в активных видах досуга, но отличаются целевой ориентацией: наличием (активно-достижительный тип) или отсутствием (собственно активный тип) четко сформированной цели достичь в пространстве досуга значимого результата (социального статуса или каких-либо жизненных успехов посредством реальных усилий в сфере досуговой деятельности).
Два других типа - пассивные - связаны соответственно с реализацией стратегии посредством пассивных форм досуга. Характер их отличия также заключается в содержании целевой ориентации: наличии (пассивно-продвигающий тип) или отсутствии (собственно пассивный тип) сформированной цели «продвинуться», получить тот же, например, значимый статус, но только без ориентации на конкретный, видимый результат деятельности на досуге.


3. Принципы регулирования молодёжного досуга


Для части молодежи досуг выступает замещающим другие сферы жизнедеятельности пространством, выполняя таким образом функцию, названную компенсаторной функцией, которая раскрывает возможности самоутверждения в досуговом пространстве взамен других сфер жизнедеятельности.
Происходящие в сфере досуга молодежи трансформации обусловливаются не только изменением общей социокультурной ситуации, но и появлением у самой молодежи новых досуговых стратегий.
Это связано с тем, что формирующиеся в сегодняшних социокультурных условиях современной молодежью цели досугового времяпрепровождения не удовлетворяются существующими в практике средствами их достижения - видами досуга.
В результате, одни виды досуговой деятельности молодежи перестают быть популярными и распространенными, другие претерпевают существенные изменения, наполняются новым содержанием. Кроме того, возникают абсолютно новые, не имевшие ранее места в практике проведения молодежью досуга виды, появление которых обусловлено особенностями информационного века.
Процессы формирования культуры досуга молодежи рассматриваются в аспекте регулирования (а не управления) всего свободного времени.
Это связано с тем, что досуг - часть свободного времени, поэтому регулирование досуга подразумевает воздействие на пространство всего свободного времени.
Кроме того, поскольку досуг, как и свободное время в целом, не автономная сфера жизнедеятельности, то регулирование досуга может осуществляться опосредовано, путем переориентирования молодежной активности из досуга в другие жизненные сферы, например, трудовую или общественную деятельность. Метод регулирования свободного времени в таком случае заключается в акцентировании внимания молодого поколения на другом значимом «поле» деятельности и создании необходимых для этого условий.
Другим важным методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов, предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положительное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи.
Регулирование свободного времени и досуга молодежи должно строиться на принципах свободы, интереса и толерантности.
Свобода рассматривается как противоположность принуждению, строгой регламентации поведения, предписанию, чем надо заниматься.
Принцип интереса призван создавать в пространстве досуга условия для самоорганизации молодежи, содействовать проявлению ее инициативности - формированию в сфере досуга активной позиции, обеспечить учет реальных потребностей молодежи в организации и проведении ее досуга.
Под принципом толерантности понимается желание и способность субъектов, осуществляющих регулирование досуга молодежи, понимать и принимать возникающие у молодого поколения досуговые интересы и потребности.
При этом отмечено, что толерантность не должна касаться таких видов досугового времяпрепровождения, которые принято считать девиантным поведением (например, употребление алкогольных напитков и наркотиков, хулиганство и пр.).


Принципы, отражающие педагогическую сущность досуга и способствующие успешности процессов социально значимого самоутверждения и творческого самовыражения молодёжи:
• принцип субъект-субъектного взаимодействия участников и организаторов культурно-досуговой деятельности, ориентирующий на диалогизацию их отношений, сотрудничество и сотворчество в постановке целей деятельности, выборе форм и средств реализации поставленных задач, преодолении трудностей и удовлетворении от полученного результата;
• принцип развития инициативы и самодеятельности подростков, обеспечивающий реализацию процесса их самоутверждения и самовыражения в культурно-досуговой деятельности;
• принцип целостности педагогического сопровождения процессов самоутверждения и самовыражения личности подростка, предопределяющий единство всех уровней его реализации, их взаимодействия и учета специфики каждого уровня;
• принцип дифференцированного подхода, учитывающий половозрастные особенности самоутверждения и самовыражения подростков, ориентирующий на отношение к личности участника культурнодосуговой деятельности как самоценности, обладающей неповторимым своеобразием склонностей и задатков, способной к реализации в жизни заложенного творческого потенциала;
• принцип комплексного использования функций культурно-досуговой деятельности в процессе самоутверждения и самовыражения личности подростка.


Вопросы для самоконтроля знаний по теме:
1. Раскройте содержание досуговой деятельности добровольных общественных формирований.
2. Какой социальной деятельностью занимаются добровольные фонды. Приведите конкретные примеры.
3. раскройте понятие «досуговая стратегия». Назовите типы досуговых стратегий молодёжи.
4. охарактеризуйте принципы регулирования молодёжного досуга.
Виды самостоятельной работы:
1. Подготовьте на основе изданий периодической печати реферативные выступления о значении молодёжного досуга. Подготовьтесь к дискуссии о досуговых стратегиях молодёжи.
2. Приведите примеры общественных объединений, которые занимаются организацией досуга для лиц с ограниченными возможностями, действуют на территории республики Беларусь.
3. выделите основные достоинства и недостатки коммерческого сектора организации досуга.
4. создайте мини-словарь молодёжной лексики, отражающий особенности разных субкультур.

Источник: Социально-педагогические основы социокультурной деятельности [Электронный ресурс] : курс лекций / авт.-сост. Н. Г. Здорикова. - Электрон. данные. - Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. - Загл. с экрана.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.