Г.В. Панарина Самарский региональный центр для одаренных детей.
Значение биологии в современном обществе заключается в том, что она служит теоретической базой многих наук. Биологические знания используются в различных сферах человеческой жизни. Получение качественной сельскохозяйственной продукции невозможно без использования биологических знаний о строении и функционировании растительного и животного организмов, законов их взаимодействия с окружающей средой, особенностей природных и искусственных экосистем, биологических методов борьбы с вредителями сельского хозяйства. Наука биология определяет развитие современной медицины. Открытия, сделанные в физиологии, биохимии и генетике, дают возможность правильно поставить диагноз больному, подобрать эффективное лечение. Биологические знания используют в технике, они являются теоретической базой ряда производств пищевой, легкой, микробиологической и других отраслей промышленности. Решение проблемы рационального использования биологических ресурсов, охраны природы и окружающей среды возможно только с применением биологии.
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для работы с одаренными детьми? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Поэтому перед каждым учителем стоит задача по формированию и развитию у одаренного ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности и знаний предмета.
Ответы на данные вопросы можно найти в теории: - развивающего обучения В.В.Давыдова (идея развития теоретического мышления «от общего к частному», «от абстрактного к конкретному»); - семиотического подхода к обучению, доказавшему, что в процессе своего психического развития человек совершенствует работу своего интеллекта главным образом за счет развития особых технических «вспомогательных средств мышления и поведения», имеющих знаковосимволическую форму. (Л. С. Выготский: информация в процессе усвоения проходит стадии свертывания, концентрации, превращаясь в сознании в некоторые знаковые, кодовые, символьные - семиотические образы. П.Я. Гальперин: знаково-символические структуры, равно как и слово, выполняют роль ориентировочной основы в психической деятельности.)
Возможность технологично реализовать указанные выше теоретические подходы можно в технологии концентрированного обучения различные варианты реализации которой представлены в трудах В.Ф. Шаталова, М.П.Щетинина, П.М. Эрдниева и др. (Концентрированное обучение- технология организации обучения, при которой осуществляется концентрация познавательной энергии учащихся и их рабочего времени за счет объединения уроков в блоки, сокращение числа параллельно изучаемых дисциплин в течении учебного дня, недели. Цель концентрированного обучения- повышение качества обучения и восприятия учащихся через создание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими закономерностями воспитания). Реализация данной технологии осуществляется с помощью знаково-символических структур: структурно-логических схем, опорных конспектов, фреймов. Именно структурное представление информации позволяет идти не от простого к сложному, а наоборот, от общего смысла изучаемого явления, его сущности, взаимосвязи структур его составляющих, нерешенных проблем к пониманию значения и функций его частей. Организовать содержание позволяет компактно расположенная, структурированная по ключевым смысловым направлениям информация, где понятия лаконичны и взаимосвязаны между собой в логической последовательности.
Подача информации предполагает несколько вариантов: Во-первых, есть возможность просто в логичной последовательности разворачивать данную информацию и обсуждать нерешенные проблемы, привлекать новые научные данные биологии. Так обычно делают на очень сложных для понимания темах, например нуклеиновые кислоты-носители наследственной информации и матрицы в процессе передачи генетической информации из поколения в поколение. Во-вторых, можно построить проблемное разворачивание конкретной темы в диалогическом общении с обучающимися, когда вся тема построена как некая система интересных проблем, ответы на которые кроются в смысловых компонентах изучаемого целого. Этот подход можно использовать в процессе рассмотрения практикоориентированных вопросов биологии, например в темах основы наследственности и изменчивости, биосинтез белка. В-третьих, организация самостоятельного изучения нового материала по опорному конспекту дома по типу идеи «перевернутого класса». Этот вариант можно использовать, когда тема достаточно проста для понимания и у обучающихся уже есть большой опыт работы с опорными сигналами, либо изучаемая тема есть некоторое обобщение ранее изученных. Необходимо заметить, что любой вариант использования схем при изучении нового материала обеспечивает непроизвольный характер включения новых знаний в собственный когнитивный опыт на уровне долговременной памяти, так как используется для этого зрительный канал (единственный обеспечивающий поступление информации в долговременную память) и его сопряжение с другими. Компактность изучения теоретических понятий и глубина их освоения позволяет увеличить время на практические и лабораторные работы, в рамках которых обеспечивается формирование личностных, регулятивных и коммуникативных УУД, развитие творческих способностей и ценностных ориентаций обучающихся. Большую роль в этом оказывают ситуационные задачи, в процессе решения которых опорные конспекты позволяет детям более уверенно искать аргументы, они не бояться обсуждать сложные задачи на развитие логического мышления. На уроках остается время и для ориентации на гуманитарные ценности. Как правило, это интегрированные уроки биологии и литературы, например, «Мир фантастики и биологии», также можно рассматривать образ врача в произведениях русских писателей, имеющих медицинское образование. Таким образом, технология концентрированного обучения помогает иначе организовать содержание и обеспечить его подачу на другом уровне. Что позволит выйти на принципиально новую ступень организации деятельности обучающихся.
Библиографический список 1. Гусева В.Е., Епишева О.Б.,Монахов В.М., Трушников Д.Ю. Педагогические технологии в профессиональном учебном заведении: Учебник / Под общ. ред. д-ра пед. наук, профессора О.Б. Епишевой. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2009. 260 с. 2. Остапенко А. А. Концентрированное обучение как педагогическая технология: 13.00.01 : автореф. дис. ... кандю пед. наук Краснодар 1999г. 3. Педагогические технологии: учебное пособие для педагог. спец / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков; под общ. ред. В. С. Кукушина. 3-е изд.; испр. и доп. М.: Ростов н/Д: Март, 2006. 333 с. 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Источник: Образование в современном мире: достижения, вызовы, перспективы: сборник научных трудов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Самара, 20 февраля 2020 года) / отв. ред. Т.И. Руднева. - Самара: Ваш Взгляд, 2020 - 432 с. |