На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Особенности проявления школьного буллинга и его профилактика
Особенности проявления школьного буллинга и его профилактика
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

© Тудупова Туяна Цибановна кандидат психологических наук, доцент
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а
© Кучинская Анастасия Александровна магистрант
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а


Статья посвящена одной из актуальнейших проблем современного образования. Проблема школьного буллинга являлась острой во все времена, но была и остается недостаточно решенной. Значимость исследования для дальнейших профилактических работ и мероприятий по разрешению и предотвращению данного явления не вызывает сомнения. Раскрывается современное состояние буллинга в школьном коллективе и описывается экспериментальное исследование в условиях дистанционного обучения учащихся общеобразовательных учреждений. Даны практические рекомендации по снижению школьного буллинга среди учащихся. Подчеркивается, что для предотвращения буллинга следует повышать культуру населения и уделять большее внимание нравственному воспитанию школьников. Очень важно, чтобы буллинг и агрессивное поведение не становились обычным явлением, а враждебность не являлась нормой поведения.


Ключевые слова: школьный буллинг, травля, жертва, наблюдатель, буллер, профилактика буллинга.


Каждый день в СМИ говорят о плачевных ситуациях, происходящих в школах не только нашей страны, но и всего мира. Издевательства, конфликты между учениками — все это становится неотъемлемой частью жизни школьного коллектива. И это, к сожалению, лишь малая часть того социального айсберга, который на сегодняшний день называют буллинг.
Буллинг — это преследование какого-либо из участников коллектива со стороны другого участника коллектива, которое носит негативный характер. Организует буллинг чаще всего один (буллер), часто это происходит с сообщниками этого агрессора, а подавляющее большинство остаются свидетелями в такой ситуации. При буллинге жертвы оказываются не в состоянии защититься от агрессоров и, таким образом, травля отличается от простого конфликта, в котором, к примеру, силы каждой из сторон относительно равны. Как можно наблюдать из многочисленных исследований, травля может быть и в физической, и в психологической форме и проявляться в совершенно разных возрастных и социальных категориях. А в наиболее сложных случаях может даже принять характер групповой преступности [1, с. 420-428].
Эксперты отмечают, что с каждым годом наблюдается рост жестокости между детьми, и это становятся причиной депрессивных состояний, соматических, аутоиммунных заболеваний и даже попыток суицида [5, с. 26-33]. Согласно статистике, в современных российских школах более 50% детей подвергались различным видам агрессии и буллинга. А значит, что травля затрагивает большую часть учащихся и имеет достаточно серьезный и масштабный характер [6].
Первые статьи по данному вопросу, именно школьной травли, появились относительно давно. К. Дьюкс еще в 1905 г. опубликовал свою научную работу по проблеме буллинга [3]. А первые уже систематические исследования в этой области провел Д. Ольвеус, научный деятель родом из Скандинавии, который в 1993 г. опубликовал термин, охватывающий принципы и свойства школьной травли. Именно этот термин стал общепринятым для трактовки агрессивного преследования в среде детей и подростков: «Бул- линг (травля)— это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивно поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы» [7]. В данном понятии он смог отразить основные формы проявления этого феномена, что дает нам сразу же из трактовки понять сущность и суть школьного буллинга. В трудах таких исследователей, как В. Н. Бутенко, И. В. Волкова, С. В. Кривцова, Д. А. Лэйн, О. А. Сидоренко и др., буллинг представляют, как форму насилия, проявляющуюся в целенаправленных и неоднократно повторяющихся актах насилия по отношению к более слабым по статусу личностям, будь то физически или же психологически [6].
Встает также вопрос о повышении уровня агрессии среди учеников после возобновления очной формы обучения. Ведь есть опасность, что школьники будут «восстанавливать» и «догонять» не только образовательную программу, но и социальную, в ходе чего может появиться отрицательная динамика во взаимоотношениях учащихся и вымещении некоторыми из них стресса на своих одноклассниках или даже младших школьниках. Чем обернутся такие длительные перемены для системы образования и науки в целом неизвестно, но, безусловно, на школьников такая изоляция от общения и социализации в коллективе сверстников сыграет большую роль. И обострение буллинга вполне вероятно, исходя из вышеуказанного.
Как отмечают исследователи, внимание на профилактику буллинга в школе посредством целостно организованной работы по психологическому просвещению всех участников образовательной сферы, и в первую очередь, педагогического состава школы. Психологическая профилактика как вид деятельности педагога-психолога имеет направление на сохранение и укрепление психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Основной ее целью является предупреждение всевозможных психологических проблем у детей. Главным итогом проведения профилактической работы по предупреждению травли в общеобразовательных учреждениях является формирование безопасной среды для учащихся, то есть таких условий, в которых максимально снижено либо даже устранено влияние факторов, провоцирующих буллинг и агрессивное поведение среди учеников по отношению к друг другу. Психологическое просвещение рассматривают как работу по формированию у всех субъектов образовательного процесса потребности в психологических знаниях, желания и умения их использовать в целях самопознания, саморазвития и самоопределения, достижения определенного уровня психологической культуры. Основная цель психологического просвещения — формирование и повышение психологической культуры учеников, родителей, педагогов и даже администрации. В качестве основных функций просвещения выступают развивающая, активизирующая, инструментальная, профилактическая работа с каждым из звеньев данного ряда участников [4].
Данный вопрос был и, к сожалению, остается нерешенным, в связи с малочисленным количеством работ и теоретического материала по нему, что отражает значимость исследования. Именно поэтому мы отстаиваем позицию, включающую в себя изучение развития такого явления как буллинг в социуме школьной среды для дальнейшей разработки психопрофилактических программ с целью предотвращения и устранения проявления агрессии и насилия среди детей еще на ранних этапах зарождения этого во взаимоотношении учащихся. В нынешней ситуации, а именно ив условиях самоизоляции школьников и применении дистанционного обучения по всей стране, как было отмечено некоторыми из ребят, учиться сложно, в связи с неподготовленной платформой для процесса получения знаний, но эмоционально им гораздо легче, т. к. отсутствует контакт с «задирами» класса и борьбой за личное пространство и неприкосновенность.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что вне школьных условий и на дистанционном обучении у школьников более положительные результаты эмоционального состояния, в связи с отсутствием социального давления в виде школьного буллинга со стороны сверстников и учителей. И именно это будет служить доказательством важности психокоррекционных мероприятий по снижению уровня буллинга в школах. Научная новизна исследования отражена в уникальности изменений условий проявления школьного буллинга и, конечно же, в беспрерывном развитии данного явления. Нами было проведено исследование посредством опроса учеников нашего города. Выборка состояла из 113 учеников нескольких школ города Улан-Удэ от девятых до одиннадцатых классов. Благодаря результатам данного опроса нам удалось выявить и доказать наличие такого феномена как буллинг в школьной среде и, даже, исходя из результатов, его преобладание над более «спокойной» обстановкой в общеобразовательных учреждениях нашего города.
В ходе научного исследования нами было выявлено, что большая часть учащихся, а именно 61,06% от общего числа нашей выборки, хоть и иногда, но все же сталкивались с буллингом в свою сторону. 15,93% из всех опрошенных достаточно часто попадали под агрессивное воздействие со стороны буллеров. И только 23,01% учащихся никогда не подвергались данному явлению.
Достаточно наглядным является результат опроса по критерию свидетельства учащихся такого феномена как школьный буллинг, ведь 89,38%, что является подавляющим большинством, ответили положительно, а значит, что большая часть нашей выборки видели и принимали участие в данной ситуации, будь то в роли жертвы, буллера или же наблюдателя. И по результатам последнего критерия нашего опроса было выявлено, что 27,43% от общего числа опрошенных нами школьников участвовали в буллинге в отношении другого ученика, что может означать наличие осознания учащимися их причастности к проявлениям буллинга в школьном коллективе. Что также не может продолжать игнорироваться некоторыми из педагогических коллективов, администрациями школ в целом и родителями школьников.
На данном этапе изучения школьного буллинга мы использовали два опросника для измерения психоэмоционального состояния учащихся, их настроения и уровня тревожности во время обучения подростков в очном режиме: Шкала тревоги Спилбергера-Ханина, Тест «Самочувствие, активность, настроение» (САН) (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников). Анализируя результаты исследования нашей выборки, приведенные к общему числу, можно сделать вывод о среднем уровне активности и настроения учащихся, но и в то же время о пониженном уровне самочувствия, высокой ситуативной и личностной тревожности учащихся. Что может свидетельствовать о возможных переживаниях, страхах и даже апатичных состояниях молодого поколения. Данные результаты так же нельзя оставлять без внимания, так как такие показатели относительно самочувствия детей в школьном коллективе являются негативными и указывают на значимость проведения определенных работ со всем школьным социумом для повышения выше выявленных показателей.
На третьем этапе мы провели повторное тестирование, оперируя тем же инструментарием диагностирования учащихся, что и на втором этапе исследования, но уже в условиях смены очного обучения учащихся на дистанционное. И в дальнейшем провели сравнение показателей шкал опросников до и после выхода школьников на дистанционное обучение. Здесь стоит обратить внимание, в первую очередь, на значительное понижение по шкалам ситуативной и личностной тревожности, а также резкий скачок по результатам шкалы настроения и самочувствия. Такая положительная динамика дает понять нам, что все же переход на дистанционное обучение является довольно весомым фактором в изучении влияния данного феномена на школьном коллективе подростков.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

результаты

Рис. 1. Анализ результатов исследования

Но помимо такой положительной динамики по результатам выше описанных шкал, стоит и отметить спад уровня по шкале активности, чего, конечно же, нельзя упускать из виду в ходе данного исследования.
Исходя из математического анализа данных результатов по проведенному исследованию, можно сделать вывод о подтверждении гипотезы об изменении эмоционального состояния учащихся с переходом школ на дистанционное обучение. В результате исследования мы доказали выдвинутую нами ранее гипотезу о том, что вне школьных условий и на дистанционном обучении у школьников более положительные результаты эмоционального состояния, в связи с отсутствием социального давления в виде школьного буллинга со стороны сверстников и учителей. На это указывает нам сравнительный анализ, в ходе которого мы видим изменение таких шкал, как Шкала самочувствия, Шкала настроения, Шкала личностной тревожности и Шкала ситуативной тревожности в положительную сторону. Но, при этом, стоит отметить и изменение Шкалы активности в негативную сторону, что, вероятнее всего, по нашему мнению, может свидетельствовать как последствие постоянного пребывания школьников дома, сложности удаленного процесса обучения и общей усталости за счет этого. Такие показатели являются негативными по отношению к образовательным учреждениям и их системе выстраивания работы с проявлениями буллинга и агрессивного поведения в школьном коллективе детей. И мы уверены, что профилактика, проведение регулярных воспитательных работ с учащимися в виде тренингов и классных часов, своевременная помощь и разговоры с детьми помогут искоренить такое явление как «школьный буллинг», чтобы учащиеся могли в полной мере самореализовываться как личности и дабы ничего не препятствовало их социальному развитию в школьном коллективе.
Безусловно, со сменой программы преподавания, которая, следует отметить, проходит адаптацию под образовательный процесс с новым поколением школьников, должна развиваться и исследовательская работа с социальной обстановкой в образовательных учреждениях. Что, к сожалению, на данный момент является одним из слабых звеньев в системе образования, так как в решении вопросов данного аспекта должны принимать участие не только психологи и учащиеся, но и преподавательский состав школ вместе с родителями самих детей. Только при беспрерывном указании обществу на существование психологического и физического насилия среди детей можно добиться настоящей огласки этого уже достаточно давно кричащего пятна на репутации системы образования и воспитания школьников. Лишь при этом можно добиться общественного резонанса, дабы вовлечь в решение данного вопроса всех касающихся школьного буллинга. Ошибочно предполагать, что в травли виновны только сами ученики, будь то агрессия булле- ра, слабость или особенность жертвы, или же бездействие наблюдателей. Также ошибочно предполагать и то, что вина лежит только на родителях и системе воспитания в семьях детей или же равнодушии со стороны преподавательского состава школы. В наше время прогрессирующего развития школьников нет времени на выяснение виновных в зарождении этого явления. В наших силах помочь молодому поколению в искоренении систематической травли среди них друг другом посредством включения в решение данного вопроса абсолютно каждого причастного к этому. Только в совокупности общих сил есть возможность оказать настоящую помощь школьникам.
Для предотвращения буллинга, по нашему мнению, нужно повышать культуру населения, так как сейчас, к сожалению, мало внимания уделяется нравственному воспитанию. В школах очень редко говорят о таких банальных вещах, как например, о том, что плохо издеваться над другими. Из этого следует, что учителя должны больше внимания уделять своим ученикам и актуальным темам, а родители принимать активное участие в просветительской работе по данным вопросам как с детьми, так и сами. Стоит большая проблема и в том, что данная тема считается той, о которой «не говорят вслух». А именно это и стоит делать, ведь без огласки проблемы о ней никто не услышит, точно так же, как и остаются неуслышанными изгои общества и жертвы буллеров. Очень важно, чтобы буллинг и агрессивное поведение не становились обычным явлением, а враждебность нормой поведения.


Литература
1. Park, A. Hay Boylling and Abus May Age Children Prematureli/ А. Park// Devel. Psychol. — 2012. -№ 33. - P. 420—428.
2. Rigby K. Bullying in schools and what to do about it? / K. Rigby. — Melbourne: The Australian Council for Educational Research, 1996.
3. Аптикиева Л. Р. Буллинг как преморбид асоциальной направленности личности подростка // Вестник ОГУ. 2018. №2 (214).
4. Быкова Елена Анатольевна, Истомина Светлана Владимировна Проблема профилактики
буллинга в образовательной организации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №3.
5. Волкова И. В. Характеристика подросткового буллинга и его определение // Вестник Минского университета. — 2016. — № 2. — С. 26-33.
6. Гребенникова О. А., Добролюбова М. И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № S9. — 0,4 п. л.
7. Гречкина А. А. Психолого-педагогическая характеристика буллинга в общеобразовательной школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25).
8. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. — М. Эксмо, 2005. — 960 с.
9. Моисеева Н. М., Сафронова М. В. Проблема профилактики буллинга в школьной среде // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2015. — Т. 24. — № 2. — С. 114-121.
10. Соловьев Д. Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Науковедение. — 2014. — № 3. — С. 155-162.

Практическая психология: вызовы и риски современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. Т. Ц. Тудупова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.