На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Основные подходы к определению буллинга и его детерминант
Основные подходы к определению буллинга и его детерминант
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кухтова Н.В., Рохкина А.И.
В статье отражены результаты теоретического изучения проблемы буллинга в зарубежных и отечественных исследованиях. Обоснована актуальность данной проблемы в современном обществе, которая заключается в широком распространении среди людей различных форм конфликтов. Одной из форм деструктивного конфликтного взаимодействия является буллииг. Проанализирована детерминанты, определяющие проявление «буллинга», а именно «насилие» и «агрессия». Представлена краткая характеристика подходов к рассмотрению буллинга, также описаны его различные формы и социальная структура проявления. Приведено эмпирическое исследование, направленное на изучение проявлений буллинга у школьников подросткового возраста. Выделены личностные особенности учащихся, которые оказывают влияние на выраженность буллинга и объяснены с позиций представленных психологических взглядов. Несмотря па крайнюю значимость проблемы буллинга, в статье показано, что она недостаточна разработана.


Ключевые слова: буллинг, насилие, виктимность, конфликт, школьная травля, агрессия, жертва, поведение.
Basic approaches to the definition of bullying and its determinant
This article considers the results received from theoretical research on the bulling issue based on foreign, Russian and Belorussian studies. The topicality of this issue lies in the prevalence of various forms of conflicts among people in the modem society. The bulling is considered to be a form of destructive conflict-interactions. Seeing the determinants that express the bullying - «the violence», and «the aggression». This article includes a brief survey of some important approaches to analysis of the bulling. Empirical research described the aimed of studying, the manifestations of bullying among school adolescence children. The characteristics obtained personality of students who have an impact on the severity of the bulling and it’s explained position of psychological views. Also different ways of bulling manifestation and its social structure are described here.
Key words: bullying, violence, victimization, conflict, school bullying, aggression, victim, behavior.
Первые исследования буллиига начались в Норвегии и Швеции еще в 70-х годах XX века, но до сих пор эта тема не теряет своей актуальности. О проблеме буллиига долгое время не говорили, даже не было специального термина, так как слово «травля» не является корректным термином. В Дании и США используются другие понятия, такие как моббинг (почти всегда это групповые формы издевательств над ребенком), притеснение, дискриминация, буллинг.
Р.К. Smith и I. Whitney проводили исследование по выявлению людей, которые в той или иной мере подвергались буллингу, и по статистическим данным получилось, что их количество составляет от 4 до 50%. Иногда регулярная травля со стороны участников конфликта приводит к фатальному исходу, но в некоторых случаях издевательства зависят от ситуации и носят ситуативный характер [1, с. 90]. Д. Лэйн в Англии, Д. Олвеус в Норвегии показали, что многие сталкиваются с проблемой буллиига и эта проблема носит глобальный характер [2].
Следует отметить, что наблюдается интерес к изучению булли lira в работах российских ученых (И.Б. Ачитаевой, В.И. Вишневской,
О. Глазман, И.С. Кона, Д.А. Кутузовой, О. Маланцевой, А.А. Стрельбицкой, Е.Н. Файнштейн) [3, с. 5]. В научных трудах белорусских авторов проблема буллиига не исследовалась, однако синонимичные понятия «виктимность» и «насилие» являются актуальными для отечественных специалистов (Н.И. Бумаженко, А.А. Стрелецко, И.А. Фурманов и др.) [4-6].
Раньше понятие «буллинг» было просто житейским понятием и научно не обосновывалось, но в последние время оно стало международным термином, за которым стоит комплекс психологических, педагогических и социальных проблем. Однако в связи с тем, что буллинг - это массовое явление и проблема остается малоисследованной, то до сих пор в белорусских и российских психологических словарях нет однозначного научного определения данного термина, что является одной из важных причин продолжения изучения этого феномена [7]. То, что понятие «буллинг» выделилось в самостоятельный термин - это говорит о распространенности данного явления, за которым стоит целый ряд психологических, социальных и педагогических проблем. Термин «буллинг» произошел от английского слова «bully», что в переводе означает хулиган, драчун и обозначает физический или психологический террор, запугивание [3].
В психологической литературе очень часто применяется термин «буллинг» для обозначения конфликтного поведения между людьми. Например, Эндрю Миллер и Дэвид Лейн сравнивают это понятие с травлей и рассматривают его как процесс, который длится продолжительное время, как процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, в отношении одного ребенка или группы детей к другому ребенку [1]. Так, ученые выделяют 3 основных подхода, в которых рассматривается буллинг:
1. Диспозициональный - в этом подходе концентрируется внимание на индивидуальных особенностях участников ситуаций травли, внутриличиостных предпосылках, которые приводят к тому, что человек оказывается в них жертвой или агрессором.
2. Темпоральный - изучает неравномерную реализацию рисков на протяжении жизненного пути, а также подчеркивает существование периодов сензитивности в связи с событиями жизни, при переживании которых повышается уязвимость человека и возрастает риск освоения им роли агрессора или жертвы в ситуациях буллинга.
3. Контекстуальный - в этом подходе отмечается роль среды, микроклимата группы и системных процессов в сообществе в том, что доминирующим способом взаимодействия между людьми становится способ, который основан на неравенстве власти: контекст актуализирует внутриличностные предпосылки и переводит буллинг из разряда рисков в разряд действительности.
Эти подходы различаются с точки зрения целей психологической работы, направленной на прекращение ситуаций буллинга [8].
В психологической и справочной литературе зарубежными исследователями буллинг рассматривается как:
- травля (Д. Лэйн) [10] и представляет собой насилие, которое может носить как кратковременный, так и длительный характер, может быть физическое или психическое, и проявляется в отношении индивида или группы людей, не способных защитить себя в сложившейся ситуации (Е. Роланд) [11];
- драка или стычка между двумя людьми (Д. Олвеус) [11];
- длительное насилие, физическое или психологическое, которое осуществляется одним человеком или группой людей и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению (Heald). Чаще всего такое насилие может случаться много раз, однако может и единожды (Delwyn) [7];
- ситуация, когда человеку угрожают, его бьют и пинают, запирают в комнате, отправляют устрашающие сообщения, отказываются с ним разговаривать (Р.К. Smith и I. Whitney) [12];
- школьное насилие, поддающиеся наблюдению действия, которое имеет место в общении между молодыми людьми в школе и которые являются причиной появления чувства обиды или стресса (С. Агога) [12];
- поведение, которое определяется как нападение (физическое или психологическое, социальное, вербальное) и может проявляться неоднократно у людей, чья власть формально или ситуативно выше, над теми, кто не может защититься, с намерением причинить страдание для достижения собственного удовлетворения (Besag) [10];
- провоцирует нарушение правил во взаимодействии, в котором авторитетный субъект неоднократно демонстрирует такое поведение, что рождает замешательство менее доминирующего субъекта и может быть совершен индивидуально или в группах (R.J. Hazier) [7];
- особый вид насилия, когда человек нападает физически либо угрожает другому человеку, слабому и бессильному, для того, чтобы он ощущал себя изолированным, напуганным, лишенным свободы действий длительное время (Tattum) [8].
Эффекты, которые были вызваны феноменом «буллипг», согласно результатам исследований А. Келли и Д. Олвеуса, могут иметь долгосрочный характер и воздействовать на жизненное благополучие в целом и переживание различных трудностей в зрелом возрасте. В свою очередь, исследования К. Rigby, Н. Roberto, S. Alexander показали, что если ситуация буллинга повторяется, то это может вызвать психологический шок, тяжелую депрессию, психопатологии и ухудшение физического здоровья, что еще раз подчеркивает значимость проблемы буллинга.
Российские исследователи рассматривали понятие «буллинг» как:
- «запугивание, физический или психологический террор, который может быть направлен на подчинение одного человека другому и на то, чтобы вызвать у другого страх» (И.П. Кон) [9];
- «школьная травля» (school bullying), которая включает в себя совокупность социальных, психологических и педагогических проблем, которые затрагивают процесс продолжительного физического или психического насилия со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не может защитить себя в данной ситуации (О.Д. Маланцева) [11];
- психологическая, физическая или психологическая агрессия (нападение) с целью нанести вред жертве, запугать ее и/или стрессировать (Е.Н. Ушакова) [13];
- форма межличностного взаимодействия, где один человек выступает в роли обидчика, а другой - в роли жертвы, которая длительно и систематично подвергается физическому и/или психологическому насилию (Т. Мерцалова) [14];
- стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени встречается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей, обладающих большей властью (силой) (О.Л. Глазман) [15];
- продолжительное сознательное, насилие, которое не является самозащитой и исходит от одного или нескольких человек (И. Бердышев) [16].
По мнению Д. Миллера, буллинг включает в себя четыре существенных компонента:
- по отношению к другим людям - это всегда агрессивное и негативное поведение;
- такое поведение носит постоянный характер;
- наблюдается обычно тогда, когда участники общения обладают неодинаковой властью;
- грубость агрессора является умышленной [12].
Следует отметить, что иногда рассматривают буллинг как синоним к понятию «виктимиость» и «насилие» (таблица 1). Однако вик- тимность определяется как повышенная способность человека в силу социальной роли или ряда духовных и физических качеств, при определенных объективных обстоятельствах, становиться потерпевшим [5]. А насилие - это любой способ поведения, используемый для того, чтобы управлять мыслями, чувствами и поступками другого, против его желания, воли и убеждений, но с психологической выгодой для насильника [17]. Одной из причины становления виктимности и является школьный буллинг.
Таблица 1 - Сравнительный анализ понятий «буллинг»,
«виктимиость», «насилие»

Обшее

  1. приводят к негативным последствиям на психологическом, социальном и даже физическом уровнях развитии детей;
  2. низкая самооценка;
  3. высокий уровень депрессии и тревога;
  4. эмоциональная неустойчивость, высокая степень нервно-психической напряженности у участников конфликта;
  5. уровни проявления: слабовыраженный, средневыраженный и сильно выраженный:
  6. по частоте повторений: единичный случай либо происходит много раз;
  7. по степени «открытости» может быть явным и скрытым:
  8. по времени возникновения: может возникать в прошлом и настоящем

Различия

  1. проявление агрессии (буллинг - вербальная агрессия; виктимиость - физическая: насилие - косвенная);
  2. разновидности и классификации;
  3. структура явлений. Структура буллинга: преследователь, жертва,

наблюдатель. Структура виктимности: выражается в качественных характеристиках совокупности жертв преступления, основывающихся на самых       различных       показателях,       раскрывающих       отдельные
стороны виктимности и виктимиость в целом как объективного явления



Несмотря на то, что понятия «буллинг», «виктимиость» и «насилие» имеют сходные признаки, однако буллинг - это самостоятельный термин и более широкое понятие, которое включает в себя характеристики как виктимности, так и насилия.
Нельзя сказать, что буллииг является поведением, скорее всего он представляет собой форму взаимодействия, в которой проявляются различные типы поведения. С одной стороны, буллинг имеет структуру, характерную для конфликта, но с другой - обладает специфическими чертами, которые отличают буллинг от других форм конфликтного взаимодействия. Также важно отметить, что под буллингом понимается тип деструктивного конфликтного взаимодействия в группе, где обидчиком в отношении жертвы, не способной себя защитить, осуществляются длительные повторяющиеся насильственные действия [18].
Буллинг может быть проявлением различных видов агрессии, но в значительном проценте случаев он ближе к косвенной, чем к прямой форме. Скорее всего, именно поэтому он так долго не замечался исследователями агрессии, ведь прямая агрессия видна всем, а вот результаты же косвенной агрессии жертве не всегда удается доказать агрессоры могут ее отрицать (говорить, что ничего не происходит, обиженный просто мнительный или сам ее спровоцировал и т.п.), выдавать за что-то другое (случайность, ошибку самого потерпевшего и т.д.), скрывать свою причастность к ней. Буллииг направляется на наиболее личные уязвимые места жертвы, и поэтому серьезность наносимого ущерба трудно объяснить посторонним [10].
Таким образом, обобщенное определение буллиига сводится в первую очередь к умышленному, не носящему характера самозащиты и не санкционированному нормативно-правовыми актами государства. Во вторую очередь к длительному (повторяющемуся) физическому или психологическому насилию со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно индивида, и которое происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, желание занять лидерскую позицию) [18].
Последствия буллинга не только выступают причиной трагедий, что случаются с его жертвами; они видоизменяют личность всех, кто участвовал в нем или же оказался наблюдателем. Есть люди, которые видят в буллииге способ самоутвердиться. Вторая группа людей это те, которые горят желанием стать более авторитетными и казаться сильнее за счет буллинга. Третьи хотят привлечь внимание на себя или же запугать окружающих. Четвертые вовсе завидуют своей жертве. Пятые возможно и сами когда-то пострадали от хулиганов в свое время, и поэтому они сейчас вымещают свою злобу на других; а некоторые просто не понимают, что ведут себя неправильно и как это может отразиться на жертвах [19].
Основываясь на данных исследованиях, следует отметить, что буллинг является актуальной проблемой современного общества и в основном скрыт для окружающих людей. Из анализа определений буллинга видно, что именно «насилие», «агрессия» и «виктимиость» являются основными детерминантами данного явления:
- длительное насилие, физическое или психологическое, которое осуществляется одним человеком или группой людей и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению (B.A.Heald) [15];
- психологическая, физическая агрессия (нападение) с целью нанести вред жертве, запугать ее и (или) стрессировать (Е.Н. Ушакова) [20].
Виктимиость в составе понятия «буллинг» определяется как повышенная способность человека в силу социальной роли или ряда духовных и физических качеств, при определенных объективных обстоятельствах становится жертвой [21].
Свойство виктимности взаимосвязано с неадекватно заниженной самооценкой, с неспособностью, а порой, и нежеланием отстаивать собственную позицию, брать на себя ответственность за принятие решения в проблемных ситуациях, с высоким уровнем конформизма, с чувством вины [22].
В механизме буллинга ребенок принимает участие как минимум в четырех компонентах виктимности: ситуативные факторы виктимо- генного характера, например, случайные повреждения или участие в коллективной драке; виктимогенные индивидуально-психологические особенности ребенка: агрессивность, конфликтность, дерзость, наглость, или же тревожность, боязливость, неуверенность в себе, сниженный уровень самооценки и др.; специфическое психоэмоциональное состояние ребенка: эмоциональная возбужденность или же угнетенность, утомленность, фрустрация; виктимное поведение: провоцирование конфликтов, драк или наоборот, демонстрация нерешительности, неуверенности [23].
Насилие в качестве компонента буллинга - это применение индивидом различных форм принуждения в отношении индивидов с целью приобретения или сохранения превосходства, завоевания тех или иных прав и привилегий [24].
Вслед за Э. Фромом можно выделить несколько форм насилия:
-игровое насилие - демонстрация своей готовности, ловкости;
- реактивное насилие - защита жизни, свободы, достоинства, своей собственности; направлено не па разрушение, а на защиту;
- насилие из мести - ответ на насилие насилием;
- потрясение веры - вид насилия, которое осуществляет разочаровавшийся, обманутый человек;
- структурное насилие - закрепленное в образе жизни, общественном мнении, интернализируется как «признание насилия»;
- манифестное насилие - насилие, осуждаемое и запрещаемое обществом;
- личное насилие - исходящее от одного лица и проявляющееся в его непосредственном поведении.
Школьное насилие является в основном скрытым для окружающих процессом, однако дети, подвергшиеся ему, получают серьезную психологическую травму, приводящую к различной тяжести последствиям, вплоть до самоубийства [25].
Агрессия как один из компонентов булинга - это мотивированное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Она подразделяется на:
- экспрессивную агрессию — выражена в форме непроизвольной вспышки гнева, ярости, не имеющей целевой напряженности;
- враждебную агрессию - сопровождается нанесением ущерба, применением насилия;
инструментальную агрессию направлена на достижение цели: агрессия представляет собой средство ее достижения [26].
Агрессивность представляет собой личностную позицию, закрепленную в преобладании разрушительных норм общения. Агрессивность- врожденное качество, но в процессе социализации, воспитания личности данное качество может превратиться в доминирующее либо значительно уменьшиться, сублимироваться другими видами поведения, сниматься социальными нормами запрета. Интенсивность агрессивности зависит от содержания социализации воспитания [22].
С точки зрения психоаналитической теории 3. Фрейда насилие изучалось как проявление изначально присущих человеку инстинктов. Он считал, что поведение человека определяют два влечения: сексуальное влечение и влечение к смерти. Наличие постоянного противоречия между инстинктами и социальными нормами, ограничивающими его действия, порождают внутреннее напряжение, которое проявляется, в том числе и в форме насилия. В аспекте концепции 3. Фрейда Я, насилие является результатом конфликта между Я и сверх-Я, который отражает в конечном счете противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего [27]. Согласно 3. Фрейду, влечение к смерти вызывает насилие, но и сама любовь порождает агрессивность (сексуальную). Также автор считал насилие одним из основных компонентов мотивации поведения человека [25].
Представитель неопсихоанализа Э. Фромм предложил теорию человеческой деструктивности, в рамках которой он рассматривал два совершенно разных вида насилия. Первый - «доброкачественное» насилие (оборона, ответная реакция на угрозу) и «злокачественное» насилие (стремление к максимально возможному разрушительному эффекту) [28]. Э. Фромм объясняет, что агрессия и насилие постоянно возникают и, так или иначе, проявляют себя [27].
Представитель непсихоанализа К. Хорни описывает человека с агрессивными и садистскими наклонностями. По ее мнению, агрессия по отношению к другим людям может быть ответной, несмотря па то, что от агрессивных действий могут пострадать окружающие. В большинстве случаев элементы агрессии встречаются в поведении людей, которым никогда не запрещали родители выражать свои насильственные наклонности в отношении других [21]. Такие наклонности могут передаваться как модель жизни от матери или отца либо сложиться в процессе воспитания [29].
В отличие от других теорий, теория социального научения гласит, что насилие может представлять собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. То есть это говорит о поведении, ориентированное на образец.
Существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей насильственному поведению. Было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория подтверждает тот факт, что если за насильственные действия человек получает подкрепление, то повышается вероятность повторения этих действий в дальнейшем [30].
В рамках гуманистического направления в психологии насилие и агрессия являются разновидностью психологической защиты, маской. Агрессия - ответ организма на опыт, который был воспринят как угрожающий, не соответствующий представлению индивида о самом себе (К. Роджерс, В. Франка, Ф. Перле). К. Роджерс предлагал рассматривать человека как изначально конструктивного, считал, что насилие является вынужденным ответным действиям индивида на ограничение его свободы, возможности выбора [21].
Представитель когнитивной психологии А. Эллис считал, что агрессивный человек иногда проявляет насилие. Часто агрессивность в сочетании с враждебностью и гневом мотивирует физическое нападение на других людей. Когда же насилие сочетается с враждебностью, оно не может быть расценено как здоровое, поскольку блокирует достижение целого ряда основных человеческих идей [28].
Значительное влияние на понимание причин, условий проявления насилия оказали исследования К. Лоренца. Здесь насилие берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Основное предположение заключается в том, что организм беспрерывно накапливает агрессивную энергию. Можно отметить, что проявление насилия зависит от двух факторов: количество накопленной в организме агрессивной энергии и силы внешнего воздействия, способного вызвать агрессивную реакцию. Считалось, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессией и что необходимо смириться с ее проявлением [29].
Фрустрационный подход возник как противопоставление концепциям влечений. Популярность среди теорий этого подхода получила концепция Дж. Долларда. Автором был сформулирован вывод о том, что возможна психологическая разрядка насилия: высказывание, сочинение рассказа, рисование картин. И все это замещает реальное проявление агрессии и насилия. Подобное явление получило название «эффект катарсиса» (таблица 2) [30].
И.А. Фурманов с точки зрения аффективно-динамического подхода, предложил нарушение поведения рассматривать, как реакцию на кризисную ситуацию, возникающую вследствие невозможности удовлетворения актуальных потребностей (таблица 2). На появление агрессивных реакций оказывают влияние половозрастные особенности, мотивационные, эмоциональные, волевые и нравственные компоненты регуляции поведения. Они при определенных условиях могут выступать в качестве как катализатора, так и ограничителя агрессивных действий ребенка. Таким образом, агрессия ребенка будет разряжаться через действие, активность, которая будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута цель действия. Если же агрессия не сможет разрядиться, то уравновешенность будет достигаться за счет выполнения замещающих действий [28].
Классические социологические авторы, такие как Э. Дюркгейм («теория аномии») и Р. Мертон полагали, что насилие возникает вследствие социальных переломов, когда отсутствуют четкие нормы поведения и система взаимных ожиданий. Провоцирует насилие в этом случае образующаяся существенная разница между представлениями и потребностями и только в очень ограниченной степени используемыми средствами и товарами для их удовлетворения [20].
В теории индивидуализации 3. Бауман указывает на то, что привлекательность насилия может вырастать в том случае, если при его помощи возникает ясность в неясных ситуациях, если создается, по меньшей мере, на короткое время возможность быть принятым, признанным в группе (таблица 2) [20].

Таблица 2 - Сравнительный анализ психологических взглядов на детерминанты буллинга (насилие и агрессия)

Психологические взгляды на детерминанты буллмига

Ф.И.О.
Предста
вителя

Сущность

Психоаналитическая теория

'3. Фрейд

Агрессия - механизм высвобождения разрушительной энергии путем смешения, которое защищает внутри- психическую стабильность человека.
Насилие является результатом конфликта между Я и сверх-Я, который отражает противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего.
Виктимность определяется как психологическое расстройство, причиной которого является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве - стадии установления психологической автономии

Неопсихоанализ

Э. Фромм

Агрессивность - это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или к самому себе. Насилие и виктимность рассматривались как разновидность агрессивного поведения (игровое, реактивное, мстительное, компенсаторное насилие, насилие из мести, архаическая жажда крови)

К. Хорни

Агрессивность, насилие и виктимность возникают у ребенка, когда он признает и принимает как должное враждебность окружающих или решается на борьбу, чтобы защитить себя и отомстить

Теория
социального
научения

А. Бандура

Насилие, виктимность и агрессия могут представлять собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение и социальное подкрепление

Гуманистическое
направление

К. Роджерс

Насилие, агрессия и виктимность - разновидность психологической защиты, маски; ответ на ограничение свободы индивида, возможности выбора

Когнитивное
направление

А. Эллис

Основным критерием отличия здоровых и нездоровых форм агрессии является наличие невротического набора чувств и поведенческих реакций, которые возникают в результате нереалистического мышления. Насилие и виктимность сочетаются с враждебностью и блокируют достижение целого ряда основных человеческих целей

Теория агрессии

К. Лоренц

Агрессия - это инстинктивно обусловленный, видовой паттерн поведения.
Организм беспрерывно накапливает агрессию, ее проявление зависит от количества накопленной энергии и силы внешнего воздействия, способного вызвать агрессивную реакцию

Фрустрационный
подход

Дж. Доллард

Агрессия, виктимность и насилие - это реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствия на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия

Аффективно
динамическая
модель

И.А. Фурманов

Агрессия, виктимность и насилие - модели поведения, обеспечивающие адаптацию человека, одни из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития жизнедеятельности

Теория аномии

Э. Дюргейм, Р. Мертон

Насилие, виктимность и агрессия возникают вследствие социальных переломов, когда отсутствуют четкие нормы поведения

Теория индивидуализации

3. Бауман

Насилие может выражаться в том случаи, если при его помощи возникает ясность в неясных ситуациях, если создается возможность быть принятым в группе. Агрессия и виктимность возникают при модернизации и усложнении общественных отношений, порождают у индивида чувство протеста и дезинтеграцию

Исходя из рассмотрения различных психологических взглядов на детерминанты буллинга, важно отметить, что насилие и агрессия формируются на ранних этапах развития ребенка в результате влечений (влечение к смерти вызывает насилие, любовь порождает агрессию), а также могут передаваться как модель жизни от родителей к детям либо сложиться в процессе воспитания. В основе проявления насилия лежит либо провокация, то есть человек, который защищает себя от нападок со стороны, либо противоречие. Насилие проявляется только в определенных социальных условиях, когда группа формирует у своих индивидов определенные черты, в том числе и отношение к насилию, также учитывается момент, когда перестает удовлетворяться потребность в безопасности, либо человек находится в кризисной ситуации.
В результате вышесказанного, наиболее непротиворечивыми теориями, которые доказывали бы причины и происхождение буллинга, являются психоаналитическая теория 3. Фрейда и теория социального научения А. Бандуры. С точки зрения всех анализируемых здесь теорий и концепций можно дать следующее определение понятию «буллипг». Буллинг - во-первых, это умышленная агрессия, которая может носить характер самозащиты; во-вторых, это длительное повторяющееся физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которое имеет определенное преимущество относительно индивида, и происходящее в основном в организованных коллективах.


Список использованной литературы
1. Маланцева, О.Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92.
2. Быковская, Е.Ф. Педагогическое насилие: теория и практика / Е.Ф. Быковская // Философия образования. - 2006. - № I. - С. 221-229.
3. Петросяиц, В.Р. Психологическая характеристика старше
классников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 /
В.Р. Петросяиц. - СПб., 2011. - 30 с.
4. Бумажеико, Н.И. Виктимология / Н.И. Бумаженко. - Витебск: ВГУ им. М.П. Машерова, 2010. - 115 с.
5. Стрелемко, А.А. Детско-подростковая виктимность как социально-психологическое явление / А.А. Стрелемко // Мир науки, культуры, образования. - 2013. -№ 5. - С. 222-223.
6. Фурманов, И.А. Агрессия и насилия: диагностика, профилактика и коррекция / И.А. Фурманов. - СПб.: Речь, 2007. - 480 с.
7. Кон, И. Что такое буллинг и как с ним бороться / И. Кон // Семья и школа. - 2006. - № 11.-С. 15-18.
8. Бочавер, А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. - 2013. - №3.-С. 149-159.
9. Olweus, D. Bullying at school: what we know and what we can. do D. Olweus. - New York: Blackwell, 1993.
10. Лэйн, Д.А. Школьная травля (буллинг) [Электронный ресурс] / Д.А. Лэйн.
11. Roland, Е. Bulling: An International Perspective / Е. Roland, Е. Munthe. - London, 1989.
12. Петросянц, В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В.Р. Петросянец // Вестник ТГПУ. - 2011- №6.-С. 151-154.
13. Ушакова, Е.Н. Буллинг - новый термин для старого явления / Е.Н. Ушакова // Директор школы. - 2009. — № 6. - С. 84-87.
14. Мерцалова, Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т. Мерцалова // Директор школы. - 2000. - №3.-С. 25-32.
15. Глазман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Изв. Рос. гос. пед. ун-та имени
A. И. Герцена. - СПб., 2009. - № 105. - С. 159-165.
16. Бердышев, И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев // Первое сентября. - 2005. - № 18. - С. 3.
17. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога /И.Г. Малкипа-Пых. - М.: Изд-во ЭКСМО, - 2005. - 960 с.
18. Селиванова, О.А. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении: монография / О.А. Селиванова, Т.С. Шевцова. - Тюмень: Изд-во Тюмеи. гос. ун-та, 2011.- 232 с.
19. Маланцева, О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92.
20. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. - М.: Смысл; Академия, 2006. - 336 с.
21. Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е.В. Гребенкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 157 с.
22. Денисов, В.В. Размышляя о насилии в современном мире /
B. В. Денисов // Россия и современный мир. - 2002. - № 1. - С. 163-173.
23. Зиновьева, Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. - СПб.: Речь, 2005. - 248 с.
24. Вишневская, В.И. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе / В.И. Вишневская, М.Л. Бутовская // Этнографическое обозрение. - 2010. - № 2. - С. 55-68.
25. Бердышев, И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев // Первое сентября. - 2005. - № 18. - С. 3.
26. Карпов, А.В. Принцип системности как стратегия концептуализации в психологических исследованиях / А.В. Карпов // Третий Ярославский методический семинар (методология психологии). — Т. 1. Ярославль, 2003. - С. 56-58.
27. Анастази, А. Психологическое тестирование: Кн. 1; пер. с англ. / А. Анастази / под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. - М.: Педагогика, 1982. - 320 с.
28. Калмыкова, Е.С. Качество привязанности как фактор устойчивости к психической травме / Е.С. Калмыкова // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2002. - № 1. - С. 23-25.
29. Киреев, Г.Н. Сущность насилия / Г.Н. Киреев. - М.: Прометей, 1990. - 110 с.
30. Кирюхина, А.Б. Психологическая сущность насилия / А.Б. Кирюхина // Закон и право. - 2009. - № 2. - С. 50-52.
Источник: Буллинг в условиях образовательной среды: Б90 межкультурный аспект : монография / Н.В. Кухтова [и др.] ; под ред. Н.В. Кухтовой, С.М. Шингаева. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - 172 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.