На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогическая модель формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению - Реализация модели формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
Психолого-педагогическая модель формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению - Реализация модели формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолого-педагогическая модель формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению
Реализация модели формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
Все страницы

 

2 Реализация модели формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению


Реализация модели формирования готовности к профессиональному самоопределению включает в себя три этапа: подготовку, организацию и собственно реализацию.
Подготовительный и организационный этапы охватывают период, когда разрабатывается программа по профессиональному самоопределению учащихся, оформляются дидактические материалы для реализации развивающей психологической диагностики, формируется банк данных для профессионального просвещения учащихся, проводится работа по теоретической и практической подготовке педагогов к решению проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.
Организационной основой работы по профессиональному самоопределению учащейся молодежи является, с одной стороны, скоординированность действий семьи, школы, учебных заведений и т.д., ответственных за профессиональное становление и профессиональную подготовку молодежи, а с другой объединение усилий всего педагогического коллектива школы для решения задач, связанных с подготовкой учеников к осознанному выбору профессии.
Учитывая вышесказанное, разрабатывается программа по профессиональному самоопределению старшеклассников, которая включает и направления современной профориентации, используемые в школе, и работу с учителями-предметниками, классными руководителями, родителями и учащимися.
Сначала проводится работа со всеми педагогами школы, учитывая то, что они получали общую подготовку по организации и проведению профориентации в педагогическом институте.
Методическая подготовка будущего учителя в стенах вуза должна была обеспечить осуществление профориентационной работы на уроке по предмету и во внеклассной работе, вооружить их соответствующими методическими приемами, широко применяемыми школьными учителями в целях профориентации.
Поэтому раздел программы Центра профессиональной ориентации школы может включать реализацию следующих мероприятий:
1 Теоретический семинар «Компас в мире профессий», где педагоги знакомятся с психологической классификацией профессий и требованиями, которые предъявляет каждая профессия к работнику.
2 Лекции по теме «Перспективы рынка труда» с приглашением специалистов городского Центра занятости населения.
3 Теоретический семинар «Профессиональное самоопределение старшеклассников».
4 Практикум «Основные направления, методы и формы современной профориентации».
5 Психолого-педагогические консилиумы с целью изучения индивидуальных особенностей учащихся 9-11 классов, их профессиональных намерений.
Дальнейшим шагом работы с педагогами может быть комплекс консультаций педагога-психолога отдельно для учителей-предметников по следующим направлениям:
^ «Профориентационный компонент в содержании учебного предмета»;
^ «Оформление «Уголка профориентации» в учебном кабинете»;
^ «Профориентационные игры на уроке».
Для классных руководителей:
^ «Классный час по профессиональному самоопределению»,
^ «Профориентационные игры во внеклассной работе»,
^ «Разработка с учащимися проекта профессионального самоопределения».
Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в учебном процессе может быть организовано следующим образом.
Учителя заранее намечают профессии и специальности, с которыми необходимо знакомить старшеклассников при проведении занятий по той или иной теме учебной программы; дают учащимся сравнительные сведения о технологии работ, выполняемых на лабораторных и практических занятиях, и технологических производственных процессах на соответствующих предприятиях, и на этой основе осуществляют профессиональную консультацию и ориентацию на выбор соответствующей профессии; используют учебно-материальную базу школы для ознакомления с производством и различными профессиями.
Правильно организованная работа учителей-предметников не должна нарушать логику изучаемого предмета и должна способствовать реализации дидактического принципа связи обучения с жизнью.
Процесс формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению во внеклассной работе может включать такие направления: а) информацию о профессиях; б) изучение физических и психологических особенностей школьников (их интересов, склонностей, способностей), проведение групповой и индивидуальной работы по выявлению и развитию устойчивых профессиональных интересов; в) консультации по избранной профессии.
Также целенаправленно может проводиться работа с родителями учащихся старших классов. Классные руководители в процессе родительских лекториев и собраний могут рассказать, как помочь ребенку выбрать профессию, какие ошибки совершаются при выборе профессии, как изучить индивидуальные особенности детей, соответствующие какой-либо профессии.
Работа педагога-психолога в старших классах школы должна быть нацелена на помощь в выборе профессии. В функциональные обязанности педагога-психолога включен пункт: изучение индивидуально-психологических особенностей, интересов, намерений, склонностей и способностей учащихся с целью оказания помощи в профессиональном и жизненном самоопределении. Основными направлениями работы являются профессиональное просвещение, профессиональная диагностика и профессиональное консультирование. Именно педагог-психолог знает теоретические и практические психологические основы профориентации, может сформировать равное уважение старшеклассников к различным профессиям, знает современную проблематику профессионального самоопределения, психологическую классификацию профессий, владеет методами и приемами профдиагностики, умеет работать с набором профдиагностических методик, владеет навыками индивидуального и профгруппового консультирования и активными его методами.
Педагог-психолог не просто диагностирует склонности и способности, но и делает ценные приращения к сознанию, личности и психике школьников. Он видит именно ту часть психической реальности, которая связана с перспективой вхождения учащихся в сообщество взрослых, профессионалов. Здесь школьный психолог осуществляет функцию путеводителя, советчика, наставника.
При этом главный акцент в работе педагога-психолога по формированию готовности к профессиональному самоопределению делается на идее уважения к самостоятельности подрастающего человека и задаче формирования у старшеклассника способности и умения самостоятельно определять и осуществлять свои жизненные планы.
Развивающая диагностика предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность, во-первых, получения каждым старшеклассником информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические и методические процедуры); во-вторых, развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).
Основное назначение диагностических процедур состоит в обеспечении личностного роста учащихся за счет расширения границ их самовосприятия, развития навыков самооценивания и самоанализирования своих психологических качеств, пробуждения потребности в саморазвитии.
Профессиональные пробы и профориентационные игры позволяют определить выраженность профессионально важных качеств и примерить на себя различные виды профессиональной деятельности. Они способствуют адекватному формированию и развитию «образа «Я» в профессии.
Также широко можно использовать информационно-поисковые методы. Например, метод проблемного изложения позволяет сформировать у старшеклассников умение видеть проблему в целом (для страны, города, микрорайона) и переносить полученные знания в новую ситуацию.
Вся вышеописанная деятельность с педагогами, с учащимися, развивающая психологическая диагностика, профориентационные игры и т.д. преследуют основную цель: поэтапно формировать готовность старшеклассников к выбору профессии, одним из результатов которой станет личный профессиональный и жизненный план (ЛПЖП).
Схема построения ЛПЖП включает следующие элементы:
1) представление о роли труда в жизни (ценностно-нравственный аспект выбора профессии);
2) дальнюю профессиональную цель (мечту), согласованную с другими целями жизни (семьей, досугом и т.д.);
3) ближние профессиональную цели (как этапы и пути достижения дальней цели);
4) резервные варианты и их иерархию;
5) познание профессий и соответствующих учебных заведений;
6) познание своих возможностей для достижения целей, то есть реальную оценку внутренних и внешних факторов выбора профессии;
7) знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой;
8) реальную подготовку к достижению целей, частичную реализацию ЛПЖП или его отдельных компонентов, что важно для постоянной корректировки и уточнения ЛПЖП в ходе пробных поисковых действий;
9) другой профессиональный выбор, построение нового ЛПЖП (в случае явного несоответствия своих возможностей и особенностей выбранным целям).
Таким образом, целенаправленная деятельность педагога-психолога совместно с педагогическим коллективом и родителями позволяет сделать более осознанный выбор старшеклассниками своего профессионального пути.
Источник: Мальцева Л. В. Профдиагностика и профконсультирование в работе психолога : учебное пособие. Курган : Изд-во Курганского гос. унта, 2018. 120 с.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.