На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогическая модель формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению
Психолого-педагогическая модель формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психолого-педагогическая модель формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению
Реализация модели формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
Все страницы

1 Структура и содержание психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению

Е.А. Климов считает, что содержание деятельности выбора профессии это образы желаемого будущего, результат цели, особенности осознания себя, своих личных качеств и своего места в системе деловых межлюдских отношений [14].
Понятие «готовность» можно определить как сконцентрированное качество личности, включающее сформированность индивидуально-психологических и волевых черт личности, которые обеспечивают успешное включение человека в новую сферу деятельности.

В исследованиях С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, К.К. Платонова подчеркивается, что готовность следует рассматривать в свете личностно-деятельностного подхода.
М.И. Дьяченко пишет, что готовность это первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. По его мнению, возникновение состояния готовности к деятельности начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной перед ним задачи). Далее идет разработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению появившейся готовности в предметных действиях. В создании, сохранении и восстановлении состояния готовности решающую роль играет то, что она связана с различными сторонами личности. Вне реально существующих связей с другими характеристиками психической деятельности состояние готовности теряет свое содержание [8].
Проанализируем более узкое понятие «готовность к « профессиональному самоопределению», под которым исследователи рассматривают:

устойчивое состояние личности учащегося, в основе которого лежит динамическое сочетание определенных свойств, включающее направленность интересов и склонностей, его практический опыт и знание своих особенностей в связи с выбором профессии (С.Н.Чистякова);
внутреннюю убежденность и осознанность фактора выбора профессии, осведомленность о мире труда, о том, какие физические и психологические требования профессия предъявляет к человеку (Е.А. Климов);
способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я»), анализу профессий и принятию решения на основе сопоставления этих двух видов знаний, т.е. способность к сознательному выбору профессии [16].
Для определения сущности готовности к профессиональному самоопределению необходимо учитывать, что подготовка и осуществление его представляет собой совокупность умственной и практической деятельности. Процессы планирования, выдвижения альтернатив, гипотез относятся к умственным действиям, а развитие и тренировку качеств и навыков, необходимых для выбора профессии к практическим.
Готовность к профессиональному самоопределению, с точки зрения В.А. Полякова и С.Н. Чистяковой, формируется с помощью специальных активных форм и методов профориентационной работы в общественнополезном, производительном труде.
Анализ профессионального самоопределения в контексте личностного и жизненного самоопределения предполагает в качестве идеальной цели не просто выбор профессии. По мнению Н.С. Пряжникова, результатом рассматриваемого процесса является сформированность у школьника «внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности» [36]. Формирование такой готовности будет составлять главный результат профконсультативной помощи.
В рамках личностно-деятельностного подхода готовность к профессиональному самоопределению рассматривается как личностное образование, содержащее высокую мотивацию выбора учебной и профессиональной области.
Ученые, исследующие данное понятие, выделяют различные его структурные компоненты. Однако, не преуменьшая, а, наоборот, используя их вклад в разработку теории профессионального самоопределения, предлагаем рассмотреть теоретически разработанную и апробированную в практике работы психологов школы следующую структуру психологической готовности старшеклассников, которая состоит из трех компонентов:
• личностноцелевого;
• информационногностического;
• рефлексивнооценочного.
Остановимся на интерпретации каждого из компонентов.
Личностноцелевой компонент согласно психологической структуре личности мы подразделяем на мотивационноценностный и эмоциональноволевой подкомпоненты.
1 Мотивационноценностный подкомпонент. Формирование готовности к профессиональному самоопределению происходит на мотивационноценностном фоне личности, то есть обусловлен потребностью в осмыслении целей, задач, содержания профессиональной деятельности в целом и ответственным отношением к поиску внутренних, психологических оснований этого выбора. Сформированность мотивационной сферы является необходимой предпосылкой успешности всякой деятельности, в том числе и выбора профессии.
По мнению Н.С. Пряжникова, содержание мотивационноценностного подкомпонента составляют следующие мотивы и установки: потребность в профессиональном самоопределении, целенаправленность мотивов учения и выбора профессии, понимание социальной значимости. Н.С. Пряжников подчеркивает, что «важнейшим направлением работы является помощь школьникам не только в подборе профессии и места трудоустройства, но и в создании мотивационной и ценностно-нравственной основы самоопределения (именно в психологическом смысле это намного важнее, чем традиционное определение соответствия человека и профессии)» [36].
Основные ценностные ориентации учащихся при выборе профессии:
• иметь интересную работу;
• уметь помогать другим людям;
• иметь настоящих друзей;
• жить разнообразной, увлекательной жизнью;
• добиваться любви и уважения со стороны близких людей;
• приносить пользу окружающим;
• быть в хороших отношениях с окружающими;
• получить высшее образование;
• сделать в жизни что-то выдающееся;
• достичь признания, почета, славы.
Но известно, что потребность в деятельности развивается на основе успешности ее осуществления. Успех обеспечивается развитостью эмоционально-волевого подкомпонента.
2 Эмоциональноволевой подкомпонент. Выделение его обусловлено пониманием роли и значения эмоциональноволевого регулирования в любой деятельности, в том числе и в выборе профессии. Данный подкомпонент включает самостоятельность, инициативность, удовлетворенность от наличия обоснованного профессионального плана. Он характеризуется положительным устойчивым, длительным (постоянным) отношением к выбранной профессии; уверенностью в предоставлении трудностей в овладении профессией; положительным отношением к профессиям, которые «приходится» выбирать даже вопреки первоначальному желанию (во взаимосвязи с личностной самооценкой).
Формирование готовности к выбору профессии зависит от эмоционального отношения к самому профессиональному самоопределению. Эмоциональноволевые качества личности осознаются старшеклассниками как особо важные в связи с подготовкой к будущей профессии.
Информационногностический компонент готовности включает совокупность знаний и умений. Теоретическая подготовка представляет собой знания и умения по профессиональному самоопределению, а также усвоение социальных, экономических, правовых и нравственных аспектов будущей профессиональной деятельности.
В блок знаний школьников, определяющих их готовность к профессиональному самоопределению, мы включаем следующие необходимые группы знаний:
1 Знания области учебных предметов, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
2 Сведения общего характера (классификация профессий, виды профессиональной деятельности, потребности в кадрах, возможности трудоустройства и смены профессии в будущем).
3 Конкретные знания об избранном виде профессиональной деятельности, целях и орудиях труда, об учебных заведениях, в которых можно получить профессию.
4 Знания о себе, о своих личностных качествах, о состоянии здоровья. Эти знания необходимы для того, чтобы ученик мог хотя бы в общих чертах соотнести требования, предъявляемые профессией, со своими индивидуальными особенностями.
В значительной мере данная готовность определяется овладением специальными умениями, в перечень которых входят следующие:
умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями о своих индивидуальных особенностях;
общетрудовые умения и навыки;
умение прогнозировать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспективе;
умение отказаться от безоговорочной ориентации на существующие «моды» по отношению к довольно ограниченному числу профессий.
Повышение обоснованности выбора профессии школьника в значительной степени зависит от умения определить свои профессионально важные качества и пути их формирования. Профессионально важные качества человека представляют собой сложную структуру его индивидуально-личностных особенностей, обеспечивающих успех любой осуществляемой им профессиональной деятельности. Профессионально важные качества это такие характерологические качества, которые: а) соответствуют структуре профессиональной деятельности и формируются именно в этой деятельности; б) обеспечивают эффективность профессиональной деятельности, отвечая основным ее требованиям; в) способствуют успешному формированию профессиональных умений и навыков.
Оценка динамики развития профессионально важных качеств позволяет объективно судить о результативности работы учащихся над собой в плане подготовки к будущей профессии.
Рефлексивно-оценочный компонент готовности школьника к выбору профессии выделен на том основании, что эта деятельность является творческой. Непременное же условие такой деятельности это рефлексивное, как бы со стороны, постоянное видение целесообразности своих действий, протекающих в «определенной форме человеческой предметной деятельности, то есть преобразование природы общественным человеком» [12].
«Готовность к рефлексии это системное, социально
психологическое качество личности, возникающее как результат «наложения» деятельности на структуру личности и отражающее специфику понимания и выполнения субъектом своей социально-профессиональной роли, отношение к учебному труду, а также противоречивый процесс становления личности» [9].
Опираясь на исследования рефлексивных процессов С.Д. Неверковича, Н.В. Самоукиной, содержание рефлексивного компонента готовности школьника к выбору профессии можно определить как способность школьника к переосмыслению средств и логических оснований своей деятельности, целей своих поступков, самооценки и т.д. Благодаря такой способности у школьников формируется устойчивая мотивация на самоизменения и самосовершенствование своей деятельности, своей личности. В содержание этого компонента также входит самооценка своей подготовленности и соответствие профессионального выбора оптимальным образцом.
Достаточная развитость указанных компонентов и их целостное единство показатель высокого уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Решение задачи формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению требует рассмотрения вопроса о критериях, показателях и уровнях сформированности данного вида готовности, используемых в теории и практике профессиональной ориентации.
Коллективом института трудовой подготовки и профессиональной ориентации разработаны критерии, характеризующие уровни сформированности профессионального самоопределения: профессиональные интересы, способности (общие и специальные), мотивация, профессионально значимые черты характера, участие в трудовой деятельности, знания о профессиях и личностных особенностях.
С.Н. Чистяковой выявлены критерии готовности школьников к выбору профессии: общественная направленность личности, интерес и склонность к избираемому виду занятий, степень практической подготовки к деятельности в сфере личных профессиональных интересов. Автор подчеркивает, что если каждый из названных критериев включает в себя ряд проявлений готовности школьников к выбору профессии, в совокупности они могут представить приближенную модель уровня готовности школьников к выбору профессии [43].
Е.А. Климов предложил систему эмпирических критериев, в основе которой установление отношений согласованности между профессиональными планами и склонностями, склонностями и способностями, личными планами родителей[10].
Логически целесообразно распределить критерии и соответствующие показатели по алгоритму: личность знания деятельность, которые соотносятся с компонентами психологической готовности старшеклассников к выбору профессии:
> личностная готовность;
> информационная готовность;
> рефлексивная готовность.
Рассмотрим подробнее показатели каждого из критериев.
Показателями личностной готовности являются:
1) сформированность устойчивого интереса к избираемой профессии и целенаправленность мотивов ее выбора;
2) соответствие здоровья, психологических особенностей требованиям избираемой профессии;
3) волевая активность по формированию профессионально значимых качеств.
Показателями информационной готовности являются:
1) полнота и дифференцированность знаний о профессиях, путях получения, содержания, условий труда и требований к человеку выбранной профессией;
2) знание своих индивидуальных особенностей и развитие профессионально важных качеств;
3) наличие знаний по общеобразовательным предметам, необходимых для успешного овладения избираемой профессией.
Показателями рефлексивной готовности являются:
1) наличие обоснованного личного профессионального плана и запасных вариантов профессионального выбора;
2) желание пробы своих сил в избранной деятельности и самостоятельная активность по ее осуществлению;
3) осуществление самоанализа, самоконтроля и самокоррекции при наличии адекватной самооценки.
В ходе развития профессионального самоопределения школьников происходят изменения в их сознании, обусловленные развитием умений самоанализа, способности анализировать учебную и профессиональную деятельность; накопление допрофессионального, в некоторых случаях и профессионального опыта, приобретаемого в профессиональных пробах. В результате формируется способность личности выбирать учебную и профессиональную области, соответствующую ее интересам, возможностям, склонностям и запросам современного рынка труда. Данная способность рассматривается как динамическая характеристика профессионального самоопределения, и измерение ее позволяет прогнозировать успешность адаптации в профессии, а самому школьнику выявлять адекватность собственных возможностей особенностям профессиональной деятельности. Личность школьника при этом рассматривается в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности.
На основе анализа данных с учетом выделенных критериев и показателей выделяются примерные уровни готовности старшеклассников к выбору профессии: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень готовности характеризуется наличием сформированной мотивационной основы выбора профессии, положительным отношением к ситуации профессионального выбора, активной позицией в выборе профессии, наличием обоснованного плана профессионального самоопределения, включающего запасные варианты выбора профессии; наличием адекватного представления об индивидуальных особенностях, знанием о предъявляемых профессией требованиях к человеку, умением анализировать и сопоставлять их между собой. Учащиеся с таким уровнем готовности целенаправленны; на основе типа личностного самоопределения могут составлять и осуществлять личный профессиональный план, видят ближние и дальние перспективы своей профессиональной судьбы, могут осуществлять контроль и самоконтроль в ходе выбора профессии. Это волевые, заинтересованные в своей деятельности личности, с устойчивым характером и развитым уровнем самоактуализации. Выбор профессии осуществляется ими самостоятельно и обычно не расходится с рекомендациями родителей, учителей.
Средний уровень готовности характеризует учащихся, у которых неокончательно сформирована мотивационная основа выбора профессии. Они имеют неясное представление о своей будущей профессиональной деятельности в связи с недостатком информации о своих качествах и мире профессий; не всегда адекватно оценивают и определяют свои профессионально значимые качества и склонности; нерегулярно, от случая к случаю пополняют информацию о профессиях и особенностях человека. Нечеткие цели не позволяют им иметь обоснованный профессиональный план, они не задумываются о запасных вариантах выбора профессии и не всегда могут правильно оценивать свои качества и требования профессии, а также соотнести их друг с другом. Выбор профессии осуществляется ими, как правило, под влиянием. Обычно их заинтересовывает только та деятельность, которая им нравится, но при этом они не соотносят ее с профессиональной направленностью. Недостаточная активность по осуществлению у них умений самоанализа, самокоррекции и самоактуализации потенциальных возможностей, направленных на формирование необходимых качеств для принятия и осуществления обоснованного решения о выборе профессии.
Низкий уровень представляют учащиеся, которые к окончанию школы еще не задумывались о том, к какому виду деятельности они пригодны. В силу слабой информированности затрудняются назвать конкретное учебное заведение, в котором могли бы продолжать образование, или предприятие, на которое могли бы поступить на работу, при этом слабо ориентируются в своих индивидуальных особенностях, чертах характера, не занимаются самовоспитанием. Нецеленаправленны и инертны. У них слабо развита мотивационная основа выбора профессии, нет положительного активного отношения к ситуации выбора профессии, вследствие чего отсутствует план профессионального самоопределения, они не определяют свою ближайшую профессиональную перспективу и не заинтересованы в актуализации и развитии своих потенциальных профессиональных возможностей. Такие учащиеся не склонны к проведению самоанализа, обычно у них неадекватные самооценка и уровень притязаний, в результате чего они имеют низкий уровень сформированности профессионального самосознания.
Знание показателей и уровней готовности дает возможность выявлять индивидуальные особенности его становления, корректировать деятельность каждого ученика в плане избираемой профессии, давать обоснованные рекомендации по совершенствованию тех качеств личности, которые необходимо учитывать в подготовке к будущей профессии, оказывать помощь учащимся в определении программы самоподготовки к избираемой профессии.

Контрольные вопросы
1 Что включает в себя понятие «готовность к профессиональному самоопределению»?
2 Выделите компоненты готовности к профессиональному самоопределению и опишите их содержание.
3 Составьте схему модели готовности к профессиональному самоопределению, включая критерии и показатели.
4 Опишите уровни готовности к профессиональному самоопределению.

 


 

2 Реализация модели формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению


Реализация модели формирования готовности к профессиональному самоопределению включает в себя три этапа: подготовку, организацию и собственно реализацию.
Подготовительный и организационный этапы охватывают период, когда разрабатывается программа по профессиональному самоопределению учащихся, оформляются дидактические материалы для реализации развивающей психологической диагностики, формируется банк данных для профессионального просвещения учащихся, проводится работа по теоретической и практической подготовке педагогов к решению проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.
Организационной основой работы по профессиональному самоопределению учащейся молодежи является, с одной стороны, скоординированность действий семьи, школы, учебных заведений и т.д., ответственных за профессиональное становление и профессиональную подготовку молодежи, а с другой объединение усилий всего педагогического коллектива школы для решения задач, связанных с подготовкой учеников к осознанному выбору профессии.
Учитывая вышесказанное, разрабатывается программа по профессиональному самоопределению старшеклассников, которая включает и направления современной профориентации, используемые в школе, и работу с учителями-предметниками, классными руководителями, родителями и учащимися.
Сначала проводится работа со всеми педагогами школы, учитывая то, что они получали общую подготовку по организации и проведению профориентации в педагогическом институте.
Методическая подготовка будущего учителя в стенах вуза должна была обеспечить осуществление профориентационной работы на уроке по предмету и во внеклассной работе, вооружить их соответствующими методическими приемами, широко применяемыми школьными учителями в целях профориентации.
Поэтому раздел программы Центра профессиональной ориентации школы может включать реализацию следующих мероприятий:
1 Теоретический семинар «Компас в мире профессий», где педагоги знакомятся с психологической классификацией профессий и требованиями, которые предъявляет каждая профессия к работнику.
2 Лекции по теме «Перспективы рынка труда» с приглашением специалистов городского Центра занятости населения.
3 Теоретический семинар «Профессиональное самоопределение старшеклассников».
4 Практикум «Основные направления, методы и формы современной профориентации».
5 Психолого-педагогические консилиумы с целью изучения индивидуальных особенностей учащихся 9-11 классов, их профессиональных намерений.
Дальнейшим шагом работы с педагогами может быть комплекс консультаций педагога-психолога отдельно для учителей-предметников по следующим направлениям:
^ «Профориентационный компонент в содержании учебного предмета»;
^ «Оформление «Уголка профориентации» в учебном кабинете»;
^ «Профориентационные игры на уроке».
Для классных руководителей:
^ «Классный час по профессиональному самоопределению»,
^ «Профориентационные игры во внеклассной работе»,
^ «Разработка с учащимися проекта профессионального самоопределения».
Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в учебном процессе может быть организовано следующим образом.
Учителя заранее намечают профессии и специальности, с которыми необходимо знакомить старшеклассников при проведении занятий по той или иной теме учебной программы; дают учащимся сравнительные сведения о технологии работ, выполняемых на лабораторных и практических занятиях, и технологических производственных процессах на соответствующих предприятиях, и на этой основе осуществляют профессиональную консультацию и ориентацию на выбор соответствующей профессии; используют учебно-материальную базу школы для ознакомления с производством и различными профессиями.
Правильно организованная работа учителей-предметников не должна нарушать логику изучаемого предмета и должна способствовать реализации дидактического принципа связи обучения с жизнью.
Процесс формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению во внеклассной работе может включать такие направления: а) информацию о профессиях; б) изучение физических и психологических особенностей школьников (их интересов, склонностей, способностей), проведение групповой и индивидуальной работы по выявлению и развитию устойчивых профессиональных интересов; в) консультации по избранной профессии.
Также целенаправленно может проводиться работа с родителями учащихся старших классов. Классные руководители в процессе родительских лекториев и собраний могут рассказать, как помочь ребенку выбрать профессию, какие ошибки совершаются при выборе профессии, как изучить индивидуальные особенности детей, соответствующие какой-либо профессии.
Работа педагога-психолога в старших классах школы должна быть нацелена на помощь в выборе профессии. В функциональные обязанности педагога-психолога включен пункт: изучение индивидуально-психологических особенностей, интересов, намерений, склонностей и способностей учащихся с целью оказания помощи в профессиональном и жизненном самоопределении. Основными направлениями работы являются профессиональное просвещение, профессиональная диагностика и профессиональное консультирование. Именно педагог-психолог знает теоретические и практические психологические основы профориентации, может сформировать равное уважение старшеклассников к различным профессиям, знает современную проблематику профессионального самоопределения, психологическую классификацию профессий, владеет методами и приемами профдиагностики, умеет работать с набором профдиагностических методик, владеет навыками индивидуального и профгруппового консультирования и активными его методами.
Педагог-психолог не просто диагностирует склонности и способности, но и делает ценные приращения к сознанию, личности и психике школьников. Он видит именно ту часть психической реальности, которая связана с перспективой вхождения учащихся в сообщество взрослых, профессионалов. Здесь школьный психолог осуществляет функцию путеводителя, советчика, наставника.
При этом главный акцент в работе педагога-психолога по формированию готовности к профессиональному самоопределению делается на идее уважения к самостоятельности подрастающего человека и задаче формирования у старшеклассника способности и умения самостоятельно определять и осуществлять свои жизненные планы.
Развивающая диагностика предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность, во-первых, получения каждым старшеклассником информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические и методические процедуры); во-вторых, развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде интеллектуального и социально-психологического тренинга, психотехнических, сюжетно-ролевых и деловых игр).
Основное назначение диагностических процедур состоит в обеспечении личностного роста учащихся за счет расширения границ их самовосприятия, развития навыков самооценивания и самоанализирования своих психологических качеств, пробуждения потребности в саморазвитии.
Профессиональные пробы и профориентационные игры позволяют определить выраженность профессионально важных качеств и примерить на себя различные виды профессиональной деятельности. Они способствуют адекватному формированию и развитию «образа «Я» в профессии.
Также широко можно использовать информационно-поисковые методы. Например, метод проблемного изложения позволяет сформировать у старшеклассников умение видеть проблему в целом (для страны, города, микрорайона) и переносить полученные знания в новую ситуацию.
Вся вышеописанная деятельность с педагогами, с учащимися, развивающая психологическая диагностика, профориентационные игры и т.д. преследуют основную цель: поэтапно формировать готовность старшеклассников к выбору профессии, одним из результатов которой станет личный профессиональный и жизненный план (ЛПЖП).
Схема построения ЛПЖП включает следующие элементы:
1) представление о роли труда в жизни (ценностно-нравственный аспект выбора профессии);
2) дальнюю профессиональную цель (мечту), согласованную с другими целями жизни (семьей, досугом и т.д.);
3) ближние профессиональную цели (как этапы и пути достижения дальней цели);
4) резервные варианты и их иерархию;
5) познание профессий и соответствующих учебных заведений;
6) познание своих возможностей для достижения целей, то есть реальную оценку внутренних и внешних факторов выбора профессии;
7) знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой;
8) реальную подготовку к достижению целей, частичную реализацию ЛПЖП или его отдельных компонентов, что важно для постоянной корректировки и уточнения ЛПЖП в ходе пробных поисковых действий;
9) другой профессиональный выбор, построение нового ЛПЖП (в случае явного несоответствия своих возможностей и особенностей выбранным целям).
Таким образом, целенаправленная деятельность педагога-психолога совместно с педагогическим коллективом и родителями позволяет сделать более осознанный выбор старшеклассниками своего профессионального пути.
Источник: Мальцева Л. В. Профдиагностика и профконсультирование в работе психолога : учебное пособие. Курган : Изд-во Курганского гос. унта, 2018. 120 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.