На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретические основы профессионального самоопределения
Теоретические основы профессионального самоопределения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Теоретические основы профессионального самоопределения
Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение
Все страницы

1.1 Краткий обзор теоретических подходов к проблеме профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии

На сегодняшний день в психологической науке большое количество работ посвящено проблеме профессиональной ориентации. За последние годы изданы специальные программы для учителей и школьных психологов по формированию профессионального самоопределения у учащихся. К сожалению, всё это оказалось не до конца востребованным современной школой. В учреждениях общего образования до сих пор не набрал силу специальный курс профориентации, для него нет подготовленных кадров, не предусмотрена возможность широкого практического ознакомления школьников с различными сферами профессиональной деятельности, не осуществляется работа, приучающая школьников оценивать свои личностные возможности и профессиональные умения. И всё это происходит, несмотря на то, что подготовка учащихся к профессиональному самоопределению является одной из основных функций школы.

Все выше описанные проблемы приводят к тому, что старшеклассник очень часто не знает, чего он хочет, кем бы он хотел быть. И даже знание об отдельных профессиях не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения. Реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определённый смысл, т.е. вписываются в контекст его жизненного мира.
Чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстраполяцией этой картины в будущее. Исследования Я.-Э. Нурми позволяют усомниться в том, что познавательная сфера у всех выпускников школы вполне готова для таких сложных действий. Экспериментально подтверждено, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа. Из этого следует, в частности, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Наконец, надо учитывать вмешательство личностной психодинамики, склонность принять желаемое за действительное или вытеснить неприятные ожидания.
Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых в современной психологии. Большое внимание к ней объясняется тем, что профессиональное самоопределение - «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития человека и критерий одного из этапов процесса профессионального становления личности.
Интерес к проблеме профессионального самоопределения не ослабевает независимо от социальных или экономических изменений в любом обществе. Изменяются лишь акценты и ракурсы. На современном этапе акцент в профессиональном самоопределении сделан на личность и процесс ее социализации и самоактуализации, что обусловлено следующими факторами:
• изменения в мире профессий (появление новых профессий, трансформация одних профессий в другие и др.);
• изменения и обновление действий и операций в профессиональной деятельности с приходом компьютеризации, вследствие чего изменяются требования профессий к человеку;
• возрастание роли специализации и профессионализации труда;
• внедрение во все сферы деятельности человека различных технических средств и современных технологий.
Исследователи Института профессионального самоопределения молодежи РАО приходят к выводу о том, что в настоящее время люди вынуждены за свою трудовую жизнь в среднем шесть раз осваивать другую профессию, что связано либо с изменением технической базы, либо с переходом в новую профессию. Соответственно повышаются и требования к человеку, к его умственному развитию, уровню образования и личностным качествам. Это в свою очередь требует от человека любой профессии мобильности трудовых функций, способности адаптироваться к новой современной технике и технологии. Поэтому в настоящее время становится особо актуальной проблема подготовки высокоорганизованной, компетентной, предприимчивой, конкурентоспособной личности, способной проявлять инициативу и деловитость, профессионализм и взвешенность при выборе решений.
Для решения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников необходимо, прежде всего, осознать, какие задачи оказания помощи оптантам являются первоочередными, какие последующими и каков должен быть результат. В зависимости от этого профконсультант строит алгоритм своей деятельности. Современная трактовка цели профессионального самоопределения состоит в формировании личности оптанта как субъекта будущей профессиональной деятельности.
Психологические аспекты профессионального выбора личности выступают в качестве объекта научного исследования с первого десятилетия XX века. Но, несмотря на столь долгий срок изучения, многие вопросы в этой области остаются неизученными. Существует достаточно большое количество подходов к проблеме психологических основ профессионального выбора и становления личности. Остановимся на некоторых из них.
В работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой- Славской проблема профессионального самоопределения рассматривается в связи с исследованиями жизненного пути человека. С.Л. Рубинштейн показал, что проблема самоопределения не может быть разрешена в отрыве от проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром, ибо отношение человека к самому себе, являющееся ключевым моментом в понимании феномена самоопределения, в значительной степени зависит от его отношения к окружающим и окружающих к нему.
В исследованиях Л.И. Божович проблема профессионального самоопределения изучается в контексте исследований психологических закономерностей формирования личности старшеклассника. Показано, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников, а самоопределение - «мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему» [24]. Для старшеклассника важно не только объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и поиск её личностного смысла, понимание, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно его место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способности.
Самое разработанное в отечественной психологии направление связано с изучением психологической готовности к профессиональному самоопределению в подростковом и юношеском возрасте (А.Е. Голомшток, Е.А.Климов, С.Н. Чистякова и др.).
Специфическим предметом профессионального самоопределения, по мнению Н.С. Пряжникова, является специально-организованное психолого-педагогическое взаимодействие с оптантом с целью оказания помощи в поиске смыслов будущей профессиональной деятельности, а также в нахождении смыслов в самом процессе самоопределения [36]. Организация такого эффективного взаимодействия и является основной целью пси- холога-профконсультанта и психолога образования при работе со старшеклассниками.
Неоценимый вклад в методологию, теорию и практику профессионального самоопределения внес Евгений Александрович Климов. Выделим основные моменты его теории.
Е.А. Климов сформулировал основные принципы руководства профессиональным самоопределением [12]:
1) равно уважать разные виды труда: не следует воспитывать любовь к одной профессии за счет обесценивания других видов труда. Нужно изыскивать положительные примеры, мотивирующую информацию в рамках внутренних ресурсов каждой профессии, не противопоставляя ее другим, как менее важным, неинтересным, непривлекательным, недостойным.
2) культивировать представления о полной психологической структуре труда при характеристике любой профессии: результата труда, ценного для общества; сознание обязательности достижения поставленной цели; владение внешними и внутренними средствами деятельности; осознание реальной системы межлюдских отношений в труде. Е.А. Климов пишет: «знакомя подрастающего человека с миром профессий, важно подавать этот мир не как безлюдную пустыню, заселенную машинами, станками, технологиями, а как область человеческих деяний; как мир людей, знающих и любящих свое дело, людей, которым свойственны указанные выше признаки сознания и деятельности. Опасность видеть жизнь общества как бы без людей весьма реальна» [14].
3) относиться к знаниям о мире разнообразных профессий, как к знаниям об обществе и как к важному звену мировоззрения: содержание образования традиционно включает множество сведений обо всех странах, континентах, истории, растительном и животном мире, но не дает системы знаний о том живом, изменяющемся, развивающемся множестве человеческих деятельностей, к которому каждый подрастающий человек должен со временем приобщиться.
4) культивировать представления о профотборе не как об «отсеве» неподходящих, а как об идее отыскания, развития и максимального использовании ценных качеств человека; заботиться не столько о психодиагностике, сколько о формировании профессиональной пригодности человека.
5) не решать вопрос за выбирающего профессию, а активизировать процесс его самоопределения, помогать различными средствами принять самостоятельное решение о выборе, о продолжении трудового пути. «Хозяин» выбора, «автор проекта» профессионального будущего - сам оптант, а педагог, психолог - это советчик, помощник.
6) считать сознательный и самостоятельный выбор профессионального пути, личный профессиональный жизненный план подрастающего человека необходимым условием успешности его труда и удовлетворенности в будущем.
7) доходить до каждого в деле руководства профессиональным самоопределением. Важно сочетать при этом групповые, массовые и индивидуальные формы работы.
8) считаться с имеющимися особенностями, личными качествами, опытом конкретного оптанта и его жизненной ситуацией, а также с ситуацией в обществе в целом.
9) соблюдать профессиональную педагогическую и психологическую тайну, требования педагогического акта.
10) действовать в интересах оптанта, помогая ему согласовывать их с представлениями о благе общества.
Также Е.А. Климов разработал типологию профессий, где в качестве критерия выступает отношение человека - субъекта труда к предмету труда.
В первом ярусе классификации выделяются пять типов профессий, которые разделены по признаку предмета труда:
1 «Человек - живая природа» («П»). Предмет труда - растительные и животные организмы, микроорганизмы и условиями их существования. Примеры профессий: плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог и др.
2 «Человек - техника и неживая природа» («Т»). Предмет труда - неживые, технические объекты и энергия. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик и др.
3 «Человек - человек» («Ч»). Предмет труда - социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец-консультант, парикмахер, педагог-организатор, врач, учитель и др.
4 «Человек - знаковая система» («З»). Предмет труда - естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Примеры: программист, чертежник-картограф, математик, корректор, редактор издательства, языковед, переводчик и др.
5 «Человек - художественный образ» («Х»). Предмет труда - явления, факты художественного отображения действительности. Примеры - художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра и др.
Е.А. Климов отмечает, что границы между типами профессий не являются строгими и нельзя строго распределить по пяти типам огромное количество существующих профессий. Необходимо осознавать, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере.
Ко второму ярусу относятся классы профессий, которые существуют в каждом типе и выделяются по признаку целей труда.
Целью гностических профессий («Г») является распознать, различить, оценить, проверить, разобраться в известном.
Преобразующие профессии («П»). Цель - обработать, организовать, оказать помощь, переместить, обслужить, преобразовать.
Изыскательские профессии («И»). Цель - изобрести, придумать, найти новый образец, получить новый результат, вариант.
Здесь границы между классами профессий также могут быть размыты.
В третьем ярусе выделены отделы профессий. Классификационный признак - орудия и средства труда.
Профессии ручного труда («Р»). Примеры: художник, скульптор, дворник.
Профессии машинно-ручного труда («М»). Орудиями и средствами труда здесь являются машины с ручным управлением для обработки, преобразования, перемещения предметов труда. Примеры: машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем («А»): оператор энергосистем, оператор станков с программным управлением, машинист котельной.
Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда («Ф»), которыми являются внутренние, психологические ресурсы организма, которыми может быть речь, мимика, пантомимика и другие выразительные средства, а также способы решения теоретических и практических задач. Примеры: диктор радио и телевидения, сурдопереводчик, артист балета, певец и т.д.
По условиям труда профессии можно разделить четвертый ярус классификации (группы профессий):
1 Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» («Б»): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.
2 Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду («О»): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, пастух.
3 Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных или пониженных температурах и т.п.) («Н»): водолаз, шахтер, кузнец, металлург, пожарный.
4 Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей и большие материальные ценности («М»): воспитатель детского сада, учитель, следователь, охранник, инкассатор.
Описанные группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они выделены как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными. Данная классификация, разработанная во второй половине ХХ века, явилась фундаментальной базой для дальнейшего разветвления «дерева профессий».
Помимо классификации профессий Е.А. Климов разработал теорию профориентации, большое значение в которой придавал профессиональной направленности личности и профессиональному намерению.
В книге «Психология профессионального самоопределения» он пишет, что «предметная область профессионального самоопределения предполагает для психолога ориентировку в четырёх блоках довольно-таки разнородных явлений [14]:
A) многолетний процесс возрастного (физического и психического) развития человека на всём протяжении жизненного пути (от младенчества до естественного финала);
Б) множество разнотипных профессий в современном обществе («пространство выбора», перед которым рано или поздно оказывается подрастающий человек);
B) возможные варианты соотнесения (приведения в соответствие) личных качеств человека с теми требованиями, которые предъявляет каждая работа к человеку;
Г) своеобразие методов и средств педагогического руководства процессом развития, становления человека как субъекта профессионального труда на разных его этапах» [22].
Важной задачей является ознакомление учащихся с миром профессий посредством использования профориентационных возможностей самих школьных учебных предметов.
Е.А. Климов подчёркивал идею уважения к самостоятельности подрастающего человека и задачу формирования у него способности и умения самочинно определять и осуществлять свои жизненные профессиональные планы.
Он акцентирует понятие самоопределения в том смысле, что учащийся должен чувствовать, как будто он сам проектирует и строит свой жизненный путь. Такая постановка дела повышает требования к профессиональному искусству педагога и психолога.
Е.А. Климов разработал общую структуру личного профессионального плана (как образа желаемого будущего), которая представлена так:
• главная цель (что ученик предполагает в будущем делать, какой трудовой вклад вносить в общенародное дело, или у него нет помыслов этого рода, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития);
• представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - «жизненная перспектива» (первая область деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные варианты предварительной пробы своих сил, возможные профессиональные учебные заведения, желательные трудовые посты после окончания профессионального учебного заведения - как видится в мечтах свой «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры»);
• представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или для начала в специальный кружок и пр.);
• представления о внешних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);
• представления о внутренних условиях достижения намеченных целей (свои возможности, способности к обучению, состояние здоровья - напомним, что подростки и юноши часто недооценивают отклонения своего здоровья от нормы; настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы или работы по намечаемой специальности);
• запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.
Следует отметить, что подростки и юноши часто имеют единственный вариант жизненного плана и переживают невозможность его реализации (скажем, по причинам экономического, семейного характера) как жизненную катастрофу: «не прошел по конкурсу... ну... все рухнуло!». Очень важно культивировать мысль, что мы живем в вероятностном мире, и всегда надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств [14].
Также Е.А. Климов выделил специальные умения, необходимые для профессионального самоопределения:
- умение соотнести требования профессии к человеку со знаниями о своих индивидуальных особенностях;
- общетрудовые умения и навыки;
- умение прогнозировать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспективе;
- умение отказываться от безоговорочной ориентации на существующие «моды» по отношению к довольно ограниченному числу профессий. Умение определить свои профессионально важные качества - непременное условие удачного выбора.
По мнению Е.А. Климова, готовность к профессиональному самоопределению - внутренняя убежденность и осознанность фактора выбора профессии, осведомленность о мире труда, о том, какие психологические и физические требования профессия предъявляет к человеку [10]. Готовность к профессиональному самоопределению формируется с помощью специальных активных форм и методов профориентационной работы. Это способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я»), к анализу профессий и принятию решения на основе сопоставления этих и других видов знаний, то есть способность к сознательному выбору.
Формирование готовности, как считает Климов, есть результат целенаправленной подготовки к обоснованному выбору профессии с учетом индивидуально-психологических свойств и качеств личности и овладение набором комплексных знаний об особенностях выбранной профессии.
Помимо Е.А. Климова многие исследователи, изучая проблему профессионального самоопределения, выделяли различные ее аспекты.
Е.И. Головаха, разрабатывая теорию профессиональной ориентации, пишет, что она должна быть органически увязана с жизненными перспективами и ценностными ориентациями. Отсюда он дает несколько рекомендаций:
1) профессиональная ориентация не должна ограничиваться профессиональной сферой, но всегда замыкаться на цели молодежи;
2) нужно знакомить обучающихся с примерами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором профессии;
3) необходимо учитывать, что для молодежи важен размер будущей зарплаты и благоприятные условия труда;
4) необходимо владеть профессиональной информацией;
5) надо учитывать эмоциональные особенности личности[18].
С.Н. Чистякова внесла большой вклад в теоретический и прикладной аспект проблемы профессионального самоопределения. В основе ее теории лежит самопознание, с помощью которого оптанты могут оценить себя, свои интеллектуальные способности, волевые качества, особенности адаптации, переживаний, морально-нравственные ориентиры, социальную направленность, мотивы, характер и многое другое.
Немаловажный фактор в формировании готовности к выбору профессии, по мнению С.Н. Чистяковой, - это составление профессионального плана. При этом полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Это значит определить, где, в каких учебных заведениях или на каком производстве можно получить необходимое образование и специальность, наметить пути развития и изменения, совершенствования своих качеств с целью подготовки себя к избранной профессии. Подобный план С.Н. Чистякова называет «программой профессионального самовоспитания».
Среди современных исследователей инновационным подходом к профессиональному самоопределению выделяется Н.С. Пряжников, который обосновал методологию и теорию профориентационных игр как способа активизации профессионального самоопределения.
Вопросы профессионального самоопределения молодежи активно изучали зарубежные психологи. Рассмотрим коротко некоторые концептуальные подходы к данной проблеме, разработанные нашими коллегами за рубежом.
Первая психологическая теория профессионального выбора в русле подхода с позиций теории черт и факторов была разработана в 1909 году Ф. Парсоном, которым сформулированы следующие положения:
• каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;
• профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;
• профессиональный выбор является сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических и физиологических качеств и соотносит её с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.
Д. Сьюпер в 1952 году в рамках своей теории развития выдвинул следующие положения:
1) люди характеризуются своими способностями, интересами, свойствами личности;
2) на этой основе каждый человек подходит нескольким профессиям;
3) в зависимости от времен и опыта человека меняются объективные и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает профессиональный множественный выбор;
4) профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий;
5) особенности этого развития определяются социальноэкономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями;
6) на разных стадиях развития можно управлять профессиональным развитием, способствуя формированию у индивида интересов и способностей и поддерживая его в стремлении «попробовать» реальной жизни и в развитии его Я-концепции;
7) профессиональное развитие состоит в развитии и реализации Я-концепции;
8) взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии.
Д. Сьюпер считает, что сущность компромисса, происходящего при выборе профессии, состоит в том, что человек выбирает для себя занятие, соответствующее его представлению о той роли, которую он может хорошо выполнить. Представления о собственном опыте человека, о своих психологических и других качествах, знание социальных требований определяют как актуальное, так и будущее профессиональное становление.
В теории компромисса с реальностью Эли Гинзберг обращает свое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии:
• стадию фантазии (до 11-летнего возраста);
• гипотетическую стадию (с 11-летнего до 17-летнего возраста), которая в свою очередь подразделяется на 4 периода:
- период интереса (с 11 до 12 лет),
- периодспособностей (с 13 до 14 лет),
- период оценки (от 15 до 16 лет),
- переходный период(около 17 лет), в течение которого осуществляется переход от гипотетического подхода к выбору профессии к реалистическому, под давлением школы, сверстников, родителей и прочих обстоятельств на момент окончания школы;
• реалистическая стадия (от 17 лет и старше) как принятие окончательного решения выбрать профессию.
Гинзберг признавал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первойпрофессии.
В основе взглядов Дж. Холланда на процесс выбора профессии лежит традиционное представление, что все профессии можно свести к нескольким группам, а специфика качеств каждого человека позволяет отнести его к определенной группе. Дж. Холланд выделяет шесть профессиональных групп или типов деятельности: моторную (станочники, машинисты, водители и др.), интеллектуальную (исследователи и др.), поддерживающую (учителя, врачи и др.), реалистичную (бухгалтер, математик и др.), эстетическую (музыканты, художники и др.), предприимчивую (брокер, менеджер, бизнесмен и др.). Каждая профессиональная группа, по его мнению, это специфический образ жизни, отличающийся своеобразием проблем и выполняемых ролей. Соответственно и все люди могут быть отнесены к той или иной профессиональной группе. Процесс выбора профессии может быть представлен как поиск и нахождение каждым своей основной профессиональной группы. С одной стороны, Дж. Холланд представляет выбор профессии как процесс развития, а с другой - само развитие он сводит к поиску профессиональной группы, к которой каждый человек принадлежит, якобы, по рождению.
В Японии профориентация является одним из основных направлений государственной политики. Японский ученый С. Фукуяма выделяет три основные фактора данного выбора: самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы. Чтобы узнать свои возможности, учащиеся должны подвергнуть анализу свой характер, умения, навыки, интеллектуальные способности и физическую силу [31].
Чтобы больше узнать о профессиях, учащийся должен подвергнуть анализу все возможные роды занятий путем изучения и наблюдения. В процессе профиспытания учащийся получает опыт той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям. Профиспытание является наиболее важным этапом в процессе профориентации. Пробы обеспечиваются в индивидуальном порядке для каждого учащегося. Если даже учащийся знает свои возможности, имеет представление о профессиях и сделал свой выбор, он не может принять решения, нравится ему эта работа и сможет ли он ее выполнять прежде, чем реально не попробует себя в ней.
С. Фукуяма выделяет 16 направлений профессиональных проб, которые помогают определиться с выбором профессии: выращивание овощей и злаков, уход за животными, ловля рыбы и сбор моллюсков, переработка пищевых продуктов, рисование (дизайн), управление машинами, выполнение канцелярской работы, предпринимательская деятельность, прием посетителей (организация контактов с людьми), приготовление пищи, уход за людьми, представительская деятельность, занятия спортом, исследовательская работа.
То есть способность молодого человека к профессиональному самоопределению формируется через диалектику самоанализа, анализа профессий и профессиональных проб [31].
Таким образом, профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры [12].

Контрольные вопросы

1 Объясните, почему проблема профессионального самоопределения не утрачивает своей актуальности.
2 Проанализируйте общее и частное в отечественных и зарубежных теориях профессионального самоопределения.
3 Выделите противоречия в теориях различных авторов.
4 Сформулируйте свою точку зрения на проблему профессионального самоопределения.
5 Каковы цель и задачи психолога в профессиональном самоопределении старшеклассников?
6 Подготовьте доклад по организации профориентации в зарубежных странах.

 


 

1.2 Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение


Ученые-исследователи, изучая различные факторы влияния на оптантов, классифицировали их по разным признакам. Рассмотрим некоторые из этих классификаций.
Н.С. Пряжников выделяет следующие уровни влияния на самоопределяющегося человека [36]:
1 Культура в целом через книги и другие носители опыта человечества.
2 Государство и глобальные административные системы как один из посредников между человеком и культурой оказывает свое воздействие через различные социальные институты и служащие им средства массовой информации.
3 Определенные социально-профессиональные слои и прослойки оказывают воздействие на конкретных людей через так называемое «общественное мнение», также активно используя СМИ и неформальные средства коммуникации (легенды, анекдоты, сплетни о представителях этих слоев или конкурирующих социальных групп).
4 Конкретные организации (учебные и производственные) заботятся о том, чтобы к ним приходили новые свежие кадры, а также чтобы работники ощущали значимость своей деятельности в данных организациях. Они воздействуют с помощью административных и специфических психолого-педагогических средств, используя методы поощрения, рекламы, агитации, информации, специального обучения и т.п.
5 Конкретные люди (родные, друзья, специалисты-человековеды, включая педагогов, психологов и др.) имеют больше всего возможностей для воздействия на выбор конкретных людей.
А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, позволяющих определять основные мотивы выбора тех или иных профессий [37]:
1 Внешние факторы
1.1 Давление: рекомендации, советы, указания со стороны людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.;
- требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи и др.);
- индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности и т.д.);
1.2 Притяжение - отталкивание: примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, предрассудки, престиж);
1.3 Инерция: стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах и т.д.); привычные занятия (возникшие под действием школьных предметов, увлечений).
Также к внешним факторам ученые относят различные каналы социальной коммуникации (СМИ, близкое окружение, фильмы, книги, школьные педагоги, родственники и т.д.).
На отношение людей к труду, к своей роли и положению в обществе оказывают влияния изменения в стране. Структура профессиональных склонностей и побуждений постоянно стягивается в сторону высокопрестижных специальностей и профессий.
Профессиональное самоопределение понимается не только как определение себя относительно профессии, но и как некое социальное пространство, в границах которого оно происходит.
Социальный престиж понимается как значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии, действиям людей, их психологическим качествам (инициативность, интеллектуализм), физическим достоинствам (красота), различным благам и услугам и, что особенно важно, социальным группам, институтам, организациям. «Престиж профессии, - отмечают В.Н. Шубкин и Т.А. Бабушкин, - является результатом сложного взаимодействия своего собственного опыта и информации, полученной в процессе соответствующего обучения. Он оказывает в то же время большое влияние на наше понимание своих способностей, занимаемой профессиональной позиции» [12].
Одним из решающих факторов, влияющих на выбор профессии в настоящее время, является социальное происхождение. Социальные группы готовят своих выходцев к выбору профессии неодинаково, в чем проявляется социальная направленность выбора.
Огромную роль в выборе профессии подростка, как считает Б. Вульфов, играют родители. И здесь забота родителей о своих детях - явление понятное и естественное, но «очень важно иметь в виду, чтобы дума о детях не превращалась в думание за детей» [6].
Ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, т. к. именно благодаря семье ребенок приобретает значительный опыт познания окружающего мира и межлюдских взаимоотношений. В семье закладывается личность ребенка, что служит основой построения дальнейшей жизни ребенка.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок и идеалов. Неоспоримым является тот факт, что родители явно или опосредованно влияют на выбор профессии своих детей. Это возникает на основе специфических признаков семьи. Существующая в семье среда (социальное положение родителей, профессиональная политика, степень квалификации, общественные функции, культурный уровень членов семьи, ориентация на определенные ценности, мировоззрение, материальные условия жизни и др.) также имеет большое значение, определяя дифференцированное влияние родителей на профессиональное самоопределение детей.
У некоторых родителей проявляется стремление к тому, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем в той деятельности, в которой они не смогли себя проявить.
Рассмотрим, как влияют наиболее распространенные стили семейного воспитания на профессиональное самоопределение детей.
При авторитарном стиле воспитания, как известно, родители требуют беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять причины своих указаний или запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, особенно когда речь идет о таких важных моментах, как выбор учебного заведения после окончания школы или будущей профессии. Родители в такой ситуации пытаются навязать свою точку зрения («Я знаю жизнь, а ты ничего еще не понимаешь») или решают за ребенка этот вопрос, не принимая во внимание его желания, склонности, интересы.
При гиперопеке родители очень близко принимают к сердцу проблему выбора профессии и активно содействуют реализации любого профессионального желания ребенка, если оно возникает. Часто родители стараются сделать все возможное за ребенка (записать на курсы, собрать документы, сходить в приемную комиссию, сделать конспекты ответов и т.д.). В результате формируется инфантильное отношение ребенка к сложной проблеме профессионального самоопределения.
При демократичном стиле воспитания родители ценят в ребенке самостоятельность и дисциплинированность. Взрослые пытаются создать условия для активного и самостоятельного поиска детьми ответа на вопрос «Кем быть?». Родители знакомят детей с разнообразием профессий, обращают внимание на «сильные» и «слабые» стороны его индивидуальности, в игровых ситуациях «примеряют» на ребенка различные профессии, обсуждают те или иные перспективы будущей карьеры, строят совместно с ребенком профессиональные планы, создают возможности для пробы сил ребенка в разных направлениях. А если профессия выбрана, помогают найти дополнительные сведения об ее особенностях и учебных заведениях, где такую профессию можно получить. В основе такого стиля лежит решение проблемы взаимосоответствия индивидуальных особенностей ребенка и требований выбранной профессии.
В исследованиях А. Ро отмечается, что существенное влияние на формирование профессиональных планов оказывают взаимоотношения в семье. Атмосфера сотрудничества и взаимной поддержки, преобладание методов поощрения и убеждения толкает детей на закрепление этой системы отношений и поддержание ее в будущей жизни и при выборе профессии. Дети из таких семей выбирают профессии, связанные с работой с людьми (социономические профессии). Преобладание во взаимоотношениях между родителями и детьми эмоциональной стороны способствует ориентации детей на сферу искусства (артономические профессии). Существование в семье атмосферы отчуждения, преобладание методов наказания приводит к тому, что в последующей жизни ребенок стремится избегать контактов с людьми и выбирает профессии из «мира вещей».
Е.Г. Силяева считает, что далеко не все старшеклассники осознают значимость момента выбора профессии, поэтому направить их размышления в нужное русло, побудить присмотреться к тому, какие есть профессии: выбирай на вкус - первостепенная забота родителей, но окончательный выбор должен быть сделан ребенком самостоятельно. Этот период Е. Силяева называет временем «вырывания корней», некоторого дистанцирования от родителей, вынужденных с пониманием относиться к растущей эмоциональной независимости детей. Однако многочисленные исследования показывают, что и подростки, и юноши по-прежнему остро нуждаются в контакте со взрослым, более опытным человеком.


2 Внутренние мотивационные факторы:
2.1 Собственные мотивационные факторы профессии:
- предмет труда;
- процесс труда (привлекательный - непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие - однообразие деятельности, детерминированность - случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный - коллективный труд, возможности развития человека в данном труде);
- результаты труда.
2.2 Условия труда:
- физические (климатические, динамические характеристики работы);
- территориально-географические (близость местоположения, необходимость разъездов);
- организационные условия (самостоятельность - подчиненность, объективность - субъективность в оценке труда);
- социальные условия (трудность - легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный - ограниченный режим; социальный микроклимат).
2.3 Возможности для реализации внепрофессиональных целей:
- для общественной работы;
- для достижения желаемого общественного положения;
- для создания материального благополучия;
- для отдыха и развлечений;
- для сохранения и укрепления здоровья;
- для психического самосохранения и развития;
- для общения.
Рассмотрим подробнее содержание каждой из этих групп.
Внутриличностные факторы. В своих работах А.М. Кухарчук, А.Б. Широкова, П.А. Шавир содержательной характеристикой профессионального самоопределения называют профессиональную направленность личности.
В системе мотивов, определяющих профессиональную направленность будущих специалистов, выделены 2 группы мотивов: 1) связанных с ориентацией человека на содержание профессиональной деятельности;
2) связанных с ориентацией человека на результативные характеристики выполняемой деятельности.
Мотив фиксирует направленность и осознанность побуждений, которые в свою очередь заложены в интерес. Интерес определяется потребностью человека, выступает одной из форм её проявления. С.П. Крягжде под профессиональным интересом понимает сложный, многоступенчатый симптомокомплекс психических свойств и состояний личности, включающий в себя избирательную, познавательную, эмоциональную и волевую активность человека, совокупность которых направлена на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность. Успешность профессионального самоопределения, овладения и осуществления профессиональной деятельности зависит от уровня развития интересов, степени их активности, глубины, устойчивости, субъективной и объективной детерминированности.
Исследованию проблемы о выборе профессии как о процессе, в основе которого лежат профессиональные намерения, посвящены работы А.Г. Голомштока, Е.А. Климова, С.П. Крягжде, В.Д. Шадрикова и других учёных. Профессиональные намерения рассматриваются как «регулятивный компонент акта поведения в процессе принятия решения относительно будущей профессиональной деятельности, её внутрипсихическая компонента, обладающая определёнными качествами и особенностями и складывающаяся под влиянием различных групп факторов» [37]. Как особое функциональное образование психики и важная психологическая характеристика индивида, профессиональное намерение включает в себя осознанное положительное отношение к сфере профессиональной деятельности, стремление избрать профессию в данной сфере и получить соответствующее образование.
Т.Б. Курбацкая отмечает, что существует совокупность категории «профессиональные намерения» и профессиональной направленности личности, необходимо отметить их развитие на уровнях:
1) влечения к профессии, что представляет собой малодифференцированное смутное стремление, направленное на выполнение какой-либо профессиональной деятельности, вследствие той или иной маловыраженной потребности; для данной категории характерно отсутствии цели;
2) желания приобрести профессию, что представляет собой более высокую форму направленности, при которой личность осознаёт цель своего стремления; это особая форма активности личности, стремящейся удовлетворить потребности;
3) профессиональных интересов, где интерес представляет собой непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают;
4) профессиональных склонностей, характеризующихся появлением профессионального призвания. Профессиональная склонность - это избирательная направленность на профессиональную деятельность. Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития способностей;
5) профессиональных идеалов, где профессиональный идеал представляет собой высшую цель профессиональной деятельности, профессиональных стремлений;
6) профессионального мировоззрения, где мировоззрение представляет собой систему взглядов, сложившихся под влиянием профессии на объективный мир и место в нём личности, на отношение личности к окружающей его действительности, к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции личности, её убеждения, установки, идеалы, ценностные ориентации.
Отмечая множество мотивов, провоцирующих возникновение профессиональных намерений, Т.Б. Курбацкая классифицирует их в 5 блоков мотиваторов:
• блок материально-бытовых мотивов (мотив вознаграждения, получения лёгкой и чистой работы, освобождения от влияния родителей, чувства долга перед родителями, безопасности, смены места жительства, получения определённой категории льгот);
• блок мотивов самоутверждения в труде (мотивов приобретения самостоятельности, реализации своих способностей, получения привлекательной работы, приобретения нового статуса, получения положительного результата в работе, личного развития и роста, вызова интереса);
• блок мотивов собственного труда (мотив получения интересной специальности, создания собственного профессионального имиджа, интереса к деятельности (аффиляции), наличия определённой рабочей среды, цели как таковой, наличия хорошего коллектива, чувства причастности);
• блок мотивов социального статуса (мотив получения престижной работы, достижения положения в обществе, желания находиться и работать среди определённого круга людей, желания выполнять работу, необходимую обществу, приобретения профессии, с которой легче найти работу, приносить пользу обществу и людям, выполнения работы, способствующей развитию государства);
• блок мотивов профессионального мастерства (мотив приобретения глубоких профессиональных знаний (профессиональная информированность) приобретения определённых умений и навыков, стремления к профессиональному росту, стремления утвердиться в среде профессионалов, увеличения прав и обязанностей (приобретение повышенной ответственности) за счёт роста профессионального мастерства, приобретение власти над подчинёнными, увеличения оплаты труда за счёт роста профессионального мастерства).
Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчётливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию. Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового.
Активность профессионального самоопределения связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Здесь возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьёзных нарушений внутреннего мира.
Ответить на вопрос «кем быть?» фактически означает найти способ реализации собственного «Я». Однако на пути свободного поиска своего «Я» люди сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, которые ими предъявляются к работникам. Между тем можно выявить и оценить собственные интересы, склонности и способности при составлении
собственного профессионального плана. Конечно, эти представления могут быть реальными и фантастическими.
Но большинство старшеклассников, по мнению И.С. Кона, выбирают профессию более или менее стихийно. Здесь существует опасность: затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения. Хотя раннее и твердое самоопределение обычно считалось фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными факторами.
При низком уровне самосознания человек не в состоянии воспринимать предлагаемую ему информацию. Поэтому первым условием развития информированности является развитие автономности. Второе условие - полнота представления об источниках получения информации. Если человек не замыкается на одном источнике (семью, друзей и так далее), то у него возникает возможность принять более объективное и обоснованное решение.
Выбор профессии может усложняться субъективными факторами, а именно, особенностями молодой личности (повышенная впечатлительность, романтическая настроенность, часто неумение трезво сообразовать мечты со своими возможностями).
Часто под влиянием различных, в том числе случайных обстоятельств у молодых людей формируется ложное призвание, т.е. такая профессиональная направленность, которая не соответствует личностным особенностям и способностям человека. Результатом же бывает разочарование в себе, переживание собственной неполноценности, жизненной неудачи.
Рассмотрим типичные ошибки старшеклассников при выборе профессии, которые подразделяются на три категории.
К первой категории относится искаженное представление учащихся об особенностях профессий. Это может быть отождествление школьного учебного предмета с профессией, когда, например, старшеклассник увлекается математикой и поступает на физико-математический факультет педагогического института, не имея склонностей к работе с детьми. Зачастую учащиеся отождествляют личность учителя-предметника с профессией, а желание быть похожим на учителя является основополагающим при выборе профиля дальнейшего обучения. Например, школьник решает учиться на филологическом факультете, потому что хочет быть похож на любимого учителя литературы. Ошибкой при выборе профессии является увлечение внешними или частными сторонами профессии. Ребенок решает стать юристом, потому что «престижно», программистом, т.к. это «современно», дизайнером, т.к. это «модно» и т.д., не понимая, что за красотой и престижностью стоит многолетний кропотливый труд.
Ко второй категории ошибок профессионального выбора мы относим отсутствие объективной оценки своих личностных качеств и особенностей. Прежде всего, здесь необходимо выделить неадекватную самооценку старшеклассника. Как завышенная, так и заниженная самооценка являются следствием незнания своих склонностей и способностей, неразвитостью самоанализа. Это влечет за собой другую ошибку, когда выбор профессии происходит под прямым или косвенным влиянием товарищей или родителей. Ошибка такого же типа происходит, когда старшеклассник не знаком с медицинскими противопоказаниями, которые существуют для каждой профессии.
К третьей категории ошибочного выбора профессии следует отнести инфантильное отношение старшеклассника к сложной проблеме профессионального рождения. Это может быть либо несформированность профессионального мотива, либо отсутствие активной позиции в построении жизненных планов, нежелание самостоятельно делать сложный выбор, перекладывание своих проблем на плечи родителей.
Таким образом, построение сколько-нибудь определенного проекта профессионального жизненного пути - дело сложное, зависящее от ряда объективных и субъективных обстоятельств.


Контрольные вопросы
1 Проанализируйте предложенные классификации факторов, влияющих на профессиональное самоопределение. Какие факторы являются внешними?
2 Дополните список внутриличностных факторов, опираясь на собственный опыт.
3 Составьте схему ошибок старшеклассников при выборе профессии.
4 Проанализируйте собственный опыт выбора профессии в старших классах школы.

Источник: Мальцева Л. В. Профдиагностика и профконсультирование в работе психолога : учебное пособие. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. - 120 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.