На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Смысложизненное самоопределение личности в контексте учения об эталонном образе и идеале
Смысложизненное самоопределение личности в контексте учения об эталонном образе и идеале
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии
Индекс материала
Смысложизненное самоопределение личности в контексте учения об эталонном образе и идеале
Смысложизненное самоопределение в отечественных подходах
Понятие об идеале
Все страницы

Дворецкая М.Я.

Самоопределение и его уровни

Термин «самоопределение» употребляется в психологических источниках в самых разных значениях. О самоопределении личности пишут в социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном контексте. И часто столь широкое употребление научного термина приводит к тому, что в идентичных терминах заключается различное содержание. Поэтому считаем необходимым определить критерии, позволяющие более четко формулировать смысловое содержание понятия «самоопределение» в разных проявлениях жизнедеятельности человека.
Предлагаем следующее понимание термина «самоопределение» ‒ это многоплановый процесс интеграции личности, имеющий разноуровневую структуру и включающий в себя стремление индивида к гомеостатическому состоянию, гармонизирующему отношения человека с окружающей природной средой (уровень витальности), социальной адаптации (социальный уровень) и смысложизненной наполненности существования (экзистенциальный уровень).

Витальное самоопределение актуализирует поведение человека, направленное на удовлетворение витальных потребностей, чаще всего в психологии оно связывается с понятиями саморегуляции (В.И. Моросанова); адаптогенной ситуации (С.Т. Посохова), детерминации поведения (И.П. Павлов ), генетической обусловленности (О.Э. Уилсон), либидо-танатоса (З. Фрейд), видового самосохранения (Ч. Дарвин). В философском контексте этот уровень жизнедеятельности человека определяется как гедонистический, в этическом как утилитарный, в социальном как прагматический. Это позволяет определить его содержание следующим образом ‒ эгоистическое стремление индивида к чувственному, физическому удовольствию и гомеостазу.
Социальное самоопределение имеет более сложную структуру, так как связано с целым комплексом социальных потребностей, реализующихся в разных социальных сферах и формах активности. Так, В.Ф. Сафин (1986) пишет о конвенционально-ролевом самоопределении; профессиональное самоопределение рассматривают А.М. Кухарчук (1976), П.А. Шавир, Н.С. Лейтес; семейное ‒ Л.А. Коростылева; социальное ‒ В.И. Журавлев, Е.А. Климов и Н.С. Пряжников. Эти авторы, определяя основные ориентиры самоопределяющегося человека, выделяют две взаимосвязанные линии поведения ‒ жизненную и профессиональную. Под жизненным самоопределением, с одной стороны, понимаются особенности становления человеческой судьбы, связанные с жизненными сценариями и жизненными стратегиями (Берн Э., 1986), а с другой С.Н. Пряжников вводит понятие «образ жизни» и «стиль жизни» (2001). Р.М. Гинзбург выделяет «жизненное поле личности», определяя его как «совокупность индивидуальных ценностей, смысла и пространства реального действования – актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее» (1995, с. 21‒22). В рамках жизненного поля и происходит профессиональное и жизненное самоопределение. Еще один отечественный психолог Э.Ф. Зеер предложил совместить личностное и профессиональное самоопределение, считая, что личность постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному.
П.Г. Щедровицкий мыслил под самоопределением способность человека строить себя, свою индивидуальную историю и умение переосмысливать собственную сущность (1993). И.С. Кон под социальным самоопределением понимал формирование жизненной перспективы, объединяющей в себе отношение к труду и морали, которые являются основанием для формирования мировоззрения (1989, с. 186). А.В. Мудрик связывает процесс самоопределения с социальным самоутверждением и формированием «картины мира» (1977, с. 8). А.А. Грачев рассматривает самоопределение как совокупность жизненных ориентаций: ориентацию на удовольствие, ориентацию на самореализацию и духовную ориентацию. Они «имеют равные права на существование в жизнедеятельности человека; их выраженность и определяет полноту жизни» (1999, с. 76). Давая анализ социальным аспектам человеческого бытия, Е.Ю. Коржова выделяет значимые проблемы ценностных, нравственных и смысложизненных ориентаций, дающих базу для успешного построения жизненного пути, как основы процесса жизненного самоопределения (2002, с. 15).
Социальный уровень самоопределения наиболее полно представлен в различных психологических и социальных концепциях, раскрываясь в понятиях «активная жизненная позиция» (К.А. Абульханова-Славская), «жизненный путь человека» (С.Л. Рубинштейн), «жизненное творчество» (Ф.Е. Василюк, П.П. Соболь), «жизненное планирование» (А.А. Филиппов, Л.Л. Кондратьева), «жизненное самоопределение» (В.И. Журавлев), «личностное самоопределение» (Г.С. Кожухарь), «мировоззрение» (Л.И. Божович), «жизненный сценарий» (В.Н. Дружинин), «картина жизненного пути» (А.А. Кроник), «целеполагание» (Л.Г. Лысюк), «субъектная активность» (В.Н. Панферов), «субъектная позиция» (Поссель Ю.А.), «прогнозирование» (Регуш Л.А.), «социальная детерминация» (Л.С. Выготский), «социализация» и «социально-психологическая адаптация» (И.Б. Дерманова), «социальное регулирование» (В.А. Ядов), «мотивация достижений» (Х. Хекхаузен), «самоактуализация» (G.W. Allport; А. Maslow), «трудовая и профессиональная деятельность (Н.А. Грищенко, Л.А. Головей).
Философское содержание этого уровня жизнедеятельности чаще всего связывается с общественной деятельностью человека и его взаимодействием с социальным окружением, поэтому характеризуется такими понятиями как прагматизм и эго-альтруизм, конформизм и агрессия, карьеризм и тоталитаризм. Этическое содержание этого уровня определяется как овладение принятой в социуме моралью (происходит наполнение категорий «хороший», «плохой», «правильный», «неправильный»).
Это позволяет определить психологическое содержание социального самоопределения, как стремление к социальной адаптации, необходимым условием которой является сформированное моральное сознание, умение осуществлять выбор и брать на себя ответственность, строить гармоничные отношения с окружающими, активно познавать и преобразовывать жизненную реальность. Это уровень социальной зрелости, характеризующей человека как преобразователя и творца не только предметного мира, но и социальных отношений, через которые он становится самоопределяющейся и самосозидающейся личностью. Следующее понятие «экзистенциальное самоопределение» является сравнительно новым для психологии. В рамках данного направления предполагается изучение человека как личности, ищущей решения проблемы смысла жизни и смысла смерти. В психологии этот аспект самоопределения рассматривался в связи с обсуждением философских основ бытия личности (Рубинштейн С.Л., 1976), проблемы понимания (Василюк Ф.Е., 1996), самодетерминации личности, ищущей свободы (Леонтьев Д.А., 2000), экзистенциальной фрустрации (Франкл В., 1990), нравственности и совести (Братусь Б.С., 1997; Веселова Е.К., 2002; Снегирев В.А., 2010), нравственной самоактуализации (Нартова-Бочавер С.К., 1993), экзистенциального одиночества (Гуссерль Э., 1998), духовной жизненной ориентации (Грачев А.А., 1999), духовной любви (Сильченков К.Н., 1998, Дворецкая М.Я., 2000), поиска смысла жизни (Введенский А.И., 2001, Несмелов В.И., 2000, Зеньковский В.В., 1993, Тареев М.М., 1994) и осознания своей конечности, отношения к смерти (Фрейд З., Франкл В.).
Смысл жизни – это присутствие в мировоззрении человека четкого образа желаемого будущего, с осознанием жизненной перспективы и четким пониманием направленности становления личности. Образ желаемого будущего должен быть неразрывно связан с эталоном жизнедеятельности. Стремления человека, его мотивация, должны быть направлены на достижение эталонного образа.
Экзистенциальный человек начинается с того, что он становится способным жить ради другого, ради народа и общества. Эгоцентризм рано или поздно заводит человека в тупик, ограничивая становление его личности.
Решение вопроса о смысле жизни и смысле смерти, как правило, определяло содержание религиозных и философских учений, поэтому для понимания психологии смысложизненного самоопределения необходимо обратиться к религиозно-философским концепциям бытия. Представление о смысле жизни с древних времен люди связывали с идеей происхождения мира и целью его существования, что нашло свое отражение в онтологии – науке о бытии. Последнее понималось как некая реальность, существующая объективно, независимо от сознания человека. Например, у представителей элейской школы бытие характеризовалось единичностью и вечностью. По мере развития религиозно-философских учений, содержание этого понятия уточнялось и наполнялось разнообразными смыслами, что в конечном итоге породило множество противоречий.
В процессе объяснения происхождения мира, его структуры и границ формировалось мировоззрение. В нем соотношение бытия мира и бытия человека помогало обретать смысл человеческой жизни благодаря определению единой цели существования мироздания, так как если нет смысла у «целого», то его не может быть и у «части» (Философия, 2001, с. 340). «Бытие» ‒ одно из центральных понятий онтологии. Термин «онтология» впервые был употреблен Р. Гоклениусом в 1613 году, а в последующем детально разработан Х. Вольфом. До этого в философии проблемы первопричины бытия рассматривались в натурфилософии, богословии, метафизике. Активный интерес к проблемам онтологии проявляли древнегреческие мыслители, богословы средневековья. По мере формирования научной картины мира интерес к онтологии как самостоятельной научной дисциплине в западноевропейской философии XIX века постепенно исчез, пока не получил нового осмысления в трудах Э. Гуссерля и М. Хайдеггера.
Содержание бытия являет сознанию картину мира, которая соответствует определенному уровню вхождения в реальность и фиксируется в определенной системе категорий и понятий, характерных для религиозной, философской или научной традиции. Онтология – это уровень предельного обобщения понятий, так как мировоззрение строится из точки наивысшей смысловой интеграции (первоосновы в натурфилософии древних греков, божественной сущности у христиан).
Поиски бытия – это поиски собственных корней, с помощью которых
человек способен преодолеть бессмысленность окружающего мира,
почувствовать себя необходимой и незаменимой частью бытия, «пастухом бытия» (Хайдеггер М., 2002). Эти поиски общего смысла бытия мироздания и частного смысла бытия личности ‒ фундамент жизни, на котором вырастает мировоззрение человека, определяющее его нравственно активное начало.
Роль психологии заключается в том, чтобы понять, как в человеке зарождается потребность в поиске смысла, почему самое страшное наказание для него – «сизифов труд», бесполезный и бессмысленный? И всегда ли человек нуждался в объяснении смысла своего существования?
Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо, прежде всего, понять, каким образом «смысл жизни» соотносится с психологией личности. Религиозный философ Е.Н. Трубецкой писал о смысле: «Смысл – это нечто сверхпсихологическое, общее искомое мысли, общеобязательное и для других. Смыслом должно обладать все, что мы осознаем, ибо "сознать" именно и значит облечь что-либо в форму общезначимой мысли» (Трубецкой Е.Н., 1994, с. 5).
Понятие «смысл» актуально только для человека. Это исключительно человеческая особенность, связанная с речью и мыслительной деятельностью, в целом определяемая как сознание. Правда, сознание само по себе не нуждается в смысле жизни, так как прежде чем начать искать его, человек должен осознать себя как отдельное существо, ограниченное во времени и пространстве, что есть овладеть самосознанием. И если наличие сознания характерно для здорового ребенка с рождения, то самосознание формируется постепенно по мере вычленения и обособления ребенком самого себя из окружающего мира, с характерным высказыванием «я сам». Так же как и самосознание, «смысл жизни» формируется постепенно, приобретая специфическое значение положительной личной и общезначимой ценности. Современная психология, философская и религиозная антропология располагают различными версиями, объясняющими возникновение, как сознания, так и самосознания, но бесспорно одно ‒ все они, так или иначе, связывают этот процесс с познанием окружающего мира и самопознанием. То есть для поиска смысла жизни обязательным является наличие дихотомии «субъект–объектных» отношений. Психологическое содержание этих отношений было подробно изучено и описано С.Л. Рубинштейном, В.Н. Панферовым, Е.Ю. Коржовой и многими другими психологами (Коржова Е.Ю., 2001). В них субъект (человек) выделяет объект (то, что он противополагает себе, прежде чем познать). Таким объектом для субъекта может быть: окружающая природа (более широко ‒ мироздание, космос), другие люди, составляющие социальную общность, и Бог. Поэтому еще в древности эти три объекта стали рассматриваться в некоторой взаимосвязи, получившей наиболее целостное представление в богословских и отдельных философских построениях.
Нами был проведен анализ смысложизненных ориентаций в широко распространенных философских, религиозных и научных концепциях. На основании этого было сделано параллельное сопоставление онтологических оснований и способов постижения бытия в разных мировоззренческих системах. Это позволило связать воедино не только содержание образа мира и способа его познания (с учетом доминирования разума, чувств, воли или их целостного синтеза в созерцании), направляющего процесс конструирования субъективной реальности, в свою очередь, обусловливающей вхождение в объективную мировую реальность, но в конечном итоге определить содержание смысла жизни.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.