На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Учение В.И.Вернадского о живом веществе как методология познания и описания психики
Учение В.И.Вернадского о живом веществе как методология познания и описания психики
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Пешкова В. Е. кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, Республика Адыгея

УЧЕНИЕ В. И. ВЕРНАДСКОГО О ЖИВОМ ВЕЩЕСТВЕ КАК МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ И ОПИСАНИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Человек как часть природы определяется, прежде всего, действиями ее естественных законов. Живая материя обладает биологическим временем и биологическим пространством. Биологическое пространство-время создается в биосфере. В живом веществе, по учению В.И. Вернадского, пространство и время – неразделимы; это пространство-время вызывается жизнедеятельностью живого вещества [1]. Человеческая психика – как «естественное тело» природы – выступает глубинной частью жизненной структуры и образует некое биологическое пространство-время. Данное пространство-время представлено необратимостью и однонаправленной прогрессивностью.

Эти две качественные характеристики биологического пространства-времени позволили В.И. Вернадскому говорить о его субстанциональной природе, где любое психическое проявление, представлено процессами движения пространства и времени и где одно без другого не существует. Жизнь есть время, проходящее через пространство. «Оказалось возможным подходить к исследованию пространства-времени как к явлению, обладающему строением, т. е. структурой. Причем оно не только структурно, но физически обладает разными состояниями» [2, с. 102].
Поэтому выделение и описание главенствующих признаков всех проявлений жизнедеятельности человека – работы мозга и психики – необходимо рассматривать как движение живой материи, т. е. в биологическом
пространстве-времени системной диады «психика – мозг». И описание данного живого вещества осуществляется через пространственно-временные характеристики психики – с ее процессами, состояниями и свойствами.
Пространство и время представлены в пространственно-временном континууме психики как его своеобразные проекции, на которые этот континуум расщепляется (в зависимости от особенностей процессов движения психики). Поскольку природа мира выстроена на связях между пространством и временем, постольку наличие в ней неоднородностей и различий этих связей пространства и времени позволяет рассматривать их – как независимые. Пространственные, временные и пространственно-временные характеристики самой психики, по аналогии, могут также выступать в качестве объектов исследования: как содержательные области со своими единицами измерения.
Упорядоченность биологических структур в организации целостной природы психики связана с количественно-качественными характеристиками: пространственными, временными, пространственно-временными. Поэтому основные системные проявления психики также будут описываться посредством пространственных, временных и пространственно-временных биологических структур.
А поскольку все существующие психические процессы, состояния и свойства реализуются в конкретном пространстве и времени, представлены собственной пространственно-временной упорядоченностью и сопоставимы с жизнедеятельностью любого живого вещества в биосфере Земли, постольку все они – суть отражения общих и единых Законов в существовании этого живого вещества.
По В.И. Вернадскому, пространство-время живого вещества есть поток, состоящий из квантов, который проходит каждая живая клетка. Кванты – мельчайшие неделимые порции энергии. «Энергия распространяется строго определенными скачками – квантами» [3, с. 95]. Биологическое пространство- время поддается измерению (квантованность пространства-времени образуется порциями-квантами). Квантованное пространство-время характеризуется
наличием на субатомном уровне таких отрезков, меньше которых в природе не существует. Эти минимальные порции пространства и времени членят пространство определенным метрическим шагом, обусловливая тем самым возможность деления клеток. Данным делением клеток и отмеряется все живое.
Поиски зависимостей между выделенными свойствами пространства и времени и сопутствующих материальных процессов приводят к качественно-количественным характеристикам пространства, времени и пространства-времени в живом веществе. Поэтому главной и основной количественно-качественной характеристикой психологического движения для мозга и психики – в условиях биологического пространства-времени – выступает энергия («биогеохимическая энергия»), которая становится основной биологической величиной в пространстве-времени. Полученные в ходе этого движения все психические изменения представлены так называемым «энергетическим ресурсом». Состояния пространства-времени характеризуются энергетическим аспектом, где время нарушает сложившийся баланс; поэтому для перехода в другое состояние психика должна постоянно концентрировать свою энергию.
Концентрировать и накапливать свободную энергию – данным свойством обладают только живые организмы. «Биогеохимическая энергия роста и размножения живого вещества есть основное свойство всего живого вещества. Это есть энергия активная, действенная, меняющая окружающую организм среду и проявляющая давление, напор в окружающей среде, если нужно и можно разрушающая препятствия» [4, с. 287].
Эта биогеохимическая энергия лежит в основе формирования новообразований человека, т.е. его способностей. Способности человека – системные свойства психики – характеризуются получением, накоплением и использованием энергии, поэтому все способности представлены актуальными и потенциальными характеристиками в структуре пространства-времени. Данные явления обусловливаются не только психологическими явлениями, но и также связаны с формированием специфически биологических форм движения материи нервной системы мозга.
Системная организация человеческого организма, обособленная и обособляемая от окружающей ее среды, всегда стремится к «насыщению» своего потенциала. Однако запросы в этой потребности удовлетворяются в зависимости от условий окружающей среды и возможностей самого человека. Так, физичеcкий меxанизм психического развития человека связан не только с сохранением и улучшением своих собственных свойств и качеств, проявляющихся в условиях внешней cpеды, но и также направлен на повышение споcобноcти психики пpоизводить работу. Это сопровождается пpеодолением воздейcтвий внешней среды и успешно решается посредством концентpации внутри системы биогеохимической энергии. Однако внешние воздействия, вызывающие в человеке энергетические процессы, одновременно ослабляют эффект внутреннего напора. В соответствии с этим, процессы, направленные на их ослабление, являются тем эффективнее, чем больше сконцентрировано в человеке внутренней энергии. То есть все живые системы, определяющиеся внутренней биогеохимической энергией, всегда противостоят внешней среде и совершают работу по обеспечению своей обособленности от нее.
Биогеохимическая энергия, по Вернадскому, становится определяющей в развитии любого организма, что непосредственно отражается в формировании психологических образований. То есть психика и организм характеризуются движением энергии в формах психических явлений – процессах, состояниях, свойствах или качествах. Форма, как геометрия пространства-времени, пронизывает всякое внутреннее содержание, она есть способ существования или выражение некоего содержания, организация его в целое. Если же таким содержанием выступает движущаяся материя человеческой психики, то данное психическое пространство-время, являясь ее формой, одновременно эту психику и организует. Вне этой формы психика не существует.
Пространство и время дискретны, поэтому не обладают зримой или осязаемой формой. Все изменения живого времени-пространства, или его развитие – «внутренние» преобразования живой материи – эти изменения влияют на трансформацию пространства-времени, форма которого не может находиться в раз и навсегда в застывшем состоянии. Порождение каждого структурного элемента психики как системы – с присущими для нее взаимодействиями между элементами системы и окружающим миром – осуществляется через различные формы динамических состояний. Эти формы движения в условиях организованной психики изменяются от одного состояния неустойчивости и неравновесности к другому – ко все более устойчивому и равновесному состоянию.
Самые разнообразные формы движения, увлекаемые потоками энергии, постоянно сохраняют свой первоначально полученный импульс – свое первоначально-заданное динамическое состояние. Этим-то и объясняется появление в неравновесных психических системах согласованных форм движения отдельных психических структур, которые обусловлены энергообменом между порождающими и порождаемыми структурами.
Все системные взаимодействия, разные по своей пространственно-временной организации, определяются принципом устойчивых внутренних связей. Поэтому на каждом уровне психических образований действует свой принцип структурных взаимосвязей, обеспечивающих устойчивость данного уровня реальности. Это характеризует психику как согласованную и упорядоченную форму системной организованности, регулирующей целостную
психическую систему и реализующую ту или иную форму психической деятельности.
Все возникающие разнообразия состояний биологического пространства – далеки от равновесия. Его особенности, по Вернадскому, будут проявляться в следующем: чем дальше психическая система находится от своего равновесного состояния, тем сложнее ее структура и тем больший простор открывается для ее развития. Причем, само усложнение структуры будет сопровождаться увеличением числа и глубины неустойчивостей, их разнообразием состояний, вариантов новой организации.
Пространственная диссимметрия, обладающая свойствами неравенства правизны и левизны, соответствует тем кристаллическим пространствам, где отсутствуют центры симметрии, плоскости и оси сложной симметрии. К кристаллическим пространствам относятся такие, которые образуются внутри живого вещества. Зависимость физических (физико-химических) свойств тела от направления внутри этого тела является основным отличительным признаком кристаллических тел. Скорость роста биологических кристаллов в разных направлениях является величиной непостоянной. Так и человеческим способностям свойственно разрастание – с разной скоростью и в любых направлениях; в структуре способностей образуются всевозможные комплексы, их различные иерархические образования.
Чем больше отклонений от равновесия, тем выше единство процессов, протекающих даже в самых отдаленных областях психических явлений и, на первый взгляд, абсолютно не связанных друг с другом. Это ведет к возникновению условий и всевозможных вариативных комбинаций для появления новообразований (процессов, состояний, свойств, качеств, способностей) психики, а также для установления ее межвидовых многосторонних психологических систем.
В организованной психике как системы любые изменения, появляющиеся в ней, не устраняются, а накапливаются, усиливаются; это приводит, в конце концов, к возникновению новых структур. Однако данные изменения, как и переходы в движении от одних структур к другим, будут сопровождаться нарушением симметрии.
В любом психическом явлении присутствует также и момент его неравнозначности: психика – всегда едина, но она характеризуется неравенством пространственных левых и правых структур, что выявляет ее природную особенность – диссимметрическое состояние. А поскольку причиной пространства-времени выступает всеобщность жизни – с асимметрией живого вещества (мозга, нервной системы, человеческого тела), постольку мы имеем дело и с диссимметрическими состояниями психических (сенсорных, психофизиологических и др.) явлений.
Психика человека – как и любое другое живое вещество – характеризуется следующими особенностями: все психические явления (процессы, состояния, свойства, качества) в самых разнообразных состояниях биологического пространства (направлениях) проявляются количественно и качественно неодинаково. То есть все системные свойства психики отличаются друг от друга. Неодинаковость эта обусловлена также неравномерностью распределения физических (физико-химических) свойств биологического тела, мозга, нервной системы человека, которые порождаются, соответственно, различиями во взаимодействиях физического пространства и времени.
Таким образом, учение В.И. Вернадского о биосфере и человеке как части живого вещества является методологической основой для новой гносеологической стратегии современной психологии – возможностью перехода на новую теорию и практику выделения и описания человека как живого вещества в структуре организованной биосферы.

Список литературы
1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. Кн. 2. М.: Наука, 1997. 191 с.
2. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе / Сост. М. С. Бастракова, В. С. Неаполитанская, Н. В. Филиппова. В 2-х кн. М.: Наука, 1975. С. 175 с.
3. Вернадский В.И. Труды по философии естествознания / Сост. и отв. ред. К.В. Симаков и др. М.: Наука, 2000. 504 с.
4. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения / Сост. В.С. Неаполитанская, И.Н. Ивановская, С.Н. Полосухин. 2-е изд. М.: Наука, 1987. 350 с.

Источник: Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей // Материалы научно-практической заочной конференции «Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей» / Под редакцией В. Н. Панферова, Е. Ю. Коржовой и др. – М.: Издательство НИИРРР, 2011. – 208 с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.