На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретические основы профессионального самоопределения - Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение
Теоретические основы профессионального самоопределения - Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Теоретические основы профессионального самоопределения
Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение
Все страницы

 

1.2 Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение


Ученые-исследователи, изучая различные факторы влияния на оптантов, классифицировали их по разным признакам. Рассмотрим некоторые из этих классификаций.
Н.С. Пряжников выделяет следующие уровни влияния на самоопределяющегося человека [36]:
1 Культура в целом через книги и другие носители опыта человечества.
2 Государство и глобальные административные системы как один из посредников между человеком и культурой оказывает свое воздействие через различные социальные институты и служащие им средства массовой информации.
3 Определенные социально-профессиональные слои и прослойки оказывают воздействие на конкретных людей через так называемое «общественное мнение», также активно используя СМИ и неформальные средства коммуникации (легенды, анекдоты, сплетни о представителях этих слоев или конкурирующих социальных групп).
4 Конкретные организации (учебные и производственные) заботятся о том, чтобы к ним приходили новые свежие кадры, а также чтобы работники ощущали значимость своей деятельности в данных организациях. Они воздействуют с помощью административных и специфических психолого-педагогических средств, используя методы поощрения, рекламы, агитации, информации, специального обучения и т.п.
5 Конкретные люди (родные, друзья, специалисты-человековеды, включая педагогов, психологов и др.) имеют больше всего возможностей для воздействия на выбор конкретных людей.
А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, позволяющих определять основные мотивы выбора тех или иных профессий [37]:
1 Внешние факторы
1.1 Давление: рекомендации, советы, указания со стороны людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.;
- требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи и др.);
- индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности и т.д.);
1.2 Притяжение - отталкивание: примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, предрассудки, престиж);
1.3 Инерция: стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах и т.д.); привычные занятия (возникшие под действием школьных предметов, увлечений).
Также к внешним факторам ученые относят различные каналы социальной коммуникации (СМИ, близкое окружение, фильмы, книги, школьные педагоги, родственники и т.д.).
На отношение людей к труду, к своей роли и положению в обществе оказывают влияния изменения в стране. Структура профессиональных склонностей и побуждений постоянно стягивается в сторону высокопрестижных специальностей и профессий.
Профессиональное самоопределение понимается не только как определение себя относительно профессии, но и как некое социальное пространство, в границах которого оно происходит.
Социальный престиж понимается как значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии, действиям людей, их психологическим качествам (инициативность, интеллектуализм), физическим достоинствам (красота), различным благам и услугам и, что особенно важно, социальным группам, институтам, организациям. «Престиж профессии, - отмечают В.Н. Шубкин и Т.А. Бабушкин, - является результатом сложного взаимодействия своего собственного опыта и информации, полученной в процессе соответствующего обучения. Он оказывает в то же время большое влияние на наше понимание своих способностей, занимаемой профессиональной позиции» [12].
Одним из решающих факторов, влияющих на выбор профессии в настоящее время, является социальное происхождение. Социальные группы готовят своих выходцев к выбору профессии неодинаково, в чем проявляется социальная направленность выбора.
Огромную роль в выборе профессии подростка, как считает Б. Вульфов, играют родители. И здесь забота родителей о своих детях - явление понятное и естественное, но «очень важно иметь в виду, чтобы дума о детях не превращалась в думание за детей» [6].
Ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, т. к. именно благодаря семье ребенок приобретает значительный опыт познания окружающего мира и межлюдских взаимоотношений. В семье закладывается личность ребенка, что служит основой построения дальнейшей жизни ребенка.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок и идеалов. Неоспоримым является тот факт, что родители явно или опосредованно влияют на выбор профессии своих детей. Это возникает на основе специфических признаков семьи. Существующая в семье среда (социальное положение родителей, профессиональная политика, степень квалификации, общественные функции, культурный уровень членов семьи, ориентация на определенные ценности, мировоззрение, материальные условия жизни и др.) также имеет большое значение, определяя дифференцированное влияние родителей на профессиональное самоопределение детей.
У некоторых родителей проявляется стремление к тому, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем в той деятельности, в которой они не смогли себя проявить.
Рассмотрим, как влияют наиболее распространенные стили семейного воспитания на профессиональное самоопределение детей.
При авторитарном стиле воспитания, как известно, родители требуют беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять причины своих указаний или запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, особенно когда речь идет о таких важных моментах, как выбор учебного заведения после окончания школы или будущей профессии. Родители в такой ситуации пытаются навязать свою точку зрения («Я знаю жизнь, а ты ничего еще не понимаешь») или решают за ребенка этот вопрос, не принимая во внимание его желания, склонности, интересы.
При гиперопеке родители очень близко принимают к сердцу проблему выбора профессии и активно содействуют реализации любого профессионального желания ребенка, если оно возникает. Часто родители стараются сделать все возможное за ребенка (записать на курсы, собрать документы, сходить в приемную комиссию, сделать конспекты ответов и т.д.). В результате формируется инфантильное отношение ребенка к сложной проблеме профессионального самоопределения.
При демократичном стиле воспитания родители ценят в ребенке самостоятельность и дисциплинированность. Взрослые пытаются создать условия для активного и самостоятельного поиска детьми ответа на вопрос «Кем быть?». Родители знакомят детей с разнообразием профессий, обращают внимание на «сильные» и «слабые» стороны его индивидуальности, в игровых ситуациях «примеряют» на ребенка различные профессии, обсуждают те или иные перспективы будущей карьеры, строят совместно с ребенком профессиональные планы, создают возможности для пробы сил ребенка в разных направлениях. А если профессия выбрана, помогают найти дополнительные сведения об ее особенностях и учебных заведениях, где такую профессию можно получить. В основе такого стиля лежит решение проблемы взаимосоответствия индивидуальных особенностей ребенка и требований выбранной профессии.
В исследованиях А. Ро отмечается, что существенное влияние на формирование профессиональных планов оказывают взаимоотношения в семье. Атмосфера сотрудничества и взаимной поддержки, преобладание методов поощрения и убеждения толкает детей на закрепление этой системы отношений и поддержание ее в будущей жизни и при выборе профессии. Дети из таких семей выбирают профессии, связанные с работой с людьми (социономические профессии). Преобладание во взаимоотношениях между родителями и детьми эмоциональной стороны способствует ориентации детей на сферу искусства (артономические профессии). Существование в семье атмосферы отчуждения, преобладание методов наказания приводит к тому, что в последующей жизни ребенок стремится избегать контактов с людьми и выбирает профессии из «мира вещей».
Е.Г. Силяева считает, что далеко не все старшеклассники осознают значимость момента выбора профессии, поэтому направить их размышления в нужное русло, побудить присмотреться к тому, какие есть профессии: выбирай на вкус - первостепенная забота родителей, но окончательный выбор должен быть сделан ребенком самостоятельно. Этот период Е. Силяева называет временем «вырывания корней», некоторого дистанцирования от родителей, вынужденных с пониманием относиться к растущей эмоциональной независимости детей. Однако многочисленные исследования показывают, что и подростки, и юноши по-прежнему остро нуждаются в контакте со взрослым, более опытным человеком.


2 Внутренние мотивационные факторы:
2.1 Собственные мотивационные факторы профессии:
- предмет труда;
- процесс труда (привлекательный - непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие - однообразие деятельности, детерминированность - случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный - коллективный труд, возможности развития человека в данном труде);
- результаты труда.
2.2 Условия труда:
- физические (климатические, динамические характеристики работы);
- территориально-географические (близость местоположения, необходимость разъездов);
- организационные условия (самостоятельность - подчиненность, объективность - субъективность в оценке труда);
- социальные условия (трудность - легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный - ограниченный режим; социальный микроклимат).
2.3 Возможности для реализации внепрофессиональных целей:
- для общественной работы;
- для достижения желаемого общественного положения;
- для создания материального благополучия;
- для отдыха и развлечений;
- для сохранения и укрепления здоровья;
- для психического самосохранения и развития;
- для общения.
Рассмотрим подробнее содержание каждой из этих групп.
Внутриличностные факторы. В своих работах А.М. Кухарчук, А.Б. Широкова, П.А. Шавир содержательной характеристикой профессионального самоопределения называют профессиональную направленность личности.
В системе мотивов, определяющих профессиональную направленность будущих специалистов, выделены 2 группы мотивов: 1) связанных с ориентацией человека на содержание профессиональной деятельности;
2) связанных с ориентацией человека на результативные характеристики выполняемой деятельности.
Мотив фиксирует направленность и осознанность побуждений, которые в свою очередь заложены в интерес. Интерес определяется потребностью человека, выступает одной из форм её проявления. С.П. Крягжде под профессиональным интересом понимает сложный, многоступенчатый симптомокомплекс психических свойств и состояний личности, включающий в себя избирательную, познавательную, эмоциональную и волевую активность человека, совокупность которых направлена на выбранную или выбираемую профессиональную деятельность. Успешность профессионального самоопределения, овладения и осуществления профессиональной деятельности зависит от уровня развития интересов, степени их активности, глубины, устойчивости, субъективной и объективной детерминированности.
Исследованию проблемы о выборе профессии как о процессе, в основе которого лежат профессиональные намерения, посвящены работы А.Г. Голомштока, Е.А. Климова, С.П. Крягжде, В.Д. Шадрикова и других учёных. Профессиональные намерения рассматриваются как «регулятивный компонент акта поведения в процессе принятия решения относительно будущей профессиональной деятельности, её внутрипсихическая компонента, обладающая определёнными качествами и особенностями и складывающаяся под влиянием различных групп факторов» [37]. Как особое функциональное образование психики и важная психологическая характеристика индивида, профессиональное намерение включает в себя осознанное положительное отношение к сфере профессиональной деятельности, стремление избрать профессию в данной сфере и получить соответствующее образование.
Т.Б. Курбацкая отмечает, что существует совокупность категории «профессиональные намерения» и профессиональной направленности личности, необходимо отметить их развитие на уровнях:
1) влечения к профессии, что представляет собой малодифференцированное смутное стремление, направленное на выполнение какой-либо профессиональной деятельности, вследствие той или иной маловыраженной потребности; для данной категории характерно отсутствии цели;
2) желания приобрести профессию, что представляет собой более высокую форму направленности, при которой личность осознаёт цель своего стремления; это особая форма активности личности, стремящейся удовлетворить потребности;
3) профессиональных интересов, где интерес представляет собой непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают;
4) профессиональных склонностей, характеризующихся появлением профессионального призвания. Профессиональная склонность - это избирательная направленность на профессиональную деятельность. Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития способностей;
5) профессиональных идеалов, где профессиональный идеал представляет собой высшую цель профессиональной деятельности, профессиональных стремлений;
6) профессионального мировоззрения, где мировоззрение представляет собой систему взглядов, сложившихся под влиянием профессии на объективный мир и место в нём личности, на отношение личности к окружающей его действительности, к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции личности, её убеждения, установки, идеалы, ценностные ориентации.
Отмечая множество мотивов, провоцирующих возникновение профессиональных намерений, Т.Б. Курбацкая классифицирует их в 5 блоков мотиваторов:
• блок материально-бытовых мотивов (мотив вознаграждения, получения лёгкой и чистой работы, освобождения от влияния родителей, чувства долга перед родителями, безопасности, смены места жительства, получения определённой категории льгот);
• блок мотивов самоутверждения в труде (мотивов приобретения самостоятельности, реализации своих способностей, получения привлекательной работы, приобретения нового статуса, получения положительного результата в работе, личного развития и роста, вызова интереса);
• блок мотивов собственного труда (мотив получения интересной специальности, создания собственного профессионального имиджа, интереса к деятельности (аффиляции), наличия определённой рабочей среды, цели как таковой, наличия хорошего коллектива, чувства причастности);
• блок мотивов социального статуса (мотив получения престижной работы, достижения положения в обществе, желания находиться и работать среди определённого круга людей, желания выполнять работу, необходимую обществу, приобретения профессии, с которой легче найти работу, приносить пользу обществу и людям, выполнения работы, способствующей развитию государства);
• блок мотивов профессионального мастерства (мотив приобретения глубоких профессиональных знаний (профессиональная информированность) приобретения определённых умений и навыков, стремления к профессиональному росту, стремления утвердиться в среде профессионалов, увеличения прав и обязанностей (приобретение повышенной ответственности) за счёт роста профессионального мастерства, приобретение власти над подчинёнными, увеличения оплаты труда за счёт роста профессионального мастерства).
Важным и необходимым результатом деятельности самоопределения является и отчётливое сознание того, что «я сам» выбрал профессию. Если всего этого нет, то нет и самоопределения как такового.
Активность профессионального самоопределения связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Здесь возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьёзных нарушений внутреннего мира.
Ответить на вопрос «кем быть?» фактически означает найти способ реализации собственного «Я». Однако на пути свободного поиска своего «Я» люди сталкиваются с различными неожиданностями, препятствиями и сложностями. Связано это с недостаточной информированностью о мире профессий, нехваткой знаний о самих профессиях и требованиях, которые ими предъявляются к работникам. Между тем можно выявить и оценить собственные интересы, склонности и способности при составлении
собственного профессионального плана. Конечно, эти представления могут быть реальными и фантастическими.
Но большинство старшеклассников, по мнению И.С. Кона, выбирают профессию более или менее стихийно. Здесь существует опасность: затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения. Хотя раннее и твердое самоопределение обычно считалось фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными факторами.
При низком уровне самосознания человек не в состоянии воспринимать предлагаемую ему информацию. Поэтому первым условием развития информированности является развитие автономности. Второе условие - полнота представления об источниках получения информации. Если человек не замыкается на одном источнике (семью, друзей и так далее), то у него возникает возможность принять более объективное и обоснованное решение.
Выбор профессии может усложняться субъективными факторами, а именно, особенностями молодой личности (повышенная впечатлительность, романтическая настроенность, часто неумение трезво сообразовать мечты со своими возможностями).
Часто под влиянием различных, в том числе случайных обстоятельств у молодых людей формируется ложное призвание, т.е. такая профессиональная направленность, которая не соответствует личностным особенностям и способностям человека. Результатом же бывает разочарование в себе, переживание собственной неполноценности, жизненной неудачи.
Рассмотрим типичные ошибки старшеклассников при выборе профессии, которые подразделяются на три категории.
К первой категории относится искаженное представление учащихся об особенностях профессий. Это может быть отождествление школьного учебного предмета с профессией, когда, например, старшеклассник увлекается математикой и поступает на физико-математический факультет педагогического института, не имея склонностей к работе с детьми. Зачастую учащиеся отождествляют личность учителя-предметника с профессией, а желание быть похожим на учителя является основополагающим при выборе профиля дальнейшего обучения. Например, школьник решает учиться на филологическом факультете, потому что хочет быть похож на любимого учителя литературы. Ошибкой при выборе профессии является увлечение внешними или частными сторонами профессии. Ребенок решает стать юристом, потому что «престижно», программистом, т.к. это «современно», дизайнером, т.к. это «модно» и т.д., не понимая, что за красотой и престижностью стоит многолетний кропотливый труд.
Ко второй категории ошибок профессионального выбора мы относим отсутствие объективной оценки своих личностных качеств и особенностей. Прежде всего, здесь необходимо выделить неадекватную самооценку старшеклассника. Как завышенная, так и заниженная самооценка являются следствием незнания своих склонностей и способностей, неразвитостью самоанализа. Это влечет за собой другую ошибку, когда выбор профессии происходит под прямым или косвенным влиянием товарищей или родителей. Ошибка такого же типа происходит, когда старшеклассник не знаком с медицинскими противопоказаниями, которые существуют для каждой профессии.
К третьей категории ошибочного выбора профессии следует отнести инфантильное отношение старшеклассника к сложной проблеме профессионального рождения. Это может быть либо несформированность профессионального мотива, либо отсутствие активной позиции в построении жизненных планов, нежелание самостоятельно делать сложный выбор, перекладывание своих проблем на плечи родителей.
Таким образом, построение сколько-нибудь определенного проекта профессионального жизненного пути - дело сложное, зависящее от ряда объективных и субъективных обстоятельств.


Контрольные вопросы
1 Проанализируйте предложенные классификации факторов, влияющих на профессиональное самоопределение. Какие факторы являются внешними?
2 Дополните список внутриличностных факторов, опираясь на собственный опыт.
3 Составьте схему ошибок старшеклассников при выборе профессии.
4 Проанализируйте собственный опыт выбора профессии в старших классах школы.

Источник: Мальцева Л. В. Профдиагностика и профконсультирование в работе психолога : учебное пособие. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. - 120 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.