На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретические основы профессионального самоопределения
Теоретические основы профессионального самоопределения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Теоретические основы профессионального самоопределения
Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение
Все страницы

1.1 Краткий обзор теоретических подходов к проблеме профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии

На сегодняшний день в психологической науке большое количество работ посвящено проблеме профессиональной ориентации. За последние годы изданы специальные программы для учителей и школьных психологов по формированию профессионального самоопределения у учащихся. К сожалению, всё это оказалось не до конца востребованным современной школой. В учреждениях общего образования до сих пор не набрал силу специальный курс профориентации, для него нет подготовленных кадров, не предусмотрена возможность широкого практического ознакомления школьников с различными сферами профессиональной деятельности, не осуществляется работа, приучающая школьников оценивать свои личностные возможности и профессиональные умения. И всё это происходит, несмотря на то, что подготовка учащихся к профессиональному самоопределению является одной из основных функций школы.

Все выше описанные проблемы приводят к тому, что старшеклассник очень часто не знает, чего он хочет, кем бы он хотел быть. И даже знание об отдельных профессиях не делает их автоматически альтернативами для профессионального самоопределения. Реальными альтернативами они становятся лишь тогда, когда приобретают для выпускника определённый смысл, т.е. вписываются в контекст его жизненного мира.
Чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстраполяцией этой картины в будущее. Исследования Я.-Э. Нурми позволяют усомниться в том, что познавательная сфера у всех выпускников школы вполне готова для таких сложных действий. Экспериментально подтверждено, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа. Из этого следует, в частности, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Наконец, надо учитывать вмешательство личностной психодинамики, склонность принять желаемое за действительное или вытеснить неприятные ожидания.
Проблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых в современной психологии. Большое внимание к ней объясняется тем, что профессиональное самоопределение - «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития человека и критерий одного из этапов процесса профессионального становления личности.
Интерес к проблеме профессионального самоопределения не ослабевает независимо от социальных или экономических изменений в любом обществе. Изменяются лишь акценты и ракурсы. На современном этапе акцент в профессиональном самоопределении сделан на личность и процесс ее социализации и самоактуализации, что обусловлено следующими факторами:
• изменения в мире профессий (появление новых профессий, трансформация одних профессий в другие и др.);
• изменения и обновление действий и операций в профессиональной деятельности с приходом компьютеризации, вследствие чего изменяются требования профессий к человеку;
• возрастание роли специализации и профессионализации труда;
• внедрение во все сферы деятельности человека различных технических средств и современных технологий.
Исследователи Института профессионального самоопределения молодежи РАО приходят к выводу о том, что в настоящее время люди вынуждены за свою трудовую жизнь в среднем шесть раз осваивать другую профессию, что связано либо с изменением технической базы, либо с переходом в новую профессию. Соответственно повышаются и требования к человеку, к его умственному развитию, уровню образования и личностным качествам. Это в свою очередь требует от человека любой профессии мобильности трудовых функций, способности адаптироваться к новой современной технике и технологии. Поэтому в настоящее время становится особо актуальной проблема подготовки высокоорганизованной, компетентной, предприимчивой, конкурентоспособной личности, способной проявлять инициативу и деловитость, профессионализм и взвешенность при выборе решений.
Для решения проблемы профессионального самоопределения старшеклассников необходимо, прежде всего, осознать, какие задачи оказания помощи оптантам являются первоочередными, какие последующими и каков должен быть результат. В зависимости от этого профконсультант строит алгоритм своей деятельности. Современная трактовка цели профессионального самоопределения состоит в формировании личности оптанта как субъекта будущей профессиональной деятельности.
Психологические аспекты профессионального выбора личности выступают в качестве объекта научного исследования с первого десятилетия XX века. Но, несмотря на столь долгий срок изучения, многие вопросы в этой области остаются неизученными. Существует достаточно большое количество подходов к проблеме психологических основ профессионального выбора и становления личности. Остановимся на некоторых из них.
В работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой- Славской проблема профессионального самоопределения рассматривается в связи с исследованиями жизненного пути человека. С.Л. Рубинштейн показал, что проблема самоопределения не может быть разрешена в отрыве от проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром, ибо отношение человека к самому себе, являющееся ключевым моментом в понимании феномена самоопределения, в значительной степени зависит от его отношения к окружающим и окружающих к нему.
В исследованиях Л.И. Божович проблема профессионального самоопределения изучается в контексте исследований психологических закономерностей формирования личности старшеклассника. Показано, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников, а самоопределение - «мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему» [24]. Для старшеклассника важно не только объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и поиск её личностного смысла, понимание, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно его место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются его индивидуальные способности.
Самое разработанное в отечественной психологии направление связано с изучением психологической готовности к профессиональному самоопределению в подростковом и юношеском возрасте (А.Е. Голомшток, Е.А.Климов, С.Н. Чистякова и др.).
Специфическим предметом профессионального самоопределения, по мнению Н.С. Пряжникова, является специально-организованное психолого-педагогическое взаимодействие с оптантом с целью оказания помощи в поиске смыслов будущей профессиональной деятельности, а также в нахождении смыслов в самом процессе самоопределения [36]. Организация такого эффективного взаимодействия и является основной целью пси- холога-профконсультанта и психолога образования при работе со старшеклассниками.
Неоценимый вклад в методологию, теорию и практику профессионального самоопределения внес Евгений Александрович Климов. Выделим основные моменты его теории.
Е.А. Климов сформулировал основные принципы руководства профессиональным самоопределением [12]:
1) равно уважать разные виды труда: не следует воспитывать любовь к одной профессии за счет обесценивания других видов труда. Нужно изыскивать положительные примеры, мотивирующую информацию в рамках внутренних ресурсов каждой профессии, не противопоставляя ее другим, как менее важным, неинтересным, непривлекательным, недостойным.
2) культивировать представления о полной психологической структуре труда при характеристике любой профессии: результата труда, ценного для общества; сознание обязательности достижения поставленной цели; владение внешними и внутренними средствами деятельности; осознание реальной системы межлюдских отношений в труде. Е.А. Климов пишет: «знакомя подрастающего человека с миром профессий, важно подавать этот мир не как безлюдную пустыню, заселенную машинами, станками, технологиями, а как область человеческих деяний; как мир людей, знающих и любящих свое дело, людей, которым свойственны указанные выше признаки сознания и деятельности. Опасность видеть жизнь общества как бы без людей весьма реальна» [14].
3) относиться к знаниям о мире разнообразных профессий, как к знаниям об обществе и как к важному звену мировоззрения: содержание образования традиционно включает множество сведений обо всех странах, континентах, истории, растительном и животном мире, но не дает системы знаний о том живом, изменяющемся, развивающемся множестве человеческих деятельностей, к которому каждый подрастающий человек должен со временем приобщиться.
4) культивировать представления о профотборе не как об «отсеве» неподходящих, а как об идее отыскания, развития и максимального использовании ценных качеств человека; заботиться не столько о психодиагностике, сколько о формировании профессиональной пригодности человека.
5) не решать вопрос за выбирающего профессию, а активизировать процесс его самоопределения, помогать различными средствами принять самостоятельное решение о выборе, о продолжении трудового пути. «Хозяин» выбора, «автор проекта» профессионального будущего - сам оптант, а педагог, психолог - это советчик, помощник.
6) считать сознательный и самостоятельный выбор профессионального пути, личный профессиональный жизненный план подрастающего человека необходимым условием успешности его труда и удовлетворенности в будущем.
7) доходить до каждого в деле руководства профессиональным самоопределением. Важно сочетать при этом групповые, массовые и индивидуальные формы работы.
8) считаться с имеющимися особенностями, личными качествами, опытом конкретного оптанта и его жизненной ситуацией, а также с ситуацией в обществе в целом.
9) соблюдать профессиональную педагогическую и психологическую тайну, требования педагогического акта.
10) действовать в интересах оптанта, помогая ему согласовывать их с представлениями о благе общества.
Также Е.А. Климов разработал типологию профессий, где в качестве критерия выступает отношение человека - субъекта труда к предмету труда.
В первом ярусе классификации выделяются пять типов профессий, которые разделены по признаку предмета труда:
1 «Человек - живая природа» («П»). Предмет труда - растительные и животные организмы, микроорганизмы и условиями их существования. Примеры профессий: плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог и др.
2 «Человек - техника и неживая природа» («Т»). Предмет труда - неживые, технические объекты и энергия. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик и др.
3 «Человек - человек» («Ч»). Предмет труда - социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец-консультант, парикмахер, педагог-организатор, врач, учитель и др.
4 «Человек - знаковая система» («З»). Предмет труда - естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Примеры: программист, чертежник-картограф, математик, корректор, редактор издательства, языковед, переводчик и др.
5 «Человек - художественный образ» («Х»). Предмет труда - явления, факты художественного отображения действительности. Примеры - художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра и др.
Е.А. Климов отмечает, что границы между типами профессий не являются строгими и нельзя строго распределить по пяти типам огромное количество существующих профессий. Необходимо осознавать, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере.
Ко второму ярусу относятся классы профессий, которые существуют в каждом типе и выделяются по признаку целей труда.
Целью гностических профессий («Г») является распознать, различить, оценить, проверить, разобраться в известном.
Преобразующие профессии («П»). Цель - обработать, организовать, оказать помощь, переместить, обслужить, преобразовать.
Изыскательские профессии («И»). Цель - изобрести, придумать, найти новый образец, получить новый результат, вариант.
Здесь границы между классами профессий также могут быть размыты.
В третьем ярусе выделены отделы профессий. Классификационный признак - орудия и средства труда.
Профессии ручного труда («Р»). Примеры: художник, скульптор, дворник.
Профессии машинно-ручного труда («М»). Орудиями и средствами труда здесь являются машины с ручным управлением для обработки, преобразования, перемещения предметов труда. Примеры: машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем («А»): оператор энергосистем, оператор станков с программным управлением, машинист котельной.
Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда («Ф»), которыми являются внутренние, психологические ресурсы организма, которыми может быть речь, мимика, пантомимика и другие выразительные средства, а также способы решения теоретических и практических задач. Примеры: диктор радио и телевидения, сурдопереводчик, артист балета, певец и т.д.
По условиям труда профессии можно разделить четвертый ярус классификации (группы профессий):
1 Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» («Б»): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.
2 Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду («О»): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, пастух.
3 Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных или пониженных температурах и т.п.) («Н»): водолаз, шахтер, кузнец, металлург, пожарный.
4 Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей и большие материальные ценности («М»): воспитатель детского сада, учитель, следователь, охранник, инкассатор.
Описанные группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они выделены как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными. Данная классификация, разработанная во второй половине ХХ века, явилась фундаментальной базой для дальнейшего разветвления «дерева профессий».
Помимо классификации профессий Е.А. Климов разработал теорию профориентации, большое значение в которой придавал профессиональной направленности личности и профессиональному намерению.
В книге «Психология профессионального самоопределения» он пишет, что «предметная область профессионального самоопределения предполагает для психолога ориентировку в четырёх блоках довольно-таки разнородных явлений [14]:
A) многолетний процесс возрастного (физического и психического) развития человека на всём протяжении жизненного пути (от младенчества до естественного финала);
Б) множество разнотипных профессий в современном обществе («пространство выбора», перед которым рано или поздно оказывается подрастающий человек);
B) возможные варианты соотнесения (приведения в соответствие) личных качеств человека с теми требованиями, которые предъявляет каждая работа к человеку;
Г) своеобразие методов и средств педагогического руководства процессом развития, становления человека как субъекта профессионального труда на разных его этапах» [22].
Важной задачей является ознакомление учащихся с миром профессий посредством использования профориентационных возможностей самих школьных учебных предметов.
Е.А. Климов подчёркивал идею уважения к самостоятельности подрастающего человека и задачу формирования у него способности и умения самочинно определять и осуществлять свои жизненные профессиональные планы.
Он акцентирует понятие самоопределения в том смысле, что учащийся должен чувствовать, как будто он сам проектирует и строит свой жизненный путь. Такая постановка дела повышает требования к профессиональному искусству педагога и психолога.
Е.А. Климов разработал общую структуру личного профессионального плана (как образа желаемого будущего), которая представлена так:
• главная цель (что ученик предполагает в будущем делать, какой трудовой вклад вносить в общенародное дело, или у него нет помыслов этого рода, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития);
• представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей - «жизненная перспектива» (первая область деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные варианты предварительной пробы своих сил, возможные профессиональные учебные заведения, желательные трудовые посты после окончания профессионального учебного заведения - как видится в мечтах свой «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры»);
• представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или для начала в специальный кружок и пр.);
• представления о внешних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);
• представления о внутренних условиях достижения намеченных целей (свои возможности, способности к обучению, состояние здоровья - напомним, что подростки и юноши часто недооценивают отклонения своего здоровья от нормы; настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы или работы по намечаемой специальности);
• запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.
Следует отметить, что подростки и юноши часто имеют единственный вариант жизненного плана и переживают невозможность его реализации (скажем, по причинам экономического, семейного характера) как жизненную катастрофу: «не прошел по конкурсу... ну... все рухнуло!». Очень важно культивировать мысль, что мы живем в вероятностном мире, и всегда надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств [14].
Также Е.А. Климов выделил специальные умения, необходимые для профессионального самоопределения:
- умение соотнести требования профессии к человеку со знаниями о своих индивидуальных особенностях;
- общетрудовые умения и навыки;
- умение прогнозировать развитие выбираемых профессий в ближайшей перспективе;
- умение отказываться от безоговорочной ориентации на существующие «моды» по отношению к довольно ограниченному числу профессий. Умение определить свои профессионально важные качества - непременное условие удачного выбора.
По мнению Е.А. Климова, готовность к профессиональному самоопределению - внутренняя убежденность и осознанность фактора выбора профессии, осведомленность о мире труда, о том, какие психологические и физические требования профессия предъявляет к человеку [10]. Готовность к профессиональному самоопределению формируется с помощью специальных активных форм и методов профориентационной работы. Это способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я»), к анализу профессий и принятию решения на основе сопоставления этих и других видов знаний, то есть способность к сознательному выбору.
Формирование готовности, как считает Климов, есть результат целенаправленной подготовки к обоснованному выбору профессии с учетом индивидуально-психологических свойств и качеств личности и овладение набором комплексных знаний об особенностях выбранной профессии.
Помимо Е.А. Климова многие исследователи, изучая проблему профессионального самоопределения, выделяли различные ее аспекты.
Е.И. Головаха, разрабатывая теорию профессиональной ориентации, пишет, что она должна быть органически увязана с жизненными перспективами и ценностными ориентациями. Отсюда он дает несколько рекомендаций:
1) профессиональная ориентация не должна ограничиваться профессиональной сферой, но всегда замыкаться на цели молодежи;
2) нужно знакомить обучающихся с примерами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором профессии;
3) необходимо учитывать, что для молодежи важен размер будущей зарплаты и благоприятные условия труда;
4) необходимо владеть профессиональной информацией;
5) надо учитывать эмоциональные особенности личности[18].
С.Н. Чистякова внесла большой вклад в теоретический и прикладной аспект проблемы профессионального самоопределения. В основе ее теории лежит самопознание, с помощью которого оптанты могут оценить себя, свои интеллектуальные способности, волевые качества, особенности адаптации, переживаний, морально-нравственные ориентиры, социальную направленность, мотивы, характер и многое другое.
Немаловажный фактор в формировании готовности к выбору профессии, по мнению С.Н. Чистяковой, - это составление профессионального плана. При этом полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Это значит определить, где, в каких учебных заведениях или на каком производстве можно получить необходимое образование и специальность, наметить пути развития и изменения, совершенствования своих качеств с целью подготовки себя к избранной профессии. Подобный план С.Н. Чистякова называет «программой профессионального самовоспитания».
Среди современных исследователей инновационным подходом к профессиональному самоопределению выделяется Н.С. Пряжников, который обосновал методологию и теорию профориентационных игр как способа активизации профессионального самоопределения.
Вопросы профессионального самоопределения молодежи активно изучали зарубежные психологи. Рассмотрим коротко некоторые концептуальные подходы к данной проблеме, разработанные нашими коллегами за рубежом.
Первая психологическая теория профессионального выбора в русле подхода с позиций теории черт и факторов была разработана в 1909 году Ф. Парсоном, которым сформулированы следующие положения:
• каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;
• профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;
• профессиональный выбор является сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических и физиологических качеств и соотносит её с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.
Д. Сьюпер в 1952 году в рамках своей теории развития выдвинул следующие положения:
1) люди характеризуются своими способностями, интересами, свойствами личности;
2) на этой основе каждый человек подходит нескольким профессиям;
3) в зависимости от времен и опыта человека меняются объективные и субъективные условия профессионального развития, что обусловливает профессиональный множественный выбор;
4) профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий;
5) особенности этого развития определяются социальноэкономическим уровнем родителей, свойствами индивида, его профессиональными возможностями;
6) на разных стадиях развития можно управлять профессиональным развитием, способствуя формированию у индивида интересов и способностей и поддерживая его в стремлении «попробовать» реальной жизни и в развитии его Я-концепции;
7) профессиональное развитие состоит в развитии и реализации Я-концепции;
8) взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей, например, в фантазии.
Д. Сьюпер считает, что сущность компромисса, происходящего при выборе профессии, состоит в том, что человек выбирает для себя занятие, соответствующее его представлению о той роли, которую он может хорошо выполнить. Представления о собственном опыте человека, о своих психологических и других качествах, знание социальных требований определяют как актуальное, так и будущее профессиональное становление.
В теории компромисса с реальностью Эли Гинзберг обращает свое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии:
• стадию фантазии (до 11-летнего возраста);
• гипотетическую стадию (с 11-летнего до 17-летнего возраста), которая в свою очередь подразделяется на 4 периода:
- период интереса (с 11 до 12 лет),
- периодспособностей (с 13 до 14 лет),
- период оценки (от 15 до 16 лет),
- переходный период(около 17 лет), в течение которого осуществляется переход от гипотетического подхода к выбору профессии к реалистическому, под давлением школы, сверстников, родителей и прочих обстоятельств на момент окончания школы;
• реалистическая стадия (от 17 лет и старше) как принятие окончательного решения выбрать профессию.
Гинзберг признавал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первойпрофессии.
В основе взглядов Дж. Холланда на процесс выбора профессии лежит традиционное представление, что все профессии можно свести к нескольким группам, а специфика качеств каждого человека позволяет отнести его к определенной группе. Дж. Холланд выделяет шесть профессиональных групп или типов деятельности: моторную (станочники, машинисты, водители и др.), интеллектуальную (исследователи и др.), поддерживающую (учителя, врачи и др.), реалистичную (бухгалтер, математик и др.), эстетическую (музыканты, художники и др.), предприимчивую (брокер, менеджер, бизнесмен и др.). Каждая профессиональная группа, по его мнению, это специфический образ жизни, отличающийся своеобразием проблем и выполняемых ролей. Соответственно и все люди могут быть отнесены к той или иной профессиональной группе. Процесс выбора профессии может быть представлен как поиск и нахождение каждым своей основной профессиональной группы. С одной стороны, Дж. Холланд представляет выбор профессии как процесс развития, а с другой - само развитие он сводит к поиску профессиональной группы, к которой каждый человек принадлежит, якобы, по рождению.
В Японии профориентация является одним из основных направлений государственной политики. Японский ученый С. Фукуяма выделяет три основные фактора данного выбора: самоанализ, анализ профессий, профессиональные пробы. Чтобы узнать свои возможности, учащиеся должны подвергнуть анализу свой характер, умения, навыки, интеллектуальные способности и физическую силу [31].
Чтобы больше узнать о профессиях, учащийся должен подвергнуть анализу все возможные роды занятий путем изучения и наблюдения. В процессе профиспытания учащийся получает опыт той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям. Профиспытание является наиболее важным этапом в процессе профориентации. Пробы обеспечиваются в индивидуальном порядке для каждого учащегося. Если даже учащийся знает свои возможности, имеет представление о профессиях и сделал свой выбор, он не может принять решения, нравится ему эта работа и сможет ли он ее выполнять прежде, чем реально не попробует себя в ней.
С. Фукуяма выделяет 16 направлений профессиональных проб, которые помогают определиться с выбором профессии: выращивание овощей и злаков, уход за животными, ловля рыбы и сбор моллюсков, переработка пищевых продуктов, рисование (дизайн), управление машинами, выполнение канцелярской работы, предпринимательская деятельность, прием посетителей (организация контактов с людьми), приготовление пищи, уход за людьми, представительская деятельность, занятия спортом, исследовательская работа.
То есть способность молодого человека к профессиональному самоопределению формируется через диалектику самоанализа, анализа профессий и профессиональных проб [31].
Таким образом, профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры [12].

Контрольные вопросы

1 Объясните, почему проблема профессионального самоопределения не утрачивает своей актуальности.
2 Проанализируйте общее и частное в отечественных и зарубежных теориях профессионального самоопределения.
3 Выделите противоречия в теориях различных авторов.
4 Сформулируйте свою точку зрения на проблему профессионального самоопределения.
5 Каковы цель и задачи психолога в профессиональном самоопределении старшеклассников?
6 Подготовьте доклад по организации профориентации в зарубежных странах.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.