Стороны педагогического общения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения включает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. В ходе познания одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, от меры точности "расшифровки" и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит и успех организации с ним согласованных действий. Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, может значительно отличаться от ожидаемого ими.

Очень часто восприятие человека человеком обозначают термином "социальная перцепция", введенным Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого "нового взгляда" (New Look) на восприятие. Позднее за этим термином закрепилось понимание процесса восприятия всех "социальных объектов" (другие люди, социальные группы и большие социальные общности), т.е. более широко, чем просто восприятие человеком человека. При рассмотрении общения целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Более того, само употребление термина "восприятие" также является не совсем точным, так как речь идет о познании человека человеком в целом, включая и когнитивные процессы.


Перцептивная сторона общения включает следующие процессы:

> восприятие физических характеристик субъекта;
> оценка невербальных сигналов, которые поступают от оппонента (жесты, мимика, взгляд);
> восприятие поступающей вербальной информации в ходе беседы;
> наблюдение за поведенческими проявлениями;
> составление на основании приобретенных сведений представлений о намерениях, способностях, убеждениях, эмоциях собеседника;
> формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
> формирование эффективного взаимодействия (или отсутствие подобной возможности).
Эффекты межличностного восприятия зависят от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, причин его. В обыденной жизни люди обычно мало знают о действительных причинах поведения другого.


Основные механизмы перцептивной стороны общения:


Идентификация - предположение о внутреннем мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.
Эмпатия - сочувствие, сопереживание партнеру - эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.
Рефлексия - предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.
Стереотипизация - упрощенное или искаженное представление, которое складывается у человека, под влиянием существующих в обществе мнений.
Казуальная атрибуция - предписывание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь своими наблюдениями.
Физиогномическая редукция - прием и переработка визуальной информации о другом человеке на основе его внешних невербальных проявлений, манеры поведения, особенностей личных аксессуаров (одежда, предметы личного труда и пр.).
В процессе восприятия человека и его поступков у партнеров по общению проявляются следующие психологические закономерности:
а) «эффект упреждения» - на оценку незнакомого человека при противоречивой информации о нем наибольшее влияние оказывают сведения, полученные в первую очередь;
б) «эффект новизны» - на оценку знакомого человека при противоречивой информации о нем наибольшее влияние оказывают сведения, полученные последними;
в) «эффект ореола» - на восприятие другого человека оказывает влияние его «имидж», т.е. благоприятные или неблагоприятные слухи о нем и его жизни;
г) «эффект первоначальной установки» - если мы ожидаем от человека каких-то определенных действий, то независимо от того, как он поступит на самом деле, серьезное влияние на толкование его действий будет оказывать первоначальная установка;
д) «эффект проекции» - на наше восприятие другого человека оказывают влияние наши собственные недостатки, которые бессознательно проецируются на него;
е) «эффект снисхождения-ужесточения» - состоит в тенденции давать слишком положительную (отрицательную) оценку воспринимаемому (ошибка поляризации).
Необходимо учитывать, что процесс общения строится на основе взаимных представлений партнеров друг о друге и их взаимоотношений. Мы общаемся не просто с человеком, а во многом - с нашим представлением об этом человеке. Адекватность взаимного восприятия партнеров влияет на взаимопонимание в общении, а сформированные на этой основе отношения влияют на общую мотивацию к деятельности и достижение общих целей. Поэтому в деловом общении необходимо уделять особое внимание формированию соответствующего представления о себе и своих намерениях у партнера, учитывая при этом психологические закономерности.


Коммуникативная сторона общения


Коммуникативная сторона общения включает общение, при котором осуществляется передача информации, инструкции, намерений, а также обмен мнениями и желаниями. Любая коммуникация в общении происходит для решения определенных задач или удовлетворения каких-то потребностей.
Специфика коммуникативных процессов проявляется в следующих особенностях:
- в характере процесса обратной связи;
- в наличии коммуникативных барьеров;
- в наличии феномена коммуникативного влияния;
- в существовании различных уровней передачи информации.
С точки зрения эффективности педагогического общения, для педагога очень важно понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности. Кроме того, очень важно правильно понимать назначение и уместность следующих знаковых систем:

коммуникативные средства

Рисунок 1. Классификация коммуникативных средств

Каждая в отдельности знаковая система являет собой некий рычаг в установлении правильного (корректного), зависящего от ситуации, контакта с учениками, умение влиять на его психику и его внутреннее состояние без непосредственного вмешательства.


В коммуникационном процессе выделяют пять этапов:
> начало обмена информацией, когда коммуникатор (тот, кто отправляет информацию) должен четко представить, «что именно» (какую конкретно идею и какой форме ее сформулировать) и «с какой целью» он хочет передать и какую реакцию в ответ получить;
> выражение идеи в символы, в слова, в сообщение. Выбираются и применяются разные каналы передачи информации такие, как речь, мимика, жесты, письменные материалы, средства электронной связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.;
> передача информации через применение избранных каналов связи;
> реципиент (тот, кто получает информацию) переводит вербальные (словесные) и невербальные знаки в свои мысли (декодирование информации);
> фаза обратной связи - отклик реципиента на полученную информацию.


Следует выделить важнейшие характеристики коммуникации:
1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость сообщения. Это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена.
2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации определяется именно тем, насколько удалось это воздействие.
3. Коммуникативное влияние возможно при условии, что оба участника общения «должны изъясняться на одном языке». Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся.
4. В процессе коммуникации возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер.


Коммуникативные барьеры, затрудняющие общение
а) социально-культурные барьеры, возникающие на основе различий национального, религиозного, политического, профессионального, полового или возрастного характера (например, сложности делового общения представителей разных полов, возрастов, должностных статусов, профес-
сиональной специализации и авторитетности);
б) психологические барьеры, возникающие из-за индивидуально-психологических различий общающихся людей (например, контрастность по ценностным ориентациям и доминирующей мотивации, существенно различие в темпераменте и манере разговора и т. п.);
в) барьеры отношения, возникающие на основе сложившихся у людей межличностных антипатий или субъективных установок (например, влияние недоверия к информации на основе сложившегося негативного отношения к собеседнику; формализованное или конфронтационное обращение с представителями других профессиональных групп и т. п.);
г) семантико-фонетические барьеры, связанные с различием в профессиональном лексиконе, наличии фонетических дефектов речи у собеседников (например, неразборчивая дикция, плохая артикуляция, излишек в сообщении неречевых голосовых проявлений и т. п.);
д) логические барьеры, возникающие у партнеров с разным типом мышления. В зависимости от того, какие формы и типы мышления доминируют в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне непонимания или понимания. Барьер появляется в тех случаях, когда логика рассуждения, которая была предложена коммуникатором, либо чрезмерно сложна для восприятия реципиента, или видится ему неверной, или может противоречить свойственной ему стилю доказательства;
е) стилистические барьеры, возникающие при неверной организации сообщения, при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или речевого стиля и актуального психологического состояния реципиента.
Решать сложные задачи педагогического общения позволяет использование возможно большего числа условий, определяющих успех общения. Нельзя упрощать ситуации, быть в плену у стереотипов, надеяться на интуицию, ограничиваться одномерными представлениями о партнере. Чем лучше вы его узнаете, тем легче будет понять его интересы, ожидания и найти путь к сотрудничеству.


Интерактивная сторона общения


Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, направленная на реализацию общих для группы целей, это и взаимное влияние друг на друга контактирующих людей.
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
В интерактивной стороне общения рассматривается характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Общение как интеракция представляет собой процесс взаимодействия индивидов, обменивающихся социальными действиями, в целях изменения поведения друг друга или сохранения существующих социальных позиций - ролей (взаимоотношений в рамках организации совместной деятельности).
Интеракция - это не просто обмен знаками, информацией (как в случае коммуникации), а организованный обмен действиями в системе разделения совместно распределенной деятельности и межличностных отношений.


Существуют две стороны социального взаимодействия:

> интеграция-типизация (процессы и определенный уровень группового сплочения, совместимости, социализация личности, регуляция
поведения индивида в группе), согласование, координирование совместной деятельности;
> дифференциация-индивидуализация - дезинтеграция (процессы и формы проявления микрогрупп в группе, обособление личности, ролевая дифференциация, конфликты).


Существует два вида интерактивного взаимодействия: кооперация и конкуренция.

1) Кооперация - основной вид взаимодействия, при котором происходит объединение, суммирование усилий участников. В целом для нее характерно взаимопонимание людей. А для взаимопонимания необходимо, чтобы основные характеристики мировоззрения участников взаимодействия имели точки соприкосновения. Особую роль в интерактивном общении играют личности, которые могут выступить организаторами различной деятельности, обладают притягательностью и обаянием. Их называют лидерами группы, и от них во многом зависит психологический климат в коллективе. Вопрос о лидерах и лидерстве в социальной психологии рассматривается особо, а здесь только отметим, что подлинный лидер готов действовать даже в ущерб себе, подчиняя свои желания интересам коллектива.
2) Конкуренция - соперничество, при котором на первом месте стоят собственные интересы.
Интерактивная сторона общения подразумевает обмен действиями. Психологический состав обмена действиями включает 3 составляющих:
- учет планов других с их сопоставлением со своими собственными планами;
- анализ «вклада» каждого участника, осуществляющего взаимодействие;
- осмысление степени включения во взаимодействие со стороны каждого из партнеров.

В социальной психологии сложилось специальное направление, где интерактивная сторона общения взята за исходный пункт всякого социально - психологического анализа. Это направление «символический интеракционизм» - связано с именем Г. Мида. Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид пришел к выводу, что становление «Я» происходит в ситуациях общения, которые понимаются не как совокупность реакций людей на мнения друг друга, а как совместная деятельность. В процессе совместной деятельности формируется личность, осознавая себя, причем не просто смотрясь в других людей как в зеркало, но действуя совместно с ними.


Стратегии общения, избранные педагогом (в большинстве случаев неосознанно), определяют стиль общения и управления. В литературе описаны пять основных типов общения педагогов с обучающимися, в зависимости от направленности педагога на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми:

 


«либерал» (максимальное внимание к людям, минимальное внимание к работе)

 


«организатор» (высокая ориентация на эффективную работу в
сочетании с доверием и уважением к людям)

 


«манипулятор» (умеренное внимание к работе, незначительное внимание к людям)

 


«пессимист» (незначительное внимание к производству и к людям)

 

«диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное внимание к людям)

Рисунок 2. Основные типы общения педагогов с обучающимися

Источник: Буслаева М.Ю. Тренинг педагогического общения / М.Ю. Буслаева. — Челябинск : Издательский центр «Титул», 2021. — 104 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.