Стороны педагогического общения |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||||||||
Перцептивная сторона общенияПерцептивная сторона общения включает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Очень часто восприятие человека человеком обозначают термином "социальная перцепция", введенным Дж. Брунером в 1947 году в ходе разработки так называемого "нового взгляда" (New Look) на восприятие. Позднее за этим термином закрепилось понимание процесса восприятия всех "социальных объектов" (другие люди, социальные группы и большие социальные общности), т.е. более широко, чем просто восприятие человеком человека. При рассмотрении общения целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Более того, само употребление термина "восприятие" также является не совсем точным, так как речь идет о познании человека человеком в целом, включая и когнитивные процессы.
|
Рисунок 1. Классификация коммуникативных средств
Каждая в отдельности знаковая система являет собой некий рычаг в установлении правильного (корректного), зависящего от ситуации, контакта с учениками, умение влиять на его психику и его внутреннее состояние без непосредственного вмешательства.
В коммуникационном процессе выделяют пять этапов:
> начало обмена информацией, когда коммуникатор (тот, кто отправляет информацию) должен четко представить, «что именно» (какую конкретно идею и какой форме ее сформулировать) и «с какой целью» он хочет передать и какую реакцию в ответ получить;
> выражение идеи в символы, в слова, в сообщение. Выбираются и применяются разные каналы передачи информации такие, как речь, мимика, жесты, письменные материалы, средства электронной связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.;
> передача информации через применение избранных каналов связи;
> реципиент (тот, кто получает информацию) переводит вербальные (словесные) и невербальные знаки в свои мысли (декодирование информации);
> фаза обратной связи - отклик реципиента на полученную информацию.
Следует выделить важнейшие характеристики коммуникации:
1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость сообщения. Это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понята, осмыслена.
2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации определяется именно тем, насколько удалось это воздействие.
3. Коммуникативное влияние возможно при условии, что оба участника общения «должны изъясняться на одном языке». Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся.
4. В процессе коммуникации возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер.
Коммуникативные барьеры, затрудняющие общение
а) социально-культурные барьеры, возникающие на основе различий национального, религиозного, политического, профессионального, полового или возрастного характера (например, сложности делового общения представителей разных полов, возрастов, должностных статусов, профес-
сиональной специализации и авторитетности);
б) психологические барьеры, возникающие из-за индивидуально-психологических различий общающихся людей (например, контрастность по ценностным ориентациям и доминирующей мотивации, существенно различие в темпераменте и манере разговора и т. п.);
в) барьеры отношения, возникающие на основе сложившихся у людей межличностных антипатий или субъективных установок (например, влияние недоверия к информации на основе сложившегося негативного отношения к собеседнику; формализованное или конфронтационное обращение с представителями других профессиональных групп и т. п.);
г) семантико-фонетические барьеры, связанные с различием в профессиональном лексиконе, наличии фонетических дефектов речи у собеседников (например, неразборчивая дикция, плохая артикуляция, излишек в сообщении неречевых голосовых проявлений и т. п.);
д) логические барьеры, возникающие у партнеров с разным типом мышления. В зависимости от того, какие формы и типы мышления доминируют в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне непонимания или понимания. Барьер появляется в тех случаях, когда логика рассуждения, которая была предложена коммуникатором, либо чрезмерно сложна для восприятия реципиента, или видится ему неверной, или может противоречить свойственной ему стилю доказательства;
е) стилистические барьеры, возникающие при неверной организации сообщения, при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или речевого стиля и актуального психологического состояния реципиента.
Решать сложные задачи педагогического общения позволяет использование возможно большего числа условий, определяющих успех общения. Нельзя упрощать ситуации, быть в плену у стереотипов, надеяться на интуицию, ограничиваться одномерными представлениями о партнере. Чем лучше вы его узнаете, тем легче будет понять его интересы, ожидания и найти путь к сотрудничеству.
Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, направленная на реализацию общих для группы целей, это и взаимное влияние друг на друга контактирующих людей.
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
В интерактивной стороне общения рассматривается характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Общение как интеракция представляет собой процесс взаимодействия индивидов, обменивающихся социальными действиями, в целях изменения поведения друг друга или сохранения существующих социальных позиций - ролей (взаимоотношений в рамках организации совместной деятельности).
Интеракция - это не просто обмен знаками, информацией (как в случае коммуникации), а организованный обмен действиями в системе разделения совместно распределенной деятельности и межличностных отношений.
Существуют две стороны социального взаимодействия:
> интеграция-типизация (процессы и определенный уровень группового сплочения, совместимости, социализация личности, регуляция
поведения индивида в группе), согласование, координирование совместной деятельности;
> дифференциация-индивидуализация - дезинтеграция (процессы и формы проявления микрогрупп в группе, обособление личности, ролевая дифференциация, конфликты).
Существует два вида интерактивного взаимодействия: кооперация и конкуренция.
1) Кооперация - основной вид взаимодействия, при котором происходит объединение, суммирование усилий участников. В целом для нее характерно взаимопонимание людей. А для взаимопонимания необходимо, чтобы основные характеристики мировоззрения участников взаимодействия имели точки соприкосновения. Особую роль в интерактивном общении играют личности, которые могут выступить организаторами различной деятельности, обладают притягательностью и обаянием. Их называют лидерами группы, и от них во многом зависит психологический климат в коллективе. Вопрос о лидерах и лидерстве в социальной психологии рассматривается особо, а здесь только отметим, что подлинный лидер готов действовать даже в ущерб себе, подчиняя свои желания интересам коллектива.
2) Конкуренция - соперничество, при котором на первом месте стоят собственные интересы.
Интерактивная сторона общения подразумевает обмен действиями. Психологический состав обмена действиями включает 3 составляющих:
- учет планов других с их сопоставлением со своими собственными планами;
- анализ «вклада» каждого участника, осуществляющего взаимодействие;
- осмысление степени включения во взаимодействие со стороны каждого из партнеров.
В социальной психологии сложилось специальное направление, где интерактивная сторона общения взята за исходный пункт всякого социально - психологического анализа. Это направление «символический интеракционизм» - связано с именем Г. Мида. Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид пришел к выводу, что становление «Я» происходит в ситуациях общения, которые понимаются не как совокупность реакций людей на мнения друг друга, а как совместная деятельность. В процессе совместной деятельности формируется личность, осознавая себя, причем не просто смотрясь в других людей как в зеркало, но действуя совместно с ними.
Стратегии общения, избранные педагогом (в большинстве случаев неосознанно), определяют стиль общения и управления. В литературе описаны пять основных типов общения педагогов с обучающимися, в зависимости от направленности педагога на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное внимание к людям) |
Рисунок 2. Основные типы общения педагогов с обучающимися
Источник: Буслаева М.Ю. Тренинг педагогического общения / М.Ю. Буслаева. — Челябинск : Издательский центр «Титул», 2021. — 104 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |