На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Эмпатия как механизм межличностного взаимодействия
Эмпатия как механизм межличностного взаимодействия
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

ЭССЕ
по дисциплине «Введение в психологию» на тему: Эмпатия как механизм межличностного взаимодействия

Введение

Эмпатия - что это такое и «с чем её едят»? Какой она может быть, если она действительно есть, и для чего она нужна? Почему мы вообще рассматриваем механизмы межличностных отношений в курсе введения в общую психологию, когда это, по сути, предмет социологической науки? Возможно ли вообще хорошее межличностное взаимодействие без эмпатии? Эти и многие другие вопросы приходят на ум, когда впервые знакомишься с темой данного эссе. Она, несомненно, крайне актуальна, так как в наше время, время тотального замыкания в себе с одной стороны и беспорядочного установления слабых контактов с другой стороны, очень важно знать, что такое эмпатия и как она работает. Ведь именно эмпатия является одновременно самым простым в теории, но в то же время довольно трудоёмким процессом-переживанием-актом на практике.

До того момента, как я впервые поближе познакомилась с психологией как наукой, я, если честно, не имела даже представления о том, что же такое эмпатия. Но теперь я точно могу сказать, что применяю в обыденной жизни такое её производное как эмпатическое слушание, к примеру; но насколько успешно или правильно это происходит, можно сказать не только вследствие личного диалога с собеседником, но и после некоего интроспективного анализа, которому также подлежит и субъект эмпатической беседы.
При написании данного эссе мне бы хотелось определить, откуда вообще взялись рассматриваемые нами термины, прежде чем иметь хоть какое-то основание для их обсуждения. Поэтому может показаться, что мы с Вами пойдём издалека, углубимся в социологию, откуда дальше перейдём в социальную, гуманистическую психологию и даже в область психологического консультирования, но только такой подход - генетический - имеет место быть.

Эмпатия как инструмент межличностных взаимодействий

Давайте сначала разберёмся, чем занимается психология. На протяжении очень длительного времени предмет психологии менялся от идеального к материальному и обратно. Да и сама наука трансформировалась и изменялась; так что неудивителен тот факт, что рассматриваемое в этом эссе явление (и я говорю даже не о эмпатии как таковой, а о межличностных отношениях) находится на грани нескольких наук - психологии и социологии. Изначально, по моему мнению, все гуманитарные, как их сейчас называют, науки произошли из глобального философского учения. Только ли они пошли из философии, или все науки вообще - этот вопрос сейчас не ставится перед нами. Но ни для кого не секрет, что именно социология как наука об обществе и общественных взаимодействиях в некоторых местах очень близка с психологией, по примитивному взгляду на которую можно сказать, что предметом её является внутренний мир человека и происходящие в нём процессы. Тогда каким образом мы вообще можем говорить о соединении этих двух дисциплин в одну - социальную психологию - если предметы их исследования просто кардинально противоположны? На самом деле всё очень логично. Социология рассматривает внешние контакты между людьми, психология же разбирает их взаимовлияние на душевный мир личности. И с этой точки зрения эмпатия в какой-то мере «примиряет» вышеперечисленные науки: являясь по сути своей, скорее даже социологическим феноменом взаимодействия нескольких людей, нежели чисто психологическим, она выносит некоторые психические функции «наружу», подразумевая под собой чуть ли не погружение во внутренний мир другого человека, что, несомненно, является психологическим актом.
Однако я предлагаю начать с дефиниции межличностного взаимодействия через межличностное общение. По одному из распространенных определений, межличностное общение - это такой вид контакта между как минимум двумя людьми, который направлен на взаимное познание и установку каких-либо взаимоотношений, а также обмен взглядами, точками зрений и манер поведения. Межличностное взаимопонимание добавляет в определение также такое условие как воздействие на те же самые взгляды, манеру поведения, мотивы, цели, и другие деятельности путём взаимной стимуляции и коррекции [4]. Чтобы взаимопонимание действительно происходило успешно, существует насколько механизмов, например идентификация, рефлексия и эмпатия. И если о первых двух мы не будем говорить подробно, то последнее - эмпатия - и является предметом нашего исследования.
Идентификация - это эмпирический факт отождествления себя с другим, то есть по сути уподобление собеседнику. Такой механизм считается наиболее простым. Расхожие фразы, такие как «на твоём месте я бы…» являют собой отличный пример идентификации в обыденной жизни. [1]
Рефлексия в данном контексте - процесс, обратный идентификации. При нём индивид осмысляет себя со стороны другого. Если проще, ты сам представляешь, как именно партнёр воспринимает тебя в вашем общении. [5]
Эмпатия же - нечто более сложное по сравнению с предыдущими механизмами. По словам Карла Роджерса, это полное вхождение во внутренний мир другого человека, вчувствование (Фрейд) его со всеми эмоциональными и смысловыми оттенками, перспективное восприятие другой личности со всеми его внутренними составляющими. [6] На базе такого гуманистического похода к пониманию эмпатии основывается метод эмпатического слушания в клиентцентрированном подходе в психотерапии и психологическом консультировании. Стоит отметить важность эмпатического процесса для приверженцев гуманистического подхода, так как для них именно он (а не объяснение или интерпретация, как гласил психоанализ) является основным в психологическом лечении. [2]
В психологическом завещании К. Рождерса, столь хорошо представленном нам Б. Орловым, большая роль отводится именно эмпатическому отклику как основному приёму работы с клиентом, поскольку он является наиболее эффективным. [4] Однако никто не говорит, что это просто, и по признанию автора статьи, ему ещё далеко до уровня признанного мастера психотерапии в ключе правильного и своевременного вторжения во внутренний мир клиента для последующего полного раскрытия последнего и, как следствие, успешного завершения консультации/терапии/анализа.
Тем не менее, темой эссе заявлена эмпатия как механизм межличностных вза-имодействий, а не эмпатия как основной инструмент в гуманистически направлено психотерапии. Поэтому я предлагаю вернуться от профессиональных отношений к обычному социальному общению. Или не совсем обычному.
Как мы знаем, способность к эмпатии присуща всем. В целом, каждый человек использует эмпатическое слушание - например в обыденной жизни при ежедневных взаимодействиях внутри своей социологической группы. Не задумываясь об этом факте, невозможно представить себе, какое значение имеет эмпатия в нашей жизни. Однако существует категория людей, потерявших в ходе социальной жизни способность к эмпатии вследствие каких-либо происшествий. Как указано в статье журнала Brain Stimulation «Stimulating the brain to study social interactions and empathy», недостаток эмпатии может быть вызван психическими расстройствами, такими как шизофрения, аутизм и психопатия [8]. Аномальная эффективность, снижение социальной активности, аутизм в смысле избегания социальных контактов - все эти симптомы, характерные для шизофрении, имеют под собой снижение эмфатической активности. «…усиление видимой задумчивости вместе с уменьшением обычного любопытства, интереса к тому, что происходит вокруг … чувствительность значительно притупляется. Они больше не испытывают прежней любви к родителям и родственникам» - так писал Джон Хеслам о юношеской шизофрении [7, с. 16]. И хоть прямого словесного указания на эмпатию нет (что неудивительно, ведь к моменту написания, термина «эмпатия» ещё не существовало), знающий психолог заметит тут явную корреляцию с темой нашего обсуждения.
Что мы имеем в итоге? Рассмотрев роль эмпатии в психологическом консультировании и её аномалии в патопсихологии,мы так и не затронули основной интересующий нас предмет разговора - эмпатия в ежедневном общении. Да, мы уже сказали, что эмпатия играет важную роль в жизни некоторых групп в обществе, но насколько она важна для каждого человека в отдельности? «Эмпатия - способ понимания личности и при этом процесс, осуществляемый личностью» [3, с. 76]. Именно в этом высказывании Виспе и содержится первостепенный смысл эмпатии для человека, как в отдельности, так и в обществе. С помощью эмпатии мы не только исцеляем её объект, но и лучше его понимаем, а значит можем выстраивать более тесный контакт с этой личностью! Вот где заключен смысл эмпатии для общественной жизни. Как бы происходила коммуникация между людьми, если бы у них не было инструментов для взаимного познания друг друга? Проблематично, на мой взгляд. А с помощью такого инструмента как эмпатия возможно совсем непростое взаимодействие, общение, завязывание и поддержание межличностных отношений.
Кроме того, по последним исследованиям в области гуманистической психологии, эмпатия связана не только с межличнстными контактами, но и с самой личностью. Как сообщается в недавней статье The Journal of Humanistic Psychology, эмпатия явно коррелирует с альтруизмом и духовностью [9]. Сам процесс связи не изучен пока что, но по мнению авторов, с увеличением духовности человека возрастает также его способность к эмпатии, то есть со-чувствию, и альтруизму, то есть со-помощи. Таким образом можно заключить, что эмпатия как свойство личности - развиваем и, быть может, даже обучаемо. Очень хороший вывод для тех, кто считает себя недостаточно умелым в построении социальных контактов, а также для тех, кто, наоборот, не хочет проявлять эмпатию. Жизненные ситуации бывают разные личности бывают разные, пути и желания тоже бывают разные. Поэтому важно, на мой взгляд, осознавать, что способность к эмпатии, несомненно, дана всем изначально, возможно даже в равной мере. Но стоит ли её развивать, как и зачем это делать, если стоит, и что предпринять, если человек понимает, что излишняя «эмпатичность» ему не нужна - вопросы важные. И приятно осознавать, что даже в вопросе личностных качеств по типу эмпатии у каждого человека есть выбор, по крайней мере мне.

Заключение
В ходе проведённого исследования, если данное эссе можно считать таковым, можно смело заключить, что эмпатия является одним из основных механизмов построения хороших межличностных отношений, инструментом для создания и понимания межличностного взаимопонимания, что несомненно важно для каждого индивида, находящегося в обществе. Как это связано с психологией? Через социальную психологию конечно же! Очевидно, что даже социологические феномены имеют под собой психологическую подоплёку, из чего можно сделать и обратный вывод, что некие психологические факты/процессы/состояния в свою очередь отчасти обусловлены социологическими причинами. С такой идеей и родилась социальная психология - наука на стыке дух наук. И именно с позиции социальной психологии мы и рассматриваем феномен эмпатии. И социологическую сторону данного вопроса мы рассмотрели вполне внимательно. Но что там с психологией? Во-первых, применение знаний об эмпатии как таковой, о механизме её формирования о её структуре и свойствах - все эти услуги принадлежат именно психологии, и плоды раскрытия данных вопросов пожимаются ей же. Так, эмпатия как техника широко распространена в психотерапии, психологическом консультировании и даже изредка в психоанализе, дабы установить прочную связь клиент-терапевт. Во-вторых, упоминание об эмпатии мы также можем встретить и в патопсихологии, где мы имеем право постулировать наличие некоторых белых пятен в исследовании феномена эмпатии. Хорошо видно, что отсутствие способности к эмпатии коррелирует с психическими расстройствами, однако коррелятов чрезмерной эмпатии и расстройств не обнаружено. Почему дело обстоит именно так и правильно или мы понимаем место эмпатии, если рассматривать её с точки зрения наук о психических заболеваниях - это ещё предстоит выяснить. Таким образом, изначально не казавшийся многим людям стоящим для глубокого изучения феномен эмпатии на самом деле может наталкивать на различные размышления, что несомненно идёт только в плюс к изучению эмпатии разными отделами психологии.
Список литературы

1. Андреева Г.А. Социальная психология. Учебник, Издательство МГУ, 1980. 416 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии, 1993, №4. с. 61-68.
3. Карягина Т. Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии, Диссертация, М. 2013
4. Орлов А.Б. Психотерапевтическое завещание К. Роджерса // Вопросы психологии, 2012, №6 ноябрь-декабрь 2012. с. 117-121.
5. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н.
Дружинина, СПб.:Питер, 2001. 656 с
6. Роджерс К. Психология эмоций. Сборник, М., МГУ, 1984
7. Фрит К., Джонстон Э. Шизофрения. Краткое введение., М.: Астрель, АСТ, 2005. 204 с
8. Hétu S., Taschereau-Dumouchel V., Jackson P.L. Stimulating the brain to study social interactions and empathy //Brain Stimulation, 2012, Vol. 5, P. 95-102
9. Huber J.T. II, MacDonald T.A. An Investigation of the Relations Between Altruism, Empathy,and Spirituality //Journal of Humanistic Psychology, 2012, Vol. 52(2), P. 206–221

Правительство Российской Федерации
Научно-исследовательский университет – Высшая школа экономики
Факультет социальных наук
Департамент психологии

Работу выполнила
Студентка группы № 183
Тушева Дарья Игоревна

Проверила
Заместитель руководителя, старший преподаватель
Кафедры социальных наук департамента психологии
Хачатурова Милана Радионовна

Москва 2014

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.