Эмпатия в работе психотерапевта |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
Климова М.А. Было обнаружено, что эмпатическое взаимодействие терапевт–клиент может быть явным фактором успеха в случае сформированности определенных индивидульно-психологических качеств специалиста, использования им техник, создания определенного взаимодействия между терапевтом и пациентом. На данном этапе практическое применение эмпатии нуждается в теоретической базе, представляющей систематизацию как научно-психологических, так и психотерапевтических представлений об этом понятии. Современные авторы все больше склоняются к комплексному рассмотрению понятия «эмпатия». Наиболее емким и конструктивным нам кажется определение Гончаренко: «Под эмпатией мы понимаем сложное многоуровневое личностное образование, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик человека, заключающихся в постижении эмоционального состояния, проникновения, вчувствования в переживания другого». В контексте данного подхода эмпатия определяется богатством представлений человека о других людях и умением оперировать этими образами, которые, в свою очередь, связаны с пониманием самого себя (Юсупов И.М., 1991). Мы рассмотрели понятие эмпатии как качество, которое имеет у взрослого человека относительно постоянный характер и действует в различных жизненных ситуациях универсально. То же касается и эмпатии как профессиональной компетенции психолога. «На деле, способность к эмпатии у одного и того же консультанта различна в каждой конкретной ситуации, с каждым конкретным клиентом» (Соловьева С. Л., 2009). Именно это обстоятельство побуждает нас рассматривать эмпатию не только как профессионально значимое для психолога качество, но и как специфический процесс сопереживания, возникающий в ходе психотерапии между клиентом и терапевтом. Этот подход приобрел популярность благодаря основателю личностно-ориентированной терапии К. Роджерсу. Согласно его концепции, эмпатия является одним из трех обязательных условий успешной психотерапии вместе с безусловным принятием и конгруэнтностью терапевта, причем эти компоненты рассматриваются в динамике, что позволяет поддерживать благоприятную «лечебную» атмосферу на разных этапах процесса. На сегодняшний день данный подход также включает в себя специально разработанные техники. Например, Гринберг и Эллиотт (1999) предложили применять различные формы эмпатии в соответствии с задачами, которые ставит перед собой психолог в данный момент психотерапевтического процесса. Но наиболее полной и структурированной выглядит техника, используемая в понимающей психотерапии Ф. Е. Василюка (2007). Автор подробно освещает содержательный компонент терапевтической реплики, включающий в себя подробное описание ее составляющих, их функций, ролей и задач. Обзор литературы позволяет понять, насколько сложно оперировать теоретическим понятием «эмпатия», ведь до сих пор не только ведутся споры относительно существующих подходов, но и создаются все новые интерпретации термина. Однако намного более затруднительным представляется использование эмпатии в психотерапевтической практике. Здесь молодые, а порой даже опытные специалисты сталкиваются с проблемами, решения которых в современной литературе не освещены. Как сформировать комплексное личностное качество «эмпатия» у взрослого человека при отсутствии для этого понятного инструментария? Как обучиться техникам выражения эмпатического понимания, не имея возможность оценить их эффективность? Как научиться контролировать эмпатию, и когда ее стоит «выключать», чтобы психотерапия имела наибольший успех? Все эти вопросы и многие другие практические аспекты эмпатии в работе психотерапевта, очевидно, нуждаются в подробном изучении, результаты которого поспособствуют повышению эффективности специалистов и качества предоставляемых ими услуг. Источник: Психология XXI века: Материалы международной научно- практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Р.А. Березовской – СПб: Издат-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 484 с.
|
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |